Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ У ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ К ДЛИТЕЛЬНЫМ СРОКАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Работа №177374

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы200
Год сдачи2019
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблемы развития самоотношения женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы 11
1.1. Психологические особенности личности преступников отбывающих
длительные сроки лишения свободы 11
1.2. Психологическая характеристика осужденных женского пола 28
1.3. Самосознание женщин, совершающих правонарушения 39
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей развития самоотношения женщин, осуждённых к длительным срокам лишения свободы 47
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Анализ и интерпретация результатов 51
2.3. Основные этапы формирующего эксперимента, направленного на развитие самоотношения осужденных женщин, отбывающих длительные сроки лишения свободы 64
2.4. Результаты формирующего эксперимента 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 88
Приложение 2. Сводные таблицы по результатам эмпирического исследования 136
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 144
Приложение 4. Программа развития самоотношения осужденных женщин


Актуальность проблемы исследования. В настоящее время преступность стала существенно отличаться от преступности прошлых лет. Отличия наблюдаются как в количественных, так и в качественных характеристиках. В структуре преступности произошли глобальные изменения, криминальную активность начали проявлять представители тех социальных групп, которые ранее не проявляли столь яркой активности и для которых, данное поведение не было характерно. В значительной степени активизировалась и женская преступность.
За последние двадцать пять лет было выявлено, что современная женская преступность существенно отличается от женской преступности прошлых лет [32]. Таким образом, увеличилось количество женщин, которые совершают преступления, в большей степени свойственные мужчинам. К числу таких преступлений относятся: бандитизм, грабеж, убийство, нанесение тяжких телесных повреждений и т.д. Получило распространение участие женщин в террористических актах, возрос объем совершаемых ими тяжких и особо тяжких преступлений, уровень организованности и профессионализма. В связи с феминизацией наркобизнеса возросло число женщин, которые занимаются хранением, сбытом, производством наркотических веществ, перевозкой, содержанием наркопритонов в своих домах.
На данный момент имеется особая необходимость в изучении проблемы женской преступности в связи с интенсивным ростом данного вида преступности в нашем государстве. По состоянию на 2018 год в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится 597 619 чел., в том числе:
- в 713 исправительных колониях отбывает наказание 488 645 чел., в том числе:
- в 126 колониях-поселениях отбывает наказание 34 288 чел.;
- в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывает наказание 2 010 чел.;
- в 217 следственных изоляторах и 98 помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, содержится - 106 195 чел.;
- в 8 тюрьмах отбывает наказание 1 404 чел.;
- в 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1 375 чел..
В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится 47 638 женщин, в том числе 38 319 - в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 9 319 - в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 529 детей. Доля женщин среди совершающих преступления имеет тенденцию к повышению и в настоящее время достигает 10,6 %.
Необходимо выявить источники женской преступности, причины толкающие женщину на совершение преступления, понять мотивы, которые подталкивают ее к подобным действиям, и попытаться найти способы профилактики и коррекции для искоренения женской преступности.
Преступное поведение женщин отрицательно влияет на наше общество. Оно плохо сказывается на нравственно-психологической атмосфере общества, пагубно влияет на его институты и общности, в особенности на семью. Можно сказать что, женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности и культуры, отношения к базовым общечеловеческим ценностям.
Как известно, чем тяжелее совершенное преступление, тем более длительным является срок наказания. Следовательно, изучение психологии женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы, представляет для нашего общества наибольший интерес.
Можно предположить, что причины преступного поведения связаны с психологическими характеристиками личности преступника. Тогда, чтобы понять причины, необходимо изучить эти характеристики личности, выявить те внешние по отношению к ней социальные явления и процессы, которые сформировали её криминогенные черты. И само преступное поведение нужно изучать не только для его предотвращения или пресечения, но и для понимания его причин. Данное соображение мы считаем очень важным не столько для теории, сколько для профилактической деятельности. Изучение последней показывает, что можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы - предварительного расследования, суд, учреждения, исполняющие наказание, - в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни, те или иные влияния на нее. При изучении личности преступника часто бывает трудно отделить ее от поведения, особенно когда изучаются мотивы, намерения, цели, выбор средств их достижения, принятое решения и т. д. Так, Антонян Ю.М. считает что, возникновение и развитие мотивов преступного поведения можно рассматривать и в рамках формирования личности преступника, и при анализе внутренних механизмов поведения. Мысли, эмоции, чувства и переживания преступника, реализованные в преступлении, есть в то же время проявления его личности [2].
