Работа сделана на примере произведений Жоржа Брака.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ творческой биографии Жоржа Брака
1.1 Основные этапы творческой биографии…….6
1.2 Основные представления о перспективе в художественном творчестве…14
Вывод по главе I…………………………………………………………………18
ГЛАВА II. Практика создания композиции на основе произведения Жоржа Брака «Жёлтое побережье» 1906 г.
2.1 Колорит. Образная и психологическая характеристика картины Жоржа Брака «Жёлтое побережье»…19
2.2 Создание авторской композиции на основе творческого источника…….23
Вывод по главе II……………………31
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы34
Приложение………………………………………………………………………36
Начало XX века стало временем стремительных перемен в искусстве, когда художники искали новые формы выражения и экспериментировали с цветом, композицией и пространством. Одним из ярких представителей этого периода был французский художник Жорж Брак, чьё творчество оказало огромное влияние на развитие современного искусства.
Актуальность данной работы:
Жорж Брак – это один из ключевых художников XX века, основоположник кубизма наряду с Пикассо, чьё творчество оказало огромное влияние на развитие современного искусства. Изучение его произведений позволяет глубоко понять принципы кубизма, его эволюцию и влияние на формирование новых визуальных языков, что является фундаментальным знанием для любого студента, изучающего историю искусства и основы композиции. Актуальность обусловлена её значимостью для понимания переходного этапа в творчестве Брака - от фовизма к кубизму. Изучение картины «Жёлтое побережье» Жоржа Брака позволяет раскрыть особенности фовизма, а также проследить, как новые художественные идеи формировали дальнейший путь художника.
Ещё одно направление художника – это кубизм. В чистом виде это направление ушло в прошлое, но многие из его принципов, особенно в области композиции, остаются актуальными и сегодня. Использование геометрических форм, деконструкция объектов, множественность точек зрения, плоскостное изображение – все эти приемы активно используются современными художниками в различных медиа, от живописи и графики до цифрового искусства и дизайна.
Также тема курсовой работы предполагает не только теоретический анализ, но и практическую часть – создание собственной композиции, что дает студенту возможность применить полученные знания на практике, экспериментировать с различными композиционными приемами, опираясь на опыт Брака, развивать творческое мышление, навыки анализа и синтеза, а также оттачивать техническое мастерство.
Анализ произведений Брака может стать отправной точкой для междисциплинарного исследования, раскрывая связи между различными формами творчества и познания. Наконец, в современном мире, насыщенном визуальной информацией, понимание принципов построения изображения становится все более важным, и анализ композиции произведений Брака помогает развить "визуальную грамотность", способность воспринимать и анализировать сложные визуальные структуры, что является необходимым навыком не только для художников и дизайнеров, но и для любого человека, стремящегося ориентироваться в современном информационном пространстве.
Таким образом, тема "Создание композиции на основе анализа произведений Жоржа Брака" является актуальной, поскольку позволяет студенту глубоко изучить наследие одного из ключевых художников XX века, освоить фундаментальные принципы композиции, применить их на практике и развить свои творческие способности, обладая как исторической ценностью, так и практической значимостью для современного художественного образования и развития визуальной культуры в целом.
Объект исследования – творчество русского живописца начала ХХ века, одного из родоначальников кубизма Жоржа Брака.
Предмет исследования - принципы колористического, цветового и композиционного решения живописного произведения Жоржа Брака «Жёлтое побережье» 1906 г.
Цель - провести комплексный анализ картины Жоржа Брака «Жёлтое побережье», рассмотреть её композиционные и цветовые особенности, также определить место этого произведения в истории искусства и разработать собственную художественную композицию, опираясь на творчество Жоржа Брака.
Задачи:
1. Изучить творческий путь и биографию Жоржа Брака, уделяя особое внимание периодам его творческого развития.
2. Проанализировать выбранное произведение Жоржа Брака.
3. Разработать концепцию и эскизы собственной художественной композиции, вдохновленной анализом произведений Жоржа Брака.
4. Изучить живописные произведения художника разных периодов творчества.
5. Проанализировать особенности перспективы в творчестве Жоржа Брака;
6. Проанализировать приемы цветовых сочетаний на полотнах Жоржа Брака.
7. Разработать авторскую композицию по мотивам произведения Жоржа Брака «Жёлтое побережье» 1906 г.
Данная работа состоит из двух частей разработки, которая включает в себя следующие составные части:
• теоретическую часть в виде пояснительной записки;
• практическую (творческую) часть работы.
Пояснительная записка состоит из двух глав:
1. В первой главе рассматривается основные этапы творческой биографии и специфика живописных приемов Жоржа Брака;
2. Во второй главе проводится анализ колористической составляющей картины Жоржа Брака «Жёлтое побережье» и поэтапная разработка авторской работы на её основе.
В творческой части работы идёт анализ и изучение произведений художника разных периодов творчества; анализирование приемов цветовых сочетаний на полотнах Жоржа Брака; разработка авторской композиции по мотивам произведения Жоржа Брака «Жёлтое побережье» 1906 г.
