Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование учебного диалога в процессе формирования коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО

Работа №177275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методические основы использование учебного диалога в процессе формирования коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО...
1.1. Коммуникативные навыки младших школьников
1.2. Характеристика понятия «учебный диалог». Типы учебного 8
диалога 12
1.3. Роль учебного диалога в формировании коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС
НОО 16
Глава 2. Содержание работы по формированию коммуникатив¬ных навыков младшЗих школьников в ходе реализации ФГОС НОО (на материале учебного диалога) 23
2.1. Методический опыт использования учебного диалога на уроках в начальной школе 23
2.2. Потенциал программы и учебников по русскому языку в
формировании коммуникативных навыков младших школьников на материале учебного диалога (УМК «Ритм) 31
2.3. Организация экспериментальной работы по проблеме
исследования 38
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 64

С 2010 г. начальная школа перешла на новый Федеральный образовательный стандарт, который ставит перед учителем начальной школы разнообразные задачи, как в процессе обучения, так в и процессе воспитания. Важнейшая цель современного образования - обучение и воспитание всестороннее развитой личности, способной к творчеству. И поэтому репродуктивные методы, долгое время используемые в нашей школе, не отвечают современным требованиям, так как они направлены на формирование пассивной, инертной личности.
В современных условиях на первый план выходит содержательная, коммуникативная доминанта в обучении: учить нужно тому, что прежде всего понадобится в практике речевого общения говорящего и пишущего. Формирование, воспитание коммуникативной личности является главной целью языкового образования. Осознанная ориентация на коммуникативное, мотивированное обучение требует другого построения начального языкового образования, когда главным становится совершенствование речевой культуры, формирование умения общаться и вести диалог.
Анализ педагогической и методической литературы показывает, что главной тенденцией современного образования является его коммуникативная направленность, предполагающая организацию учебного процесса с опорой на формирование у обучающихся умений и навыков речевого общения. Обусловлено это тем, что в современном обществе хорошо развитая способность к коммуникации служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, главным показателем уровня его культуры, мышления, интеллекта. Умение грамотно выстраивать общение с собеседниками становится решающим фактором полноценного развития ребенка, а также ведущим средством самореализации и успешного личностного роста современного человека. А для учеников начальных классов грамотная речь служит, прежде всего, средством успешного обучения в школе. И поэтому в последние десятилетия заметно усилились тенденции развития речи учащихся. В процессе начального языкового образования изучаются сейчас такие понятия, как «общение, диалог, монолог, письмо и чтение, текст, виды связи в тексте, адресат речи, жанры речи» и т.п.
В последнем Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выделены, кроме регулятивных и познавательных УУД, коммуникативные учебные действия, в с связи с чем современное языковое образование характеризуется ярко выраженной коммуникативной направленностью.
Сформированность коммуникативных навыков сложна и многаспекта, и поэтому мы в совеем исследовании остановимся на одном аспекте данной проблемы - формировании коммуникативных навыков в области диалогической речи. Анализ лингвистической и методической литературы показывает, что проблема обучения диалогической речи представляет значительный теоретический и практический интерес по ряду причин:
- «наиболее употребительной формой социально-речевого общения является диалог» (В.В. Виноградов);
- диалогическая речь является неподготовленной, и поэтому трудна для усвоения младшим школьникам;
- проблема обучения диалогической речи до настоящего времени не нашла серьезного теоретического и практического решения.
Проблема формирования у учащихся навыков ведения диалога рассматривается такими авторами, как Н.А. Песняева, М.П. Воронина, Е.Ю. Ти- пишкина, Е.А. Рябухина, С.П. Лавлинский, В. Абасов, С.Ю. Курганов, И.С Назмктдинова, Е.А. Кисти др. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает идея развития именно диалогической речи младших школьников, в процессе которой происходит обогащение словарного запаса учащихся, формированию речевых умений и навыков.
