Введение 3
Глава I. Образ лирического героя в поэзии белгородских писателей... 15
1.1. Герой-патриот как основной тип лирического героя в творчестве
И.А. Чернухина 16
1.2. Герой-гражданин как основной тип лирического героя в творчестве
В.Е. Молчанова 25
1.3. Духовное лицо как основной тип лирического героя в творчестве
И. Кобелева 31
Глава II. Содержание концепции любви в поэзии белгородских писателей 39
2.1. Патриотическое (история и современность) содержание концепции
любви в творчестве И.А. Чернухина 39
2.2. Гражданское содержание концепции любви в творчестве
В.Е. Молчанова 47
2.3. Духовное содержание концепции любви в творчестве И. Кобелева 54
Глава III. Жанровые формы воплощения концепции любви в поэзии белгородских писателей 63
3.1. Баллада как особая форма воплощения концепции любви в
творчестве И.А. Чернухина 64
3.2. Лирическое стихотворение как форма воплощения гражданской
тематики в творчестве В.Е. Молчанова 71
3.3. Формы воплощения духовной любви в поэзии И. Кобелева 77
Заключение 85
Список литературы 89
Приложение
Тема любви является одной из центральных тем поэзии с древнейших времен и до наших дней. Поэтическое наследие белгородских авторов пронизано мотивами любви: к Богу, к Родине, к человеку, что становится содержанием лирики духовной, патриотической и интимной.
В данной работе исследуются мотивы любовной лирики, составляющие концепцию любви в творчестве поэтов Белогорья.
Целью работы является анализ концепции любви в лирике белгородских поэтов.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи дипломной работы, которые состоят в следующем:
• рассмотреть образ лирического героя, с мировоззрением и психологией которого, прежде всего, связаны любовные переживания;
• проанализировать само содержание концепции любви в поэзии белгородских писателей;
• исследовать жанровые формы воплощения концепции любви в творчестве белгородских авторов.
Предметом анализа является творчество В.Е. Молчанова, И.А.Чернухина, протоиерея Игоря Кобелева. Выбор этих авторов обусловлен тем, что они получили высокую оценку в своем профессиональном цехе поэтов, а также наиболее полным и ярким выражением концепции любви, в каждом случае самобытно воплощенной, но так или иначе состоящей из трех граней - любви к Богу, к Родине, к человеку.
Объектом изучения является исторически изменяющаяся совокупность представлений о любви, воплощенная в лирических формах - концепция любви в творчестве белгородских поэтов - И.А.Чернухина, В.Е. Молчанова, И. Кобелева.
Литература с самого начала своего становления определила любовь, «чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности» [Шталь 1977: 162], одним из главных предметов творческого осмысления. Произведения белгородских писателей привлекательны для нас тем, что концепция любви обрела в них, на наш взгляд, органичную и самобытную форму.
Определение предмета исследования в качестве «концепции», а не «темы» объясняется глубинным более объемлющим смыслом первого понятия, предполагающим рассмотрение не только «главной мысли литературного произведения» (определение «темы»), но всей системы взглядов, того или иного понимания явлений и процессов, воплощенных в художественном мироосмыслении поэта, в пределах которого совершаются такие события, как появление качественно нового героя, человека и гражданина; познание частной жизни человека; открытие сложного мира человеческих чувств.
Исследование белгородской лирики на сегодняшний день является актуальной проблемой в литературоведении. Это обусловлено несколькими причинами:
- возросшим в последние годы интересом к изучению региональных литератур, сделавшим литературное краеведение одним из перспективных направлений в современном литературоведении;
- не исследованностью лирики белгородских поэтов с позиции научного литературоведческого анализа;
- ограниченностью и субъективностью характеристик лирики белгородских поэтов в предисловиях и вступительных статьях к сборникам.
Концепция любви в творчестве белгородских поэтов сводится к эстетически воплощенному пониманию этического феномена любви, единому в содержательной основе и разнообразному в способах выражения, обусловленному социальными, культурными особенностями региона и формировавшегося в общем русле истории России.
