Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ «Средняя школа №156» города Красноярска.
Выборка: 22 ученика младшей школы, в возрасте от 9 до 11 лет, у которых был установлен диагноз «Задержка психического развития».
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………. 4
Глава I. Анализ литературы по проблеме изучения произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста …………………….....9
§ 1.1. Проблема внимания в психологии ……9
§1.2. Развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте…………………………16
§1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………21
Выводы по первой главе………………26
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития……….28
§2.1. Организация, методы и методики исследования……………………... 28
§2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………. 33
Выводы по второй главе……………46
Глава III. Психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………49
§3.1. Научно−методологические подходы к коррекции произвольного внимания учащихся с задержкой психического развития…………………49
§3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
§3.3.Контрольный эксперимент и его анализ 9
Выводы по третьей главе…………………… 81
Заключение……………………………………………………………………. 83
Список использованной литературы …………87
Приложение…………………………………………………………………… 98
Актуальность исследования. В последние годы проблема выявления нарушений развития у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и поиска путей компенсации психического недоразвития стала актуальной в специальной психологии. В начальной школе у детей формируется основа системы знаний, умений и навыков, уровень развития которых будет определять успешность школьников в будущем. Условием, определяющим успешность обучения в младшем школьном возрасте, является хорошо развитое произвольное внимание.
Основную группу неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития, у которых отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи.
В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого–педагогических исследованиях является изучение произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста. Именно внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития детей при поступлении в школу. Со вниманием связаны познавательные процессы, оно является частью всех высших психических функций. Уровень его развития является одним из индикаторов успешности любого вида деятельности.
Внимание – важная составляющая личности, влияющая на успешность обучения, особенно у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Дети с ЗПР часто испытывают трудности с концентрацией, что приводит к пробелам в знаниях. Исследования показывают, что у таких детей наблюдается недостаточный объем внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивость и слабая переключаемость. Эти нарушения связаны с особенностями ЦНС. Несмотря на доказанную эффективность коррекции внимания, комплексные программы для младших школьников с ЗПР разработаны недостаточно. Существует противоречие между растущим числом детей с ЗПР и нехваткой современных технологий коррекции внимания, а также отсутствием системной работы по диагностике, коррекции и профилактике нарушений внимания.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей произвольного внимания данной категории учащихся. Многочисленные исследования показывают, что потенциальные возможности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования. Учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют менее выраженные способности к произвольному вниманию по сравнению с их ровесниками, и внедрение специализированной психологической программы коррекции может значительно улучшить их навыки в этой области.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции и развитию свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико – биологической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
— ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе внимания (Л.С. Выготский (1988); П.Я. Гальперин (1989, 2002); А.Н. Леонтьев (2007); Д.Н. Узнадзе (1961));
— об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973), Л.Ф. Чупров (1974) и др.);
— теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1952);
— об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер (1973); Л.И. Переслени (1990); Г.И. Жаренкова (1967));
— научно–методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.Ю. Левченко (2000); И.И. Мамайчук (2006).
Методы исследования: были определенны целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: обзор литературы, систематизацию научных представлений по проблеме исследования. И эмпирические методы –изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей. Применялись и экспериментальные методы – констатирующий. Формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Разработали и реализовали анкету для учителей по выявлению уровня развития внимания исследуемого контингента школьников.
В процессе исследования использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова (2000) [33, с. 178]
2. Методика «Таблицы Шульте» (1972) [45, с. 29].
3. Методика «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова (2006) [45, с. 38].
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МАОУ «Средняя школа №156 имени Героя Советского Союза Ерофеева Г.П». В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса и учащиеся 4 класса с клиническим диагнозом F 80 − «Задержка психологического развития» в количестве 22 человек. Возраст испытуемых 9−11 лет. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования: Исследование проходило в четыре этапа с октября 2024 года по апрель 2025 года.
Первый этап – подготовительный (октябрь 2024 г.). На этом этапе формулировались проблема, гипотеза, объект, предмет, цели и задачи экспериментального исследования. В ноябре 2024 года осуществлялся анализ и изучение общей и специализированной психолого-педагогической и медицинской литературе по теме исследования, а также определение её актуального состояния. Параллельно разрабатывались модели исследования.
Второй этап – констатирующий (ноябрь 2024 г. ̶ декабрь 2024 г.). На данном этапе знакомились с деятельностью образовательного учреждения, проводился анализ анамнестических и катамнестических данных учащихся, осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проходила реализация констатирующего эксперимента с последующим качественным и количественным анализом полученных данных.
