ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТИПОЛОГИЯ 8
1.1. История развития российской спортивной журналистики 8
1.2. Современная спортивная журналистика в СМИ 19
Выводы к Главе I 36
ГЛАВА II. ОСВЕЩЕНИЕ ИГР РОССИЙСКОЙ СБОРНОЙ НА
ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ В РОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ СМИ 39
2.1. Освещение игр российской сборной на чемпионате мира по
футболу на сайте championat.com 39
2.2. Освещение игр российской сборной на чемпионате мира по
футболу а газете «Советский спорт» 48
2.3. Основные стратегии и приемы в освещении игр российской сборной на чемпионате мира по футболу в российских спортивных СМИ 54
Выводы к Главе II 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Во все времена крупные спортивные мероприятия международного характера привлекали к себе огромное внимание общественности и масс - медиа. Чемпионат мира по футболу 2018 года не явился исключением. Стоит отметить, что проведение спортивного соревнования подобного рода - событие, являющееся честью для любой страны. В 2010 году Россия в конкурентной борьбе с Великобританией, Испания-Португалией и Бельгией-Нидерландами выиграла право на проведение этого мероприятия, став на семь лет объектом для освещения во всех мировых СМИ.
Российские СМИ всех типов пристально следили за проведением этого масштабного мероприятия.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что посредством основательного анализа эмпирического материала можно выявить основные методики освещения спортивных мероприятий. Журналистика, посредством активного развития методов репрезентации информации, переводит язык спортивных побед и поражений на язык масс, делая сам спорт тем самым доступным для широкой аудитории.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в необходимости выявления особенностей репрезентации чемпионата мира по футболу 2018 г. в современных российских СМИ. Особое внимание в работе уделяется динамике освещения названного спортивного мероприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- провести обзор основных этапов развития спортивной журналистики в России;
- дать характеристику современному состоянию спортивной журналистики в России;
- выявить типологические характеристики анализируемых средств массовой информации - championat.comи газета «Советский спорт»;
- обосновать основные методы репрезентации информации о чемпионате мира по футболу 2018 г.;
- выявить динамику освещения названного спортивного мероприятия;
- провести сравнительный анализ методик репрезентации спортивной информации в двух типах изданий.
Объект исследования - информационно-новостные материалы в СМИ championat.comи газета «Советский спорт», посвященные чемпионату мира по футболу 2018 года.
Предмет исследования - методы репрезентации информации о чемпионате мира по футболу 2018 в СМИ championat.comи газете «Советский спорт».
Теоретическая база выпускной квалификационной работы строится на основе разноаспектных научных работ. Мы опирались на труды следующих исследователей:
- в области истории спортивной журналистики: К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко, Е. А. Войтик, С. И. Орлов, Д. А. Туленков, А. А. Кудинов и др.;
- при анализе особенностей современной спортивной журналистики: В. В. Тулупов, П. В. Макаров, Р. М. Гатаулин, Ю. С. Шершнёва и др.
- при характеристике методологии современного спортивного журналиста: Д. А. Шишкин, М. А. Тузин, Р. М. Гатаулин, А. А. Малышев, М. Н. Гуляева и др.
Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов сайта championat.comза 2018 год и начало 2019 года из рубрики «ЧМ по футболу 2018» и совокупность информационных материалов, вышедших на страницах газеты «Советский спорт» за аналогичный период.
Научная разработанность темы. Следует отметить, что работ, посвященных проблематике освещения спортивных мероприятий в современной журналистском научном дискурсе нами обнаружено не было, что обосновывает научную новизну проведенного исследования.
