ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 11
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА
ЭФФЕКТИВНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО СЧЕТНЫМИ ПАЛАТАМИ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования связана с имеющимся интересом к аудиту эффективности. В современном мире важнейшими инструментами социально-экономической политики государства выступают контроль и аудит. Важным условием развития экономики Болгарии и Российской Федерации является развитие аудита и, в частности, аудита эффективности. Переоценка приоритетов в сфере экономики в двух странах, изменяющих структуру и размещение производства, а также состав собственников, нуждаются в усилении контроля за рациональным и эффективным использованием и распределением располагаемых государственных ресурсов. Данное положение обусловливает требования к новым подходам и пониманию сущности и методов аудита эффективности.
Так как формируются новые подходы к бюджетно-финансовой политике государства, инструменты проведения контроля использования государственных средств требуют изменения. Это определяет и необходимость в развитии и внедрении аудита эффективности на практике.
Нужно отметить, что аудит эффективности отличается от финансового аудита и ревизии. Возникают определенные проблемы в связи с тем, что аудит эффективности должен оценить, насколько государственные средства были эффективно использованы, экономично и продуктивно потрачены и удовлетворяют ли они достигнутые результаты поставленных целей.
На практике зачастую выделенные бюджетные средства для реализации государственных проектов и программ не расходуются оптимальным способом, а данные программы и проекты не реализуются полностью или частично. Причиной таких неблагоприятных результатов, с одной стороны, является большая коррупция, с другой - некомпетентность и непонимание, как эффективно использовать государственные ресурсы. Это обуславливает актуальность вопроса совершенствования аудита эффективности в современных условиях.
Настоящая работа посвящена развитию аудита эффективности использования бюджетных средств в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации. Изучение проблемы аудита эффективности использования бюджетных средств в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации представляет собой ощутимый вклад в решение вопросов по развитию и применению аудита эффективности.
Анализ степени изученности темы. Теоретические и методические вопросы аудита эффективности использования бюджетных средств в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации являются сравнительно новыми и все еще не до конца разработанными.
Работы ряда болгарских и российских авторов посвящены изучением вопросов о теоретических основах государственного аудита, о оценке эффективности контрольных мероприятий и достижения планируемых результатов, о организации, развитии и реформировании систем контроля и аудита эффективности.
Отметим некоторых российских авторов в сфере государственного контроля: Т.В. Антипова, А.Н. Козырин, Т.А. Левоненкова, Н.Ю. Тоичко и др.; в сфере аудита эффективности: Е.В. Дроботова, A.B. Жуков, Ю.А. Колесников, Л.Г. Макарова, Т.В. Самарец, А.Н. Саунин, Н.С. Столяров, А.Д. Шеремет и др.
Из болгарских авторов отметим таких, как М. Александрова, С. Башева, А. Вейсел, В. Димитров, С. Дурин, Г. Иванов, К. Йорданов, Б. Колева, С. Костова, К. Крумов, Н. Цветкова и другие.
К сожалению, вопросы об аудите эффективности использования бюджетных средств в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации и пути его совершенствования недостаточно проработаны и требуют внимания как со стороны болгарских специалистов, так и российских.
Проблема исследования заключается в объективно сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования аудита эффективности использования бюджетных средств и недостатком практических рекомендаций по совершенствовании указанного процесса в современных условиях.
Гипотеза исследования заключается в том, что для успешного проведения аудита эффективности использования бюджетных средств, проводимым Счетными палатами Республики Болгария и Российской Федерации, необходимо совершенствовать систему финансового контроля, осуществляемую государственными органами внешнего контроля с целью оценки результативности и экономности процесса использования и распределения располагаемых государственных ресурсов. Усиление контроля за рациональным и эффективным расходованием бюджетных средств и управлением государственной собственностью оказывается возможным на основе использования и обновления существующих методов аудита эффективности.
Объектом исследования выступает процесс аудита эффективности использования бюджетных средств в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации.
Предмет исследования - технологии и методы проведения аудита эффективности использования бюджетных средств, а также пути его совершенствования в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации.
Целью работы являются разработка практических рекомендаций по развитию и совершенствованию аудита эффективности в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации.
