ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Понятие словообразования в языкознании 10
1.2. Особенности словообразования глаголов у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 14
1.3. Современное состояние методики формирования навыков
словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Организация исследования навыков словообразования глаголов у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.2. Результаты исследования навыков словообразования глаголов у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.3. Содержание логопедической работы по развитию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время у многих детей наблюдается общее недоразвитие речи. В связи с этим у таких детей присутствуют проблемы в формировании лексико-грамматических средств речи, а точнее навыка словообразования.
Из исследований многих отечественных лингвистов и психологов можно отметить, что одним из главных признаков нормального развития речи является словообразование. В.В. Виноградов, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др., рассматривают процесс словообразования, как особый вид речевой деятельности. К основным операциям
словообразования они относят следующие: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Представленные словообразовательные операции влияют на развитие детской речи. Несформированность навыков словообразования может привести к неполноценной речевой коммуникации, а также у детей наблюдается ограниченность когнитивных возможностей. Кроме этого нарушение словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к трудностям его формирования, к неточности понимания и дифференциации родственных слов. Если вовремя не начать работу по формированию навыков словообразования у детей, то у них будут проблемы при освоении орфографии русского языка.
Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и др. в своих исследованиях относительно общего недоразвития речи, отмечали у таких детей недостаточные возможности в образовании новых слов. В данных работах рассмотрены трудности, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном словообразовании.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается несоответствие качества и объема активного словаря возрастным особенностям. У них отмечаются множественные ошибки при выполнении заданий на исследование грамматического строя речи. Так же, большинство детей не могут самостоятельно выполнить задания на словообразование: им требуется наглядный образец и помощь взрослого. Помимо этого дети с ОНР испытывают трудности при овладении простейшими словообразовательными операциями.
В.К. Воробьева, В.А Ковшиков в своих работах отмечали различия между детьми с нормальным речевым развитием и детьми с ОНР. Это можно заметить при актуализации словаря глаголов. В глагольном словаре у большинства детей присутствуют слова, которые ребенок ежедневно использует в режимных моментах. Так как глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем другие части речи, у детей наблюдаются трудности в их словообразовании. Так, при поступлении детей в школу способность словообразования глаголов оказывает существенное влияние на способность выполнять письменные и устные задания.
Вышесказанное позволяет нам выявить следующие противоречия:
1. Между требованиями ФГОС ДО к развитию грамматического строя речи дошкольниками с общим недоразвитием речи и трудностями формирования навыков словообразования глаголов детьми рассматриваемой категории.
2. Между необходимостью большего внимания к формированию словообразования глаголов и недостаточной разработанностью организационно-содержательных аспектов коррекционной работы в этом направлении.
Поэтому выбранную нами тему магистерской диссертации «Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель: разработать и апробировать систему логопедической по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны трудности овладения словообразованием глаголов; формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи требует специально организованной коррекционной работы на логопедических занятиях, которая должна учитывать следующие условия:
1. Учет особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Организация систематической работы по формированию навыков словообразования глаголов на логопедических занятиях.
3. Целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию навыков глагольного словообразования.
4. Реализация комплексного подхода, что предполагает привлечение воспитателей и родителей к логопедической работе.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить состояние навыков глагольного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию навыков словообразования глаголов с учетом выявленных особенностей данного процесса у детей с ОНР.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей,
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• системный пoдxoд к изучению peчи и пcиxoлoгичecкoгo paзвития peбeнкa, кoмплeкcный подход к изучению речи и психики (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонекий, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.P. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
• положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
• комплексный подход к анализу нарушения речевой деятельности и организация коррекционно-педагогического воздействия P.E. Левиной;
• исследования в области лексико-грамматического развития детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева);
• исследования в области словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (Т.В. Туманова).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: получены данные, подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты об особенностях формирования навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснована целесообразность коррекционно-педагогической работы по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Практическая значимость исследования: разработана система коррекционно-педагогической работы по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, что может быть использовано практической деятельности учителя - логопеда дошкольной образовательной организации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для дошкольников с ОНР характерны трудности овладения навыками словообразования глаголов, обусловленные спецификой их языкового и когнитивного развития.
2. Для формирования навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна быть организована целенаправленная, систематическая коррекционная работа на логопедических занятиях.
Этапы исследования:
• На первом этапе (октябрь 2017 - май 2018 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; осуществлялась разработка программы экспериментального исследования.