В современном исследовательском пространстве мы находим большое количество работ, посвященных анализу проблем эффективного финансирования разных этапов подготовки к мероприятию (Е. С, Зуев и П. С. Пробин и др.), экономической эффективности чемпионата мира для России (К. Ш. Магарамова и др.), улучшению туристической привлекательности России в связи с проведенным мероприятием (Т. Е. Лебедева, М. Ю. Веникова, Д. С. Иванова, А. С. Попова, А. С. Васильев и др.), развитию инфраструктуры в регионах (Е. В. Парада, Т. Е. Лебедева и др.), непосредственно развитию спортивной инфраструктуры в регионах (Р. В. Ломакин, Т. Г. Павленко, А. В. Ширшикова и др.). Однако данный пласт работ, несомненно важных и раскрывающих сложные и актуальные вопросы, связанные с проведенным мероприятием, - научные изыскания из смежных областей - экономики, социология, туризма и пр., которые только доказывают, что проблем, относящихся к чемпионату мира в России, очень много. К части этих проблем обращение мы находим и в массе исследованных эмпирических материалов.
Единичными можно назвать работы, посвященные методике спортивной журналистики и принципам освещения проблем спорта в СМИ - Д. А. Шишкин, М. А. Тузин, Р. М. Гатаулин др.
Новизна нашего исследования состоит в том, что в работе проводится конструктивный и обстоятельный анализ освещения спортивного мероприятия на примере чемпионата мира по футболу 2018 г., анализируются особенности и приемы спортивной журналистики в общероссийских изданиях championat.comи газета «Советский спорт».
Самостоятельным вкладом в работе выступает классификация методов и стратегий в освещении спортивного события на основе анализируемого эмпирического материала.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
- описательный метод, используемые для анализа и систематизации уже имеющихся теоретических наработок по проблеме спортивной журналистики;
- исторический подход позволил рассмотреть спортивную журналистику как системное явление;
- структурно-функциональный метод применяется при характеристике анализируемых СМИ;
- метод типологизации применяется в работе при обосновании типологической характеристики анализируемых изданий»;
- сравнительный метод, реферативно-аналитический и индуктивно-дедуктивный применяются в работе для систематизации теоретического и эмпирического материала.
Теоретическая значимость работы обусловлена новизной и неразработанностью темы исследования . Методология освещения спортивного события в современном научном дискурсе остается вне поля зрения современных ученых. Данная работа - первая попытка дать обоснование инструментарию современной спортивной журналистики .
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования результатов проведенного исследования не только в рамках педагогической деятельности - в учебных курсах, спецкурсах и семинарах, но также как руководство к усовершенствованию работы уже функционирующих и освещающих вопросы спорта СМИ и внедрению новых проектов спортивной проблематики .
Структура работы строится согласно научной логике, основывается на поставленных цели и задачах изыскания и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка использованных источников и приложений.
Во введении содержится все информация, необходимая для работ подобного рода: дается обзор изученности проблемы, обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи выпускной квалификационной работы, приводятся обоснования методов исследования, дается характеристика новизне проведенного изыскания, аргументируется теоретическая значимость и практическая ценность работы.
В первой главе - «Спортивная журналистика. Предметная область, типология» - дается обзор истории спортивной журналистики в нашей стране, делается акцент на современном состоянии спортивной журналистики в России, дается анализ российских средств массовой информации, освещающих футбольную проблематику.
Во второй главе - «Освещение игр российской сборной на чемпионате мира по футболу в российских спортивных СМИ» - приводится типологический обзор анализируемых средств массовой информации - championat.comи газета «Советский спорт», проводится анализ методов и динамики освещения чемпионата мира по футболу в анализируемых изданиях, представляется их сопоставительный анализ с учетом типологических факторов.
В Заключении формулируются основные выводы проведенного исследования, обозначаются существующие проблемы и возможные перспективы для дальнейших исследований в области спортивной журналистики.
Таким образом, проведя теоретический и эмпирический анализ базы выпускной квалификационной работы можно с уверенностью утверждать, что спортивная журналистика в современной России развивается динамично, однако, согласно общим тенденциям СМИ: она таблоидизирована, реализует популяризаторские функции, использует методики развлекательности и визуального превалирования над текстовой составляющей журналистских материалов.