При проведении исследования предполагается решить следующие за-дачи:
- исследовать теоретические основы аудита эффективности использования бюджетных средств;
- провести сравнительный анализ аудита эффективности, осуществляемого Счетными палатами Республики Болгария и Российской Федерации;
- предложить направления совершенствования аудита эффективности в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации.
Теоретико-методологическую основу исследования составила современная концепция системы аудита. Были проанализированы труды российских и зарубежных авторов, рассматривающих отдельные аспекты теории и методологии аудита эффективности, например, В.А. Жуков, Л.Г. Макарова и А.Н. Саунин ; работы авторов, посвященные анализу теоретических и правовых проблем государственного финансового контроля, эффективности его функционирования и пути его совершенствования, например, А.Н. Козырин, Ю.А. Колесников, Н.Ю. Тоичко и другие.
В настоящее время на практике выделяется дифференцированный подход к пониманию содержания аудита эффективности. Одна часть ученых полагает, что «аудит эффективности - это новый вид контроля, призванный определить результативность различных бюджетных расходов и их влияние на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов», другая - что это «разновидность финансового контроля государственных средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, других распорядителей и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач».
В данном исследовании был использован системный подход, позволивший рассмотреть аудит эффективности как ступень развития системы государственного финансового контроля, которая представляет собой независимую проверку, осуществляемую государственными органами внешнего контроля с целью оценки результативности и экономности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной собственностью. Об этом в своей работе говорит О.И. Карепина.
При написании данной работы были применены такие научные методы как анализ, синтез, дедукция, наблюдение, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Методы исследования. В основе проводимого исследования лежат методы системного подхода, сравнительного и структурного анализа, обобщение, систематизация, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирической и информационной базой исследования послужило законодательство Болгарии и России, в частности, Закон о Счетной палате Республики Болгария , Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности, документы международных организаций, такие как ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ, научные статьи и информационные материалы в Интернете и периодических изданиях по вопросам аудита эффективности использования бюджетных средств, а также материалы Счетной палаты Болгарии и РФ об их аналитической и контрольно-ревизионной деятельности.
Научная новизна. Сравнительный анализ аудита эффективности использования бюджетных средств в деятельности Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации представляет собой один из основных элементов научной новизны. Автор предлагает направления совершенствования аудита эффективности на основе полученных данных при сравнении работы Счетных палат двух стран.
Научная новизна содержится в следующих основных результатах исследования, полученных лично автором и выносимых на защиту положениях:
1. Уточнены базовые понятия аудита эффективности, описаны его виды и направления и аргументировано то, что аудит эффективности предназначен для контроля результатов использования государственных средств при проведении последующего государственного контроля. Аудит эффективности обеспечивает проведение комплексного анализа причин и факторов, имеющих отношение к неэффективному использованию бюджетных средств, и создает условия для активной борьбы с коррупцией.
2. Определены основы организации аудита эффективности и содержание его этапов, предложена методика выбора тем и объектов проверки на основе применения совокупности критериев, а также разработаны методы и процедуры подготовки заключений, выводов и рекомендаций по результатам аудита эффективности.
3. Даны рекомендации по аудиту эффективности использования бюджетных средств Счетных палат Республики Болгария и Российской Федерации, реализация которых позволит создать необходимую базу для совершенствования аудита эффективности в государственном контроле использования бюджетных средств и распоряжении государственной собственностью.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенные в работе критерии оценки эффективности, осуществления проверки, а также подготовки и оформления результатов аудита эффективности, могут применяться в деятельности контрольно-счетных органов Болгарии и Российской Федерации. Реализация сформулированных в исследовании предложений по вопросам совершенствования аудита эффективности, проводимых Счетными палатами двух стран, создаст необходимые условия для его применения и оценке использования государственных средств и государственной собственности.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы прошли апробацию и были опубликованы в ряде научно-практических сбор-ников посвящённым изучению управления социально-экономическими процессами в рамках приграничного сотрудничества и международных связей.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников литературы, приложения.
