Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зренияУральский государственный педагогический университет
Работа сделана на материале имени существительного.
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна».
Выборка: пять слепых учеников четвертого класса (возраст 11-12 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………8
1.1. Предпосылки формирования языковых понятий у младших школьников…..8
1.2. Изучение имени существительного на уроках русского языка ………… 10
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 13
1.4. Особенности формирования языковых понятий у обучающихся младших классов с нарушением зрения…17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Анализ адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения по усвоению лексической и грамматической систем языка обучающимися младших классов с нарушением зрения…… 20
2.2. Анализ методик исследования лексико-грамматического строя речи у детей…22
2.3. Диагностическое изучение уровня сформированности языковых понятий у обучающихся с нарушением зрения на примере имени существительного……………………………… 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………………… 35
3.1. Обучающий эксперимент по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зрения (на материале имени существительного)…35
3.2. Анализ результатов контрольного исследования.……………………….. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………….……………………… 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……… 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОНСТРУКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ…..…… 50
Актуальность темы. Развитие словаря очень важно для всестороннего развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем больше у него возможностей для социализации, познания мира и умственного и психического развития.
Теоретически и экспериментально было доказано, что расстройства речи у детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Р. Е. Левина определяла, что собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. И как следствие то, что общее недоразвитие речи встречается у детей с амблиопией и косоглазием гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников [37].
У детей вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены её ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которая не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией. “Нигде, - писал Л.С. Выготский, - вербализм, голая словесность не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Слепой все получает в разжеванном виде, ему обо всем рассказывают. Слова особенно неточны для слепого, поскольку опыт его складывается иным образом, получая в готовом виде всякое знание, слепой сам разучается добывать его” [14]. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Тем не менее, наступает момент, когда дети с нарушением зрения и речи начинают связывать уже приобретённые слова и вновь приобретаемые друг с другом. Характерной чертой этих словесных комбинаций является то, что слова, соединяемые в предложении, не имеют никакой грамматической связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на правильно оформленные грамматические построения.
Несмотря на известное разнообразие значений, которое ребёнок желает выразить в своих высказываниях, он полностью игнорирует формальные средства языка. Сочетания слов используются ребёнком только в одной какой-нибудь форме, не изменяются ни по падежам, ни по числам, ни по лицам, ни по временам.
Дети с нарушением речи, усугублённым нарушением зрения, особенно долго не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, вовлекая всё новые и новые слова в различные сочетания между собой.
Таким образом, уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушением зрения и речи обнаруживается дефицит в тех языковых элементах, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений.
Успешное изучение лексики и эффективная работа над грамматическим строем речи слабовидящего школьника возможна только при грамотном подборе наглядного материала и методически грамотной работе учителя, обусловлено это дидактическим принципом наглядности, который обосновал Я. А. Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения, которое нужно начинать «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». [51]
Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей, осуществляется у слепых детей по тем же закономерностям, что и у нормально видящих. Ранняя коррекционная работа позволяет преодолеть задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы.
Все педагоги в образовательных учреждениях должны осознавать и принимать тот факт, что детям с нарушением зрения нужен особый подход. Бывает так, что у некоторых может быть плохо развит словарный запас или иметься проблемы с пониманием смысла слов и использовании их при общении. Это обстоятельство позволило нам сформулировать проблему исследования, которая связана с формированием языковых понятий у обучающихся начальной школы с нарушением зрения.
Проблемой формирования лексико-грамматического строя речи занимались такие ученые, как Волкова Л. С., Комарова Т. П., Литвак А. Г., Архипенко Г. М., Бабина Е. С. и другие.
Объект исследования – лексико-грамматический строй языка у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Предмет исследования – процесс развития лексико-грамматического строя языка у обучающихся c нарушением зрения.
Цель исследования – разработка и апробация методики коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать методики изучения уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у обучающихся младших классов.
3. Разработать и апробировать методику диагностики уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у обучающихся с нарушением зрения.
4. Организовать и провести коррекционную работу по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр, проанализировать эффективность коррекционной работы
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ научной литературы, обобщение изученного материала по исследуемой проблеме).
2) Эмпирические (наблюдение, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, анализ диагностических и коррекционных методик, их апробация).
База исследования: ГКОУ СО Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из следующих разделов: введение, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе теоретического изучения психолого-педагогической литературы по вопросу развития лексико-грамматической структуры речи у детей младших классов с нарушением зрения, было установлено, что данная проблематика имеет существенное значение в педагогической теории и практике, требуя дальнейшего теоретического осмысления.
