Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование мультфильмов в обучении английскому языку: работа с младшим школьником

Работа №177375

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы38
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников при изучении иностранного языка 6
1.2. Роль мультимедийных средств, в том числе мультфильмов, в обучении 8
1.3. Методические подходы к использованию мультфильмов в обучении английскому языку 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 17
2.1. Критерии отбора мультфильмов для младших школьников 17
2.2. Методика применения мультфильмов для формирования речевых навыков 20
2.3. Пример урока с использованием мультфильма (разработка задания, фрагменты и анализ) 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современная система образования находится в процессе активной трансформации, вызванной стремительным развитием цифровых технологий и изменением познавательных потребностей нового поколения учащихся. В условиях глобализации и расширения межкультурных коммуникаций владение английским языком становится не просто образовательным требованием, а важнейшим социальным навыком. Особую значимость этот процесс приобретает в начальной школе, где закладываются основы языковой компетенции и формируется отношение к изучению иностранного языка.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью визуальных и интерактивных методов в современном образовании, особенно при обучении иностранным языкам детей младшего школьного возраста. Традиционные методики, основанные на механическом запоминании и повторении, часто оказываются недостаточно эффективными для этой возрастной группы из-за особенностей восприятия и концентрации внимания. Мультфильмы, как один из наиболее доступных и привлекательных для детей медиаформатов, обладают значительным педагогическим потенциалом: они сочетают аутентичную устную речь, визуальные подсказки, эмоциональную вовлеченность и культурный контекст. Однако их систематическое использование в учебном процессе требует научного обоснования, методической проработки и адаптации к конкретным образовательным задачам.
Цель работы заключается в доказательстве эффективности использования мультфильмов как средства повышения мотивации и формирования речевых навыков при обучении английскому языку младших школьников (2–4 классы).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников, определяющие эффективность использования мультфильмов при изучении иностранного языка.
2. Проанализировать роль мультимедийных средств, в том числе мультфильмов, в современном образовательном процессе, на материале проведенных ранее научных исследований.
3. Исследовать существующие методические подходы к использованию мультфильмов в обучении английскому языку.
4. Разработать критерии отбора мультфильмов для использования на уроках английского языка в начальной школе.
5. Предложить методически обоснованный комплекс упражнений с применением мультфильмов для формирования речевых навыков у младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения английскому языку младших школьников (2-4 классы) в условиях современной образовательной среды.
Предмет исследования –использование мультфильмов как средства формирования языковых навыков и повышения мотивации к изучению английского языка у младших школьников.
В работе применяется комплекс исследовательских методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизацию существующих подходов к использованию мультимедийных технологий в обучении. Особое значение имеет метод качественного анализа учебных мультипликационных материалов с точки зрения их дидактического потенциала.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной системы критериев отбора мультфильмов для учебных целей, адаптированной специфике младшего школьного возраста, а также в создании типологии упражнений и заданий, позволяющих максимально эффективно использовать анимационный контент для развития различных видов речевой деятельности. В отличие от существующих методик, предлагаемый подход учитывает не только лингвистические, но и психологические аспекты восприятия мультипликационного материала детьми 7-10 лет.
Материалом исследования послужили англоязычные мультипликационные сериалы (такие как «Peppa Pig», «Dora the Explorer», «Gogo's Adventures with English»), отобранные по разработанным критериям, а также учебные программы и стандарты по английскому языку для начальной школы. Особое внимание уделялось мультфильмам, созданным специально для учебных целей и сочетающим развлекательную и образовательную функции.
Практическое значение исследования заключается в создании методической разработки урока с использованием мультфильма, что может быть использовано в учебном процессе для формирования речевых навыков у младших школьников. Разработанная методика может быть полезна преподавателям английского языка для эффективной организации учебных занятий.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников. Первая глава посвящена анализу психолого-педагогических основ использования мультфильмов в обучении, во второй главе представлена авторская методика их применения, включая конкретные разработки уроков. Заключение содержит обобщение результатов и практические рекомендации для педагогов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование подтвердило высокую дидактическую и мотивационную ценность использования мультфильмов в процессе обучения английскому языку младших школьников. Цель работы – обоснование эффективности мультфильмов как средства формирования речевых навыков и повышения мотивации учащихся 2–4 классов – была достигнута. На основе теоретического анализа, методических обоснований и практической апробации продемонстрировано, что мультфильм как мультимедийный инструмент способен интегрировать речевое, эмоциональное и когнитивное развитие учащихся, делая процесс изучения языка более увлекательным и результативным.
Решены все поставленные в исследовании задачи. В частности, было проанализировано влияние возрастных особенностей младших школьников на восприятие и усвоение иноязычного материала: установлено, что доминирующее наглядно-образное мышление, высокая чувствительность к эмоциональным стимулам и стремление к игровому взаимодействию делают мультфильмы оптимальным средством обучения. Далее была изучена роль мультимедийных и визуальных средств в образовательном процессе, выявлены их преимущества перед традиционными методами обучения, особенно в контексте формирования фонетических и лексических навыков.
В теоретической части также рассмотрены и сопоставлены современные методические подходы, среди которых особое значение имеют коммуникативный подход (И.Л. Колесникова), метод CLIL (Т. Алексиу), TPR-метод Дж. Ашера, а также игровые технологии, раскрытые в работах С.С. Винокуровой и Я.В. Пискун. Их продуктивность была подтверждена в рамках разработанного практического фрагмента урока на основе мультфильма «Peppa Pig», где каждый этап – от мотивационного до рефлексивного – опирался на конкретные методические принципы и был направлен на формирование разных компонентов речевой компетенции.
Разработанные критерии отбора мультфильмов и система упражнений были успешно апробированы в виде комплексного фрагмента урока. Подобная структурная организация учебной деятельности доказала свою эффективность как с точки зрения повышения речевой активности учащихся, так и в аспекте формирования положительной учебной мотивации. Мультфильм, встраиваясь в структуру урока как полноценный дидактический компонент, создает условия для развития не только лексических и грамматических навыков, но и коммуникативной инициативы, фонематического слуха, межкультурной осведомлённости.
Таким образом, мультфильмы можно рассматривать как важное методическое средство, обеспечивающее целостный, эмоционально насыщенный и речево продуктивный процесс обучения английскому языку в начальной школе. Перспективными направлениями дальнейших исследований видится разработка многоуровневых методик, адаптированных к разному уровню языковой подготовки, а также создание авторских методических пособий на базе мультфильмов с дидактическими сценариями и системой оценивания речевых результатов.



