Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №177454

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость4610 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.2 Сущность понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 11
1.3 Средства развития эмпатии в младшем школьном возрасте 16
Вывод к 1 главе 22
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты исследования развития эмпатии у младших школьников 26
2.3 Разработка программы психолого-педагогического сопровождения рaзвития эмпатии у млaдших школьников 31
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента 34
Вывод ко 2 главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Эмпатия занимает одно из ведущих мест в социальных эмоциях и является аккумулирующим звеном в формировании личности.
Эмпатийные качества, которыми обладает человек (распознавание эмоционального состояния другого, сочувствие и сопереживание) являются тем фактором, который способствует восприятию внутреннего мира других людей.
Целый ряд ученых считает, что эмпатию необходимо развивать уже начиная с младшего дошкольного возраста, предоставляя ребенку возможность участвовать в различных видах деятельности, дающей возможность учиться сопереживанию и сочувствию.
Актуальность исследования. В настоящее время проблема эмпатии в образовательной среде становится все более актуальной. Эмпатия, являясь неотъемлемой частью общения, способствует процессу социализации и выстраиванию межличностных отношений младшего школьника. Межличностные отношения в этом возрасте обладают важнейшей специфической чертой: они строятся на эмоциональной основе, то есть на основе определённых чувств, рождающихся у детей по отношению друг к другу.
Цель исследования: изучить развитие эмпатии в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: эмпатия детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие эмпатии детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная программа развития позволит повысить уровень и характер эмпатии детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели, были решены следующие задачи:
- исследована сущность понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии;
- рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста;
- изучены средства развития эмпатии в младшем школьном возрасте;
- реализована программа по формированию «эмпатии» в младшем школьном возрасте;
- оценена результативность реализации программы.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез литературы по теме работы, сравнение;
- эмпирические: проективный, опрос.
Методики исследования: проективная методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы», опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику».
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ХХ» г. Красноярска.
Выборка исследования: 29 учащихся младшего школьного возраста (9¬10 лет).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной квалификационной работе нами подробно были изучены теоретические основы развития эмпатии в младшем школьном возрасте, рассмотрена эмпатия»;Error! Bookmark not defined. младшего школьного возраста и особенности.
Высокая актуальность проблемы развития эмпатии в детском возрасте обусловлено тем, что умение понимать свои эмоции, чувства, «читать» эмоциональные состояния другого играет важную роль в становлении личности ребёнка.
В возрастном периоде младшей школы происходит дальнейшее развитие нравственных норм школьника, одновременно с этим развивается и эмпатия. Дети понимают и различают чужие эмоциональные состояния, для младшего школьного возраста характерно сопереживание, сочувствие начнет проявляться в более старшем возрасте. Школьники переходят на новый уровень межличностных отношений, меняется социальная среда, у них появляется больше контактов и ситуаций выбора для проявления эмпатии. Происходит постепенное перерастание имеющихся способностей к эмпатии в личностные свойства, которые будут в дальнейшем влиять на характер его взаимодействий с людьми.
Понятие «эмпатия» является сложным и многогранным. Современные исследователи рассматривают эмпатию и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания. Эмпатия развивается по определенным закономерностям, имеет возрастную сензитивность и важное значение в этом процессе имеет младший школьный возраст, что подтверждает важность темы нашего исследования.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ХХ» г. Красноярска, направленное на исследование социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников. С этой целью были использованы методики: проективная методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы», опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику». Выборка исследования представлена учащимися младшего школьного возраста (9-10 лет).
По результатам диагностики среди исследуемой группы было выявлено, что у младших школьников, в силу возраста, наблюдается преобладание гуманистического характера эмпатии над эгоцентрическим; уровень развития эмпатии в основном средний. Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые имеют некоторые знания об эмоциях, вполне способны распознавать эмоциональное состояние другого человека, имеют интерес к сверстникам, но не всегда стремятся взаимодействовать с ними, эмоционально реагируют на переживания другого, изображая сочувствие, чтобы получить одобрение взрослого. При этом значительная часть детей имеет низкий уровнем развития (более 20%) - это дети, не способные распознавать эмоциональные состояния другого и откликаться на них...


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 ред. от 11 декабря 2020 г.) [Электронный ресурс] // URL:ФГОС Основное общее образование - ФГОС (fgos.ru) (дата обращения: 14.02.2023).
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение ребенка младшего школьного возраста в процессе формирования социального опыта // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3 (27). С. 7 -12.
3. Александрова Н.С., Баженова Ю.А. Эмпирическое исследование эмпатийных качеств младших школьников в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 12. С. 104-120.
4. Андрущенко Т.Ю. Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография по материалам Междунар. науч. конф. (Беларусь, Италия, Россия). Волгоград, 6-8 апр. 2016 г. / сост. и общ. ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, Л.К. Максимова. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2016. 274 с.
5. Баженова Ю.А., Александрова Н.С. Младший школьник: сочувствие, сопереживание, содействие в инклюзивной среде // Педагогический вестник. 2021. № 20. С. 6-8.
6. Балыбердина Р.А., Боликова Л.Ю. Условия эффективного формирования социального опыта младшего школьника // Психолого - педагогические аспекты самоорганизации образования в России: сборник статей II Международной научно-практической конференции, 7-8 марта 2018 г. / под ред. В.В. Сохранова. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. С. 120 - 123.
7. Безуглова А.П. Педагогические условия формирования социального опыта младших школьников посредством конструктивного разрешения конфликтных ситуаций // Обучение и воспитание: Методики и практика. 2014. № 13. С. 91-95.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Академия, 2014. 144 с.
9. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: на материале исследования студентов-педагогов и психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2011. 26 с.
10. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. №1. С.15-25.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2016. 509с.
12. Выготский Л.С. Избранные труды. М.: «Просвещение», 2010. 2009. 317с.
13. Гагаев П.А., Полетаева Е.Т. Эмпатия как компонент готовности младших школьников к сотрудничеству со сверстниками // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 85-87.
14. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатичных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. С. 122 - 139.
15. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 179 с....(64)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