Спортивная журналистика в нашей стране прошла сложный путь от толстых узкоспециализированных журналов до изданий таблоидного унифицированного типа.
На каждом этапе своего развития русская спортивная журналистика имела свои преимущества и свои недостатки. Современное состояние спортивной журналистики в нашей стране расценивается как кризисное, прежде всего из-за ее коммерциализированности, политической опосредованности, недостаточной компетентности отдельных журналистов, зависимости качества публикуемых материалов от временных факторов, опосредованных интернет-коммуникацией - сокращенный публикационный цикл. Другими важными аспектами, которые влияют на развитие современной спортивной журналистики, являются: сложность адаптации «старых» кадров к новым средам распространения информации, речь о том же Интернете, общепринятый субъективный подход к написанию текстов и комментариев для спортивных СМИ, что отражается, прежде всего на телевизионных СМИ, однако, встречается и в печатных- и интернет-СМИ, особенно таблоидизированного характера.
Большую влияние на снижение доверия к спортивным СМИ и объективности представляемой мим материалов является обилие заказных материалов с pr-составляющей. И, наконец, ярко выраженный
крен современных российских СМИ в отдельные, особо доходные и привлекающие большую фанатскую аудиторию виды спорта: в России много пишут о футболе, хоккее, биатлоне и почти не уделяют внимание, к примеру, конному спорту, тяжелой атлетике и др.
Заводя речь о стратегиях стратегии и методика репрезентации информации о чемпионате мира по футболу - 2018 в двух анализируемых средствах массовой информации стоит отметить, что здесь имеются как общие черты:
а) наблюдается уклон в таблоидизацию обоих СМИ, что выражается в стратегиях «звездности», то есть привлечения известных, публичных персон к комментированию матчей, анализу игровых стратегий и тактик и тренерских приемов. Само собой разумеется, что глубокого анализа в таких материалах быть не может, однако, аудиторию подобные методики привлекают;
б) особое внимание в анализируемых изданиях уделяется визуализации представляемого события, что выражается в обильном использовании иллюстративного материала, представлении инфографики, использовании «карточного» типа представления информации.
в) в случае, если речь идет об интернет-СМИ, мы может говорить о еще одной методике - геймификации в представлении информации. Так, на сайте championat.comчастотными являются интерактивные опросы и игровые тесты на остаточные знания аудитории о чемпионате мира по футболу;
г) отдельно выделим pr-стратегию популяризации отдельных ярких лиц сборной, которые благодаря современным СМИ стали настоящими медийными персонами, в чем данная стратегия перекликается со стратегией showbiz. Благодаря ей рождаются в современном медийном пространстве всевозможные мемы - знакомый всем «Нога бога!» (об Игоре Акинфееве), «Мало, Головин» (об Александре Головине), «Сами с усами» (о Станиславе Черчесове) и пр.;
г) еще одной методикой репрезентации спортивной информации является реализация популяризаторской функции, которая выражается в исторических обзорах, комментариях ветеранов спорта и пр.
д) и, конечно же, методики, благодаря которым реализуется развлекательная функция современной спортивной журналистики: игры, рассказы о семейной жизни спортсменов, истории из их детства, публикация семейных фото, истории фанатов и болельщиков, публикация мемов, карточек, эмодзи и пр.
Основная динамика в обозначенные хронологическими рамками данной выпускной квалификационной работы выражается в тематической трансформации основного объема текстов. Так, мы наблюдаем следующие изменения: от материалов, включающих в себя прогнозы на предстоящие матчи и ставки на победы и поражения, через анализ турниров и «разбор полетов» в итоговую аналитику успехов нашей сборной и разочарования фанатов, болельщиков и экспертов от поражения в рамках турнира. Встречаются на финальном этапе и материалы, в которых проходит разбор тактических ошибок, стратегических промахов игроков и тренеров.
