Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 дошкольников в возрасте 5–6 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения дошкольников элементам баскетбола 6
1.1. Особенности физического и психомоторного развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Роль спортивных игр в физическом воспитании дошкольников 10
1.3. Анализ методических подходов к обучению элементам баскетбола в дошкольном возрасте 13
Глава 2.Практическое исследование методики обучения дошкольников элементам баскетбола 16
2.1. Организация и методы исследования 16
2.2. Разработка и реализация методики обучения элементам баскетбола 17
2.3.Анализ результатов апробации методики19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Актуальность. Физическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития. Развитие двигательной активности способствует укреплению здоровья, формированию физических качеств и социализации ребенка. Одним из эффективных средств физического воспитания дошкольников является обучение элементам спортивных игр, в частности, баскетбола. Баскетбол, как динамичная и коллективная игра, способствует развитию координации движений, ловкости, быстроты реакции и командного взаимодействия. Однако, несмотря на очевидную пользу данного вида двигательной активности, в практике дошкольного образования его методика остается недостаточно разработанной.
Современные исследования в области дошкольного образования указывают на необходимость внедрения игровых методик, способствующих всестороннему развитию ребенка. Включение элементов баскетбола в физическое воспитание детей дошкольного возраста позволяет не только развивать основные физические качества, но и формировать интерес к здоровому образу жизни и командной работе. Однако на практике обучение дошкольников элементам игры в баскетбол сталкивается с рядом трудностей: отсутствием унифицированной методики, недостатком квалифицированных педагогов, сложностью адаптации правил игры к возможностям детей данного возраста. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения и совершенствования методических подходов к обучению детей дошкольного возраста элементам баскетбола.
Вопросы физического воспитания дошкольников широко освещены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как Л.И. Лубышева, Н.И. Пономарев, В.К. Бальсевич, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Р. Спейл и др. Они рассматривали особенности двигательного развития детей, психофизиологические аспекты обучения движениям и значение игры в формировании личности ребенка. Однако, несмотря на многочисленные исследования в области детского спорта, вопрос обучения дошкольников элементам баскетбола разработан лишь частично. Существующие программы физического воспитания не включают целенаправленную методику обучения данному виду спорта, а имеющиеся подходы требуют адаптации к возрастным особенностям дошкольников. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных методических приемов и педагогических стратегий, направленных на формирование у детей базовых навыков баскетбольной игры.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика обучения дошкольников элементам игры в баскетбол.
Тема исследования – «Методика обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол».
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование специально разработанной методики обучения элементам игры в баскетбол с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников повысит уровень их физической подготовленности, координации движений и командного взаимодействия, а также сформирует устойчивый интерес к двигательной активности.
Цель исследования – разработка и обоснование эффективной методики обучения дошкольников элементам баскетбола, способствующей их физическому и социальному развитию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Изучить современные методические подходы к обучению дошкольников игровым видам спорта.
3. Определить возрастные особенности и психофизиологические возможности детей дошкольного возраста в освоении элементов баскетбола.
4. Разработать методические рекомендации по обучению дошкольников элементам баскетбольной игры.
5. Оценить эффективность предложенной методики в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Для достижения поставленной цели в работе используются следующие методы исследования:
1. Анализ научной литературы – изучение теоретических и практических аспектов физического воспитания дошкольников.
2. Педагогическое наблюдение – анализ поведения и реакции детей на предложенные двигательные упражнения.
3. Экспериментальный метод – внедрение разработанной методики в практику дошкольного образования и оценка ее эффективности.
4. Методы тестирования и диагностики – оценка уровня физической подготовленности и координационных способностей детей.
5. Методы математической статистики – обработка и анализ полученных данных
В ходе данного исследования была разработана, апробирована и проанализирована методика обучения детей дошкольного возраста элементам игры в баскетбол. Работа показала, что физическое воспитание является важным аспектом развития ребенка, способствующим укреплению здоровья, развитию двигательных навыков, координации движений и формированию положительного отношения к физической активности. Баскетбол, как динамичный и командный вид спорта, предоставляет возможности для комплексного физического и социального развития дошкольников. Однако традиционные методики обучения данному виду спорта в условиях дошкольного образования оказались недостаточно адаптированными к возрастным и психофизиологическим особенностям детей.