Термин «аудит эффективности» впервые был зафиксирован в Лимской декларации руководящих принципов аудита. Он является независимой, объективной и достоверной проверкой государственных мероприятий, систем, организаций, операций, программ или действий на соответствие принципам экономичности, результативности и эффективности, а также анализируется потенциал для их улучшения.
Принцип эффективности использования государственных ресурсов яв-ляется одним из основных принципов бюджетной системы как для Российской Федерации, так и для Республики Болгария.
Аудит эффективности позволяет провести комплексный анализ причин и факторов, имеющих отношение к неэффективному использованию бюджетных средств, а наряду с этим, создает условия для активной борьбы с коррупцией, так как он обеспечивает реальную оценку расходования государственных средств. Счетные палаты Республики Болгария и Российской Федерации как высшие органы государственного финансового контроля, в соответствии со стандартами ИНТОСАИ, могут проводить мероприятия для оценки эффективности и делать выводы о неэффективном расходовании бюджетных средств в отношении всех областей деятельности государства, связанных с расходованием и использованием бюджетных средств при наличии законодательно установленного права на данный вид проверок.
Аудит эффективности рассматривает вопросы, которые имеют большое значение для общества, он призван защищать финансовые интересы государства и выявляет причинно-следственные связи их неисполнения. Его большая социально-экономическая значимость обуславливается тем, что он допускает своевременной выработки предложения по устранению и недопущению при-чин, создающих условий для нарушения установленных законодательством требований. Аудит эффективности использования бюджетных средств является важнейшим этапом совершенствования системы государственного финансового контроля, а его цель - это повышение результативности использования государственных ресурсов и обеспечение эффективности государственного управления. Аудит эффективности как сравнительно новый вид финансового контроля нуждается в доработке и совершенствовании.
Внедрение и применение аудита эффективности использования бюджет-ных средств не осуществляется в полной мере, что обуславливается нехваткой методической базы, а также отсутствием законодательного определения неэф-фективного использования бюджетных средств и количественных характери-стик его оценки.
Проблемы независимого финансового аудита рождаются из практики. Он законодательно регулируется рядом законов и стандартов, но в его приме-нении есть пробелы. Причина в динамичной среде, внутренние организацион-ные вопросы являются уникальными для любой специализированной аудитор-ской фирмы или независимого аудитора. Их решение требует хорошего ана-лиза и улучшения рабочего процесса. Современные информационные техно-логии предлагают инновационные решения существующих проблем с помо-щью специализированных программ аудита.
Для малочисленных контрольно-счетных органов внедрение в практику работы аудита эффективности представляется почти невыполнимой задаче. В основе этих трудностей стоит ограниченность финансовых и трудовых ресур-сов, недостаточный опыт проверяющих, отсутствие средств, необходимых для повышения профессионального уровня работников на курсах повышения ква-лификации или нехватка времени для получения практического опыта осу-ществления аудита эффективности, а также несовместимость между членами аудиторской команды.
Анализ аудита подтверждает мнение о том, что он является специфиче-ским контрольным проявлением, структурированным в процесс, выражаю¬щим независимое мнение профессионала и высоко эрудированного специали¬ста. Официальное и публичное раскрытие сформированного мнения создает возможность широкому кругу заинтересованных сторон принять отношение к развитию проверяемого объекта.
В качестве основного направления совершенствования аудита эффек-тивности использования бюджетных средств, рассматривается необходимость принятия единой концепции и актуализированной методологической базы проведения аудита. Она должна включать в себя установленные единые нор-мативные акты и методические рекомендации, на основе которых будет осу-ществляться аудит эффективности, а также определять систему государствен-ных органов и порядок их взаимодействия между собой.
Важным фактором для повышения эффективность государственного контроля является цифровизация и автоматизация процессов. Широкое ис-пользование существующих современных информационных технологий спо-собно облегчить процесс проведения аудита и увеличить производительность аудиторов. Положительный аспект цифровизации - это повышение прозрач-ности в работе госорганов.
Расширение применения информационных технологий высшими орга-нами аудита при проведении проверок помогает преодолевать ресурсные огра-ничения, дает возможность осуществлять предварительный анализ еще до проведения аудита на местах и повышать его эффективность непосредственно на объекте, сокращая время проведения полевых работ.