Таким образом, на основе проведенного исследования, мы видим насколько перспективными являются методики и стратегии репрезентации информации в современных спортивных СМИ. Данное исследование - это первая попытка в отечественном научном дискурсе систематизировать эти методики. Полагаем, что подобные исследования имеют актуальные перспективы и требуют дальнейших поощрений в рамках отечественных научных журналистских школ.
1. Алексеев К.А. Опыт периодизации спортивной журналистики в России // Век информации. 2017. Т. 1. № 2. - С. 261-262.
2. Алексеев К.А. Спортивная журналистика после Октября 1917 года: особенности происхождения советской физкультурно-спортивной печати // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. - № 2.
3. Баталов А.Л., Вайнтрауб Л.Р. Спорт в Москве в XIX — начале ХХ века. Речной яхт-клуб и его роль в развитии московского спорта: от гребли до горных лыж. М., 2012.
4. Вартанова Е.Л. (2017). «Медиасистема»: термин, концепция или реальность? / Е.Л. Вартанова // МедиаАльманах. № 1 (78). - С. 8-10.
5. Вартанова Е.Л. (1999). К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. Вып. 5. - С. 11-14.
6. Войтик Е.А. Спортивная информация как понятие и ее роль в масс- медиа // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. - № 20 (235). - С. 59 - 62.
7. Войтик Е.А. Конструирование информационного пространства в спортивной медиакоммуникации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. T. 22, - № 13.
8. Войтик Е.А. Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации // Журналистский ежегодник. Национальный исследовательский томский государственный университета (Томск). - С. 109-112.
9. Гатаулин Р.М. Спортивная журналистика в системе современного медиаобразования // Будущее науки - 2014 Сборник научных статей 2-й Международной молодежной научной конференции, в 3-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. - С. 258-260.
10. Геродот История // itexts.net. Режим доступа: https://itexts.net/avtor-- gerodot/109316-istoriya-gerodot/read/page-9.html
11. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 312 с. Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/1620133/
12. Городницкий П. Пять главных проблем российской IT- журналистики // VC.ru. Режим доступа: https://vc.ru/flood/6855-it-media
13. Данилова М.Н. Спорт как медиакоммуникационный феномен // Вопросы теории и практики журналистики. Т.7. - №3. - С. 519-538.
14. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. М., 2005.
15. Дубин Б. Спорт в современных обществах: пример России // Вестник общественного мнения. 2004.-- № 2. - С. 74- 78.
16. Зуев Е.С., Пробин П.С. Чемпионат мира по футболу 2018 года в России: проблема эффективного финансирования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. - № 4 (67). - С. 94-100.
17. «И тогда я предложил купить меня вместе с проектом» //
Чемпионат. Режим доступа: https://www.championat.com/football/article-
3256059-dmitrij-sergeev--o-chempionate-i-ne-tolko.html
18. Крылова А.А. Особенности спортивной журналистики // Научный альманах. 2016, № 2-4. - С. 246 - 248.
19. Кудинов А.А. Спортивная журналистика послевоенного периода и начала XXI века: ценности, принципы и акценты печатной прессы // Век информации (сетевое издание): Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аналитический центр «Вектор». Санкт-Петербург. 2018. - С. 38 - 45.
20. Лебедева Т.Е., Веникова М.Ю., Иванова Д.С., Попова А.С. Туристическая индустрия нижнего новгорода в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года // Экономика и предпринимательство. 2017. - № 5-1 (82). - С. 472-474.
21. Ломакин Р.В., Павленко Т.Г. Проекты строительства стадионов в
России к чемпионату мира - 2018 // В сборнике: Сборник статей
студенческих научно-практических конференций факультета агротехники и энергообеспечения кафедры инженерной графики и механики 2014-2015 г
2015. - С. 239-246.
22. Люлевич А.А. Образ спорта в отечественных СМИ: социокультурный анализ: Автореф. ... канд. культуролог. наук. - М., 2006. - 168 с.
23. Магарамова К.Ш. Проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России: экономический эффект, доходы и расходы // Экономика и социум. 2017. - № 2 (33). - С. 643-651.