Таким образом, на сегодняшний день очевидна необходимость в исследовании лирики белгородских поэтов. Творческий метод, авторская позиция, доминирующие мотивы и концепты, образная система и изобразительно-выразительные средства конкретных авторов составляют важнейшие аспекты исследования и открывают совершенно новую страницу литературоведческого направления краеведения Белгородчины, что и обусловливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Владимир Ефимович Молчанов родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекенского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. С 1990 года является членом Союза писателей России. Также В.Е.Молчанов член Союза журналистов России, лауреат премии Белгородского комсомола, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В.Е.Молчанов является автором семи книг стихотворений, поэм и переводов, выходивших с 1980 по 2012 годы.
Сборник 1980 года «Сирень» включает, в основном, стихотворения патриотического характера, также в нем мы видим начало формирования интимной линии в лирике данного автора. В.Е. Молчанов предстает здесь в роли певца родных просторов. В его стихотворениях воспето Белогорье - природа, люди, знаменательные события.
Сборник 1992 года «Подснежники» включает в себя часть стихотворений, опубликованных ранее в «Сирени», книгах «Родство» (1984 год), «Минута тишины» (1988 год), а также стихотворения разных лет, не вошедшие ранее в отдельные книги и сборники. В «Подснежниках» В.Е.Молчанов продолжает гражданскую тему, углубляет интимные мотивы, а также делает первые шаги в развитии духовной темы. Кроме того, сборник включает в себя также работы Молчанова - переводчика украинских, удмуртских, кабардинских, грузинских и даже новогреческих поэтов.
В 1995 году в издательстве «Крестьянское дело» выходит очередной сборник поэта - «Посвящение», в котором получает мощное развитие как интимные, так и патриотические мотивы.
В 2002 году московское издательство «Академия поэзии» выпустило в свет сборник поэта «Стихотворения и поэмы. 1964 - 2000»; в нем собраны ключевые произведения за весь обозначенный период.
Сборник «Звени, осенняя строка», опубликованный в 2007 году в Белгороде, напротив, состоит из новых произведений поэта, в большинстве нигде ранее не публиковавшихся, но с сохранением важных для поэта тем, мотивов и образов. Статья, предваряющая сборник «Стихотворения и поэмы. 1964 - 2000» (Белгород, 2002 год), озаглавлена цитатой «Учись у них - у дуба, у березы...». Автором статьи является коллега по перу В.Е.Молчанова - Федор Сухов, который сосредотачивает внимание не на анализе поэтических тенденций в творчестве В.Е.Молчанова, а ограничивается в основном личными впечатлениями: «Мне нравятся последние две строки, они дают ощущение степного простора, того простора, который так хорошо знаком жителям Белгородской и Курской областей.». Завершается статья пожеланием: «Хочется, чтобы автора этих строк никогда не покидала тревога, особливо - за чистую русскую речь.» [Чернухин 2006: 6].
В сборнике «Звени, осенняя строка.» (Белгород, 2007 год) в качестве предисловия помещена статья заведующего отделом поэзии и критики журнала «Наш современник» Сергея Куняева «Сквозь годы печалей, сомнений и бед.», в которой автор предлагает свое видение поэтического творчества В.Е.Молчанова, сводимое к личностным характеристикам самого поэта. Начав статью с рассуждений об утрате единого культурного пространства и необходимости его возрождения, С. Куняев дает почти художественную характеристику В.Е. Молчанову: «Он обладает той первородной простотой восприятия, от которой уже отвыкли многие пишущие стихи, «слова в простоте не говорящие». Все в его стихах по- человечески, все естественно, все органично, и эта естественность особенно щемящее отзывается в читательской душе <...> Впечатляет печально¬просветленное восприятие быстротекущего времени, когда оглянуться не успеешь - и жизнь прошла, и - обернулась, словно солнечный коловорот, и утешает смертного человека на каждом своем повороте, а он вслушивается в шум времени и понимает, что смерти нет» [Чернухин 2003: 6].
Обращает на себя внимание мнение С. Куняева о любовной лирике В.Е.Молчанова: «Столь же просветленна молчановская любовная лирика, драматичная и лишенная всего ненужного - надрыва, себялюбия, эгоистичных претензий. Драматизм ее - именно в ощущении невечности длящегося счастья - но и «расставанье» - не разлука. А разлука - не беда». Ибо все возвратимо. Возвращает милосердная природа, для которой нет ни приобретений, ни потерь - и в ощущении этого возврата больше горечи и света, чем в собственных любовных переживаниях» [Там же: 7].
