ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и предмет права социального обеспечения 6
1.2. Метод права социального обеспечения 15
1.3. Система права социального обеспечения 19
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 24
2.1. Международно-правовые акты, регулирующие социальное
обеспечение 24
2.2. Федеральное законодательство в сфере права социального
обеспечения 29
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Важность социальной сферы, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния, неоспорима. Бесспорно и то, что главной задачей социальной политики является обеспечение каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, удовлетворяющих его необходимые биологические, материальные, социальные, духовные потребности. Приоритетность для государства решения социальных вопросов наглядно демонстрирует современное состояние развития российского законодательства, характерной чертой которого стало существенное обновление законодательного пласта, регулирующего социальные вопросы.
Чувствительность социальной сферы, затрагивающей насущные интересы каждого гражданина и направленной на удовлетворение его основных потребностей, обусловливает необходимость тщательной проработки мер, предпринимаемых государством в целях совершенствования социальной политики. Здесь важен не только экономический результат, но и социальный эффект, т.е. удовлетворение на необходимом уровне и в достаточном качестве потребностей граждан. Любое даже минимальное снижение качества и уровня удовлетворенности социальных потребностей негативно сказывается на общем настроении в обществе, ведет к появлению социальных конфликтов, протестных акций, усложняет демографическую ситуацию и в итоге может привести к дестабилизации в государстве в целом.
Поэтому, на наш взгляд, говоря об эффективности законодательства в социальной сфере, следует анализировать законодательство не только с точки зрения его содержательного наполнения, но и с точки зрения того социального эффекта, который должен быть достигнут в результате принятия того или иного законодательного акта. Все вышесказанное и обуславливает актуальность темы дипломного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе применения Российского права социального обеспечения.
Предметом исследования являются нормы российского
законодательства, регулирующие социальной сферу в государстве.
Целью исследования является всесторонний анализ права социального обеспечения как отрасли Российского права. Достижение данной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1. рассмотрение понятия и предмета права социального обеспечения;
2. анализ метода права социального обеспечения;
3. изучение системы права социального обеспечения;
4. исследование международно-правовых актов, регулирующих
социальное обеспечение
5. рассмотрение федерального законодательства в сфере права социального обеспечения ;
6. исследование тенденций развития права социального обеспечения в Российской Федерации.
Нормативной основной исследования являются Конституция РФ [1], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека [2], Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [6], Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [9], Указ Президента РФ «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [16].
Теоретической основной исследования являются труды таких ученых, как Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Волкова Н.С., Еремина О.Ю., Добрынин Н.М., Забелина Е.П., Лепихов М.И., Маленко О.О., Мачульская Е.Е. и другие.
Методами исследования выступают логико-теоретический,
сравнительно-правовой, структурно-функциональный анализ.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- В значительной мере эффективность законодательства в социальной сфере зависит от скоординированности действий властей (федеральных, региональных, местных), реализующих соответствующие полномочия, предусмотренные законами. Вопросы социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, жилищная политика и т.д.) отнесены Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и «обречены» на существенный нормативный регуляционный пласт разных уровней. Поэтому крайне важна согласованность законодательного регулирования на разных уровнях и соответствие нормативных актов нижестоящих уровней вышестоящим. Разбалансированность нормативной регуляции снижает эффект применения норм, создает правовые коллизии, что в итоге негативно сказывается на реализации соответствующих прав граждан и приводит к значительному числу судебных споров.
- Конституция РФ устанавливает пределы и характер государственной социальной защиты прав и свобод человека и гражданина , которая реально обеспечивает социальные возможности определенного поведения личности, направленные на защиту своих прав и свобод.
- Российское законодательство о социальном обеспечении в достаточной степени соответствует требованиям Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Это позволяет говорить о возможности частичной ратификации с целью совершенствования национального законодательства и дальнейшего расширения круга обязательств по Конвенции. Положительными моментами принятия обязательств по данному акту являются проявление приверженности Российской Федерации принципам и нормам международного права и прогрессивной практики в области социального обеспечения, а также укрепление взаимопонимания между социальными партнерами, прежде всего на национальном (как результат исполнения обязанностей сторон по Генеральному соглашению на 2011 - 2013 гг.) и международном (в рамках Международной организации труда) уровнях.
- Оптимизация законодательного регулирования, в том числе в части соблюдения его пределов и меры, несомненно, будет способствовать устранению многих дефектов социального законодательства, приданию ему большей устойчивости. Этому будет способствовать и принятие Федерального закона «О нормативных правовых актах», инициативный проект которого был разработан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ еще в 2013 году.
- В настоящее время кодификация социального законодательства сохранена на федеральном уровне только в сфере трудового права. В то же время есть примеры кодификации социального законодательства на уровне субъектов Федерации, в частности, Социальный кодекс Белгородской области. Безусловно, кодифицированные акты могут усилить системный характер регионального правотворчества. Но в отсутствие необходимого нормативного материала такая задача остается практически неразрешимой. Полагаем, что кодификация - это все-таки прерогатива федерального законодателя.
- Многообразие направлений в сфере социальной защиты делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов социального обеспечения.
На наш взгляд, необходимо принять Федеральные стандарты, которые могли бы служить ориентиром с целью проведения единообразной социальной политики в сфере социального обеспечения на территории Российского государства. В качестве примера можно привести социальные услуги населению. Субъекты РФ, устанавливая перечни гарантированных социальных услуг, порядок определения государственных стандартов социального обслуживания, в том числе по услугам, оказываемым в стационарных учреждениях социального обслуживания, не могут уменьшать объем и ухудшать качество социальных услуг по сравнению с закрепленными ранее действовавшим федеральным законодательством. Однако анализ законодательства субъектов РФ говорит об отсутствии единообразия в регламентируемых составе и объеме социальных услуг, оказываемых в разных субъектах РФ, хотя уровень социальных гарантий для социально незащищенных категорий населения должен быть одинаков на всей территории России.
1. Конституция (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 31. - Ст. 4398.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Текст] // Ведомости ВС СССР. - 28 апреля 1976. - № 17. - Ст. 291.
3. Всеобщая декларация прав человека [Текст] (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) [Текст] (принята в г. Страсбурге 03 мая 1996 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4. - С. 17 - 67
5. Декларация о правах инвалидов [Текст] (Принята 09 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Эксперт-приложение»
6. О минимальных нормах социального обеспечения (Вместе с
«Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») [Текст]: Конвенция № 102 Международной
организации труда (Заключена в г. Женеве 28 июня 1952г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 259 - 267.
7. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей [Текст] (Приняты 16 декабря 1991 г. Резолюцией 46/91 на 74-ом пленарном заседании 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Эксперт-приложение»
8. О сотрудничестве в области социального обеспечения [Текст]: Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 15. - Ст. 1745.
9. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Текст]: федер. конституц. закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О персональных данных» [Текст]: федер. закон от 07 мая 2013 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2326.
11. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей [Текст]: федер. закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 19.
12. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
[Текст]: федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
13. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
14. О страховых пенсиях [Текст]: федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
15. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации
[Текст]: федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831... 37