24. Макарова П.В. Спортивная журналистика на рубеже тысячелетий // European Social Science Journal. 2011. - № 4 (7). - С. 45-50.
25. Низкие рейтинги «Матч ТВ». Как в России смотрели спорт в 2016-м
// sports.ru. Режим доступа: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/
teilnahme/1126913. html
26. О редакции // Советский спорт. Режим доступа: https://www.sovsport.ru/about
27. Осинина Д.Д., Урожок Е.А. Спорт и политика в современном мире // Научные записки молодых исследователей. 2016 - № 2. - С. 77 - 81.
28. Правовой статус спортивных федераций. Виды спортивных
федераций (ассоциаций), цели их деятельности. Развитие вида спорта и управление им как основная деятельность спортивных федераций // Bstudy.net. Режим доступа: https://bstudy.net/694557/pravo/
pravovoy_status_sportivnyh_federatsiy_vidy_sportivnyh_federatsiy_assotsiatsiy_t seli_deyatelnosti_razvitie
29. Орлов С.И. Зарождение и становление советской спортивной журналистики (к вопросу о типологии изданий): Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1974.
30. Пеле: «Скорее Россия станет чемпионом мира по футболу, чем Бразилия - по хоккею» // Спорт Экспресс. Режим доступа: https://www.sport- express.ru/football/world/2014/news/673172/
31. Почему русские не станут чемпионами мира по футболу или
пророчество Пеле // sports.ru. Режим доступа:
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/nashiproigr/1318565.html
32. Рейтинг сайта championat.com// liveinternet.ru. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/stat/championat_com/index.html?id=0&id=8&date=2019-05-15
33. Слюсаренко Е.А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2003. - 56 с.
34. Советский спорт. История газеты (Часть I) // Книги и информация для журналиста. Режим доступа: http://www.sovmedia.ru/journalist/sovetskij- sport-istoriya-gazety-chast-1/
35. Современная спортивная журналистика. Куда мы движемся? Режим доступа: http: //proj ect131178.tilda.ws/
36. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-ХХ вв. М., 2004.
37. Тина Канделаки: «Я тоже хочу видеть «эль класико» на «Матч ТВ». Но деньги и грамотный финансовый расчет первичны» // Матч! Режим доступа: https://matchtv.ru/football/matchtvnews_NI697042_Tina_Kandelaki_Ja_tozhe_kh ochu_videt_el_klasiko_na_Match_TV_No_dengi_i_gramotnyj_finansovyj_raschet _pervichny
38. Толстой С.С. Власть и массовый спорт в СССР (на примере истории советского футбола в 1930-1950-е годы): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 2009. - 46 с.
39. Тузин, М. А. Особенности спортивной Интернет-журналистики (на примере новостных сайтов Рунета) / М. А. Тузин, В. О. Французов // NovaInfo.Ru. - 2015. - Т. 1. № 34. - С. 204-209.
40. Туленков Д.А. Лев Кассильи советская спортивная публицистика 1920 - 30-х годов: Дисс... канд. филол. наук. - Саратов., 2005. - 233 с.
41. Тулупов В.В. Спортивная тема в социальной журналистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011. - № 2. - С. 221-225.
42. Чудинов И.Г. Гимнастика и спорт в помещичье-капиталистической России // Теория и практика физической культуры. 1941. № 4. С. 42-52.
43. Шатилов А.Б., Башмаков Д. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни // Материала международной конференции. М.: РГГУ, 2002. - С. 114 - 121.
44. Шершнёва Ю.С. Спортивная журналистика в интернете: образ адресата // Ученые записки Новгородского государственного университета.
2016. - № 1 (5). - С. 9.
45. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., «Физкультура и спорт», 1961. - 368 с.
46. Эдельман Р. Серьезная забава. История зрелищного спорта в СССР / Пер. с англ. И.С. Давидян. М., 2008.
47. Филатов Л. И. Ищи борьбу всюду. М. 1971.