Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зренияУральский государственный педагогический университет

Работа №177378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы58
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на материале имени существительного.
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна».
Выборка: пять слепых учеников четвертого класса (возраст 11-12 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……...………………………….………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………8
1.1. Предпосылки формирования языковых понятий у младших школьников…..8
1.2. Изучение имени существительного на уроках русского языка ………… 10
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 13
1.4. Особенности формирования языковых понятий у обучающихся младших классов с нарушением зрения…17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 20
2.1. Анализ адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения по усвоению лексической и грамматической систем языка обучающимися младших классов с нарушением зрения…… 20
2.2. Анализ методик исследования лексико-грамматического строя речи у детей…22
2.3. Диагностическое изучение уровня сформированности языковых понятий у обучающихся с нарушением зрения на примере имени существительного……………………………… 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ……………………… 35
3.1. Обучающий эксперимент по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зрения (на материале имени существительного)…35
3.2. Анализ результатов контрольного исследования.……………………….. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………….……………………… 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……… 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОНСТРУКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ…..…… 50

Актуальность темы. Развитие словаря очень важно для всестороннего развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем больше у него возможностей для социализации, познания мира и умственного и психического развития.
Теоретически и экспериментально было доказано, что расстройства речи у детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Р. Е. Левина определяла, что собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. И как следствие то, что общее недоразвитие речи встречается у детей с амблиопией и косоглазием гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников [37].
У детей вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены её ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которая не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией. “Нигде, - писал Л.С. Выготский, - вербализм, голая словесность не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Слепой все получает в разжеванном виде, ему обо всем рассказывают. Слова особенно неточны для слепого, поскольку опыт его складывается иным образом, получая в готовом виде всякое знание, слепой сам разучается добывать его” [14]. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Тем не менее, наступает момент, когда дети с нарушением зрения и речи начинают связывать уже приобретённые слова и вновь приобретаемые друг с другом. Характерной чертой этих словесных комбинаций является то, что слова, соединяемые в предложении, не имеют никакой грамматической связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на правильно оформленные грамматические построения.
Несмотря на известное разнообразие значений, которое ребёнок желает выразить в своих высказываниях, он полностью игнорирует формальные средства языка. Сочетания слов используются ребёнком только в одной какой-нибудь форме, не изменяются ни по падежам, ни по числам, ни по лицам, ни по временам.
Дети с нарушением речи, усугублённым нарушением зрения, особенно долго не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, вовлекая всё новые и новые слова в различные сочетания между собой.
Таким образом, уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушением зрения и речи обнаруживается дефицит в тех языковых элементах, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений.
Успешное изучение лексики и эффективная работа над грамматическим строем речи слабовидящего школьника возможна только при грамотном подборе наглядного материала и методически грамотной работе учителя, обусловлено это дидактическим принципом наглядности, который обосновал Я. А. Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения, которое нужно начинать «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». [51]
Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей, осуществляется у слепых детей по тем же закономерностям, что и у нормально видящих. Ранняя коррекционная работа позволяет преодолеть задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы.
Все педагоги в образовательных учреждениях должны осознавать и принимать тот факт, что детям с нарушением зрения нужен особый подход. Бывает так, что у некоторых может быть плохо развит словарный запас или иметься проблемы с пониманием смысла слов и использовании их при общении. Это обстоятельство позволило нам сформулировать проблему исследования, которая связана с формированием языковых понятий у обучающихся начальной школы с нарушением зрения.
Проблемой формирования лексико-грамматического строя речи занимались такие ученые, как Волкова Л. С., Комарова Т. П., Литвак А. Г., Архипенко Г. М., Бабина Е. С. и другие.
Объект исследования – лексико-грамматический строй языка у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Предмет исследования – процесс развития лексико-грамматического строя языка у обучающихся c нарушением зрения.
Цель исследования – разработка и апробация методики коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя языка у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать методики изучения уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у обучающихся младших классов.
3. Разработать и апробировать методику диагностики уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у обучающихся с нарушением зрения.
4. Организовать и провести коррекционную работу по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр, проанализировать эффективность коррекционной работы
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ научной литературы, обобщение изученного материала по исследуемой проблеме).
2) Эмпирические (наблюдение, проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, анализ диагностических и коррекционных методик, их апробация).
База исследования: ГКОУ СО Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из следующих разделов: введение, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического изучения психолого-педагогической литературы по вопросу развития лексико-грамматической структуры речи у детей младших классов с нарушением зрения, было установлено, что данная проблематика имеет существенное значение в педагогической теории и практике, требуя дальнейшего теоретического осмысления.