Иными словами, личность женщин, совершивших преступления и отбывающих длительные сроки лишения свободы, должна быть предметом глубокого изучения, что имеет огромное практическое значение, в первую очередь для профилактики данного вида преступлений и коррекции личности женщины, с целью помощи в адаптации к обычной жизни после отбывания наказания.
Анализ научных источников показывает, что проблема изучения женской преступности вызывает большой интерес в современной психологической науке. Данной проблемой занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как В.А. Внуков, М.Н. Гернет, А. Герри, М.Н. Заменгоф, Н. Зеланд, А. Кетле, Ч. Ломброзо, Е.К. Краснушкин, Б.С. Маньковский, Г. Тард, П.Н. Тарновская, Г. Ферреро, Э. Ферри, Н.Г. Холзакова и др.
Общими проблемами женской преступности занимались Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, Т.Н. Волкова, М. Н. Голоднюк, К. К. Горяинов, А.И. Долгова, И.В. Корзун, В.Н. Зырянов, В.Н. Кудрявцев, В.А. Кузнецов, Н.Ф. Кузнецова, Е.В. Кунц, Л.А. Меликошвили, Ю.Д. Блувштейн, М.П. Мелентьев, С.Ф. Милюков, А.С. Михлин, В.А. Серебрякова, Е.В. Середа, И.Б. Степанова, Д.А. Шестаков, Т.М. Явчуновская и многие другие [32].
В современной психологии проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди отечественных и зарубежных исследований можно назвать работы Р. Бернса, С. Куперсмита, С.Р. Пантилеева, М. Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина, Р. Щавельзона, изучавших особенности строения самоотношения. Д.В. Желателев, А.П. Корнилов, М.И. Лисина, Г.И. Морева, К. Роджерс, И.Г. Чеснова, С.Г. Якобсон исследовали взаимосвязи самоотношения с другими проявлениями личности. H.H. Авдеева, А. Адлер, Р. Берне, Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Савонько, В. Сатир, Э. Эриксон выделяли факторы, оказывающие влияние на формирование самоотношения.
Перечисленные научные труды в совокупности представляют солидную теоретическую базу для борьбы с женской преступностью. На современном этапе развития Российского общества в связи с изменением характеристик женской преступности, значительной трансформацией личности женщины, совершившей преступление, потребностями в повышении эффективности предупреждения преступлений, совершаемых лицами женского пола, заметно возрастает необходимость проведения новых исследований. Остается недостаточно изученным вопрос об особенностях самоотношения женщин, совершающих правонарушения. Кроме того, в психологической практике отсутствуют поло-ориентированные технологии изменения самоотношения методами психологического воздействия. Таким образом, проблема научного осмысления феномена самоотношения личности женщины, совершившей правонарушение, а также его психологической коррекции является актуальной как для теории психологии развития, так ее практики.
Проблема нашего исследования: каковы психологические особенности развития самоотношения женщин, осуждённых на длительные сроки лишения свободы?
Цель исследования: изучение психологических особенностей развития самоотношения женщин осужденных к длительным срокам лишения свободы.
Объект исследования: психологические особенности самоотношения осужденных женщин.
Предмет исследования: особенности развития самоотношения женщин, отбывающих длительные сроки лишения свободы.
Гипотеза: самоотношение женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы, характеризуется доминированием таких характеристик, как самоуверенность, самоценность и самопривязанность.
Специально разработанная программа психологического сопровождения женщин осуждённых на длительные сроки лишения свободы, включающая мероприятия по гармонизации характеристик самоотношения и развитию навыков саморегуляции, будет способствовать их более успешной адаптации и реабилитации после отбывания наказания.
Для достижения поставленной цели в соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы развития самоотношения женщин, отбывающих длительные сроки лишения свободы.
2. Провести анализ подходов к изучению проблемы женской преступности.
3. Изучить психологические особенности личности и самоотношения женщин, отбывающих короткие и длительные сроки лишения свободы.
4. Провести сравнительный анализ характеристик личности женщин, осужденных к коротким и к длительным срокам лишения свободы.
5. Разработать и апробировать программу развития самоотношения женщин, отбывающих длительные сроки лишения свободы, с целью адаптации и последующей реабилитации к жизни после отбывания наказания.
6. Проанализировать эффективность реализованной программы и результаты формирующего эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования являются основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности человека (С. Л. Рубинштейн); принципы интериоризации и экстериоризации, их взаимопереходы в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); концепция отношений личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. И. Лисина, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев); теоретические положения о природе и структуре самоотношения (М. И. Лисина, С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.).