Третий этап – формирующий (декабрь 2024 г. ‒ март 2025 г.). Разрабатывалась и реализовывалась программа психологической коррекции произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап – контрольный (март 2025 г. ‒ апрель 2025 г.). На этом этапе проводился контрольный эксперимент, осуществлялся анализ результатов эмпирического исследования и оценка эффективности разработанной программы психологической коррекции произвольного внимания для учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также проводилось обобщение и сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать расширению и углублению современных представлений об особенностях произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их оперативной коррекции с помощью созданной нами психологической программы, основанной на модели поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в выпускной квалификационной работе, обосновывают особенности произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его коррекцию через развитие свойств произвольного внимания. Эти материалы могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список литературы (состоящий из 100 источников), и 15 приложений. Работа проиллюстрирована 34 таблицами и 6 гистограммами.
Цель данного исследования заключалась в анализе особенностей целенаправленного внимания у учащихся начальных классов с задержкой в психическом развитии, а также в создании и применении программ психологической коррекции данного вида внимания для этой группы детей, и в оценке их эффективности. Результаты исследования подтвердили действенность созданной программы психологической коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительный анализ показателей внимания до и после применения коррекционных мероприятий показал заметные улучшения в таких аспектах, как концентрация, устойчивость и переключаемость внимания в экспериментальной группе относительно контрольной.
Специализированные упражнения и игровые методики положительно влияют на развитие регуляторных функций мозга у детей, улучшая планирование, организацию и контроль импульсивности. Разработанная программа рекомендуется для внедрения в образовательные учреждения для коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР. Непроизвольное внимание является важнейшим видом, а его основные характеристики включают объем, переключаемость, распределение, концентрацию и устойчивость. Нарушения внимания у детей с ЗПР требуют специальной коррекционной работы.
Для выявления особенностей произвольного внимания были использованы методики «Запомни и расставь точки», «Таблицы Шульте» и «Изучение распределения внимания». Разработана анкета для учителей, показавшая трудности в обучении у большинства учеников.
Нормативный уровень успеваемости был зафиксирован лишь у 3 (35 %) учеников из всей выборки. У половины испытуемых показатели уровня объема, концентрации, устойчивости и распределения внимания оказались ниже возрастной нормы. В ходе исследования были применены как теоретические, так и эмпирические методы. К теоретическим относился анализ научной и специальной психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, а к эмпирическим — изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, беседы, наблюдения и анкетирование.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 9 − 11 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80− «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в классах коррекционно-развивающего и интегрированного обучения.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: у большинства испытуемых снижена устойчивость и концентрация, отмечаются трудности переключения и распределения, низкий уровень объема внимания, низкая скорость переработки информации, что несомненно мешает усвоению полученных знаний на уроках.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся 1 дополнительного и 4 класса были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся 1 дополнительного класса и 10 учащихся 4 класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
— увеличивать объем внимания;
— усиливать способность к переключению внимания;
— усиливать способность к распределению внимания;
— вырабатывать направленное и концентрированное внимание;
— развивать умение концентрировать сознание (деятельность) на определенном предмете при отвлечении от всего остального;
— вырабатывать устойчивое внимание;
— развивать умение удерживать внимание на определенном предмете или явлении;
— развивать умение выполнять задания быстро, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Анализ результатов по методике «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова (2000) выявлено, что увеличилось количество детей со средним уровнем устойчивости внимания и снизились показатели очень низкого уровня объема внимания. Средние показатели увеличились в экспериментальной группе 3 дополнительного класса на 33,32%, в экспериментальной группе 4 класса на 20%. После формирующего эксперимента контрольная группа в 3 дополнительном классе показатели объема внимания увеличились на 33,32 %, в 4 классе на 80%.
Так, анализ результатов по методике «Таблицы Шульте» (1972) свидетельствуют о снижении признаков нарушенного динамического объема внимания. После проведения формирующего эксперимента количество учеников с низким уровнем объема внимания не выявлено. Выросли показатели уровня ниже среднего. Средний уровень внимания составил в двух ЭГ групп положительную динамику, наблюдая средний и выше среднего уровни.
По методике «Изучение распределения внимания» Т.Е. Рыбакова» (2006) получена также положительная динамика распределения внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем распределения внимания и увеличения школьников со средним уровнем в 3 дополнительном классе на 66,68%, в 4 классе на 100%.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Проведенное исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало, что в контрольных группах (КГ) положительная динамика не только не наблюдается, но и диагностируется ухудшение средних показателей. Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных свойств внимания.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания у данного контингента школьников.