Формирование лексико-грамматической структуры речи у данной группы детей имеет огромное значение, поскольку при наличии данного заболевания формирование грамматического строя языка вызывает значительные трудности по сравнению с овладением активным и пассивным словарем.
Развитие языковых понятий следует начинать от практического и ограниченного понимания значения слова к более углубленному, что позволит грамотно взаимодействовать с лексическими и грамматическими значениями в словах. В соответствии с психолого-педагогической характеристикой обучающихся с нарушением зрения были подобраны методики, которые были рассмотрены во второй главе курсовой работы.
Изучение уровня сформированности лексико-грамматических понятий проходило на базе ГБОУ «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Полученные результаты свидетельствуют о том, что сформированность лексической структуры на материале имени существительного у слепых обучающихся 4-го класса находится на высоком уровне. Основные грамматические понятия изучены детьми в полной мере в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой данного учреждения. Единственное затруднение возникло у обучающихся со склонением по падежам.
Одним из основных методов, направленных на развитие грамматических понятий и создания положительной мотивации к учебе у младших школьников, является дидактическая игра. Дидактические игры направлены на решение конкретных познавательных задач, но в то же время в них заложен воспитательный и развивающий потенциал. Использование дидактических игр на уроках русского языка в младших классах способствует тому, что дети незаметно для себя закрепляют знания о понятии имени существительного, роде, числе и падеже.
Была организована и проведена коррекционная работа с целью коррекции лексико-грамматических понятий младших школьников с нарушением зрения на базе ГКОУ СО Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна в 4 классе, количество обучающихся, принявших участие – 5. Контрольный эксперимент доказал эффективность проведенной коррекционной работы с использованием дидактических игр: уровень сформированности использования грамматических умений стал выше, чем при первом тестировании.
Грамматические понятия представляют собой обобщение существенных признаков языковых явлений и требуют развитого абстрактного мышления. У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности в абстрагировании грамматических значений от лексических, что затрудняет их способность к сравнению и группировке слов.
Таким образом, успешное формирование лексико-грамматических понятий у таких учащихся требует соблюдения специфических методических условий и применения специальных упражнений, направленных на развитие абстрактного мышления и необходимых мыслительных операций, таких как анализ и синтез. Это позволит избежать ошибок и повысить качество усвоения языка.
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся от 24.08.2020 № 97/1 ГКОУ СО Верхнепышминской школы–интернат имени С. А. Мартиросяна. – URL: http://mart-school.ru/uploads/АООП/АООП 3.2.pdf (дата обращения: 03.04.2023).
2. Арутюнова Н. Д., К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. -М.: Наука, 1980. -С. 156-249.
3. Бакунина А. М., Мониторинг развития речи дошкольников с ТНР в контексте компетентностного подхода //Дошкольная педагогика. 2021. № 9. С.44-45.
4. Безруких М. М., Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 лет/ М. М. Безруких, Л. В. Морозова М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
5. Береснева Н. И., Отражение картины мира в ассоциативном стандарте ребёнка 6-10 лет // Усвоение ребёнком родного (русского) языка. -СПб.: Акцидент, 1995. - С.12-16.
6. Богоявленский Д. Н., (ред.). Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи // Известия АПН РСФСР. - 1956. - Вып. 78.
7. Борисова Ю. М., Колоколова Т. А. Шаг на встречу / Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - СПб.,1999. - 120 с.
8. Бородич A. M., Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1981. -255 с.
9. Винарская Е. Н., Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка - М.: Просвещение, 1987.
10. Власова Т. А., О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, С. О. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
11. Волкова Г. А., Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 144 с.
12. Волкова Л. С., Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой М. : Владос, 2020. 704 с.
13. Волосовец Т. В., Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2021. 256 с.
14. Выготский Л. С., К психологии и педагогике детской дефективности //Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - С. 32
15. Выготский Л. С., Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 415 с.
16. Выготский Л. С., Основы дефектологии [Текст]: учебник для вузов /Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
17. Генинг М. Г., Обучение дошкольников правильной речи. М. : АСТ, 2021. 216 с.
18. Гриншпун Б. М., Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2020. № 6. С. 63-67.
19. Ермаков В. П., Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.- М.: Владос, 2000. - 240с
20. Ермолович З. Г., Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1979. - С.87-95.
21. Ефименкова Л. Н., Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. Книга для логопеда. М. : Академия, 2020. 112 с.