Конечно, статьи Ф. Сухова и С. Куняева не претендуют на литературоведческий анализ. Литературно-критический подход к творчеству Молчанова предпринят литературоведом И.И. Кулаковой, статья которой «Версификация не нуждается в таланте и вдохновении» была опубликована в альманахе «Белые кручи» (№1, 2006 год). Ею дается в целом негативная оценка поэзии В.Е. Молчанова, «Стихотворений и поэм. 1964 - 2000»: «Читая первые стихи сборника, начинаешь сомневаться, что перед тобой — избранное поэта, настолько стенгазетно и школьно звучат «Березка, родная березка...», «Первый снег», «Березка», «Дуб». Может быть, включая эти первые поэтические опыты в итоговую книгу стихотворений, поэт стремился продемонстрировать читателю динамику своего роста, эволюцию своего профессионального мастерства?» [Кулакова 2006: www]. И.И. Кулакова упрекает поэта в заимствовании мотивов у классиков русской поэзии, мастеров пейзажной и патриотической лирики: «...основная тема лирики Молчанова - природа; причем пейзажи, им нарисованные, не абстрактные, чужие, нездешние, экзотические, а наши, родные, белгородские. Что в этом может не нравиться? Банальность, вторичность, ощущение, что уже читал такое, подобное... И порой оказывается, что читал-то ты не только раньше, у другого поэта, но и в этом поэтическом томе уже встречался с теми же образами и чувствами, присутствующими в стихотворениях Молчанова, но в каком-то приглушенно-приглаженном варианте, когда и не понимаешь, как их расценивать: как великую сдержанность или обыкновенную неспособность чувствовать» [Кулакова 2006: www].
Отмечается также и «вторичность» интимной лирики поэта: «Мы найдем у него любовную лирику (весьма заурядную - в рамках осмеянной еще Маяковским коллизии: «разлюбила - уплыла»), зарисовки быта (привлекательные воспетыми Лермонтовым «топаньем и свистом пьяных мужичков»), несколько сетований на изменившиеся нравы деревни (в частности - мини-поэма «Баян»), традиционные (опять такие узнаваемые - уже читала!) ламентации по поводу утраты прошлого, потери самой России, ложно-пафосные и датируемые 1991 - 1993 годами» [Кулакова 2006: www].
В итоге литературовед делает радикальный вывод о творчестве В.Е. Молчанова: «Поэт Владимир Молчанов, по всей видимости, излишне рано выпустил такой объемный том своих творений, избранное из него могло бы составить поэтический сборник. Многословность же данного издания страдает отсутствием главного в любом творчестве, тем более длящемся с 1964 по 2000 год, - некоей концепции, идеи, объединяющей стихи и поэмы разных лет и разных тем. Не видно, к сожалению, крупной и самобытной личности поэта, ради труда поэтического оставившего свое село, снявшегося с земли, осваивающего чужеродные ему «города» <...> И, быть может, нечеткость, размытость впечатлений и есть реальность, прочитываемая между строк? И свидетельствует она о маргинальности (пограничности) сознания поэта, глубоко чувствующего свой собственный разлад с самим собой, но продолжающего этот разлад углублять» [Кулакова 2006: www].
Все же категоричность мнения критика, на наш взгляд, спорна. Сборник 2002 года представляет, в целом, выразительную иллюстрацию становления творческой индивидуальности поэта, развитие его творческого метода, а сборник 2007 года завершает становление и утверждает такую, какая сложилась, авторскую индивидуальность В.Е. Молчанова.
Поэт старшего поколения - Игорь Андреевич Чернухин. Родился в 1930 году в поселке Томаровка Белгородской области. Выпускник литературного института им. Горького. Член Союза писателей СССР, а затем и России. Лауреат литературных премий Белгородского комсомола и «Прохоровское поле». Стихотворения Игоря Чернухина известны не только белгородским читателям. Они приобрели известность в России и за рубежом, переводились на украинский, белорусский, литовский, болгарский, немецкий языки.