1. Артамонова Г. В., Богатова В. А., Родина Д. А., Ростиславина Е. Д. Обучение аудированию и говорению учащихся на примере использования мультфильмов / Г. В. Артамонова, В. А. Богатова, Д. А. Родина, Е. Д. Ростиславина // Поволжский вестник науки. – 2024. – №2(32). – С. 30-34.
2. Атдаева Т. Визуальные средства обучения на уроке иностранных языков / Т. Атдаева // Символ науки. – 2024. – № 10-1-1. – С. 124-125
3. Винокурова С.С. Методика использования игровой деятельности при обучении иностранного языка в младших классах / С.С. Винокурова // Sciences of Europe. – 2017. – № 17. – С. 33-41.
4. Захарова Л. Б., Захарова Е. В. Принцип наглядности в обучении лексике на уроках английского языка в школе / Л. Б. Захарова, Захарова Е. В. // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6. – №2. – С. 198-203.
5. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподава¬ния иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информа¬ционный центр „БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001 г. – 224 с.
6. Кузьмина И.Н. Теоретические подходы изучения проблемы развития эмоциональной сферы обучающихся в педагогической литературе / И.Н. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – С. 180-182.
7. Кульпина И.М. Использование ИКТ на уроках в начальной школе // Высшая школа делового администрирования. – 2022. – URL: https://s-ba.ru/conf-posts-2022-04/tpost/g2rzj3spv1-ispolzovanie-ikt-na-urokah-v-nachalnoi-s (дата обращения: 12.05.2025 г.)
8. Мендибаева П. Н., Есказинова Ж. А. Дидактические условия изучения английского языка с раннего возраста // Вестник науки. 2025. – №4 (85). – том 2. – С. 454-463.
9. Мордовина А. Ю. Англоязычные мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах / А.Ю. Мордовина // Исследования молодых учёных. – 2023. – №9(44).
10. Мордовина А.Ю. Формирование навыков и умений аудирования младших школьников посредством аутентичных англоязычных мультфильмов / А.Ю. Мордовина // Исследования молодых учёных. – 2022. – №6(41).
11. Мудрецова И. А. Виды памяти и их возрастные особенности // Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/09/10/vidy-pamyati-i-ih-vozrastnye-osobennosti (дата обращения: 12.05.2025 г.)
12. Некрылова Н.Н. Мультфильмы в обучении иностранному языку дошкольников // Воронежский государственный университет. – URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/11/nekrylova.pdf (дата обращения: 13.05.2025).
13. Пискун Я. В. Лексические навыки и особенности их формирования на ранней стадии обучения иностранному языку / Я.В. Пикун // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. – 2021. – С. 314-319.
14. Тевилина, Н. Б. Использование аутентичных мультфильмов при развитии речевых умений в аудировании у младших школьников / Н. Б. Тевилина, С. О. Парфенова // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития : Международный сборник научно-методических статей III Международной научно-практической заочной конференции преподавателей, магистрантов и аспирантов, Псков, 19–20 мая 2018 года. Том Выпуск 8. – Псков: "ЛОГОС Плюс", 2018. – С. 91-98.
15. Худинша, Е. А. Мультимедийные средства как способ повышения качества знаний обучающихся в обучении иностранному языку / Е. А. Худинша // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – № 3. – С. 154-157.
16. Цой А.И., Гребенюк Е.Ф. Обучение иностранному языку с использованием мультфильмов и комиксов на современном этапе. // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 1 (42). – С. 278-282.
17. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 90-92.
18. Alexiou, T. (2023). CLIL-ing Preschoolers Through Cartoons and Other Audiovisual Materials. In: Otto, A., Cortina-Pérez, B. (eds) Handbook of CLIL in Pre-primary Education. Springer International Handbooks of Education. Springer, Cham.
19. British Council. Using cartoons and comic strips // TeachingEnglish. – 2021. – URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/using-cartoons-comic-strips (дата обращения: 13.05.2025).
20. M. R. Ghorbani. Watching Cartoons with Subtitles Improves Children’s Foreign Language Acquisition US-China Foreign Language. – April 2011. – Vol. 9. – No. 4. – pp. 241-246.
21. Prosic-Santovac D. Popular Video Cartoons and Associated Branded Toys in Teaching English to Very Young Learners: A Case Study / Language Teaching Research. – v21. – n5. – p568-588. – Sep 2017.
22. Total Physical Response - Methods of Language Teaching // BYU. – URL: https://methodsoflanguageteaching.byu.edu/total-physical-response (дата обращения: 13.05.2025).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