Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №177271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка 10
1.1.Сущность и содержание познавательной деятельности 10
1.2.Возрастные особенности развития познавательной
деятельности младших школьников 20
1.3.Урок русского языка как средство развития познавательной
деятельности младших школьников 31
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка 40
2.1.Диагностика уровня развития познавательной деятельности
младших школьников 40
2.2.Содержание работы по развитию познавательной
деятельности младших школьников на уроках русского языка 50
2.3.Динамика развития познавательной деятельности младших
школьников 62
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложение 82

В настоящее время перед системой образования в РФ ставится задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибкого, ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место в педагогической науке и образовательной практике занимает проблема изучения и развития познавательной деятельности личности.
Формирование познавательной деятельности школьников, развитие у них активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед современными педагогами начального образования.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблему развития познавательной деятельности изучали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и др., которые считают, что развитие познавательной деятельности является главным условием формирования творческой личности школьника.
Проблеме активизации познавательной деятельности посвятили свои работы Л.П. Аристова, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская, М.С. Каган, А.К. Осницкий. Педагогический аспект проблемы изучен Ю.К. Бабанским, Б.П. Есиповым, А.П. Тряпициной.
В исследованиях И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Черкасова и др. дано обоснование приемов, методов, принципов построения структуры познавательного процесса в плане развития творческих способностей обучающихся. Проблема подготовки будущих учителей, способных осуществить развитие познавательной деятельности учащихся, раскрыта в исследованиях В.В. Белича, Э.Ф. Зеера, В.Ф. Колотилова, Д.М. Комского, Н.Н. Тулькибаевой, А.В. Усовой, Н.Ф. Хорошко, В.А. Яковлева и др.
Психологию творческой деятельности изучали Л.С. Выготский, Т.А. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Томин, Н.Ф. Хорошко, П.К. Энгельмейер и др.
«Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности» (Коджаспиров, 2000).
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения.
Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста, так как степень ее решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования (Талызина, 1988).
Познавательная деятельность развивается из потребности в новых знаниях, которая присуща каждому человеку от рождения. Вместе с тем у учащихся начальных классов эта деятельность может сильно меняться в зависимости от того, как оцениваются учебные успехи взрослыми, в первую очередь - учителем (Грязнов, 1998).
Успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе вообще, в начальных классах, в частности, неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском наиболее эффективных методов, форм и приемов работы с учащимися. Актуальной задачей в современных условиях является реализация в учебном процессе максимальной познавательной деятельности.
Большие возможности для развития познавательной деятельности младшего школьника заключают в себе уроки русского языка. В настоящее время школьная программа по русскому языку ставит обучающихся перед необходимостью овладеть понятиями, закономерностями и методами, имеющими фундаментальное значение в системе знаний. Урок русского языка требует от младших школьников точных фактических знаний об окружающей действительности, языковых знаний и умений (фонетических, грамматических, лексических, словообразовательных, орфографических, пунктуационных), речеведческих сведений и речевых умений, обеспечивающих адекватное восприятие речи, воспроизведение высказываний и создание собственных (Псарева, 2013).
Анализ научной литературы с целью определения степени разработанности темы позволил выявить следующие противоречия:
-между теоретическим уровнем решения проблемы развития познавательной деятельности младших школьников и практическим ее состоянием в образовательной среде современной школы;
-между необходимостью развития познавательной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальном этапе школьного обучения.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: развитие познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1)вовлечение младших школьников в деятельность по выполнению творческих заданий;
2)учет общих (приемы логического мышления, таких как сравнение, анализ, синтез и т.д.) и специфических (используемых в конкретной области знаний) видов познавательной деятельности;
3)создание благоприятной атмосферы для стимулирования познавательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть основные понятия исследования: «познавательная
деятельность», «познавательный интерес», «самостоятельность», «логическое мышление» и «познавательная активность» младшего школьника.
3.Осуществить диагностику уровня развития познавательной деятельности младших школьников.
4.Организовать экспериментальную работу по теме исследования и апробировать педагогические условия развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-теоретический анализ научно-методической литературы, научных исследований;
-педагогический эксперимент;
-анкетирование;
-анализ и классификация заданий;
-математическая обработка данных.
Теоретическую основу исследования составляют концепции об организации познавательной деятельности (В.Б. Бондаревский, В.И. Горовая, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); поэтапного развития ребенка на основе дифференцированного подхода к организации его самодеятельности (Г.С. Абрамова, В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, Я.А. Пономарев, Н.Ф. Талызина и др.); о развитии творческого мышления в коллективной деятельности (Е.Д. Варнакова, В.Г. Разумовский, У.Р. Ройтман и др.); о системно-структурном подходе к исследовательской деятельности (П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, В.В. Белич, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, В.А. Поляков, А.Д. Сазонов, П.И. Ставский, М.Н. Скаткин, Н.А. Томин, А.В. Усова, Э.Г. Юдин, и др.); о теоретическом аспекте развития личности в процессе деятельности (Д.Б. Богоявленский, М.А. Галагузова, В.А. Горский, И.И. Лапшин, А.Н. Лук, Ю.С. Столяров, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.); о творческой личности и ее проявлении в деятельности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Н.А. Бердяев, Н.П. Виноградова, М.Б. Дуранов, А.Т. Маленко, М.И. Шилова и др.).
Практическая значимость исследования связана с возможностями использования результатов исследования при организации образовательного процесса на начальной ступени общего образования. На основе материалов экспериментальной работы разработаны и внедрены в образовательную практику задания, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников, использование которых в общеобразовательном учреждении позволяет повысить уровень развития познавательной деятельности младших школьников.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Белгорода, 3 «А» класс.
Этапы исследования.
