Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие фонематических процессов у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи и неродным русским языком

Работа №177444

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы137
Год сдачи2023
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ И НЕРОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 7
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития фонематического восприятия при общем недоразвитии речи с неродным русским языком 19
1.3 Специфика освоения фонематической системы русского языка как неродного 29
1.4 Анализ существующих подходов к проблемам диагностики и коррекции фонематических нарушении у дошкольников 38
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НЕРОДНЫМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ» 53
2.1. Паспорт проекта 53
2.2. Пред проектный и диагностический этап 55
2.3 Разработческий этап и апробация 71
2.4 Результативно-оценочный этап проекта 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 106
ПРИЛОЖЕНИЕ В 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 130

В условиях настоящей действительности развитию речи детей стало уделяться большое внимание. Все это происходит из-за увеличения количества детей с разнообразными проблемами развития речи разного уровня выраженности и разного происхождения, которые приводят к тяжелейшим речевым нарушениям в дошкольном возрасте и затрудняют процесс формирования готовности к учебной деятельности и социальной адаптации в обществе. Активное изучение проблем, связанных с нарушением речи, ведется продолжительное время, однако охватить весь спектр существующих нарушений комплексными исследованиями не удаётся.
Актуальность исследования заключается в том, что процессы переселения приводят к росту количества в дошкольных образовательных учреждениях детей, для которых русский язык неродной. Из-за недостатка необходимых документов, специальных программ и дидактического обеспечения такие дети учатся вместе с другими обучающимися при помощи общеобразовательных программ. Развитию речи этих дошкольников присущи сложности в усвоении русской звуковой стороны речи, ошибки в связных высказываниях и прочие проблемы, связанные с небольшой речевой практикой в области русского языка и применением двух языков в общении с родителями. Поскольку с каждым годом растёт количество детей, для которых русский язык не является родным, появляется необходимость специальной психолого-педагогической помощи детям и родителям. Значительное число детей с нарушениями речи есть признак того, что учителям-логопедам необходимо рассматривать новые способы для коррекции, обучения и подготовки к школе.
Проектная идея: заключается в разработке программно-методического и дидактического обеспечения коррекционной работы по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и неродным русским языком. Учитывающую специфику овладения русским языком как неродным у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель проекта: откорректированная рабочая программа коррекционного курса «Произношение», направленная на развитие фонематических процессов у обучающихся с общим недоразвитием речи и неродным русским языком, с методическими рекомендациями и дидактическим материалом.
Задачи проекта:
1. Определить современное состояние проблемы коррекции фонематических нарушений у обучающихся с общим недоразвитием речи с неродным русским языком в психолого-педагогической и логопедической литературе.
2. Выявить существующие проблемы в коррекционной работе с обучающимися с ОНР и неродным русским языком в одном из ДОУ п. Тура.
3. Провести диагностику сформированности навыка звукопроизношения, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи с неродным русским языком.
4. Скорректировать рабочую программу коррекционного курса «Произношение» для развития фонематических процессов у обучающихся с общим недоразвитием речи с неродным русским языком.
5. Апробировать методические рекомендации в коррекционной работе.
6. Оценить эффективность методических рекомендаций через повторное обследование развития фонематических процессов обучающихся.
Объект исследования: фонематические процессы у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи и неродным русским языком.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи с неродным русским языком....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследования последних лет указывают на то, преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью. Своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Ранее выявление и коррекция может поспособствовать улучшению качества речи. Однако у детей с нарушением речи и неродным русским языком это требует больших усилий. Проблема логопедического сопровождения обучающихся с неродным русским языком и общим недоразвитием речи остаётся весьма актуальной, что объясняется растущим количеством нуждающихся в помощи.
Сенситивным периодом для формирования речи является дошкольный возраст. Так, в возрасте 6-7 лет активно развиваются фонематические процессы и совершенствуется артикуляционный аппарат. Формируется правильное звукопроизношение и грамматической строй речи. Следовательно, коррекция нарушений речи в этом возрасте наиболее эффективна.
Для проведения обследования и дальнейшей коррекционной работы была выбрана группа дошкольников возраста 6-7 лет с общим недоразвитием речи и неродным русским языком.
В результате проведенного обследования были выявлены основные проблемы в развитии фонематических процессов. В результате анализа результатов исследования выявлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи с неродным русским языком наблюдаются значительно больше затруднений при выполнении заданий на исследование фонематических процессов, чем у группы дошкольников с общим недоразвитием речи с родным русским языком.
На основе полученных данных была скорректирована рабочая программа «Произношение», а также были разработаны методические рекомендации и подобран дидактический материал. На каждом из этапов коррекционной работы по формированию правильного звукового произношения параллельно осуществляется работа по дифференциации звуков, которая способствует формированию у ребенка навыков и умений правильно использовать ранее дефектные звуки в различных ситуациях речевого общения, подготавливает к поступлению в первый класс.
После апробации данного направления на базе ДОУ и повторного обследования обучающихся, было определенно, что предложенная методика работы с данной категорией обучающихся оказалась эффективной, а показатели успешности сформированности фонематических процессов выросли.
Таким образом, результатом проведенного исследования развития фонематических процессов у детей-инофонов с общим недоразвитием речи и последующей реализации программно-методического и дидактического обеспечения стало внедрение данных продуктов в коррекционную работу, что позволило оценить её эффективность и возможность применения в работе с данной категорией обучающихся.


1. Lipton, A. Determinants of Language Choice in Bilingual Children: The Role of Input / Lipton A. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL : https://people.brandeis.edu/~smalamud/heritage/Kasuya-handout-ayelet.pdf(дата обращения 20.10.2023)
2. Saunders, G. Bilingual children: From birth to teens / G. Saunders. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL : https://www.semanticscholar.org/paper/Determinants-of-Language-Choice-in-Bilingual-The-of-Kasuya/dde5bed0957efcccc9275f680b8e289160f1b4be (дата обращения 22.07.2023).
3. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. - СПб., 2007 - 48 с.
4. Бабина, Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Воронеж: МОДЭК, 2021. - С. 174-192.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа : URL :https://cyberpedia.su/9x6471.html_(дата обращения 22.09.2023).
6. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика: учебное пособие / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов - [Электронный ресурс] - Режим доступа : URL : (дата обращения 30.08.2023).
7. Волкова, Е. А. Дети с родным не русским языком в дошкольном учреждении / Е. А. Волкова, Е. А. Протасова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 12 - С.32-39
8. Выготский, Л. С. Психология: Мир психологии / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 323с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 472 с.
10. Гомзяк, О. С. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников: учебно-методический комплект / О. С. Гомзяк - М.: «Издательство Гном», 2019 - 220 с.
11. Горчакова, А. М. Речевые кубики. ФГОС ДО / А. М. Горчакова, Т.М. Конакова. - Москва: Асгард, 2017 - 28 с.
12. Григорян, Г.Ф. Оказание логопедической помощи по воспитанию у детей правильного звукопроизношения / Г. Ф. Григорян, Г. Р. Овян // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуал. вопр., достижения и инновации: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 133-136.
13. Елагина, Р. В. Коррекция особенностей фонематических процессов у старших дошкольников с дислалией / Р. В. Елагина // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 91-93.
14. Елохина, А. А. Изучение речевого статуса ребенка дошкольного возраста с дислалией / А. А. Елохина, В. В. Моругина // Междунар. студ. науч. вестн. - 2018. - № 3/6. - С.781-783.
15. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. - М. Лабиринт, 2008. - 326 с....(71)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