В сборнике 1965 года «Горизонт» представлена преимущественно патриотическая тематика, лирические размышления автора о работе, творчестве, счастье. Книга имеет подзаголовок «Костры памяти», что указывает на глубинный замысел - освежить кострами памяти историю Родины, военное лихолетье.
Тема Великой Отечественной войны получила свое дальнейшее развитие в сборнике 1976 года «Берег памяти», где военная тематика становится лейтмотивом. Автор восстанавливает в памяти события Великой Отечественной войны, прошлого (стихотворение «Половецкое поле»), а также посвящение великой исторической личности - Сальери (стихотворение «Сальери»).
Сборник 1978 года «Дни», вышедший в Москве в серии «Новинки «Современника», содержит в себе стихотворения преимущественно патриотической, пейзажной лирики, а книга стихов «Поющая ветка» 1987 года (Воронеж) обновляет тематику поэтическими воспоминаниями о Великой Отечественной войне, о Прохоровском танковом сражении на Курской дуге, об освобождении Белгорода.
Главная тема стихотворений в сборнике 1990 года «Трава под снегом» - красота и величие родных просторов Белогорья.
Закономерно, что в 1992 году отдельным изданием выходит поэма И.А.Чернухина «Бел-город», в которой восстанавливается история края.
Книга «Поздний дождь» 1994 года развивает традиционную для поэта тематику. Новизну вносят стихотворения религиозного содержания, особенно концентрированно представленные в авторском сборнике 1999 года «Земное время», которые дает почувствовать глубину религиозных переживаний поэта в лирической тональности рассказов о его вере.
Вышедшие в 2003 году сборники И.А. Чернухина - «Мозаика века» и «Стихотворения. Баллады. Поэмы» включают в себя традиционные в жанровом смысле лирические стихотворения поэта и относительно новые в творчестве автора лиро-эпические жанры - баллады и поэмы. Баллада трансформируется в соответствии с индивидуальным методом Чернухина и применяется для раскрытия патриотической, интимной, духовной тематики, для выражения философических размышлений, в том числе и на тему поэта и поэзии.
2003 год ознаменован выходом отдельного издания поэмы «Третье поле», посвященной героическим событиям сражения на Прохоровском поле в 1943 году.
Книга «Город надежды» 2006 года объединяет стихотворения сборников «Выбор», «Флейта в июле», «Огонь покаянный», «Песни Белогорья», а также поэму «Бел-город».
И, наконец, последняя изданная книга «Долина» 2009 года уже в структуре отражает тематику, в трех частях: «Сполохи», «Любовь» и «За холмом» - соответственно историко-патриотическое, интимное и пейзажное направления в лирике поэта.
Поэзия И.А. Чернухина также еще не становилась предметом научного исследования и должного критического осмысления. Вступительная статья поэта Леонида Малкина «Поэзия и жизнь», помещенная в качестве предисловия к сборнику 2003 года «Стихотворения. Баллады. Поэмы» выглядит скорее как биографическая справка, чем литературоведческий анализ.
Автор статьи лишь намечает основную тему поэзии И.А. Чернухина: «С его пера стекали баллады, стансы, поэмы лирические стихотворения <...>. Столь же разнообразна, как и форма стихотворений, их тематика. Игоря Чернухина интересует все, что заслуживает внимания нормального любителя поэзии. В его стихах - любовь, труд, война и мир, экскурсы в далекие дни российской истории, во времена становления Российского государства» [Чернухин 1976: 9]. Особо Л.Малкин подчеркивает значимость военной темы: «Военная тема пронизывает все творчество Чернухина» [Там же: 14].
Уже в предисловии к сборнику «Мозаика века», включившего в себя одноименную поэму и ряд стихотворений, Л. Малкин заинтересованно характеризует поэму: «Автор стремится сделать своего читателя свидетелем и соучастником исторических событий, как можно более приблизить эти события к кругу интересов своего современника. Именно поэтому главным героем поэмы он сделал Семью, Род, Клан Чернухиных от далеких прапрародичей и до дорогой ему внучки Катюши. Вся поэма - душевный стон о человеке, который вынужден противостоять историческим катаклизмам, выпавшим на долю страны и ее народа» [Малкин 2003: 5].