В своей работе мы опирались на теорию трехкомпонентной структуры самоотношения С. Р. Пантелеева, теорию субъект-субъектной и субъект- объектной форм отношения к себе Н. И. Сарджвеладзе, теорию В.В. Столина, которым была предложена модель строения самоотношения, согласно которой собственное «Я», черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации.
Методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, психологическое тестирование, беседа, методы математико-статистического анализа данных с использованием математического критерия Стьюдента, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. «МИС» - методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева.
2. Опросник Кеттела.
3. Опросник Басса - Дарки.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 100 женщин (50женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы и 50 женщин - осужденных к коротким срокам). В формирующем эксперименте участвовали 50 женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Самоотношение женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы, характеризует доминирование таких характеристик как самоуверенность, самоценность и самопривязанность.
2. Специально разработанная программа психологического сопровождения женщин осуждённых на длительные сроки лишения свободы, включающая мероприятия по гармонизации характеристик самоотношения и развитию навыков саморегуляции способствует их более успешной адаптации и реабилитации после отбывания наказания.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она систематизирует и обобщает имеющиеся знания в области развития самоотношения женщин, отбывающих наказание. Положения и рекомендации данной работы обогащают научные представления о психологических особенностях личности женщин, осужденных на длительные сроки, возможностях совершенствования системы профилактических и коррекционных мероприятий.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, использованы для разработки профилактических мероприятий, направленных на коррекцию личности женщин осужденных к длительным срокам лишения свободы, которые легли в основу программы психологического сопровождения осуждённых женщин с целью адаптации и последующей реабилитации к жизни после отбывания наказания.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в научном журнале «Проблемы современного педагогического образования» Федерального образовательного автономного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Порядковый номер журнала в Перечне ВАК - 1385. Журнал так же входит в наукометрическую систему РИНЦ.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (в количестве 133) и приложений. Объем работы без приложений составил 86 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы проанализировали научно - теоретические подходы к изучению женской преступности и к проблеме развития самоотношения женщин, отбывающих длительные сроки лишения свободы.
По нашему мнению, женская преступность является одной из актуальнейших проблем современности, так как она является своеобразным показателем нравственной деформации общества. Женщины-преступницы не могут надлежащим образом воспитывать своих детей. Они крадут, постоянно пьянствуют, употребляют наркотики, занимаются их незаконным сбытом или занимаются проституцией, тем самым подают детям отрицательный пример и подвергают опасности нравственное и культурное состояние общества. Ведь как мы знаем, большинство преступников воспитывались в неблагоприятных семьях.
Проблемы развития самоотношения женщин и способов его изменения становятся на сегодняшний день все более актуальными для психологической науки и практики. Это связано с резкими изменениями в системах социальных ролей и общепринятых норм, а это влечет необходимость психологического сопровождения личности на ее жизненном пути. Известно, что отношение человека к себе является основным конструктом личности, влияющим и на процессы самопознания, и на саморегуляцию и на поведенческие проявления личности. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуациях неопределенности. Негативное же самоотношение положительно коррелирует с депрессией, является источником трудностей в общении, связано с различными девиациями.
В нашем исследовании на констатирующем этапе мы выделили доминирущие характеристики самоотношения женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы такие, как самоуверенность (ср. балл- 6,8), самоценность (ср. балл- 6,6) и самопривязанность (ср.балл- 6,8). У женщин, осужденных к коротким срокам лишения свободы, также присутствуют данные качества, но степень выраженности гораздо ниже.
Также был проведен сравнительный анализ между психологическими особенностями личности женщин осужденных к длительным и коротким срокам лишения свободы. Дмагностика показала, что индивидуально - психологические особенности женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы схожи с индивидуально - психологическими особенностями женщин, осужденных к коротким срокам лишения свободы, но имеют большую выраженность. Данная категория осужденных женщин характеризуется доминантностью, конфликтностью, хвастливостью и тщеславием. Они имеют выраженное стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Также они характеризуются пессимистичностью, тревожностью, подозрительностью, осторожностью, склонностью все усложнять, легкомысленностью и безответственностью. Они проявляют слабый интерес к общественным стандартам и не прилагают усилий для выполнения общественных норм и требований, они могут презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман. Следовательно, коррекция для данной категории женщин должна быть более углубленной.
