Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. Предметная компетенция 7
1.2. Грамматическая категория падежа имени существительного 14
Глава 2. Методические основы формирования предметной компетенции младших школьников
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы 17
2.2. Из опыта работы учителей и методистов по проблеме исследования 27
2.3. Экспериментально-методическая работа по формированию предметной компетенции 30
Заключение 34
Библиографический список
С введением нового ФГОС можно говорить о предметной компетенцией, которая проявляется в освоении первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) говорится, что одним из требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является знание предмета, то есть предметное, включающее освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Соответственно предметная компетенция включает в себя знание основ науки о языке, определенного комплекса понятий, целенаправленное овладение способами действий, обеспечивающими распознавание языковых явлений и употребление их в речи. Ведущим разделом курса русского языка в формировании предметной компетенции является морфология.
Морфология - традиционный раздел школьного курса русского языка, один из самых трудных, на изучение которого в начальной школе программой отводится значительное количество часов.
Знания по морфологии дают возможность сформировать на их основе языковые умения и навыки, обеспечивающие грамотное письмо и овладение грамматическими средствами в соответствии с нормами русского литературного языка, что и является основой лингвистической компетенции.
Проблема исследования: каковы возможности изучения темы «Падеж имен существительных» в формировании предметной компетенции учащихся начальной школы.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования - методика изучения морфологии русского языка, а предмет - процесс формирования предметной компетенции учащихся начальных классов при изучении грамматической категории падежа имен существительных.
Изучение литературы, опыт работы учителей начальных классов, собственный педагогический опыт позволили сформулировать гипотезу. Мы исходили из предположения о том, что процесс формирования предметной компетенции учащихся начальных классов будет эффективным, если:
- работа по изучению грамматической категории падежа имен существительных будет вестись систематически и целенаправленно;
- применять разнообразные приемы изучения грамматической категории падежа;
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме выпускной квалификационной работы для определения теоретических основ исследования.
2. . Подобрать дидактический материал для изучения грамматической категории падежа имени существительного.
4. Разработать систему уроков, нацеленных на формирование предметной компетенции учащихся начальных классов (при изучении грамматической категории падежа имен существительных).
В процессе работы применялись следующие методы исследования, определяющиеся целью, предметом, задачами, логикой исследования:
- теоретические (обобщение лингвистической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, анализ программ и учебников для начальной школы по изучению имени существительного в начальной школе);
- эмпирические (констатирующий, обучающий (формирующий) и контрольный эксперименты, изучение, обобщение и теоретическое осмысление методического опыта учителей начальных классов по проблеме исследования; анкетирование младших школьников).
Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во Введении определяется предмет исследования и его задачи, обосновывается актуальность темы, аргументируются научная новизна, практическая значимость работы, определяются методы и принципы исследования, представлены сведения о структуре работы.
В первой главе представлена концепция компетентностного подхода в обучении русскому языку, рассматривается имя существительное как часть речи, характеризуется падеж как грамматическая категория; представлены спорные точки зрения по данным вопросам.
Во второй главе проводится аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, обобщается опыт работы учителей и методистов по рассматриваемой проблеме, описывается проведенная экспериментальная работа.
В Заключении работы приводятся основные выводы и результаты исследования.
Школьной практикой выработано методическое решение, реализованное во многих современных учебниках: чтобы не перегрузить детское сознание и предупредить возможные трудности в изучении падежей, сообщать сведения о них очень осторожно, маленькими порциями. Как правило, констатируется факт: имена существительные изменяются по падежам, или склоняются. А этого недостаточно, так как наблюдается противоречие между необходимостью формирования предметной компетенции учащихся и недостаточной подачей как теоретического, так и практического материала.
Поставленная задача требует от учителя прочных знаний лингвистических основ данного материала, умений применять разнообразные методы. Для решения образовательных и воспитательных задач мы использовали разные приемы: слово учителя, наблюдения над языковыми явлениями, индивидуальные сообщения, различные виды анализа, раздаточный материал. Активно использовались наглядные средства, прежде всего компьютер.
В результате исследования нами было установлено, что при существующей традиционной методике обучения учащихся русскому языку, школьники не получают достаточно знаний по теме «Падеж имен существительных», не применяют эти знания в практике.
Анализ результатов эксперимента подтвердил научную состоятельность выдвинутой гипотезы, что уровень предметной компетенции повысится, если в процессе обучения использовать разнообразные формы и методы, подбирать соответствующий дидактический материал. Систематичность и последовательность изучения темы «Падеж» способствуют повышению качества знаний учащихся.
1. Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометоди-ческой компетенции учителя 1-4 классов современной школы: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции // Отв. редактор академик РАО, профессор Т. Г. Рамзаева. - Санкт-Петербург: Изд: САГА. - 2009. - 224 с.
2. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории: словарь / Т.М. Балыхина, О.П. Игнатьева. - М.: Из-во РУДН, 2012. - 214 с.
3. Беседы с учителем. Третий класс четырехлетней начальной школы: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вен- тана-Графф, 2018. - 384 с.
4. Беседы с учителем. Четвертый класс четырехлетней начальной школы: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2018. - 480 с.
5. Буланова С.Ю. Особенности формирования лингвистической компетенции младших школьников: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции // Отв. редактор академик РАО, профессор Т. Г. Рамзаева. - Санкт-Петербург: Изд: САГА. - 2009. - 224 с.
7. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителя / А.В. Бондарко, Л.Л. Буланин. - М.: Просвещение, 1996.- 178 с.
8. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность,- 2003, - № 1. - С. 35-41.
9. Виноградов, В .В. Русский язык: учебное пособие / В. В. Виноградов.- 2 - е изд., М.: Просвещение, 1992. - 640 с.
10. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове : учеб-ное пособие / В. В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1996. - 523 с.
11. Волина А.Н. Русский язык: пособие для учителей начальных классов / А.Н. Волина . - Екатеринбург: Изд - во «Арго», 1996.- 143 с.
12. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой: Пособие для учителя. 2 - е изд., испр. / Л.Т. Григорян. - М.: Просвещение, 1988. - 124 с.
13. Диброва Е.И. Современный русский язык: учебник для вузов / Е.И. Ди-брова. - М.: Академия, 2017. - 216 с.
14. Забелина Г.А. Компетентностный подход в преподавании русского языка
[Электронный ресурс] / Г.А. Забелина -
http://humanium.narod.ru/doc/zabdocs/refa.doc
15. Загоровская О.В. Основные народные направления совершенствования филологического образования в 12 - ти летней школе / О.В. Загоровская // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка XX - XXI вв. - Воронеж: Изд-во ВГУ. - 2001.- С. 205 - 207... 84