Указывает Л. Малкин и на основные жанры, важнейшие мотивы поэзии И.А. Чернухина, кратко характеризует авторский замысел при создании поэмы «Мозаика века».
И.А.Чернухин полнее всех выразил в своем творчестве перелом двух эпох, который был столь кризисным для нашего государства, но плодотворным для поэзии, поскольку обогатил ее новыми темами и образами. Культ гражданственности - самая характерная черта его поэзии. Общественная тема уравновешивается частной темой; более того, и внутри этих тем И.А. Чернухин избегает крайностей. Пройдя суровую школу ГУЛАГа, он все же не испытывает ненависти к государственному режиму, что находит отражение в ряде его стихотворений (см. «Жарким летом 1951 года»). Страшные годы войны, пришедшиеся на его детство, поэт расценивает как величайшую трагедию Родины, но и видит в них школу жизни, сформировавшую характер и мировоззрение целого поколения, научившую бороться со смертью.
Преодолеть смерть человек, по убеждению поэта, может лишь в высшем проявлении своего духа - в гражданственности. Поэтому лучшие стихотворения И.А. Чернухина посвящены прославлению Родины, утверждению патриотических чувств, дарующих поэту и гражданину бессмертие. Концепция любви в поэзии И.А. Чернухина воплощается в балладной лирической форме с гражданственным и философческим содержанием.
Представитель «младшего поколения» белгородских поэтов - протоиерей Игорь Кобелев родился в 1969 году в поселке Кшенский Курской области. С 1986 по 1993 годы учился на факультете журналистики Воронежского государственного университета. Годы учебы прерывались службой в армии (1987 - 1989 годы). В 1994 году был рукоположен в сан священника, служил сначала в селе Журавка (1994-1995 годы), затем - в селе Вязовое (1995 - 1996 годы). С 1996 года и по наши дни является клириком Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, руководителем пресс- службы Белгородской и Старооскольской епархии, участником миссионерских экспедиций. Поэтическим творчеством занимается с 1982 года, став с 2002 года членом Союза журналистов и с 2005 года Союза писателей России. К настоящему времени им издано три сборника стихотворений.
Анализ творчества И. Кобелева также ограничивается предисловиями и статьями. Вступительная статья Натальи Дроздовой, предваряющая поэтический сборник И. Кобелева «На рубеже», содержит в основном эмоциональную реакцию белгородской поэтессы, впрочем, немного сдобренную научной терминологией, характеризующей образность и стиль стихотворений: «Внешний вид образной системы произведений отца Игоря настолько пестрый, нарядный, стилистика и характеры настолько разные, что не перестаешь удивляться, как это все могло быть написано одним автором» [Дроздова 2011: 7], - пишет Н.В.Дроздова. Предисловие лапидарно, экспрессивно-эмоционально, может быть обозначено попыткой, первым шагом в осмыслении творчества И.Кобелева.
Непосредственность и экспрессия, с которыми И. Кобелев рассказывает о своих душевных переживаниях, не имеют аналогов во всей поэзии Белогорья.
В стихотворениях, посвященных духовным лицам, церковным праздникам, посещениям святынь, отражены основные этапы становления личности православного священника, составившие характер лирического героя. Именно любовь к Богу вдохновила И. Кобелева на создание лирических стихов.
Внеся в трактовку традиционного жанра сонета публицистическое начало, И. Кобелев существенно преобразовал эту поэтическую форму. В то время как у средневековых поэтов основной темой была любовь интимная, И. Кобелев трансформирует сонетную форму, вкладывая новое содержание, делая главной своей темой - любовь духовную.
Естественность и непринужденность поэзии И. Кобелева - это результат упорной и вдумчивой работы поэта над формой и слогом. Для достижения нужного эффекта автор использует все доступные ему средства. Его стилистическая палитра необычайно разнообразна и часто представляет собой причудливое смешение патетики, иронии, лиричности. Стихи И. Кобелева то задушевны, то драматичны. В его поэзии обороты высокого, церковно-славянского стиля соседствуют с незатейливыми, почти разговорными конструкциями.