22. Жукова Н. С., Мостюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. Екатеринбург : Изд-во АРДЛТД, 2021. 320 с.
23. Жукова Н. С., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М. : Книго Мир, 2021. 320 с.
24. Зюзгина Л. А., Исаева Ю. А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2021. № 11. С.40-46.
25. Иваненко С. Ф., Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения [Текст] / С. Ф. Иваненко. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
26. Кириллова Л. И., Причины нарушения зрения у детей //Кн. для род. мой ребенок в семье. - М., 1994. - С. 4-7
27. Китаева Н. Н., К проблеме изучения и преодоления нарушений предложно-падежного управления у дошкольников с ТНР // Логопедия сегодня. 2020. № 4. С. 45-49.
28. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Педагогу о психологии детей шестилетнего возраста. М. : Владос, 2021. 190 с.
29. Корнев А. Н., Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнеев. – СПБ.: Речь, 2003. – 330 с.
30. Красногорский Н. И., Высшая нервная деятельность ребёнка / Н.И. Красногорский - М.: гос. из-во мед. лит., 1958. - 320 с.
31. Крылова Н. А., Специальные приёмы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей. -М.: ВОС, 1990. -С. 17-21.
32. Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. -М.: Просвещение, 1969. -83 с.
33. Лалаева Р. И., Логопедия. М. : Владос, 2019. 304 с.
34. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Союз, 2021. 224 с.
35. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
36. Лалаева Р. И., Формирование корректной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-н/Д.: Феникс; СПБ: Союз, 2004. – 224 с.
37. Левина Р. Е., Недостаток чтения и письма у детей. — М., 1940. — С. 14.
38. Леонтьев А. А., Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1969. -307 с.
39. Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. -213 с.
40. Литвак А. Г., Тифлопсихология / А. Г. Литвак. – М.: Просвещение, 1985. – 210 с.
41. Литвак А. Г., Психология слепых и слабовидящих. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. -270 с.
42. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. факульт пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. И. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2021. 528 с.
43. Лурия А. Р., Язык и сознание /Под ред. Е.Д. Хомской. -Ростов на Дону: Феникс, 1998. -416 с.
44. Мазанова Е. В., Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: Гном и Д, 2007. – 88 с.
45. Макаренко А. С., О воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.
46. Малкина Н. М., Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции «Ключевые проблемы естественных, технических и гуманитарных наук в современной России». Белгород, 2022. С. 67-70.
47. Моргайлик Л. И., Актуальные вопросы обучения русскому языку младших слабовидящих школьников // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1982. -С.43-49
48. Никишина Н. А., Формирование речи детей при ее недоразвитии // Логопедия. Методическое наследие. 2021. № 3. С. 153-157.
49. Нищева Н. В., Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб. : Питер, 2021. 260 с.
50. Парамонова Л. Г., Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб., 2006. – 128 с.
51. Пережовская А. Н., Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27-30.
52. Рамзаева Т. Г., Методика обучения русскому языку в начальных классах. — Москва : Просвещение, 1979. — 431 с.
53. Репина Е. С., Комплекс дидактических игр для формирования антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Чебоксары : Интерактив плюс, 2021. 189 с.
54. Садовская А. Р., Черниговских Е. В., Муляр Н. В., Цуканова И. А. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021. № 18. С. 355-358.
55. Солнцева Л. И., Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000 – С.126
56. Солнцева Л. И., Введение в тифлопсихологию [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 124 с.
57. Соломаха Л. С., Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб. : Детство-пресс, 2021. 240 с.
58. Специальная педагогика : учебное пособие / Сост. Н. М. Назарова. М. : Академия, 2019. 400 с.
59. Сычева Е. В., Понятие лексико-грамматического строя речи в методической и научной литературе // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 5 (69). С. 110-116.
60. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 2020. 288 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения, утвержденный приказом Министерства просвещения и науки РФ от 1 сентября 2022 года.
62. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. 2021. № 3. С.63-71.
63. Хватцев М. Е., Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их // Учён. зап. J11'ПИ им. А.И. Герцена.-Л., 1983.-Т. 13. -С. 127-156.
64. Хилай Т. А., Формирование грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений. Бакалаврская работа. ТГУ. 2019. 64 с.
65. Хомский Н., Синтаксические структуры / Н. Хомский – 1957. – 527 с. URL: https://codenlp.ru/books/ssh.pdf
66. Цыганкова А. В., Русский язык с основами языкознания / А.В. Цыганкова учеб. пособ. - Е.: УрГПУ, 2013. - 83 с.