Накопленный международный опыт свидетельствует, что широкое при-менение методологии аудита эффективности позволяет существенно повы¬сить качество российского и болгарского менеджмента. Сегодня необходимо способствовать модернизации бюджетного процесса и качеству государствен-ного управления, а также соблюдать основные условия для его дальнейшего развития, решения существующих проблем и сближения с передовой между-народной практикой.
За счет трансформации функций высшие органы аудита играют более значимую роль в оценке достижения национальных целей. Благодаря проведе-нию комплексного анализа государственной деятельности они способствуют принятию государственными органами власти решений, которые позволят до-стичь поставленные национальные цели. Происходит переход от финансового аудита и аудита соответствия к аудиту эффективности и стратегическому аудиту.
Конкретная работа Счетной палаты по внедрению аудита эффективно-сти, реализация ее предложений позволяет, в конечном итоге, значительно усилить государственный финансовый контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, поставит реальные преграды теневой эко-номике, коррупции и разбазариванию государственных финансов страны.
Аудит эффективности расходования бюджетных средств и использова-ния регионального публичного имущества представляется перспективной формой осуществления регионального финансового контроля. Обозначенное направление деятельности контрольно-счетных органов находится в стадии активного развития, что обусловливает разработку новых методик и стандар-тов, уточнение критериев, появление новых подходов к проведению аудита эффективности.
Развитие аудита предоставляет достаточно доказательств тому, что кон-цептуальная рамка привлекает к самой идее независимого аудита все больше теоретически-контрольных моделей. Концептуальные модели создают впечат-ление о конкретной функциональной недостаточности в отношении нематери-альных факторов организационного успеха из-за чего в данную рамку целесо-образно вписывается понятие управленческого контроля, как компенсатор¬ного механизма.
Обобщая изложенные выводы, можно сказать, что аудит в своей значи-мой сущности, функционально обоснованной принципами, методологиями и подходами, доказав свою высокую концептуальную зрелость, создает суще-ственные внутренние структурные предпосылки для развития институцио- нальности. Развитие этой тенденции дополняет впечатления об аудите, как об уникальной, высоко интеллектуальной, увеличивающей свою ответствен¬ность, широко применимой в деятельности.
1. Лимская декларация руководящих принципов аудита [Электронный
ресурс] // Международная организация высших органов аудита : [сайт]. - Ре-жим доступа:
http: //www.into sai. org/fileadmin/downloads/downloads/1 _about_us/ISSAIs/RU_I SSAI_1.pdf.
2. Международные стандарты для высших органов финансового кон¬
троля [Электронный ресурс] // Организация высших органов финансового контроля Европы : [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.eurosai. org/ru/training/training-events-and-outputs/-ISSAI/.
3. ISSAI 300 - Основополагающие принципы аудита эффективности
[Электронный ресурс] // Организация высших органов финансового контроля Европы : [сайт] - Режим доступа:
https://www.eurosai.org/handle404?exporturi=/export/sites/eurosai/.content/docum ents/others/ISSAI/ISSAI-300-ruso.pdf.
4. МСВОИ 40 Контрол за качеството на ВОИ // Сметна палата на Ре-публика България. URL: http://www.bulnao.government.bg/bg/articles/mejdu- narodno-priznati-oditni-standarti-874.
5. МСВОИ 300 Основни принципи на одита на изпълнението [Элек¬
тронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим до-ступа: http: //www.bulnao .government.bg/bg/articles/mej dunarodno -priznati-
oditni-standarti-874.
6. МСВОИ 3000 Стандарт за одит на изпълнението [Электронный ре-сурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа: http: //www.bulnao .government.bg/bg/articles/mej dunarodno -priznati-oditni- standarti-874.
7. МСВОИ 3100 Указания за одит на изпълнението - основни принципи
и приложения към него [Электронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа: http: //www.bulnao .government.bg/bg/articles/mej dunarodno -priznati-oditni- standarti-874.
8. МСВОИ 3200 Указания за процеса на одита на изпълнението [Элек¬
тронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим до-ступа: http://www.bulnao.government.bg/bg/articles/mejdunarodno-priznati-
oditni-standarti-874.