Анализ научных источников показал, что современные подходы к физическому воспитанию дошкольников акцентируют внимание на использовании игровых методов, которые позволяют детям легче и эффективнее осваивать новые двигательные навыки. В связи с этим была разработана и протестирована игровая методика обучения элементам баскетбола, включающая поэтапное освоение техники ведения мяча, передач и бросков через систему специально подобранных игровых упражнений.
Практическая часть исследования подтвердила эффективность предложенной методики. В ходе эксперимента была проведена апробация игрового подхода, и результаты сравнительного анализа контрольной и экспериментальной групп показали, что дети, обучавшиеся по игровой методике, достигли более значительных успехов по всем тестируемым показателям. Помимо количественных результатов, наблюдения за детьми показали, что игровые методы способствовали повышению вовлеченности дошкольников в процесс обучения, увеличению их интереса к занятиям и развитию навыков командного взаимодействия. Родители и воспитатели также отметили, что дети, участвовавшие в экспериментальной группе, стали проявлять большую активность и интерес к физической активности.
Таким образом, результаты исследования доказывают, что игровая методика обучения элементам баскетбола является более эффективной по сравнению с традиционными методами. Ее внедрение в систему дошкольного образования позволит не только повысить уровень физической подготовленности детей, но и сформировать у них устойчивый интерес к занятиям спортом, способствуя укреплению их здоровья и гармоничному развитию. В дальнейшем рекомендуется продолжить исследование данной темы с целью дальнейшего совершенствования игровых методик и разработки адаптированных программ обучения различным видам спорта в дошкольных учреждениях.
1. Авсеенко Н. В. Физическое развитие детей дошкольного возраста Мурманской области // Дошкольное воспитание. – 2011а. – № 1. – С. 89–94.
2. Алямовская В. Физкультура в детском саду. – М. : Чистые пруды, 2005. – 30 с.
3. Безбородова М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. – М. : Флинта, 2012. – 197 с
4. Виленская Т. Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания дошкольников : [учеб. пособие]. – М. : Юрайт, 2018. – 285 с.
5. Дмитриев С. В. Образовательные технологии в сферах спортивной и адаптивной физической культуры // Эйдос. – 2018. – № 3. – С. 5.
6. Иерусалимова М. В. Влияние физической культуры на развитие познавательной активности детей старшего школьного возраста / М. В. Иерусалимова, Т. В. Калинина, О. А. Казакова, Л. А. Иванова // Olym Plus. Гуманитарная версия. – 2019. – № 1 (8). – С. 5–8.
7. Манжелей И. В. Модели физического воспитания / И. В. Манжелей, Е. А. Симонова // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 6. – С. 100–106.
8. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: [учеб. пособие] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : ГНОИ и Д, 2000. – 96 с.
9. Михайлов Н. Г. Педагогическое обоснование внедрения инновационного подхода в практику физического воспитания дошкольных образовательных учреждений / Н. Г. Михайлов, А. И. Кавойкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 6. – С. 67–70.
10. Михайлов Н. Г. Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : [учеб. пособие] / Н. Г. Михайлов, А. П. Матвеев, В. П. Щербаков. – М. : Моск. городской пед. ун-т, 2021. – 132 с.
11. Мрабян В.С., Косьян В.А., Бондарь Б.И. Теоретические основы организации занятий баскетболом с детьми старшего дошкольного возраста // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2021.
12. Несмеянов А.А., Овчинников В.П., Овчинникова А.В. Баскетбол и питербаскет в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Лань, 2022.
13. Стороженко А.Ф. Играем в баскетбол. ЛитРес, 2018.
14. Шебеко В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников. Минск: Национальный институт образования, 2008.
15. Шпак В.Г. Элементы спортивных игр в детском саду: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2018.