• На втором этапе (май 2018 - ноябрь 2018 гг.) проводился сформированности навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Осуществлялись обработка, анализ, описание полученных данных, уточнение теоретических выводов и положений.
• На третьем этапе (ноябрь 2018 - декабрь 2018 гг.) осуществлялась разработка программы коррекционной работы по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях, формулировались основные выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами» (январь 2019 г.).
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Краснояружский детский сад - цент развития ребенка Краснояружского района Белгородской области» дошкольная группа.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методологические основы, методы и этапы исследования. Показана научная и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе на основе анализа современной психологической, психолингвистической, методической литературы рассматриваются теоретические основы проблемы формирования навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вторая глава посвящена описанию экспериментальной работы по формированию навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В заключении представлено теоретическое обобщение результатов исследования и сформулированы основные выводы.
Формирование грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи должно проходить только при системном подходе. Такая работа должна включать в себя изучение и преодоление речевого расстройства у детей. Анализируя научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что у детей существуют значительные проблемы в словообразовании, которые считаются речевым дефектом. В русском языке анализ словообразования включает в себя все словообразовательные связи, разные модели и способы образования новых слов от других частей речи.
Словообразование играет очень важную роль в жизни каждого ребенка. Приобретение такого навыка должно способствовать не только развитию устной речи, но и формированию навыков письма. Для того чтобы в речи ребенка было меньше ошибок, необходимо формировать звуковую сторону слова, а также умение проанализировать звуковой состав слова.
У детей с общим недоразвитием речи существуют некоторые отклонения от возрастных норм. Речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а иногда даже регулирует поведение детей. У них проявляются способности к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу. Мыслительные операции помогают дошкольникам лучше освоить навыки словообразования, а так же достичь высокого интеллектуального и речевого развития.
Из исследований ученых, можно сказать, что в процессе речевой деятельности дети не просто употребляют слова, которые слышат от взрослых, но при этом активно формируют свою речь. Следовательно, в жизни ребенок должен слышать только правильно поставленную речь, ведь от этого будет зависеть и его развитие.
Для достижения цели в практической точки зрения, мы поставили две задачи, которые решались во второй главе.
1) Провести исследование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2) Создать условия для развития навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Констатирующий этап показал нам следующее: у детей с общим недоразвитием речи возникали трудности в словообразовании глаголов в речи. В результате исследования было выявлено, что навыки словообразования глаголов у детей с ОНР находится на низком уровне, нежели у детей контрольно группы. При выполнении заданий, где нужно было использовать способы образования, которые не известны детям с ОНР, появлялись значительные трудности, чем у детей без речевых патологий. Отсюда можно сделать вывод о том, что с дошкольниками, у которых присутствуют дефекты в речи, необходимо работать, начиная с самых простых способов по образованию новых слов
В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, необходимо проводить преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием сначала наиболее продуктивных аффиксов.
То есть мы можем сделать вывод о том, что у детей с ОНР формирование словообразования глаголов идет по тому же пути, что и у детей с нормальным речевым развитием, но у них не произошло того резкого подъема словообразовательных возможностей в дошкольном возрасте, который произошел у детей без речевой патологии.
В ходе экспериментальной работы нами проводились игры, при этом в нашей группе создавались условия, описанные в гипотезе.
Анализ результатов эксперимента позволяет сделать выводы о том, что разработанный нами проект по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал хорошие результаты.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.:
Просвещение, 2016. - 400 с.
2. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст/ Е.А. Аркин. - М.: Альфа, 2014. - 335 с.
3. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования/ Н.Д. Арутюнова //Филологические науки. - 2010. - №2. - С. 16-18.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. - М.: Просвещение, 2009. - 73 с.
5. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6летних детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.И. Баева // Рубрика. - 2014. - №2. - С. 74.
6. Белобрыкина, О.А. Речь и общение/ О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 64 с.
7. Белошеина, Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) / Е.А. Белошеина // Ребенок в детском саду. - 2016. - №1. - С. 20-25.
8. Бочкарева, Л.И. О проблемах дидактической игры / Л.И. Бочкарева // Дошкольное воспитание. - 2017. - №7 - С. 45.
9. Васильченко, С.М. Словообразовательные модели и их варианты в современном русском литературном языке/ С.М. Васильченко. - Орел, 2010. -21 с.
10. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. - 2014. - № 1. - С.34-40.
11. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию.
Избранные работы/ Г.О. Винокур. - М.: Проспект, 2016. - 185 с.
12. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - М.: Педагогика, 2010. - 193 с.
13. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики/ Г.А. Волкова. - Спб: Детство - Пресс, 2017. - 144 с.
14. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников/ Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 256 с.
15. Выготский, Л.С. Развитие устной речи/ Л.С. Выготский. - М.: Альфа, 2016. - 125 с.
16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Мир, 2015. - 470 с.
17. Гончарова, В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи/ В.А. Гончарова. - М.: Наука, 2016. - 174 с.
18. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - 2016. - №4. - С. 22-25.
19. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция / под ред. Л. П. Григорьева. - М.: ИКЦ, 2012. - 126 с.
20. Дологова, Л.А. Психологические основы развития процесса
словообразования у дошкольников [Текст] /Л.А. Дологова. - М.:
Просвещение, 2012. - 185 с.
21. Елисеева, М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста/ М.Б. Елисеева // Логопед в детском саду. - 2016. - № 1. - С. 10.
22. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи)/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2015. - 145 с.
23. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Феникс, 2014. - 316 с.
24. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская. - М.: Просвещение, 2010. - 460 с.
25. Зорина, В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста/ В.В. Зорина. - М.: Проспект, 2010. - 157 с.
26. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика дошкольников / Р. А. Кирьянова. - СПб.: Речь, 2013. - 196 с.
27. Коваленко, О.М. Особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по формированию у детей 5-6 лет с ОНР IV уровня / О.М. Коваленко, И.М. Тимофеичева// Логопедия. - 2014. - №2. - С. 41-42.
28. Краузе, Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста/ Е.Н. Краузе. - СПб.: Детство- пресс, 2014. - 80 с.
29. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование/ Е.С. Кубрякова. - М.: Психология, 2015. - 216 с.
30. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Детство-пресс, 2016. - 160 с.
31. Лапковская, В.П. Речевые развлечения в детском саду / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 56 с.
32. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Альфа, 2008. - 178 с.
33. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания/ А.А. Леонтьев. - М.: Проспект, 2010. - 307 с.
34. Лопухина, И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи/ И.С. Лопухина. - М.: Мир, 2015. - 263 с.
35. Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов. - М.: Просвещение, 2015. -176 с.
36. Манакова, Е.Н. В помощь логопеду: дидактические пособия и игры / Е.Н. Манакова, Н.И. Фоменко // Ребенок в детском саду. - 2017. - №2.
- С. 32-35.
37. Микляева, Н. В. Диагностика Языковой способности у детей дошкольного возраста / Н. В. Микляева. - М.: Просвещение, 2016. - 96 с.
38. Милославский, И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза/ И.Г. Милославский. - М.: Проспект, 2010. - 264 с.
39. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
40. Мухина, В.С. Психология дошкольника/ В.С. Мухина. - М.:
просвещение, 2008. - 115 с.
41. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В. Нищева. - Спб.: Детство-пресс, 2015. - 526 с.
42. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей/ Н.В. Новоторцева. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2017. - 61 с.
43. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка 100000 слов [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Оникс-Лит, 2014. - 1376 с.
44. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детских садов / под ред. Т. М. Сохина. - М.: Просвещение, 2010. - 146 с.
45. Реформатский, А.А. Введение в языкознание/ А.А. Реформатский.
- М.: Мысль, 2015. - 188 с.
46. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Комплексный подход / С.Н. Сазонова. - М.: Проспект, 2006. - 144 с.
47. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2014. - 82 с.
48. Современный русский язык [Текст]: учебное пособие / Р.Н. Попов. - Тула: Тульский государственный университет, 2012. - 464 с.
49. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2012. - 172 с.
50. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 111 с.
51. Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2014. - №5. - С. 34-41.
52. Филичева, Т.Б. Основы логопедии/ Т.Б. Феличева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 2016. - 221 с.
53. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманитар. - М.: Владос, 2010.- 240 с.
54. Черемухина, Г.А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2016. - 104 с.
55. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР/ Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №11. - С. 65 - 75.
56. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности
(механизма) // Человеческий фактор в языке : язык и порождение речи / А. М. Шахнарович. - М.: Наука, 2011. - 220 с.
57. Щерба, Л.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии/ Л.В. Щерба, В.В. Виноградов. - М.: Психология, 2012. - 93 с.
58. Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Психология, 2009. - 138 с.
59. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. - М.: Индрик, 2011. - 259 с.
60. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда/ А.В. Ястребова. - М.: Проспект, 2014. - 152 с.