В лингвометодических исследования отмечается, что за период о языкового образования у младших школьников не вырабатываются навыки диалогической речи, что проявляется в том, что обучающиеся затрудняются в составлении диалогов на знакомые ситуации, у них не развиты коммуникативные навыки оформления диалогической речи. Осознавая особое место диалогической речи в формировании коммуникативных универсальных учебных действий, мы обратились к следующей теме исследования: «Использование учебного диалога в процессе формирования коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО». Считаем, что именно уроки русского языка благодаря своей специфике (изучение языка как средства общения) является основной базой для формирования навыков учебного диалога у младших школьников.
В процессе анализа лингвистической, психолингвистической, методической литературы было выявлено противоречие между необходимостью развития диалогической речи младших школьников и отсутствием методического обеспечения данного процесса (пособий, дидактического материала и т.п.).
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в совершенствовании диалогической речи младших школьников. Решение данной проблемы является целью настоящей работы.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков младших школьников (на материале диалога).
Предметом исследования является содержание работы по формированию коммуникативных навыков учащихся начальной школы (на материале диалога).
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных навыков младших школьников на уроках русского языка будет проходить эффективно при соблюдении следующих условиях:
- используются разнообразные методы и приемы организации учебного диалога;
- используются разные виды учебного диалога.
Исследование было направлено на решение следующих задач:
1. Охарактеризовать коммуникативные навыки младших школьников.
2. Дать характеристику понятия «учебный диалог» и описать типы учебного диалога.
3. Охарактеризовать роль учебного диалога в формировании коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО.
4. Проанализировать методический опыт использования учебного диалога на уроках в начальной школе.
5. Вывить потенциал программы и учебников по русскому языку в формировании коммуникативных навыков младших школьников на материале учебного диалога (УМК «Ритм).
6. Провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методологической базой нашего исследования является теория о роли языка в жизни и развитии общества, в речевой коммуникации. При разработке методологических основ исследования мы опирались на труды таких ученых, как М.Р. Львов, О.М. Казарцева, Е.С. Антонова, Н.А. Песняева, М.П. Воронина, Е.Ю. Типишкина, И.С Назмктдинова, Е.А. Кисть и др.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за речью школьников, экспериментальный (констатирующий и обучающий эксперименты).
Практическая значимость исследования заключается в том, что, был отобран дидактический материал, разработаны задания и упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе в процессе формирования коммуникативных навыков учащихся при обучении учебному диалогу.
Исследование проводилось на базе 4 класса МОУ «Общеобразовательная средняя школа» № 27 г. Белгорода.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения. Содержание работы изложено на 64 страницах.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Методические основы использование учебного диалога в процессе формирования коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО» проведен анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, на основе которого представлено описание коммуникативных навыков учащихся, дана характеристика понятия «учебный диалог» и описаны типы учебного диалога и охарактеризована роль учебного диалога в формировании коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО.
Во второй главе «Содержание работы по формированию коммуникативных навыков младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО (на материале учебного диалога)» представлен обзор методической литературы по проблеме обучения диалогической речи, вывить потенциал программы и учебников по русскому языку в формировании коммуникативных навыков младших школьников на материале учебного диалога (УМК «Ритм), описявается проведенная экспериментальная работа.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список включает 42 наименования.
В Приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность развития коммуникативных навыков учащихся подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, где в качестве основных результатов обучения и воспитания, наряду с личностными, регулятивными, познавательными, выделяются и коммуникативные.
В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Основы развития такой личности закладываются в начальной школе. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, выпускник начальной школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. уметь учиться. Такие цели образования предполагают использование особых методов организации учебной деятельности. Сегодня у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых выделяют и коммуникативные.
Сформированные коммуникативные навыки предполагают среди прочего готовность обучаемого получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
Формирование коммуникативных навыков осуществляется в рамках диалогового общения между учителем и учащимися и между учащимися. В связи с чем в последнее время в педагогике и методике серьезное внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально - личностного развития ребенка. Тем более что в современной школе придается большое значение личностно - ориентированному взаимодействию учителя с учеником.
Проблема применения диалога в учебном процессе является весьма актуальной для современной начальной школы, так как диалогизация учебного процесса ориентируют учителя на решение следующих важных задач: формирование у обучаемых умений вести диалог, развивать их коммуникативные навыки и умение общаться. А именно данное умение в настоящее время считается двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить.