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ (ред. от 28.11.2018) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законодательство (Версия Проф)».
10. Конституция на Република България [Электронный ресурс] : Обна- родвана в «Държавен вестник», бр. 56 от 13 юли 1991 г., последно изменение и допълнение в «Държавен вестник», бр.100 от 18 декември 2015 г. // Репуб-лика България Министерство на вътрешните дела : [сайт]. - Режим доступа: https://www.mvr.bg/docs/librariesprovider53/default-document-library/конститу- ция-на-република-българия. pdf.
11. Закон за Сметната палата [Электронный ресурс] : Обнародван в
«Държавен вестник», бр.12 от 13 февруари 2015 г., последно изменение в «Държавен вестник», бр.7 от 19 януари 2018 г. // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.bulnao .government.bg/bg/articles/zakon-za-smetnata-palata-1685.
12. Закон за политическите партии [Электронный ресурс] : Обнародван
в «Държавен вестник», бр.28 от 1 април 2005 г., последно изменение в «Държа¬вен вестник», бр.86 от 27 октомври 2017 г. // Сметна палата на Република Бъл¬гария : [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.bulnao .government.bg/bg/articles/drugi-zakoni-i-normativni-aktove- 875.
13. Закон за публичните финанси [Электронный ресурс] : Обнародван в «Държавен вестник», бр. 15 от 15 февруари 2013 г., последно изменение в
«Държавен вестник», бр.91 от 14 ноември 2017 г. // Сметна палата на Репуб-лика България : [сайт]. - Режим доступа:
http://www.bulnao.government.bg/bg/articles/drugi-zakoni-i-normativni-aktove- 875.
14. Изборен кодекс [Электронный ресурс] : Обнародван в «Държавен
вестник», бр.19 от 5 март 2014 г., последно изменение и допълнение в «Държа¬вен вестник», бр.85 от 28 октомври 2016 г. // Сметна палата на Република Бъл¬гария : [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.bulnao .government.bg/bg/articles/drugi-zakoni-i-normativni-aktove- 875.
15. О национальных целях и стратегических задачах развития Россий-ской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Прези-дента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 // Справочная правовая система «Консуль-тант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законода-тельство (Версия Проф)».
16. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законодатель-ство (Версия Проф)».
17. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счет¬
ных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс] : федер. закон от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ // Админи-страция Президента России : [сайт]. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/acts/bank/32656.
18. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 41-ФЗ // Администрация Президента Рос-сии : [сайт] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/37041.
19. Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня со-путствующих аудиту услуг [Электронный ресурс] : приказ Минфина России от 09 марта 2017 г. № 33н // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законодатель¬ство (Версия Проф)».
20. СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля).
Аудит эффективности [Электронный ресурс] : утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30 ноября 2016 г. № 4ПК // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [сайт]. - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_208571/.
21. СФК 104. Проведение аудита эффективности использования госу-дарственных средств [Электронный ресурс] : утв. Решением Коллегии Счет¬ной палаты РФ, протокол от 09 июня 2009 г. № 31К (668) // Справочная право¬вая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законодательство (Версия Проф)».
22. Азиатская организация высших органов финансового контроля (АЗОСАИ) : [сайт]. - Режим доступа: http://asosai.org/asosai/.
23. Антипова, Т.В. Необходимость организации внутреннего контроля в
муниципалитетах [Электронный ресурс] / Т.В. Антипова // Транспортное дело России. - 2013. - № 6. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-organizatsii-vnutrennego-kontrolya- v-munitsipalitetah.
24. Башева, С. Икономиката на България и Европейския съюз - наука и бизнес. Счетоводна политика и практика, счетоводни стандарти, финансов одит, контролни системи и вътрешен контрол [Текст] / С. Башева, М. Алексан-дрова. - София : Издателски комплекс УНСС, 2015. - 481 с.
25. Бейсенова, Л.З. Аудит эффективности в зарубежной практик / Л.З. Бейсенова, Б.А. Алибекова, А.Е. Шахарова [Текст] // Статистика, учет и аудит. - 2018. - Т. 2. - № 69. - С. 62-67.