На основе данных констатирующего этапа нами разработана программа формирующего эксперимента с целью развития самоотношения женщин, отбывающих длительный срок лишения свободы. Эта программа включает тренинг коррекции самоотношения, разработанный Н.В. Чурило Все занятия были трансформированы под условия, в которых отбывают наказания женщины. Были использованы игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигровой деятельности, направленные на развитие навыков самоанализа, общения, релаксации, элементы психодрамы, а также добавлены мероприятия по просмотру тематических видеофильмов с последующим анализом. Данную программу мы использовали с женщинами отбывающими наказание в ФКУ ИК - 9 УФСИН России по Белгородской области.
Результаты повторной психологической диагностики, проведённой по окончании формирующего эксперимента, показали статистическую значимость различий у участников экспериментальной группы по показателям самоотношения таких как «саморуководство» (ср. балл- 8,16), «отражённое самоотношение» (ср.балл- 8,08), «самообвинение» (ср.балл-8,08). Они стали готовы к самогрегуляции, рефлексии, ответственности, снизилось депрессивное состояние. Происходит усиление адаптивности внутренней психологической системы, что открывает им возможности для более гармоничного личностного саморазвития и самореализации.
В то время как показатели в контрольной группе значимых изменений не показали. Это позволяет нам утверждать, что наша программа способствует развитию самоотношения, и как следствие, обеспечит более успешную адаптацию женщин, осужденных на длительные сроки лишения свободы, к реабилитации после отбывания наказания.
Таким образом, развитие самоотношения женщин, отбывающих длительные срока лишения свободы в исправительных колониях, играет важную психологическую роль, имеющую ярко выраженное практическое значение.
В ходе проведения диагностических и коррекционных мероприятий при исследовании индивидуально - психологических особенностей женщин осужденных к длительным срокам лишения свободы, выдвинутая нами гипотеза была доказана. Поставленные цели и задачи выполнены.
Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы заключаются в разработке методик диагностики и развития личностных особенностей женщин, осужденных к длительным срокам лишения свободы, с целью их успешной реабилитации и адаптации, после отбывания наказания.



1. Аванесов, Г.А. Криминология: Учебник /.- 5-е, перер. - М.: Юнити, 2010 - 575 с.
2. Авдеева, H.H. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни / H.H. Авдеева // Психологический журнал. -1996. - №4. - С. 5-13.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. / А. Адлер. — М.: Книга, 1993.- 407с.
4. Алексеева, А.Б. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.01/
А.Б.Алексеева. - Л., 1983.- 15с.
5. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Наука, 1987.-285с.
6. Анисимова, О.Г. Самооценка в структуре личности студента [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.05/ О.Г. Анисимова. - М., 1984. -17с.
7. Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. - М., 1996.- 336с.
8. Антонян, Ю. М. Преступность среди женщин / Ю.М. Антонян.- М. : Росс. право, 1992.-256с.
9. Антонян, Ю.М. Криминология: учебник / Ю.М. Антонян [и др.] - М., Норма, 2009 - 800с.
10. Анциферова, Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1999. - Том 20. - №1. - С.6-20.
11. Ахмедханов, A.B. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.01 / A.B. Ахмедханов. - М., 1983. - 15с.
12. Белобрыкина, O.A. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников / O.A. Белобрыкина // Вопросы психологии. 2001. - № 4. - С.3 - 38.
13. Белобрыкина, О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза [Текст]: автореф. канд. психол. наук - Н., 2000.
14. Бернс, Р. Развитие Я концепций и воспитание / Р. Бернс. - М.:
Прогресс, 1986.- 422с.
15. Бессонова, Т.Д. Психологические особенности полоролевого
самосознания и самопринятия личности студента педагогического ВУЗа [Текст]: автореф. дис.канд. психол. наук. /Т.Л. Бессонова; М., 1994.-16с.
16. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения: учебное пособие/ Р.Блэкборн. - СПб., 2004.- 496с.
17. Бороздина, Л.В. Самооценка в первой зрелости / Л.В. Бороздина, Молчанова О.Н. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -1990. - №2. - С.24-39.
18. Братусь, Б.С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития / Б.С. Братусь, Павленко В.Н. // Вопросы психологии.- 1986. - № 4. - С. 146 - 154.
19. Бромлей, Ю.В. Основные тенденции этнических процессов в современном мире / Ю.В. Бромлей // Советская этнография.- 1982.- №2. - С. 3-15.
20. Брушлинский, A.B. Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002. - 368с.
21. Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, Морозов С.М. - Киев: Наукова думка, 1989. - 197с.
22. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для ВУЗов/
В.Л.Васильева. - М.: Юрид. лит. , 2009.- 608с.
23. Веремеенко, Н.И. Изучение влияния групповой танцевально - двигательной терапии на изменение в образе «Я» / Н.И. Веремеенко эл. ресурс. - Режим доступа: http: // sfera. infomsk.ru/ person301st4.html
24. Весельницкая, Е.Г. Женщина в мужском мире / Е.Г. Весельницкая. Спб: Изд. дом Медуза, 1995. - 130с.
25. Визгина, A.B., Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / A.B. Визгина, С.Р. Пантелеев // Вопросы психологии.- 2001. - № 3.- С.91-100.
26. Валицкас, Г.К., Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии.- 1989. - № 1.- С.45-62.
27. Владимирова, И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.01/ И.М. Владимирова.- Спб., 2001.- 24с.
28. Воробьев, Н.И. Казанские татары / Н.И. Воробьев.- Казань, 1953. - 382с.
29. Волкова, Т. Н. Особенности женской преступности в России./ Т.Н.Волкова.- М.: МЮИ МВД РФ, 1991. - 245с.
30. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 161 - 166.
31. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия / В.А. Горянина // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 6. - С.73-83.
32. Деев, В. Г. Психодиагностика осужденных: учебное пособие/ В. Г.Деев [и др.]. - Рязань, 2000г. - 190с.
33. Джеймс, У. Психология / У.Джеймс. - М.: Педагогика, -1991.- 367с.
34. Диянова, З.В. Самосознание личности / З.В. Диянова,Т.М. Щеголева- Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. - 56 с.
35. Дубровский, Д.Н. К методологическому анализу биосоциальной проблемы / Д.Н. Дубровский // Соотношение биологического и социального в развитии человека / Материалы симпозиума. - Москва.- 1974. - С.36-38.
36. Желателев, Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом [Текст]: дис.канд. психол. наук / Д.В. Желателев.- СПб., 1999. - 230с.
37. Зарубежная практическая психология: Учебное пособие. / М.Е. Валиуллина, М. Городецкая, O.K. Граужанина и др. / Под общ.ред. проф. Попова JI.M. и доц. Петрушина C.B. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000.-168с.
38. Захарова, A.B. Генезис самооценки [Текст]: автореф. дис. докт. псих, наук: 19.00.01/ A.B. Захарова. - М., 1989.- 44с.
39. Захарова, A.B. Структурно-динамическая модель самооценки / A.B. Захарова // Вопросы психологии.- №1. - 1989. - С.5-15.
40. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии /Т.Д.. Зинкевич - Евстигнеева.- СПб.: «Речь», 2000.- 310с.
41. Карпец, И.И. Преступность: иллюзии и реальность/ И.И.Карпец.- М.: Прогресс, 2007. - 382с.
42. Кастерина, Н.В. Изучение причин агрессивных действий у впервые осужденных женщин/ Н.В. Кастерина // Психология, 2007.- №13 - С.13-14.
43. Корнилов, А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания / А.П. Корнилов // Психологический журнал. -1995. - Т. 16. - № 1. - С. 107-114.
44. Кириллов, JI.A. Особенности самосознания лиц с акцентуацией характера [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.01 / JI.A. Кириллов.- М., 1992. - 22 с.
45. Кнастер, М. Мудрость тела / М. Кнастер. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 496с.
46. Ковалев, О.Г., Криминальная психология: курс лекций / О.Г. Ковалев,
А.И. Ушатиков, В.Г.Деев. - Рязань: Институт права и экономики МВД
России, 1997.- 496с.
47. Колышко, A.M. Особенности межличностного взаимодействия педагогов с различными типами самоотношения / A.M. Колышко // Вестник ГрГУ им. Я. Купалы. Серия 1.- 2001.- № 1(6). - С. 172-178.
48. Колышко, A.M. Психология самоотношения Учебное пособие. / A.M. Колышко.- Гродно: ГрГУ, 2004.- 102с.
49. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. -1988. -Т.2. - № 3. - С.25-38.
50. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон.- М.: Просвещение, 1989.-255с.
51. Кон, И. С. Открытие Я / И.С. Кон.- М.: Политиздат, 1978. - 367с.
52. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335с.
53. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон: Изд-е 2-ое, доп. - М., Медицина, 1989. - 320с.
54. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской.- Минск: Наука и техника, 1993.- 478с.
55. Коновальчук, И.С. Развитие отношения к себе как субъекту учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07 / И.С. Коновальчук.- Киев, 1992. - 25с.