Полученные результаты позволяют рекомендовать разработанную программу для широкого использования в практике психологической помощи младшим школьникам с ЗПР, испытывающим трудности с произвольным вниманием. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение долгосрочных эффектов программы и адаптацию ее для детей с различными уровнями ЗПР и сопутствующими нарушениями.
1. Азина Е.Г. Сорокоумова С.К. Сопровождение младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара, 2016. С. 33-41.
2. Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
3. Айзенберг Б. И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы. Дисс.канд. псих наук. М.:1986.160 с
4. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / О.В. Алмазова. Дисс..на соискание ученой степени кандидата наук. Екатеринбург, 1997. 222 с.
5. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. М.: Просвещение, 1996. 205 с.
6. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
7. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст]/Н.В. Бабкина// Дефектология, 2006. № 4. С. 38-45.
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
9. Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР // Современные проблемы общей и специальной педагогики. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Югры, ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 2015. С. 194-196.
10. Борисова М.А. Особенности внимания у детей с нарушением слуха и задержкой психического развития (ЗПР) // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией О.Б. Ганпанцуровой. 2017. С. 194-196.
11. Быханова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в начальной школе // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 102-104.
12. Виноградова А.Д. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. СПБ. 1995. 232 с.
13. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: 1973. С.47-56.
14. Власова Т.А., Лебединская Т.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. М.: Дефектология, 1996. 83 с.
15. Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания. // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С 144-167.
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Изд-во: «АПН», 1960. 488 с.
17. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. М.: МГУ. 2005, С. 184-220.
18. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. 50 с.
19. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. 45 c.
20. Гамезо М.В. Младший школьник психодиагностика и коррекция развития. М.: 1995. 251 с.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред.А.В. Запорожца и др. М.: Издво МГУ, 1983. 211 с.
22. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Мысль, 1972. 246 с.
23. Губанова Н.Ф. Развитие познавательных процессов у младших школьников с нормой и с ЗПР//Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. Под редакцией Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. 2017. С. 253-257.
24. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии, 1973. №3.С. 125.
25. Долгова В. И., Барышникова Е. В., Соломатова К. А. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 44. С. 122-128.
26. Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания: учебник / Ю.Б. Дормашев. Послесловие проф. В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: Московский психолога-социальный институт: Флинта, 2007. 376 с.
27. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. М.: Учеб.пособие. Николаевск, 2002. 113 с.
28. Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Внимание школьника / О.Ю. Ермолаева, Т.М, Марютина. М.: Просвещение, 1987. 488 с.
29. Жаренкова Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. М.: 1967. 20 с.
30. Журбина, О. А., Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе. М.: Феникс, 2007. 158 c.
31. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: Новая школа, 2000. 160 с.
32. Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст]/Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
33. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями // Педагогика, 2010. № 6. С. 43-45.
34. Зябкина Е.А., А.А.СергадееваОсобенности непроизвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 214-216.
35. Инденбаум Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития // Дефектология. 2008. № 3. С. 3-10.
36. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 349 с.
37. Калинина Т.С. Теоретические аспекты психологического сопровождения младших подростков с ЗПР // Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара. 2013. С. 58-63.
38. Ковригина Ю.П., Васильева В.С. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 2017. С. 204-206.
39. Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 253 с.
40. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею / Е.В. Коротаева. М.:1997.224 с.
41. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с зпрсовременные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (48). С. 155-157.
42. Кунцман Ю.А. Формирование произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством планирования действий // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.А. Сапрыкиной. 2017. С. 98-100.
43. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. России: распространенность, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997. 199 с.
44. Ланге Н.Н. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: 2001. С. 381-394.
45. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ. 1985. 168с.
46. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко. М.: Образование Плюс, 2006.120 с.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975. 352 c.
48. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология,1985. №4. С.47-51.
49. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) [Текст]/Т.А. Ломтева.М.: Дрофа-Плюс, 2005. 272 с.
50. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб.: Издательство «Речь», 2007. 136 с.
51. Макаркова Я.С., Еремина Ю.С. К вопросу о школьной психологической готовности детей с ЗПР. Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции, 2016. С. 645-648.
52. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2016. 592 с.
53. Мальчугова М.А. Формирование произвольной регуляции психической деятельности у младших школьников с ЗПР // Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 47-50.
54. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: псих. практикум/И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2006. 400 с.
55. Машталь.О Лучшие методики развития внимания у детей.1000 тестов, заданий и упражнений. СПБ.:Наука и техника, 2008. 304 с.
56. Мишенева Л.Н., БелисоваА.А., Кронштатова С.В., ВасерманЕ.А., Николаева Н.И. Особенности внимания детей с задержкой психического развития// Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 94-96.
57. Набатникова Л. П. Устойчивость внимания и ее динамика у детей дошкольного возраста:автореф.дис.канд. психол. наук: 19.00.07.М.:1980. 16 с.
58. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. Кн.2: Педагогическая психология, 640 с.
59. Нечаева Н.С.Развитие познавательной активности у младших школьников с ЗПР // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 102-105.
60. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 128с.
61. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. М.: Феникс. 2006. 382 с.
62. Новикова Е.Ю.Григорюк М.П. Психолого - педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР// Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 110-112.
63. Овчарова Р. В.// Практическая психология в начальной школе. М.:ТЦ «Сфера», 1996. 240 с.
64. Огородова С.С. Педагогические условия формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ.конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 27.04.2019).
65. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осиппова, Л.И. Малашинская. М.: ТЦ Сфера, 2002. 104 с.
66. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
67. Переслени Л.И. Мастюкова.Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан, АГПИ, 1990. 68 с.
68. Пилипчук Л.С. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ЗПР // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2016. С. 282-284.
69. Плотникова Д.С., Репина З.А. Теоретические аспекты формирования внимания как средства коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых школьников // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях вид реализации ФГОС Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 477-479.
70. Покаместова О.В. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР. Тенденции развития науки и образования. 2015. № 9 (9). С. 54-56.
71. Понарядова Г.М. О Внимании младших школьников с различной успеваемостью. 2010. 305 с.
72. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам [Текст]/под. ред. Ж.М. Глозман. М.: Эксмо, 2010. 288 с.
73. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб.пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох¬мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
74. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.-метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / Под общ.ред. Л.И. Дементий. Омск: ОмГУ. 2003. 64 с.
75. Психодиагностика. Раздел «Внимание» / Авт.сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова. Киров: Изд-воВГПУ, 2006. 52 с.
76. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия [Текст]/авт.-сост. О.Н. Рудякова. Волгоград.: Учитель. 2008. 89 с.
77. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: Теревинф, 2004. 47 с.
78. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 1 / [сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. 1989. 485 с.
79. Рутман Э.М. Развитие высших форм внимания в онтогенезе и детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 324 с.
80. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
81. Сорокин В.М., МамайчукИ.И. Специальная психология. М.: 2017.
82. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / Завьялова Т.П. М.: АРКТИ, 2008. 72 с.
83. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 672 с.
84. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М.: Учпедгиз, 1958. 128 с
85. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.:2015. 147с.
86. Суворова О.Б. Особенности внимания у детей с ЗПР// Наука и общество: проблемы современных исследований. ХII Международная научно-практическая конференция. Сборник статей: в 2 частях. Под ред. А.Э. Еремеева, 2018. С. 59-65.
87. Суслова С.С., Савкова В.А. Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 634-638.
88. Угарова Г. М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников: дисс к.п.н: 19.00.07. М.: 1994. 181 с.
89. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
90. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Диктанты по русскому языку: 1–3 (4) классы.М.: АСТ, 2016. 29 с.
91. Ульенкова У.В.Инклюзивное обучение детей с ЗПР: теоретико-методологические основы психологической помощи //Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы: коллективная монография.под ред. Богдановой Т.Г. М.: 2013. С. 47-58.
92. Ульенкова, У.В., Метиева, Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов [Текст]/У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева//Практическая психология и логопедия. 2007. № 5(28). С. 34-43.
93. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2014. 68с.
94. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. Ч. 1-3. М. 1998. 160
95. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. М.: Генезис, 2004. 175 с.
96. Чистякова М.И. Психогимнастика /М.И. Чистякова //Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с
97. Чуприкова Н.И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика // Вопросы психологии, 2008. № 5. С. 13-31.
98. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий. М.: Журнал практического психолога, 2000. 192 с.
99. Шевырдяева К.С., Харлашкина В.Г. Особенности инклюзивного образования детей с ЗПР //Психолого-педагогические аспекты самоорганизации образования в России. 2017. С. 83-86.
100. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов высш.учеб. Заведений. 4-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Аккадемия», 2007. 384 с.