Первый этап (2016-2017 гг.) связан с изучением и анализом литературы нopмaтивнo-пpaвoвых дoкумeнтoв пн теме иccлeдoвaния, в peзультaтe oпpeдeлялocь проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, вырабатывались основные базовые понятия.
На втором этапе (2017-2018 гг.) разрабатывался диагностический инструментарий; выявлялись педагогические условия по развитию познавательной деятельности младших школьников; создавались и апробировались задания, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) была осуществлена апробация полученных результатов, и их оформление в виде магистерской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде:
-обсуждение его результатов на международной научно-практической конференции («Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве», ноябрь, 2018);
-подготовка и публикации статей и докладов по теме исследования (опубликовано 3 статьи, касающихся проблемы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются противоречия, проблема, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы, определяется гипотеза исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка, описаны сущность и содержание познавательной деятельности, возрастные особенности развития познавательной деятельности младших школьников, возможности урока русского языка как средства развития познавательной деятельности младших школьников.
Во второй главе описаны организация и проведение экспериментальной работы, диагностика уровня развития познавательной деятельности младших школьников, содержание работы по развитию познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка, динамика этого процесса.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список состоит из 75 источников.
В приложении содержатся методические материалы формирующего этапа педагогического эксперимента, диагностические материалы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной теории обучения главным центром, в котором сходятся исследования всех педагогических вопросов, является формирование личности обучающегося. Основной задачей для педагогов в настоящее время становится подготовить такого человека, который способен обеспечить не только сегодняшний, но и завтрашний день развития общества. Одним из важных путей решения этой задачи - является развитие познавательной деятельности учащихся уже на начальной ступени образования. Для того, чтобы процессы развития и саморазвития младшего школьника шли интенсивно, учителю необходимо стимулировать познавательные процессы школьников, формировать и развивать исследовательские умения, стимулировать познавательную активность и жажду новых впечатлений и знаний. Естественно, что одной педагогической поддержки мало, поэтому, мы считаем, что ребенка необходимо целенаправленно обучать знаниям, умениям и навыкам познавательной деятельности. В данном исследовании мы попытались обосновать и практически проверить выявленные педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «познавательная деятельность», которое рассматривается как сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Наиболее эффективно познавательная деятельность развивается в младшем школьном возрасте. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире. В развитии познавательной деятельности младших школьников важную роль играют такие познавательные процессы, как память, воображение, восприятие, мышление, внимание.
Одним из эффективных средств, инструментов развития познавательной деятельности младших школьников служит урок русского языка. Качество знаний по русскому языку выражается в системе знаний, умений и навыков по фонетике, синтаксису, фразеологии и лексике, которыми обучающийся должен владеть в совершенстве. А без таких знаний, как хорошо развитого речевого навыка, умения быстро и правильно воспринимать чужие мысли и выражать свои, обучение в современной школе становится невозможным. Более того, в настоящее время происходит снижение интереса к учебному материалу, изучаемому на уроках русского языка, следовательно, ученики не проявляют инициативу в ходе выполнения заданий, не стремятся к познанию новых языковых явлений, что, несомненно, приводит к ухудшению качества знаний по русскому языку.
Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников педагогические условия, способствующие формированию познавательной деятельности на уроках русского языка. К их числу относятся, прежде всего, вовлечение младших школьников в деятельность по выполнению творческих заданий, учет общих и специфических видов познавательной деятельности, создание благоприятной атмосферы для стимулирования познавательной активности младших школьников.
Анализ исследования дает основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Вовлечение младших школьников в творческую деятельность способствует развитию умений действовать самостоятельно, избегать прямых указаний и инструкций, прослеживать связи между предметами и явлениями, формировать навыки самостоятельного решения проблем, а также обогащают словарный запас, развивают речь, активизируют внимание детей, расширяют кругозор, прививают интерес к предмету, развивают творческую фантазию.
Учет общих и специфических видов познавательной деятельности оказывает значительное влияние на формирование познавательной деятельности младших школьников. Способствует формированию умения самостоятельно мыслить, делать выводы, эффективно использовать полученные знания в мыслительных операциях, производить поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнивать, классифицировать по определенным признакам, использовать имеющие знания в различных ситуациях.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Итак, реализации заявленных в гипотезе педагогических условий, а также сравнение полученных результатов на констатирующем и контрольном этапе педагогического эксперимента показали эффективность нашей работы. Исходя из результатов экспериментальной работы, мы можем сказать, что наша гипотеза подтверждена, а исследование дало положительный результат.
Работу по формированию познавательной деятельности необходимо целенаправленно осуществлять в начальной школе, поскольку именно там закладываются основы формирующейся личности, формируются ведущие качества.


1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 2018. - №4. - С. 80- 81.
2.Амонашвили Ш.А. Единство целей / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Просвещение», 1989. - 208 с.
3.Анищенко А. М. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / А.М. Анищенко // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2017. — С. 82-83.
4.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся / А.Т. Арсирий. - М.: Просвещение, 2005. - 216 с.
5.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - М.: Изд-во «Речь», 2005. - 128 с.
6.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка / Н.И. Бойнова // Начальная школа. - 2015. - №10. - С.38-39.
7.Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
8.Вишневецкая З.П. Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников. / З.П.Вишневецкая. - Минск: Изд-во БГПУ, 2007. - С.126-127.
9.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2004. - 86 с.
10.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: учебник /
Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004. -300с.
11.Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. -2012. - №11. - С. 20-22.
12.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное
пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова - М.: Изд-во «Педагогическое
общество России», 2003. -312 с.
13.Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся / Л.М. Головина. - М.: Проспект, 2003. - 242 с.
14.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка / Т.В. Головина // Начальная школа. - 2016. -№ 2.- С.18-20.
15.Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. - 1998. - № 2. - С. 30-33. ... 74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