26. Бекботова, Л.А. Аудит эффективности бюджетных средств, внутрен-ний аудит как составные элементы системы внутреннего контроля [Текст] / Л.А. Бекботова // Colloquium-journal. - 2018. - № 12-4 (23). - С. 13-15.
27. Вейсел, А. Одитинг [Текст] / А. Вейсел. - София : Издателска къща «Сиела», 2017. - 364 с.
28. Владимирович, Л.С. Проблемы проведения аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств [Электронный ре-сурс] / Л.С. Владимирович // Материалы круглого стола «Практика проведения аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств в Дальневосточном федеральном округе». - Режим доступа: http: //ksp25. ru/about/materialy_kruglogo_stola_praktika_provedeniya_au- dita_effektivnosti_ispolzovaniya_gosudarstvennyh_i_municipal- nyh_sredstv_v_dalnev/.
29. Генинска, С.Г. Взаимосвязь аудита и пиар в развитии компаний [Текст] / С.Г. Генинска, И.Э. Надуткина // Средние и малые города пригранич-ных регионов: материалы международного сборника научных трудов. - 2018. - С. 39-47.
30. Генинска, С.Г. Об особенностях государственного аудита в Респуб-лике Болгария [Текст] / С.Г. Генинска // Управление в XXI веке: сборник ста-тей по материалам студенческой Международной научно-практической кон-ференции (НИУ «БелГУ», 1 ноября 2017 года). - 2017. - С. 230-236.
31. Генинска, С.Г. Развитие международных отношений между Болга-рией и Россией в современных условиях [Текст] / С.Г. Генинска // Междуна-родный научно-исследовательский журнал «Межрегиональное и пригранич¬ное сотрудничество». - 2019. - С. 82-88.
32. Димитров, В. Финансовият контрол като институт на българското финансово право [Текст] / В. Димитров // Правна мисъл. - 2013. - № 1. - С. 32-73.
33. Доклад за извършен анализ и справка за броя на проверките и изпъл- нението на препоръките при осъществения последващ контрол през 2018 г. [Электронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Ре-жим доступа: http ://www. bulnao. government. bg/bg/articles/izpylnenie-na-prepor- ykite-133.
34. Доклад за резултатите от финансовите одити на Сметната палата, осъществени през 2017 г. [Электронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа: http://www.bulnao.government.bg/bg/arti- cles/finansovi-oditi-na-gfo-141.
35. Доклад за резултатите от финансовите одити на Сметната палата, осъществени през 2018 г. [Электронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа: http://www.bulnao.government.bg/bg/arti- cles/finansovi-oditi-na-gfo-141.
36. Дроботова, Е.В. Аудит эффективности бюджетных средств [Текст] / Е.В. Дроботова // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С. 390-392.
37. Дурин, С. Счетоводството и независимият финансов одит [Текст] / С. Дурин. - София : ФорКом, 2017. - 102 с.
38. Жуков, В.А. Аудит эффективности: теория, практика, проблемы
[Электронный ресурс] / В.А. Жуков // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2016. - № 2. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_26471898_58410928.pdf.
39. Жуков, В.А. Концептуальные и методические основы аудита эффек-тивности использования бюджетных средств и государственной собственности [Электронный ресурс] / В.А. Жуков, Н.С. Столяров. - Режим доступа: http://ksp25.ru/files/001.pdf.
40. Иванов, Г. Теория на контрола [Текст] / Г. Иванов, Е. Тананеев, М. Томева, К. Крумов, П. Стойкова, С. Костова, Н. Цветкова, М. Антов. - Свищов : АИ Ценов, 2017. - 218 с.
41. Иванов, Г. Одит на проекти [Текст] / Г. Иванов, С. Костова. - Свищов : АИ Ценов, 2017. - 97 с.
42. Изпълнителна агенция «Одит на средствата от Европейския съюз» : [сайт]. - Режим доступа: https://aeuf.minfin.bg/.
43. Информационная панель «Мониторинг национальных целей» : [сайт]. - Режим доступа: http://ng.ach.gov.ru/?lang=ru.
44. Информационно-аналитическая система удаленного проведения
внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федераци [сайт]. - Режим доступа:
http s://portal.eskigov .ru/nfap/software s/2877.