В ходе исследования творчества Жоржа Брака, одного из ключевых представителей и родоначальников кубизма, была проведена глубокая аналитическая работа, направленная на изучение его творческой деятельности. Объектом исследования стали живописные произведения художника, особенно акцентируя внимание на его работе «Жёлтое побережье» 1906 года.
В процессе исследования были решены поставленные задачи:
1. Изучить творческий путь и биографию Жоржа Брака, уделяя особое внимание периодам, связанным с развитием его композиционных приемов.
2. Проанализировать выбранное произведение Жоржа Брака.
3. Разработать концепцию и эскизы собственной художественной композиции, вдохновленной анализом произведений Жоржа Брака;
4. Изучить живописные произведения художника разных периодов творчества;
5. Проанализировать особенности перспективы в творчестве Жоржа Брака;
6. Проанализировать приемы цветовых сочетаний на полотнах Жоржа Брака;
7. Разработать авторскую композицию по мотивам произведения Жоржа Брака «Жёлтое побережье» 1906 г;
На основе полученных данных была разработана авторская композиция, вдохновленная работой «Жёлтое побережье». В процессе создания своей работы были сохранены основные принципы колористического и композиционного решения, присущие Браку, адаптируя их к авторской работе. Это позволило не только углубить понимание художественного наследия выдающегося художника, но и внести свой вклад в его интерпретацию, создавая новое произведение, которое отражает как традиции, так и индивидуальные подходы в живописи.
В контексте истории искусства «Жёлтое побережье» представляет собой один из ранних примеров фовистской живописи, направления, которое сыграло важную роль в разрушении академических канонов. Фовизм освободил цвет от необходимости точно передавать реальность и открыл путь к абстракции. Картина Брака демонстрирует, как цвет стал самостоятельным выразительным средством, а форма – более условной, подчинённой эмоциональному содержанию.
Особое значение этой работы состоит в том, что она предвосхищает дальнейшее развитие модернистских тенденций, в частности — кубизма. Уже в «Жёлтом побережье» прослеживается стремление художника к упрощению форм, к декоративной плоскости и разрушению перспективы.
Таким образом, исследование подтвердило значимость решений в творчестве Жоржа Брака и их влияние на развитие авторской композиции, что открывает новые горизонты для дальнейшего изучения и практической работы в области живописи.
1. В. Н. Морозова «Жорж Брак», Комсомольская правда, Директ-Медиа, Москва 2016 г.
2. Е. Сидельникова, Жорж Брак – биография|Артхив – [Электронный курс] – URL:https://artchive.ru/georgesbraque/biography
3. Сборник Джулиана Барнса: «Открой глаза», 2017 г.
4. Жорж Брак, галерея картин, биография. Georges Braque – [Электронный курс] - https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/550-jorj-brak.html
5. Валерия Ольховская, 2017 г. Жорж Брак — один из основоположников кубизма – [Электронный курс] – URL: https://www.bl-school.com/blog/georgesbraque/
6. Творчество Жоржа Брака, доклад, 2011 г. – [Электронный курс] - https://www.stud24.ru/art/tvorchestvo-zhorzha-braka/183153-534746-page1.html
7. B. А. Крючкова, Большая Российская энциклопедия, - [Электронный курс] - https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1881784
8. Жорж Брак, - биография, творчество, жанры и стили, известные работы-РУВИКИ – [Электронный курс] – URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Брак,_Жорж
9. Жорж Брак — основатель кубизма в мировом искусстве, [Электронный курс] - https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/zhorzh-brak-biografiya-tvorchestvo-khudozhnika
10. Жоржу Браку — 130 лет. Как понимать работы одного из основоположников кубизма?, 2022 г. – [Электронный курс] – URL: https://www.pravilamag.ru/articles/675074-zhorzhu-braku-130-let-kak-ponimat-raboty-odnogo-iz-osnovopolozhnikov-kubizma/
11. Александра Шевелёва, Кубизм в основе творчества Жоржа Брака, 2021 г. - [Электронный курс] – URL: https://artflashmagazine.ru/kubizm-v-osnove-tvorchestva-zhorzha-braka/
12. 10 Самых Известных Картин Жоржа Брака, 2022 г. – [Электронный курс] – URL: https://dzen.ru/a/Y6i7mQhGulPQGMef
13. А.Д.Таргуло, клФовизм, - [Электронный курс] – URL: https://rusavangard.ru/online/history/fovizm/
14. 7 признаков того, что перед вами картина фовистов, 2024 г. – [Электронный курс] – URL: https://arzamas.academy/mag/1308-fauve
15. 1. Гомбрих Э. Х. История искусства / Э. Х. Гомбрих ; пер. с англ. — М. : Искусство, 2008. — 688 с.
16. Раймонд Э. Жорж Брак. Жизнь и творчество / Э. Раймонд ; пер. с фр. — СПб. : Азбука-Классика, 2005. — 312 с.
17. Сарбу А. Фовизм / А. Сарбу. — М. : Искусство XXI век, 2010. — 144 с.