Любое состояние души находит у И. Кобелева соответствующее выражение, точно передающее его чувства. Этого не могли не заметить современники поэта. Концепция любви обрела у И. Кобелева лирическую форму с социально-религиозным, зачастую драматически напряженным содержанием.
Теоретико-методологической основой работы являются труды С.С. Аверенцева, Д.С. Лихачева, М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг, Л.Я. Гинзбург, С.Н. Бройтмана, Н.Д. Тамарченко.
Методология. Отмеченные факты творческих биографий и являются составляющими аспектами главной проблемы работы, сформулированной как «исследование концепции любви», и методологически осмысливаемой с позиции биографического, типологического, нацеленного на выявление типологии лирического героя и форм воплощения концепции любви; сравнительно-исторического (проведение параллелей в творчестве белгородских поэтов и представителей русской литературы), но прежде всего с точки зрения историко-генетического метода, позволяющего рассмотреть литературное явление в его многоаспектных связях с эпохой.
Апробация результатов исследования проходила на Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019» (НИУ «БелГУ», апрель 2019 года).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, в котором представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе о жизни и творчестве Белгородского поэта Игоря Андреевича Чернухина.
Проделанная нами работа явилась опытом историко-генетического, сравнительно-исторического и, частично, типологического метода изучения лирических форм. Цель ее - исследование поэтической концепции любви, воплощенной в творчестве белгородских поэтов И.А. Чернухина, В.Е. Молчанова, И. Кобелева.
В основу анализа концепции любви лег образ лирического героя, в сложном мире чувств которого центральное место занимает именно любовное переживание. Важно было понять взаимодействие предмета художественного изображения и выбранной поэтом литературной формы. При этом за центральный фактор, раскрывающий образ человека, принимается концепция любви в прямой связи с категорией идеала, обусловливающего ее этико-эстетическое наполнение.
Поэты познают в человеке нечто принципиально новое, и стремятся это новое сделать основным, самым главным, самым важным в своей изменившейся трактовке образа героя, в своем изменившемся изображении мира. Действиями физическими, действиями внешними была богата вся предшествующая литература, действия внутренние в их столкновении стали известны только теперь. Отсюда максимум внутреннего движения героев при минимуме движений внешних.
Вместе с тем было бы неверно полагать, что особое выделение внутреннего мира и примат чувств над действием героев проходит у героев названных поэтов при полном разрыве внешнего и внутреннего. Внешнее в поэтике белгородских поэтов обусловлено внутренним, в свою очередь, уточняет и усиливает это внутреннее.
Внутренний мир героев лирики малых форм - по преимуществу мир не мысли, но чувства. В мировосприятии и миросознании поэзии белгородских авторов осуществляется объединение начал - анализа и синтеза. Художественное мышление предстает по-новому синкретичным. Новизна видения мира обусловливает и новизну трактовки образа человека и трактовки концепции любви, этим образом формирующим.
Многогранные мотивы любви в лирике белгородских поэтов образуют единую концепцию любви, в которой можно выделить несколько поэтических направлений, таких как:
- патриотическая лирика;
- духовная лирика;
- интимная лирика.
Эти направления преобладают в разной степени у разных авторов.
Так, творчество протоиерея Игоря Кобелева - это новая эра в возрождении и развитии духовной поэзии. Он создает необыкновенные по глубине произведения, восхваляющие величие Творца и Его угодников.
Образная система, способы воплощения мотивов и тем в творчестве настолько разнообразны, что иногда просто трудно поверить, что все это поэтическое многообразие объединяет единое авторское начало.
«Внешний вид образной системы произведений отца Игоря настолько пестрый, нарядный, стилистика и характеры настолько разные, что не перестаешь удивляться, как все это могло быть написано одним автором. Кто его лирический герой? Наверное, более всего романтик», - пишет в предисловии к сборнику «На рубеже» Н.В. Дроздова.
И действительно, лирический герой протоиерея Игоря Кобелева - это и шаловливый мальчишка («В школе»), и боец красной армии, и искренне молящийся ребенок, и пастырь в миссионерском пути, и паломник у святыни, и, наконец, сам святитель Иоасаф - вершина творческой эволюции отца Игоря.