56. Кордуэлл, М. Психология: А-Я: Словарь справочник / М. Кордуэлл. - М.: ФАИР, 1999.- 448с.
57. КорнееваХЮ Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.05. / T.K. Корнеева. 1984.- 17с.
58. Криминология. Учебник / Под ред. доктора юрид. наук, профессора З.
С. Зарипова. - Т.: Академия МВД Республики Узбекистан, 2006. - 481с.
59. Криминология. Учебник / В.Н.Кудрявцев.- М., Норма, 2009.-800с.
60. Кроник, A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования / A.A. Кроник // Психология личности и образ жизни.- М.: Наука, 1987.- С.49-153.
61. Крылов, A.C. «Образ Я » как фактор развития личности [Текст]: автореф .дис. канд. псих, наук: 19.00.01 / A.C. Крылов.- М., 1984. - 20с.
62. Кунц, Е.В. Тенденции женской преступности/ Е.В. Кунц // Закон и право.- 2006.- №1.- С.61-64.
63. Куницина, В.Н. Некоторые проблемы формирования личности и самосознания/ В.Н. Куницина // Человек и общество.-1969.-№3.- С.67-77
64. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.- 304с.
65. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия. / Под ред. A.A. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 228с.
66. Либин, A.B. Дифференциальная психология: на пересечении
европейских, российских и американских традиций / A.B. Либин.- М.: Смысл, 1999.- 532с.
67. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 136с.
68. Липкина, А.И.Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.Т. Рыбак.- М.: Просвещение, 1968. - 142с.
69. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина.- Кишинев: Штилица, 1983. - 112с.
70. Лисина, М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. / Сборник научных трудов. М.: Изд-во Института практической психологии, 1980 - С.3-32.
71. Лисина, М.И. Общение. Личность и психика ребенка / М.И. Лисина. / Под ред. А.Г. Рузкой. - М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 384с.
72. Ломбразо, Ч. Женщина, преступница и проститутка / Ломброзо Ч., Ферреро Г.; Пер.: Гордон Г.И. - Харьков, Киев: Ф.А. Иогансон, 1897. - 509c.
73. Лопухова, О.Г. Психологический пол личности в современных социальных условиях: дис.канд. психол. наук. / О.Г. Лопухова. - Казань, 2000.- 162с.
74. Лукин, М.В. Динамика отношения к себе в процессе организаторской деятельности руководителя [Текст]: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.05 / Лукин М.В.-Л., 1986. - 20с.
75. Малышева, О.А. Женщина в тюрьме (последствия пребывания): Учебное пособие / О.А.Малышева. - Уфа: УЮИ МВД России, 2001.- 81с.
76. Малкова, В. Д. Криминология: Учебное пособие 4-е изд., перераб. и доп / В.Д.Малкова. - М.: Юстицинформ, 2011. - 390с.
77. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- С.108-118.
78. Налчаджян, A.A. Я концепция / A.A. Налчаджян // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Издательский дом Бахрах, 2000. - С. 270-332.
79. Натаров, В.И. Влияние курса социально -психологического тренинга на самооценку Я образа / В.И. Натаров // Психологический журнал, 1990.- Т.П. - №5. - С.74-79.
80. Никитин, В.Н. Энциклопедия тела: Психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин.- М.: Алетейя, 2000. - 623с.
81. Носенко, Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка / Э.Л. Носенко // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №1. - С.16-26.
82. Орлов, А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. - 1995. - № 2
83. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Д. Пайнз- СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. - 193с.
84. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: МГУ, 1991.- 110с.
85. Пантелеев, С.Р. Строение самоотношения как эмоционально оценочной системы [Текст]: дис. канд. псих, наук: 19.00.01/ С.Р. Пантелеев. - М., 1989. - 202 с.
86. Попов, Л.М. Кашин А.П. и др. Добро и зло в психологии человека / Л.М. Попов [и др.].- Казань: Изд-во КГУ, 2000.- 176с.
87. Психология самосознания: Хрестоматия/ Под ред. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. - 672с.
88. Прикладная пенитенциарная психология. Учеб. - практическое пособие для психологов пенитенциарных учреждений. - Рязань: Академия права и экономики Минюста России, 2003.- 758с.
89. Психологический словарь. / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-пресс, 1996.- 183с.
90. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского.
- Москва: Издательство политической литературы, 1990.- 494с.
91. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс.- М.: Прогресс, 1994. - 480с.
92. Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. Тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1986. - С.199-230.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