45. Йорданов, К. Основи на одита [Текст] / К. Йорданов. - София : Изд- во НБУ, 2015. - 108 с.
46. Карепина, О.И. Аудит эффективности в системе государственного
финансового контроля [Электронный ресурс] / О.И. Карепина // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : [сайт]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/audit-effektivnosti-v-sisteme-gosudarstvennogo- finansovogo-kontrolya-2.
47. Козырин, А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / А.Н. Козырин // Реформы и право. - 2014. - № 1. - С. 66 -76.
48. Колева, Б. Възможности за повишаване на ефективността на оди- торската проверка на паричните средства към датата на баланса [Электронный ресурс] / Б. Колева // Списание «Диалог». - 2018. - № 1. - Режим доступа: https://dlib.uni-svishtov.bg/bitstream/han- dle/10610/3865/37fc6320593de910c7d9ed1b1b73d25b.pdf?sequence=1&isAl- lowed=y.
49. Колесников, Ю.А. Государственный аудит эффективности бюджет-ных расходов: правовое регулирование и способы совершенствования [Элек-тронный ресурс] / Ю.А. Колесников // Аналитический портал «Отрасли права» : [сайт]. - Режим доступа: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/14035.
50. Крумов, К. Тенденции в развитието на финансовия контрол в Бълга- рия [Текст] / К. Крумов // Финансите и стопанската отчетност - състояние, тенденции, перспективи : Юб. междунар. научнопракт. конф. 25-26.10.2013 г.: 60 г. Фак. «Финанси» и Фак. «Стопанска отчетност» : Т. 2. Сборник доклади. - Свищов : АИ Ценов. - 2013. - № 2. - С. 361-366.
51. Крутоус, А.И. Аудит эффективности и финансовый аудит [Текст] / А.И. Крутоус // Научный журнал. - 2018. - № 11 (34). - С. 35-36.
52. Левоненкова, Т.А. Государственный и муниципальный контроль (надзор): поиск эффективных решений [Текст] / Т.А. Левоненкова // Журнал российского права. - 2014. - № 9. - С. 140 -149.
53. Лисицкая, А.В. Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере транспорта [Текст] / А.В. Лисицкая // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 1 (102). - С. 78-84.
54. Макарова, Л.Г. Теоретические основы аудита эффективности: объекты и содержание [Электронный ресурс] / Л.Г. Макарова. - Режим доступа: https://publications.hse.ru/chapters/56030742.
55. Мальсагов, И.А. К вопросу о критериях аудита эффективности [Текст] / И.А. Мальсагов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 2 (103). - С. 863-866.
56. Международная организация высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) : [сайт]. - Режим доступа: http://www.intosai.org/.
57. Мишина, М.А. Аудит эффективности как инструмент обеспечения бюджетной безопасности [Текст] / М.А. Мишина // Вестник современных ис-следований. - 2018. - № 10 (25). - С. 193-195.
58. Методология за стратегическо планиране в Република България
[Электронный ресурс] // Министерски съвет. Портал за обществени консултации : [сайт]. - Режим доступа: http://www.strategy.bg/Publica-
tions/View.aspx?lang=bg-BG&Id=90.
59. Наръчник за прилагане на международно признатите одитни стан- дарти и одитна дейност на Сметната палата [Электронный ресурс] // Институт на дипломираните експерт-счетоводители в България : [сайт]. - Режим до¬ступа: https://www.ides.bg/media/1365/08-2013-smetna-palata.pdf.
60. Организация высших органов финансового контроля Европы (ЕВРО- САИ) : [сайт]. - Режим доступа: https://www.eurosai.org/ru/about-us/about- eurosai/index.html.
61. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации : [сайт]. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/annual-report-2018.pdf.
62. Портал государственного и муниципального финансового аудита : [сайт]. - Режим доступа: https://portal.audit.gov.ru/#/analytical-reports/for- citizens-31032018.
63. Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации : [сайт]. - Режим доступа:
https://portalkso.ru/.
64. Програма за одитната дейност на Сметната палата на Република Бъл-
гария за 2018 г. [Электронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа:
http://www.bulnao .government.bg/bg/articles/programa-za-oditnata-dejnost-137.
