ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ У ДЕВОЧЕК 8-9 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 6
1.1. Координационные способности как один из видов двигательных
способностей 6
1.2. Классификация равновесий в художественной гимнастике 11
1.3. Особенности процесса обучения равновесиям в художественной
гимнастике 14
1.4. Возрастные особенности развития девочек 8-9 лет 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 24
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ У ДЕВОЧЕК 8-9 ЛЕТ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 27
3.1. Диагностика уровня развития способности к равновесию у девочек
8-9 лет 27
3.2. Характеристика экспериментальной методики развития способности к
равновесию у девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике 29
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики развития
способности к равновесию у девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике 32
ВЫВОДЫ 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Актуальность. В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения. Главная цель ранних занятий физической культурой и спортом - создать прочную основу для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения.
Непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является развитие координационных способностей. В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем - шести видам многоборья. В течение одного - двух лет становится необходимым обучать девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Успешность обучения и совершенствования в художественной гимнастике во многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям, отчетливостью восприятия, или иначе - координацией движений.
Координацией движения является первоосновой, фундамента любой физической деятельности, связанной не только с художественной гимнастикой, но и вообще для общей жизнедеятельности человека. Также мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку предрасположенность и потенциальная способность будет абсолютно разной. В этом случае мы должны предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для развития необходимых нам качеств (координационные способности).
Методика обучения равновесию широко освещена в отечественной и зарубежной литературе и рекомендует начинать обучение с более простых элементов равновесия, таких как «ласточка», а затем постепенно усложнять, включая в обучение более сложные передние, задние и боковые равновесия.
Данная тема выбрана и разработана не случайно, поскольку значимость равновесия, которое характеризуется, как координационная способность является важным элементом в художественной гимнастике, включаемом во все комбинации, как без предмета, так и с предметами.
Объект исследования: тренировочный процесс девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Предмет исследования: развитие способности к равновесию девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Цель исследования: определить эффективность применения
разработанной методики развития способности к равновесию у девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Гипотеза исследования: предполагаем, что применение упражнений, направленных на устранение моторной асимметрии, будет более эффективно влиять на развитие способности к равновесию у девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень развития координационных способностей у девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
3. Разработать и определить эффективность экспериментальной методики развития способности к равновесию у девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Тестирование;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
База исследования: МБОУ СОШ № 17.
1. Изучив литературу по проблеме, развитие способности к равновесию у девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике, мы видим, что в теоретическом плане проблема достаточно изучена и раскрыта. В программе ДЮСШ по художественной гимнастике большое внимание уделяется разностороннему развитию координационных способностей, особенно развитию чувства равновесия. Возраст гимнасток 8-9 лет считается особенно благоприятным для развития этих способностей. Правила соревнований предусматривают владение равновесиям, как на удобную ногу, так и на неудобную. Поэтому в работе рассматривается проблема устранения моторной асимметрии у девочек 8-9 лет.
2. В ходе эксперимента исследовалось воздействие специальных упражнений, направленных на устранение моторной асимметрии. Определен исходный уровень развития способности к равновесию девочек 8-9 лет. В качестве критериев определения уровня развития способности к равновесию были использованы тесты, имеющие место в практике физического воспитания. Результаты тестирования, проведенные на начальном этапе педагогического эксперимента, показывают, что уровень развития способности к равновесию в обеих группах практически одинаков.
3. Разработана экспериментальная методика развития способности к равновесию девочек 8-9 лет на секционных занятиях по художественной гимнастике.
Результаты, полученные в ходе исследований, а также их обсуждение, позволяют нам утверждать, что применение экспериментальной методики, основанной на применении специальных упражнений способствует развитию способности к равновесию девочек 8-9 лет. Анализ изменения в показателях развития способности к равновесию у девочек в экспериментальной группе свидетельствует о достоверном улучшении результатов в тестах: «Три кувырка вперед» (p<0,05); «Балансирование на гимнастической скамейке» (p<0,05); «Арабеск» (p<0,05).
4. Результаты, полученные в ходе исследований, позволяют нам подготовить практические рекомендации для тренеров, работающих с гимнастками 8-9 лет.
1. Аракчеев В.Н., Коркин В.П. Акробатика. [Текст]/: В.Н. Аракчеев, В.П. Коркин, М.: Физкультура и спорт, 1989. - 144с.
2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания [Текст]/: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец. 03.03. - М.: просвещение, 1990. - 287с.
3. Базарова Н.П. Классический танец. [Текст]: /Н.П. Базарова - Ё.: «Искусство», 1984. 184с.
4. Бирюкова E. Хореографическая подготовка в спорте. [Текст]: / Е. Бирюкова - Киев: КГИФК, 1990. - 18с.
5. Блок Ё.Д. Классический танец. История и современность. [Текст]: / Е.Д. Блок - М.: «Искусство», 1987. - 502с.
6. Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе. [Текст]: / Г.А. Боброва - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 208с.
7. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. [Текст]: /Н.Н. Боген - М.: Физкультура и спорт, 1985. -193с.
8. Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика. [Текст]: /А.Т. Брыкин, В.М. Смолевсквий - М.: ФИС, 1985. - 368с.
9. Варанина Т.Т., Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры /Под ред. Орлова Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 197 с.
10. Васильева Е. Д. Танец. [Текст]:/ Е.Д. Васильева - М.:
«Искусство», 1968. - 247с.
11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. [Текст]:/ Ю.В. Верхошанский - М.: ФиС, 1988. - 331с.
12. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. [Текст]:/ Е.В. Габриелова - Вып.1, 1975. - С. 30-35.
13. Железняк, Ю.Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2009. - 272с.
14. Зациорский В.М.спортивная метрология учеб.для ин-ов физ. куль. [Текст]:/ В.М. Зациорский - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
15. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методическое пособие. [Текст]:/ Л.П. Канакова - Томск, 2001. - 125 с... 32