Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №177450

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 7
1.1. Читательская грамотность обучающихся 7
1.2. Возрастные особенности обучающихся 6 класс 13
1.3. Современные методы и технологии в развитии читательской грамотности 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 27
2.1. Возможности развития читательской грамотности обучающихся 6 класса посредством обучения математике 27
2.2. Рекомендации по организации процесса обучения математике в 6 классе 33
2.3. Результаты апробации предлагаемых рекомендаций 42
Выводы по главе 2 48
Заключение 50

Чтение - базовый навык, формируемый у обучающихся в образовательном учреждении. Стоит отметить, что недостаточно просто научить ребенка читать текст, необходимо сформировать навык грамотного и вдумчивого чтения, который позволяет в дальнейшем работать с текстовым материалом, делать выводы и находить решение сложных задач, которые ставятся перед ребенком не только в рамках учебной дисциплины, но и в целом в жизни.
Человека в современном мире окружает огромное количество информации, которая порой является недостоверной, не обработанной. Успешным будет тот выпускник, который в большом потоке информации сможет найти нужную, объективно ее проанализирует, сможет обобщить и примет решение на основании полученных данных.
Сегодня формированию функциональной грамотности, в частности и читательской грамотности, в российском образовании выделяется центральное место. Об этом свидетельствуют обновленные федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, утвержденные приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Пункт 4 главы 1 определяет единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО И ФГОС ООО) на уровне целеполагания, планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных) зафиксирована направленность образования на формирование у обучающихся умений и навыков читательской грамотности как интегративного умения, способности человека понимать, использовать, оценивать тексты; впервые детализированы в перечне планируемых результатов обучения необходимые для обучающихся умения в области читательской грамотности, среди которых - умение осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, понимать/интерпретировать и использовать тексты разных форматов (сплошной, не сплошной текст, инфографика и др.), освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств [1].
Исследования PISA показывают, что российские школьники имеют недостаточные навыки в данной области, что приводит к частым ошибкам при решении задач разного уровня сложности. Анализ результатов исследования указывает на то, что позиции России не являются лучшими, и результаты постоянно меняются. Лучший показатель был достигнут в 2015 году, однако в 2018 году произошел резкий спад. Это свидетельствует о том, что следующее поколение школьников испытывает затруднения с внимательным чтением и пониманием текстов.
Исходя из этих результатов, необходимо совершенствовать методы и подходы к преподаванию, чтобы повысить уровень читательской грамотности учащихся.
ФГБНУ «Институт развития стратегии развития образования РАО» разработал методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся, разработанные задания направлены на оценку и развитие набора навыков в области грамотного чтения, включая умения искать, интерпретировать, интегрировать, оценивать и применять информацию из различных текстов, связанных с разнообразными ситуациями. В данных методических заданиях представлено лишь четыре комплексных задания, направленных на формирование и оценку читательской грамотности. Чаще всего задания носят именно оценочный характер, не представлена система формирования навыков читательской грамотности на уроках....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании были рассмотрены различные методы и подходы к формированию читательской грамотности у обучающихся 6 классов на уроках математики. В исследовании подчеркивается важность читательской грамотности как важнейшего навыка, который позволяет учащимся ориентироваться и анализировать информацию и принимать обоснованные решения.
Анализ результатов российских обучающихся по итогам международного тестирования PISA показал, что, хотя средняя успеваемость российских учащихся превышает общий средний показатель, они по- прежнему отстают от стран с более высокими показателями. Это подчеркивает необходимость дальнейших усилий по повышению уровня читательской грамотности.
В исследовании рассмотрены психолого-педагогические особенности обучающихся шестых классов. Этот переходный период от детства к юности характеризуется развитием абстрактного мышления, повышением внимания и концентрации, а также возрастающим интересом к окружающему миру. Эти факторы необходимо учитывать при разработке и внедрении эффективных методов обучения грамоте чтения шестиклассников.
В работе рассматриваются различные современные методы и технологии, которые могут быть использованы для формирования читательской грамотности на уроках математики.
Анализ также выявил проблемы, с которыми сталкиваются учителя при развитии читательской грамотности на уроках математики. В исследовании подчеркивается необходимость в использование образовательного потенциала городской среды, что дает обучающимся возможность применять навыки, полученные на уроках математики, в реальных ситуациях.
Предлагается новый подход к развитию читательской грамотности, который использует образовательный потенциал городской среды. В исследовании предлагается несколько методов использования городской инфраструктуры, данных и сценариев для использования в рамках уроков математики. Этот метод не только улучшает их понимание математики, но и формирует устойчивую связь между предметом и его актуальностью в повседневной жизни.
В работе подчеркивается важность согласования развития читательской грамотности с целями обучения и ожидаемыми результатами, указанными в федеральных образовательных стандартах. Сравнение между навыками чтения, оцененными в ходе исследования PISA, и когнитивными действиями, включенными в учебную программу по математике для 5-9 классов, демонстрирует сильную корреляцию, подчеркивая необходимость комплексного подхода к повышению читательской грамотности в различных предметных областях.
В заключение, исследование позволило провести тщательный анализ методов и подходов к формированию читательской грамотности. В ходе исследования были выявлены значительные препятствия и предложены эффективные стратегии и рекомендации по улучшению процесса понимания прочитанного в этой возрастной группе. Интеграция различных методов обучения, использование образовательного потенциала городской среды и соответствие федеральным образовательным стандартам являются важнейшими компонентами совершенствования системы формирования читательской грамотности на уроках математики.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 [1].
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [2].
3. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968. - 432 с. [10].
4. Балк, М.Б. Математика после уроков: Пособие для учителей / М.Б. Балк. - М.: Просвещение, 1971. - 240 с.
5. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск: Попурри, 2003. - 320 с.
6. Мамонтова, М.Ю. Использование интеллект-карт в обучении математике / М.Ю. Мамонтова, Т.В. Истомина // Математика в школе. - 2015. - № 1. - С. 33-39.
7. Воробьев, В.М. Интеллект-карты как средство визуализации учебной информации / В.М. Воробьев, Т.В. Кузьмина // Информатика и образование. - 2014. - № 2. - С. 58-62.
8. Майер, Е.И. Интеллект-карты как средство развития познавательной активности учащихся на уроках математики / Е.И. Майер, Е.Н. Дронова // Математика в школе. - 2016. - № 6. - С. 45-51.
9. Воронина, Л.В. Использование интеллект-карт в обучении математике / Л.В. Воронина, Т.В. Истомина // Математика в школе. - 2017. - № 3. - С. 27-33.
10. Морев, К.В. Применение интеллект-карт в подготовке к ЕГЭ по математике / К.В. Морев // Математика в школе. - 2018. - № 5. - С. 41-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