Формирование лексико-грамматической структуры речи у данной группы детей имеет огромное значение, поскольку при наличии данного заболевания формирование грамматического строя языка вызывает значительные трудности по сравнению с овладением активным и пассивным словарем.
Развитие языковых понятий следует начинать от практического и ограниченного понимания значения слова к более углубленному, что позволит грамотно взаимодействовать с лексическими и грамматическими значениями в словах. В соответствии с психолого-педагогической характеристикой обучающихся с нарушением зрения были подобраны методики, которые были рассмотрены во второй главе курсовой работы.
Изучение уровня сформированности лексико-грамматических понятий проходило на базе ГБОУ «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Полученные результаты свидетельствуют о том, что сформированность лексической структуры на материале имени существительного у слепых обучающихся 4-го класса находится на высоком уровне. Основные грамматические понятия изучены детьми в полной мере в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой данного учреждения. Единственное затруднение возникло у обучающихся со склонением по падежам.
Одним из основных методов, направленных на развитие грамматических понятий и создания положительной мотивации к учебе у младших школьников, является дидактическая игра. Дидактические игры направлены на решение конкретных познавательных задач, но в то же время в них заложен воспитательный и развивающий потенциал. Использование дидактических игр на уроках русского языка в младших классах способствует тому, что дети незаметно для себя закрепляют знания о понятии имени существительного, роде, числе и падеже.
Была организована и проведена коррекционная работа с целью коррекции лексико-грамматических понятий младших школьников с нарушением зрения на базе ГКОУ СО Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна в 4 классе, количество обучающихся, принявших участие – 5. Контрольный эксперимент доказал эффективность проведенной коррекционной работы с использованием дидактических игр: уровень сформированности использования грамматических умений стал выше, чем при первом тестировании.
Грамматические понятия представляют собой обобщение существенных признаков языковых явлений и требуют развитого абстрактного мышления. У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности в абстрагировании грамматических значений от лексических, что затрудняет их способность к сравнению и группировке слов.
Таким образом, успешное формирование лексико-грамматических понятий у таких учащихся требует соблюдения специфических методических условий и применения специальных упражнений, направленных на развитие абстрактного мышления и необходимых мыслительных операций, таких как анализ и синтез. Это позволит избежать ошибок и повысить качество усвоения языка.



1. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся от 24.08.2020 № 97/1 ГКОУ СО Верхнепышминской школы–интернат имени С. А. Мартиросяна. – URL: http://mart-school.ru/uploads/АООП/АООП 3.2.pdf (дата обращения: 03.04.2023).
2. Арутюнова Н. Д., К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. -М.: Наука, 1980. -С. 156-249.
3. Бакунина А. М., Мониторинг развития речи дошкольников с ТНР в контексте компетентностного подхода //Дошкольная педагогика. 2021. № 9. С.44-45.
4. Безруких М. М., Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 лет/ М. М. Безруких, Л. В. Морозова М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
5. Береснева Н. И., Отражение картины мира в ассоциативном стандарте ребёнка 6-10 лет // Усвоение ребёнком родного (русского) языка. -СПб.: Акцидент, 1995. - С.12-16.
6. Богоявленский Д. Н., (ред.). Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи // Известия АПН РСФСР. - 1956. - Вып. 78.
7. Борисова Ю. М., Колоколова Т. А. Шаг на встречу / Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - СПб.,1999. - 120 с.
8. Бородич A. M., Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1981. -255 с.
9. Винарская Е. Н., Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка - М.: Просвещение, 1987.
10. Власова Т. А., О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, С. О. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
11. Волкова Г. А., Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 144 с.
12. Волкова Л. С., Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой М. : Владос, 2020. 704 с.
13. Волосовец Т. В., Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2021. 256 с.
14. Выготский Л. С., К психологии и педагогике детской дефективности //Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - С. 32
15. Выготский Л. С., Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1996. – 415 с.
16. Выготский Л. С., Основы дефектологии [Текст]: учебник для вузов /Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
17. Генинг М. Г., Обучение дошкольников правильной речи. М. : АСТ, 2021. 216 с.
18. Гриншпун Б. М., Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2020. № 6. С. 63-67.
19. Ермаков В. П., Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.- М.: Владос, 2000. - 240с
20. Ермолович З. Г., Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1979. - С.87-95.
21. Ефименкова Л. Н., Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. Книга для логопеда. М. : Академия, 2020. 112 с.
22. Жукова Н. С., Мостюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. Екатеринбург : Изд-во АРДЛТД, 2021. 320 с.
