Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования основ финансовой грамотности в начальной школе 6
1.1. Понятие финансовой грамотности младшего школьника и ее составляющие 6
1.2. Методы и приемы формирования у младших школьников основ финансовой грамотности в процессе обучения 12
1.3. Игра как средство обучения младших школьников 16
Глава 2. Проведение комплекса мероприятий по формированию основ финансовой грамотности у младших школьников 23
2.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 24
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента 26
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента 49
2.4. Уровни финансовой грамотности на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента 51
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65
Приложение Е 66
Приложение Ж 68
Приложение З 69
Вопросы финансовой грамотности в современном конкурентном и технологическом мире приобретают ещё большую актуальность, это связано с тем, что начиная уже с младшего школьного возраста, дети должны уметь ориентироваться в некоторых экономических категориях. К ним можно отнести: расчеты, которые производятся непосредственно детьми при организации их питания в школьной столовой; осознание ценности окружающих предметов; понимание таких терминов как экономность, бережливость, расточительность и др.
В 2011 году перед правительством была поставлена задача формирования основ финансовой грамотности российских граждан, особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов. Министерство финансов совместно с Всемирным банком запустили проект под названием «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»1. Данный долгосрочный проект нацелен на повышение финансовой грамотности, в том числе и школьников, содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Также в 2015 году разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности», что еще раз подтверждает актуальность темы исследования.
Формирование основ личной финансовой грамотности обучающихся следует начинать уже с младшего школьного возраста, потому что уже на данном жизненном этапе дети знакомятся с первым реальным опытом взаимодействия с деньгами, а уже здесь, в свою очередь, важно задать нужный и правильный вектор новым знаниям, тем самым сформировав основы финансовой грамотности.
Активность и неусидчивость - это те особенности, которые максимально присущи младшему школьному возрасту. Основываясь на этом, именно поэтому игровая деятельность является одним из самых эффективных инструментов в процессе формирования основ финансовой грамотности младших школьников.
Анализ педагогических работ отечественных авторов, как теоретической основы, свидетельствует о том, что на данный момент уже накоплен определенный опыт в области формирования у младших школьников основ финансовой грамотности. Еще в работах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци (XVI-XVIII вв.) были заложены основы обучения детей азам ведения домашнего хозяйства. Также вопросом повышения финансовой грамотности занимались Е. Е. Парамонова, А. А. Нуртдинова, В. А. Кузьменко, А. А. Горчинская, Г. А. Бордовский, Г. Э. Королева и др. До сих пор вопрос, в основном, рассматривается с экономической точки зрения.
Цель исследования: формирование финансовой грамотности младших школьников посредством игровой деятельности.
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «финансовая грамотность младших школьников» и описать её составляющие.
2. Описать методы и приемы формирования у младших школьников основ финансовой грамотности.
3. Проанализировать игру, как средство обучения младших школьников.
4. Разработать комплекс дидактических игр «Играй и умней».
5. Разработать входящее и итоговое тестирования, результаты которых отражают уровень финансовой грамотности младших школьников.
6. Проанализировать данные, полученные в ходе тестирования...
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая на начало работы о том, что уровень финансовой грамотности младших школьников повысится после проведения комплекса дидактических игр «Играй и умней», подтвердилась. Об этом свидетельствуют результаты апробации педагогического эксперимента, а также количественные и качественные показатели, которые в свою очередь увеличились на 50%.
В настоящей выпускной квалификационной работе были подробно рассмотрены теоретические аспекты формирования основ финансовой грамотности в начальной школе: понятие финансовой грамотности младшего школьника и её составляющие; методы и приемы формирования у младших школьников основ финансовой грамотности в процессе обучения; игра как средство обучения младших школьников.
Цель, поставленная на начало работы, была достигнута в полном объеме. В ходе эксперимента был разработан и апробирован курс «Играй и учись», направленный на формирование основ финансовой грамотности по следующим темам:
• История возникновения денег;
• Деньги: фальшивые и настоящие;
• Семейный бюджет;
• Учимся делать сбережения;
• Рациональное потребительское поведение.
Данный курс рассчитан на пять часов, возрастная группа обучающихся - 8-9 лет.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
1. Раскрыто понятие «финансовая грамотность младших школьников» и описаны её составляющие;
2. Описаны методы и приемы формирования у младших школьников основ финансовой грамотности;
3. Проанализирована игра, как средство обучения младших школьников;
4. Разработан комплекс дидактических игр «Играй и умней».
5. Разработаны входящее и итоговое тестирования, результаты которых отражают уровень финансовой грамотности младших школьников;
6. Проанализированы данные, полученные в ходе тестирования.
Абсолютно точно, что игра является одним из самых эффективных методов обучения младших школьников, которая позволяет формировать и закреплять новые знания и навыки, при этом развивая активный интерес ребёнка к учебному процессу.
Основной деятельностью младшего школьника является игровая деятельность, которая закрепилась у него в дошкольном возрасте. Именно поэтому игра является наиболее эффективным и востребованным способом введения младшего школьника в учебный процесс. Также стоит учитывать возрастные особенности детей этого возраста, ведь младшие школьники ещё не обладают достаточным уровнем устойчивости внимания и произвольности внимания, они воспринимают информацию в основном только в наглядно- образном виде. Не стоит забывать, что с переходом из одного статуса (дошкольник) в другой (младший школьник) ребёнок может испытывать трудности в процессе адаптации. В данном случае могут отлично помочь дидактические игры социального и тренингового вида на знакомство и сплочение классного коллектива.
1. Абалкин, Л. И. Новый тип экономического мышления [Текст] / Л. И Абалкин. - Москва : Экономика, 2001.
2. Аутов П. Р. Технология и современное оборудование [Текст] / П. Р. Аутов // Педагогика. - 2011. - №2.
3. Бабинский, Ю. К. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабинский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. - Москва : Просвещение, 2020.
4. Бурлачук, Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Баларчук, С. М. Морозов. - Санкт- Петербург : Питер, 2002.
5. Васильев, Ю. К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения [Текст] / Ю. К. Васильев, И. А. Сасова // Советская педагогика. - 1998. - № 1.
6. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания педагогики [Текст] / Н. М. Верзилин. - Москва : Просвещение, 2011.
7. Виневская, А. В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст] / А. В. Виневская ; под ред. И. А. Стеценко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б, Спиридонова В. А., Фаликман В. В., Петухова В. В. Психология мышления [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман В. В. Петухова. -Москва : Астрель, 2008. -
9. Гловелли, Г. Д., Корлюгова Ю. А. Финансовая грамотность[Текст] : материалы для учащихся 4 класса / Г. Д. Гловелли, Ю. А. Корлюгова. - Москва : Вита-Пресс, 2014.
10. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2014.
11. Грохольская, О. Г. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе [Текст] / О. Г. Грохольская // Педагогика. - 2005. - № 7.
12. Данилов, М. А., Есков, Б. П. Дидактика [Текст] / М. А. Данилов, Б. П. Есков ; под ред. Б. П. Есипова. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук, 1957.
13. Данилова, М. Р. Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста [Текст] / М. Р. Данилова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гумманитарные науки. - Новосибирск : СибАК, 2012.
14. Дружинин, В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст] / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : ИМАТОН-М, 2001.
15. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер, 2003....(48)