Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: средняя общеобразовательная школа № 51 г. Пензы.
Выборка: 10 школьников 8-9 классов .
Есть приложения.
Введение ………………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретическое рассмотрение самооценки в психологии…5
1.1 Понятие самооценки…………5
1.2 Теоретический подход к проблеме самооценки в российской и иностранной психологии…11
1.3 Характеристика подросткового возраста…………………………………….12
Выводы к главе 1……….17
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки в подростковом возрасте…18
2.1 Организация эмпирического исследования...18
2.2 Исследование подростков при помощи методики Дембо-Рубинштейна…18
2.3 Анализ результатов исследования методики Дембо-Рубинштейна…….…22
2.4 Исследование подростков при помощи методики С.А.Будасси…………...23
2.5 Анализ результатов исследования методики С.А.Будасси………………...23
Выводы главе 2……………………24
Заключение……………………………………………………………………..…25
Список литературы…………27
Приложения……………………………………………………………………..…28
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 до 17 лет), характеризующаяся качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением в зрелую жизнь. В этот период человек имеет повышенную возбудимость и импульсивность, сопровождающиеся, часто неосознанным, половым влечением. Главным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, ещё довольно неуравновешенного, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои способности. В этом возрасте происходит развитие трудных форм аналитико-синтетической деятельности, создание теоретического, абстрактного мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, значения которой считаются основой для личных высоконравственных оценок. Проблемами данного возраста занимались Л.С. Выготский и А. Фрейд. Они охарактеризовали подростковый возраст как переходный, непростой и имеет большое значение в образовании личности человека: увеличивается объем деятельности, меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируется нравственность. Происходит выход человека на новый социальный уровень, в которой формируется сознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, растёт опора на внутренние критерии. Поведение ребёнка начинает все больше регулироваться его самооценкой.
Исходя из этого, задачей нашей работы было изучение самооценки у детей подросткового возраста. Это и определило актуальность предоставленной темы.
Предметом исследования является: показатели самооценки у юношей и девушек в старшем подростковом возрасте.
Объект изучения: самооценка в подростковом возрасте.
Целью работы: провести сравнительный анализ самооценки у юношей и девушек старшего подросткового возраста
Гипотеза: существует отличие уровней самооценки в зависимости от пола.
Задачи:
Рассмотреть проблему самооценки в психологии;
Изучить особенности самооценки в подростковом возрасте;
Провести эмпирическое исследование, нацеленное на изучение самооценки у подростков
Контингент: группа школьников 8-9 классов средней общеобразовательной школы № 51 г. Пензы. Размер группы 10 человек.
В исследовании используются методики:
Методика Дембо - Рубинштейна. Данная методика основывается на оценивании подростками различных качеств, таких как здоровье, характер, способности и т.п. Методика позволяет узнать уровень самооценки и уровень притязаний ребёнка.
Методика С.А.Будасси. Помогает проввести количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение. Методика основана на способе ранжирования.
Работа содержит в себе содержание, введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная цель и выполнены поставленные задачи, а именно: были изучены особенности самооценки в подростковом возрасте и выявлены гендерные особенности самооценки подростков.
Самооценка подростка представляет собой один из компонентов самосознания личности, и включает в себя оценку человеком своих физических характеристик, различных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
Самооценка проявляется и формируется в процессе жизнедеятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим человеком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
Для подросткового периода на формирование самооценки характерно влияние ведущих факторов действительности. Самооценка подростков далеко не самостоятельна. Но уже по мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, изменяется восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В целом, характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Существуют методики «чистого» определения самооценки, подразумевающие прямое перечисление испытуемым своих качеств или выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя. Кроме того, в психологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Это методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым.
Таким образом, не смотря на то, что в ходе выполнения работы, были выявлены некоторые гендерные различия в самооценки девушек и юношей, при анализе полученных в ходе исследования данных, оказалось, что различия между самооценками юношей и девушек являются несущественными, вследствие чего, нельзя утверждать, что гипотеза подтвердилась. Данная статистика может быть следствием значительно малой выборки, поэтому, для получения более достоверных результатов, было бы не лишним провести еще ряд исследований с использованием нескольких методов и увеличением числа респондентов.
1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2005.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Институт практической психологии, 2007.
3. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 2004. - Т.13, №4.- С. 99-101.
4. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 2005.
5. Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.; 2009.
6. Кле М. Психология подростка. - М., 2013.
7. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л.,2006.
8. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., «Просвещение», 2005.
9. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. - М., 2008.
10. Малкина-Пых И.Г. Возрастная кризисы: Справочник практического психолога.-М.: Изд-во Эксмо,2004.
11. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2006.
13. «Психология юношеского возраста», И.С. Кон, Москва, 2006.
14. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 2005.
15. Рогов Е. И. “ Психология человека “ - М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС ,2007.
16. Седов Л.С. Психология юношеского возраста. М., 2014.
17. . Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 2005.
18. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 2013.
19. Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М., 2004.
20. . Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 2007.
21. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. Редакция 1974 г. М., 2004.
22. Общественный ресурс «Wikipedia-свободная энциклопедия». Раздел «Самооценка личности». Редакция 2014 года