Исследование образной системы поэтического наследия протоиерея Игоря Кобелева открывает перед нами становление и эволюцию образной системы белгородской поэзии.
Лирика В.Е. Молчанова и И.А. Чернухина - это гимн Родине, как малой, так и великим просторам России. Оба они воспевают родные просторы, красоту родного края, широту родных полей.
Только если В.Е. Молчанов дает нам современный взгляд на родную природу, рисует словом знакомые всем уголки Белгородчины, то И.А. Чернухин раскрывает историю родного края. В его поэзии преобладают мотивы Великой Отечественной войны, дореволюционной России. И сквозь призму тех далеких событий, абсолютного прошлого России, поэт рисует ее современное состояние.
Творчество этих двух поэтов можно рассматривать в сравнительном анализе с точки зрения синхронного (В.Е. Молчанов) и диахронного (И.А. Чернухин) подходов.
Человек поэзии - поэт, друг, любовник, предстает новым героем, отошедшим от этико-этетических нормативов, порвавшим с официальным обществом, поставившим свое личное выше официально общественного и в противовес официально общественному.
Такой взгляд на лирику поэтов Белогорья также является исследовательской перспективой для литературоведения.
Не менее актуальным, научно интересным станет рассмотрение жанровой системы и форм, используемых белгородскими поэтами при создании стихотворений.
Жанровая эволюция проходит в своем развитии от эпических батальных зарисовок до лирических авангардных стихотворений, лишенных классической рифмы и обладающих лишь ритмической организацией стиха.
Особо отметим, что для современной белгородской поэзии характерна также форма сонета, истоки которой берут свое начало в средневековье.
В творчестве белгородских поэтов сонетную форму использует протоиерей Игорь Кобелев. Но в отличие от поэтов эпохи Возрождения и Нового времени, он наполняет традиционную сонетную форму новым содержанием. Эволюция сонетной формы также может стать перспективным направление исследования поэтического наследия белгородских авторов.
Специфика художественных систем, специфика типов художественного мышления, наметившаяся при изучении концепции любви в трактовке образа героя, получает веское подтверждение при анализе мотивов «побочных», то есть восприятии героем красоты, а также подход к изображению человеческих чувств.
Таким образом, мы видим, насколько актуально исследование белгородской поэзии. Оно может быть разбито на несколько направлений и исследоваться многоступенчато, поэтапно. Стоит уделить внимание рассмотрению образной системы, исследованию изобразительно- выразительных средств в поэзии, взять во внимание историко-поэтический подход: синхронно-диахронный анализ лирики, а также эволюцию сонетной формы в произведениях белгородских поэтов. Такие задачи делают исследование лирики белгородских авторов востребованным в наши дни.
В заключении необходимо отметить, что в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу о специфике концепции любви в поэзии Белгородчины XX - XXI веков, проявившейся на уровне типологии сознания лирического героя, содержательной наполненности самой концепции и жанровых форм ее выражения, была выявлена обусловленность литературной концепции социальными и историческими условиями культурной жизни Белгородского края и всей России.
1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С. 104-116.
2. Аверинцев С.С. Стихи духовные. - Киев: ДУХ I Л1ТЕРА, 2003. - 138 с.
3. Балухатый С. Опыт стилистического описания стихотворного произведения // Известия Самарского государственного университета. - Самара: СМГ, 1972. - Вып. 3. - С. 181-184.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. - М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.
5. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 389-435.
6. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: РГГУ, 2001. - 320 с.
7. Гете и Шиллер. Переписка. - М.-Л.: Учпедгиз, 1937. - 422 с.
8. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 400 с.
9. Гинзбург Л. О лирике. - Л.: Сов. писатель, 1974. - 408 с.
10. Гинзбург Л. О литературном герое. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 224 с.
11. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. - М.: Высш. шк., 1991. - 160 с.
12. День православной поэзии. Альманах / А.В. Шацков. - Москва - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2008. - 132 с.
13. Дроздова Н.В. Когда лампа сгорела, перекинулось пламя на свечи // Кобелев И. На рубеже. - Курск: ПБОЮЛ А.В. Бескровный, 2011. - С. 6-10.
14. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Сов. писатель, 1975. - 663 с.
15. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Гринцер П.А. - М.: Наследие, 1994. - 234 с.
16. Кобелев И. На рубеже: стихотворения. Курск: ПБОЮЛ А.В. Бескровный, 2011. - 122 с.
17. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М.: Просвещение, 1972. - 110 с.
18. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / А.А. Сурков. - М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978.
19. Кулакова И.И. Версификация не нуждается в таланте и вдохновении // Белые кручи. - № 1. - 2006. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.literabel .ru/almanahbelkruchi.html
20. Куняев С. Сквозь годы печалей, сомнений и бед... // Молчанов В.Е. Звени, осенняя строка.: Стихотворения. - Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - С. 5-9.
21. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
22. Литературная энциклопедия: в 11 т. / В.М. Фриче. - М.:
Коммунистическая академия, 1929-1939.
23. Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2 т. / Н. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин и др. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925.
24. Литературный энциклопедический словарь / В.М. Кожевников и П.А. Николаев. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 751 с.
25. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.
26. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
27. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.
28. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство, 1996. - С. 18-252.
29. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.
30. Малкин Л. Поэзия и жизнь // Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы. - Белгород: Отчий край, 2003. - С. 5-14.
31. Матюшкин А.В. Проблемы интерпретации литературного
художественного текста. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2007. - 192 с.
32. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
33. Никитин И. Молитва дитяти // День православной поэзии. Альманах / А.В. Шацков. - Москва - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2008. - С. 23.
34. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
35. Новинская Л.П. Введение в стиховедение: метрика, ритмика, строфика, стих и смысл. - Петрозаводск: КГПУ, 2003. - 72 с.
36. Молчанов В.Е. Звени, осенняя строка...: стихотворения. - Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - 352 с.
37. Молчанов В.Е. Стихотворения и поэмы. 1964 - 2000. - Белгород: Крестьянское дело, 2002. - 384 с.
38. Протоиерей Игорь Кобелев // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //stihi .ru/avtor/kobel ev 1
39. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф, 2001. - 384 с.
40. Рымарь Н.Т. Теория автора и проблема художественной деятельности.
- Воронеж: Логос-траст, 1994. - 222 с.
41. Силантьев И. В. Поэтика мотива. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.
42. Сильман Т. Заметки о лирике. - Л.: Сов. писатель, 1977. - 223 с.
43. Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1774. - 510 с.
44. Смирнов И. Смысл как таковой. - СПб.: Академический проект, 2001. - 352 с.
45. Сухов Ф. «Учись у них - у дуба, у березы...» // Молчанов В.Е. Стихотворения и поэмы. 1964-2000. - Белгород: Крестьянское дело, 2002. -С. 5-6.
46. Теория литературы: в 2 т. / Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004.
47. Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении: в 3 т. - М.: Наука, 1962-1965.
48. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
49. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с.
50. Тураева З.Я. Категория времени: время грамматическое и время художественное. - М.: Высш. шк., 1979. - 217 с.
51. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. - М.: Выс. шк., 1993. - 320 с.
52. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С. 7-218.
53. Федоров В. Баллада о святителе Иннокентии // День православной поэзии. Альманах / А.В. Шацков. - Москва - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 2008. - С. 115.
54. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.
55. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1999. - 400 с.
56.Чернухин И.А. Берег памяти: стихотворения. - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1976. - 70 с.
57.Чернухин И.А. Город надежды: книга стихотворений. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2006. - 320 с.
58.Чернухин И.А. Мозаика века. - Белгород: Крестьянское дело, 2003. - 144 с.
59.Чернухин И.А. Поющая ветка. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. - 94 с.
60.Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы. - Белгород: Отчий край, 2003. - 444 с.
61.Чичерин А.В. Идеи и стиль: о природе поэтического слова. - М.: Сов. писатель, 1968. - 375 с.
62. Шенгели Г.А. Техника стиха. - М.: Гослитиздат, 1960. - 312 с.
63. Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. - М., 1977. - 264 с.
64. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л.: Сов. писатель, 1969. - С. 327-511.
65. Якобсон Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика / Ю.С. Степанов. - М.: Радуга, 1983. - С. 462-482.
66. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - 275 с.