Проведенный нами анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что методы, приемы и формы развития у обучаемых навыков учебного диалога являются предметом рассмотрения многих авторов. В методике обучения младших школьников различные аспекты данной проблемы исследуются Н.А. Песняевой, М.П. Воронинной, Е.А. Рябухиной, Е.Ю. Ти- пишкиной, И.С Назмктдиновой, Е.А. Кисть и др. Анализ психологопедагогической, лингвистической и методической литературы показал, что учебный диалог - это сложное целое, диалогическое единство, которое требует от учителя серьезной подготовки при его проведении на уроках у начальной школе. Организация учебного диалога предполагает постановку решения определенных целей и задач, которые в свою очередь определяют специфику диалога.
Предпринятый в процессе исследования аспектный анализа программы и учебников «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой показал, что учебники обладают значительным потенциалом в организации работы по обучению младших школьников диалогу. Несмотря на преимущественную направленность упражнений и заданий учебных пособий на развитие у учащихся устной и письменной речи монологического характера, текстовый и иллюстративный материал, с необходимыми дополнениями, может быть использован и с целью совершенствования коммуникативных навыков на материале диалога.
Мы убедились, что у младших школьников в течение урока появляется желание реализовать свои коммуникативные потребности. И это как раз и можно делать в диалоге, эффективность которого зависит от того, насколько учитель знает методику организации учебного диалога, знает особенности и типы учебных диалогов и, самое главное, может создать на уроке диалогическую обстановку. Анализ психолого-педагогических исследований, обзор литературы по данному вопросу и собственный опыт использования учебного диалога в учебном процессе позволили нам выявить и учесть его педагогические возможности в развитии личности обучающегося, раскрыть методологические аспекты теории диалога как средства формирования коммуникативных навыков учащихся при работе по УМК «Ритм».
Проведенная экспериментальная работа показала, что, используя учебный диалог на уроках русского языка, учителю необходимо определить его тему, спрогнозировать результат, подготовиться к диалогу, наметить продолжение диалога, в котором происходит общение детей. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, и, следовательно, направлен на решение различных учебных задач. В основе учебного диалога находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения. И практические большинство тем, изучаемых на уроках русского языка, позволяют организовать тот или иной вид диалогического общения.
Однако во время учебного диалога не только происходит обмен информацией, в процессе диалога регулируются межличностные отношения, формируется умение общаться и договариваться. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. А именно это в современных условиях является важным условий самореализации, социализации личности и востребованности в жизни. Таким образом, можно утверждать, что учебный диалог является не только эффективной формой обучения, но и оптимальным способом развития личности обучающихся и может активно применятся в сочетании с другими методами, средствами и формами организации обучения, воспитания и развития.



1. Абасов В. Диалог в учебном процессе / В. Абасов // Народное образо¬вание. - 1993. - № 9. - С. 34-39.
2. Абасов В. Диалог в учебном процессе / В. Абасов // Народное образо¬вание. - 1993. - № 10. - С. 56-61.
3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникатив¬но-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: Кнорус, 2017. - 464 с.
4. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения: метод. пособие / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 126 с.
5. Бахтин М.М. Проблемы диалогической речи / М.М. Бахтин // Собрание сочинений: В 7 т. - Т. 5. - М., 1996. - С. 201-211.
6. Белова С.В. Диалог - основа профессии учителя / С.В. Белова. - М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работ-ников образования, 2002. - 149 с.
7. Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе / М.П. Воронина // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 45-50.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
9. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 10. - С. 1.-2.
10. Кулюкина Т.В. Как младшему школьнику овладеть учебным диалогом / Т.В. Кулюкина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 13. - С. 29-33.
11. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога / С.Ю. Курганов // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 89-90.
12. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курга¬нов. - М.: Просвещение, 1989. - 131 с.
13. Лавлинский С.П. Учебный диалог и проблемы литературного образо¬вания / С.П. Лавлинский // Литература в гуманитарных школах: сбор¬ник науч. тр. - М., 1992. - С. 67-72.
14. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащих¬ся / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1995. - 231 с.
15. Лурия Л.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 416 с... 42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