65. Програма за одитната дейност на Сметната палата на Република Бъл-
гария за 2019 г. [Электронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа:
http://www.bulnao .government.bg/bg/articles/programa-za-oditnata-dejnost-137.
66. Самарец, Т.В. Критерии аудита эффективности расходов организации среднего профессионального образования и механизм применения их показателей [Электронный ресурс] / Т.В. Самарец // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : [сайт]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-audita-effektivnosti-rashodov-organizatsii- srednego-professionalnogo-obrazovaniya-i-mehanizm-primeneniya-ih- pokazateley.
67. Салимурзаева, Л.И. Аудит в системе финансового контроля [Текст] / Л.И. Салимурзаева // Academy. - 2019. - № 1 (40). - С. 54-58.
68. Саунин, А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств [Текст] / А.Н. Саунин. - М. : Изд-во Московского университета, 2015. - 336 с.
69. Саунин, А.Н. Аудит эффективности: выбор критериев для оценки эффективности использования государственных (муниципальных) средств [Текст] / А.Н. Саунин // Вестник АКСОР. - 2011. - № 1. - С. 76-84.
70. Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа: http: //www.bulnao .government.bg/.
71. Стоянов, Е. Институционално усъвършенстване на одитните модели [Текст] / Е. Стоянов // Годишник на ВУАРР. - том IV. - 2016. - С. 185-186.
72. Стоянов, Е. Няколко въпроса по одитинг [Текст] / Е. Стоянов. - Бургас : Либра скорп, 2018. - 220 с.
73. Стратегия за развитие на Сметната палата за периода 2018 - 2022 година [Электронный ресурс] // Сметна палата на Република България : [сайт]. - Режим доступа: http: //www. bulnao. government.bg/bg/articles/strategiqta-za-
razvitieto-na-smetnata-palata-za-perioda-2018-2022-godina-novi-horizonti-i- predizvikatelstva-1935.
74. Сугаипова, И.В. Аудит эффективности использования бюджетных
средств в интересах стратегии социально-экономического развития РФ [Электронный ресурс] / И.В. Сугаипова, Е.Г. Алеева // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/audit-effektivnosti-ispolzovaniya-byudzhetnyh- sredstv-v-interesah-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rf.
75. Счетная палата Российской Федерации : [сайт]. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/.
76. Счетные палаты России и Болгарии обновили Соглашение о сотрудничестве, «Русская Болгария» [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации. : [сайт] - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_cen- ter/publications-in-mass-media/36563?sphrase_id=10506582.
77. Тоичко, Н.Ю. Государственный финансовый контроль в России: проблема совершенствования [Электронный ресурс] / Н.Ю. Тоичко. - Режим доступа: https: //scienceforum.ru/2014/article/2014000747.
78. Цветкова, Н. Съвременни аспекты в развитието на независимия финансов одит в Република България [Электронный ресурс] / Н. Цветкова. - Режим доступа: https://dlib.uni-
svishtov.bg/bitstream/handle/10610/2447/DialogueBook2bul2011_1_31.pdf?seque nce=1&isAllowed=y.
79. Чайковская, Л.А. Вопросы повышения эффективности государственного финансового контроля за внутренними и внешними заимствованиями [Электронный ресурс] / Л.А. Чайковская // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : [сайт]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vo- prosy-povysheniya-effektivnosti-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-za- vnutrennimi-i-vneshnimi-zaimstvovaniyami.
80. Черникова, Г.В. Экономическая сущность комплекса контрольных мероприятий в сфере закупок товаров, работ, услуг [Текст] / Г.В. Черникова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2019. - № 2 (110). - С. 41-50.
81. Чхутиашвили, Л.В. Аудит эффективности как инструмент противодействия коррупции в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Л.В. Чхутиашвили. // Финансы и управление. - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/flc/article_13731.html#5.
82. Шеремет, А.Д. Аудит достоверности, устойчивости и эффективности [Электронный ресурс] / А.Д. Шеремет // Журнал «Аудит». - 2016. - № 6. - Режим доступа: http://auditrf.ru/audit-dostovernosti-ustoychivosti-i-effektivnosti.