23. Жукова Н. С., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М. : Книго Мир, 2021. 320 с.
24. Зюзгина Л. А., Исаева Ю. А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2021. № 11. С.40-46.
25. Иваненко С. Ф., Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения [Текст] / С. Ф. Иваненко. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
26. Кириллова Л. И., Причины нарушения зрения у детей //Кн. для род. мой ребенок в семье. - М., 1994. - С. 4-7
27. Китаева Н. Н., К проблеме изучения и преодоления нарушений предложно-падежного управления у дошкольников с ТНР // Логопедия сегодня. 2020. № 4. С. 45-49.
28. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Педагогу о психологии детей шестилетнего возраста. М. : Владос, 2021. 190 с.
29. Корнев А. Н., Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнеев. – СПБ.: Речь, 2003. – 330 с.
30. Красногорский Н. И., Высшая нервная деятельность ребёнка / Н.И. Красногорский - М.: гос. из-во мед. лит., 1958. - 320 с.
31. Крылова Н. А., Специальные приёмы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей. -М.: ВОС, 1990. -С. 17-21.
32. Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. -М.: Просвещение, 1969. -83 с.
33. Лалаева Р. И., Логопедия. М. : Владос, 2019. 304 с.
34. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Союз, 2021. 224 с.
35. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
36. Лалаева Р. И., Формирование корректной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-н/Д.: Феникс; СПБ: Союз, 2004. – 224 с.
37. Левина Р. Е., Недостаток чтения и письма у детей. — М., 1940. — С. 14.
38. Леонтьев А. А., Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1969. -307 с.
39. Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность. -М.: Просвещение, 1969. -213 с.
40. Литвак А. Г., Тифлопсихология / А. Г. Литвак. – М.: Просвещение, 1985. – 210 с.
41. Литвак А. Г., Психология слепых и слабовидящих. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. -270 с.
42. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. факульт пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. И. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2021. 528 с.
43. Лурия А. Р., Язык и сознание /Под ред. Е.Д. Хомской. -Ростов на Дону: Феникс, 1998. -416 с.
44. Мазанова Е. В., Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: Гном и Д, 2007. – 88 с.
45. Макаренко А. С., О воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.
46. Малкина Н. М., Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции «Ключевые проблемы естественных, технических и гуманитарных наук в современной России». Белгород, 2022. С. 67-70.
47. Моргайлик Л. И., Актуальные вопросы обучения русскому языку младших слабовидящих школьников // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1982. -С.43-49
48. Никишина Н. А., Формирование речи детей при ее недоразвитии // Логопедия. Методическое наследие. 2021. № 3. С. 153-157.
49. Нищева Н. В., Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Спб. : Питер, 2021. 260 с.
50. Парамонова Л. Г., Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб., 2006. – 128 с.
51. Пережовская А. Н., Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27-30.
52. Рамзаева Т. Г., Методика обучения русскому языку в начальных классах. — Москва : Просвещение, 1979. — 431 с.
53. Репина Е. С., Комплекс дидактических игр для формирования антонимии у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Чебоксары : Интерактив плюс, 2021. 189 с.
54. Садовская А. Р., Черниговских Е. В., Муляр Н. В., Цуканова И. А. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021. № 18. С. 355-358.
55. Солнцева Л. И., Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000 – С.126
56. Солнцева Л. И., Введение в тифлопсихологию [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 124 с.
57. Соломаха Л. С., Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб. : Детство-пресс, 2021. 240 с.
58. Специальная педагогика : учебное пособие / Сост. Н. М. Назарова. М. : Академия, 2019. 400 с.
59. Сычева Е. В., Понятие лексико-грамматического строя речи в методической и научной литературе // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 5 (69). С. 110-116.
60. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 2020. 288 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения, утвержденный приказом Министерства просвещения и науки РФ от 1 сентября 2022 года.
62. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. 2021. № 3. С.63-71.
63. Хватцев М. Е., Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их // Учён. зап. J11'ПИ им. А.И. Герцена.-Л., 1983.-Т. 13. -С. 127-156.
64. Хилай Т. А., Формирование грамматического строя речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных игр и упражнений. Бакалаврская работа. ТГУ. 2019. 64 с.
65. Хомский Н., Синтаксические структуры / Н. Хомский – 1957. – 527 с. URL: https://codenlp.ru/books/ssh.pdf
66. Цыганкова А. В., Русский язык с основами языкознания / А.В. Цыганкова учеб. пособ. - Е.: УрГПУ, 2013. - 83 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