ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. Сущность и значение коммерческой деятельности в современных
условиях развития экономики 5
1.2. Коммерческая деятельность организаций в сфере розничной торговли...11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «МАГНИТ» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Магнит» 19
2.2. Анализ финансовых показателей деятельности организации 25
2.3. Организация коммерческой деятельности на предприятии 34
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ¬
НОСТИ ПАО «Магнит» 41
3.1. Оценка эффективности коммерческой работы предприятия 41
3.2. Рекомендации по повышению эффективности коммерческой
деятельности ПАО «Магнит» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время одной из самых популярных форм коммерческого предприятия являются предприятия розничной торговли, основу деятельности которых составляет продажа товаров или услуг в небольшом объеме конечному потребителю. В области розничной торговли наиболее правильное построение коммерческих процессов является ключем к высокой конкурентоспособности, удержанию позиций на рынке, стабильному развитию предприятия и, как следствие, получению прибыли.
При этом большое значение имеет повышение эффективности коммерческой деятельности торговых организаций. В условиях динамизма внешней среды стало практически невозможным обеспечивать нормальную работу торговых организаций, обращая внимание только лишь на текущую ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиции поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно-технологическое развитие приводят к тому, что торговым организациям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней.
На современном товарном рынке Белгородской области, предприятия розничной торговли являются наиболее распространенными и быстроразвивающимися. Различные предприятия малого, среднего и крупного предпринимательства, осуществляющие розничную продажу товаров и услуг, стремятся к улучшению качества реализуемых товаров, осуществляют различные стратегии повышения эффективности коммерческой деятельности, поддерживают высококонкурентную среду. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что организация и совершенствование коммерческой деятельности предприятий розничной торговли является актуальной темой исследования и соответсвует современным экономическим реалиям.
Целью данной работы является проведение анализа коммерческой деятельности организации розничной торговли ПАО «Магнит», составление оценки эффективности коммерческой работы предприятия и осуществления разработки рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности компании.
Основные задачи исходя из поставленной цели данной работы сводятся к следующему:
- рассмотреть теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли;
- провести анализ коммерческой деятельности ПАО «Магнит»;
- дать оценку эффективности коммерческой работы предприятия;
Предметом исследования является коммерческая деятельность предприятий розничной торговли.
Объектом исследования является ПАО «Магнит».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам организации коммерческой деятельности, где рассмотрены сущность и значение коммерции в сфере розичной торговли.
Во второй главе приведена характеристика исследуемой компании. Она включает в себя описание организационно-экономической структуры ПАО «Магнит», анализ финансовых показателей организации, и описание организации коммерческой деятельности на предприятии.
Третья глава это практические рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия.
В современных рыночных условиях вопрос организации коммерческой деятельности на предприятиях и пути ее совершенствования становится всё более актуальным. В результате глобализации, коммерция непрерывно развивается затрагивая и внедряясь в большинство современных компаний.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что успех любого предприятия зависит от грамотно выстроенной коммерческой системы. Для этого компаниям необходимо оценивать организацию коммерческой деятельности, устранять и совершенствовать найденые уязвимости.
В качестве объекта исследования было выбрано предприятие розничной торговли ПАО «Магнит». Компания ПАО «Магнит» является крупнейшей сетью продовольственных магазинов в Российской Федерации. В настоящее время целью компании является достижение лидирующих позиций в отрасли и, как следствие построение эффективной коммерческой системы.
По результатам финансового анализа, а так же рассмотрения организационно-экономической характеристики предприятия можно заключить, что ПАО «Магнит» ведет активную коммерческую деятельность, осваивает новые рыночные ниши, расширяет географию присутствия и является сверхприбыльной организацией.
Стоит выделить важные финансовые показатели ПАО «Магнит». Так, в исследуемом периоде выручка от продажи увеличилась на 26,2%. Коэффициент прибыльности, среднее значение которого составляет 82, указывет на то, что предприятие является сверхприбыльным. Среднее значение коэффициента общей рентабельности составляет 85,8 и говорит о том, что предприятие имеет высокую прибыль на единицу реализуемой продукции. Двухфакторная модель Z-счета Альтмана в исследуемом периоде показывает отсутствие вероятности банкротства предприятия. Значение коэффициента постоянного актива также указывает на устойчивость финансового положения организации. При этом были выявлены отклонения от нормативов важных финансовых показателей. К таковым относятся показатели ликвидности препдприятия и показатели деловой активности, что указывает на недостатки в организации коммерческой деятельности предприятия.
Далее была проанализирована организация коммерческой деятельности ПАО «Магнит». Данный анализ показал, что ПАО «Магнит» имеет отлаженную систему ведения коммерческой деятельности, сотрудничает с региональными поставщиками, занимается развитием и отладкой коммерческих процессов, связанных с получением, хранением и продажей розничной продукции. Также, при оценивании коммерческой деятельности предприятия, было выявлено наличие множества крупных конкурирующих организаций, делящих между собой рынок розничной торговли. Лидером данной отрасли является «X5 Retail Group», так как имеет наибольшую чистую прибыль, по сравнению с ПАО «Магнит». Кроме того, были выявлены более мелкие, но быстроразвивающиеся конкурирующие организации.
Важным условием коммерческого успеха организации является реализация товаров. Рассматривая организацию коммерческой деятельности предприятия розничной торговли были представлены результаты анализа конкурентных позиций. Опираясь на полученные данные, можно сказать, что в ПАО «Магнит» были выявлены параметры, которые отстают не только от лидера отрасли, а так же от мелких конкурирующих предприятий.
Также при исследоваении коммерческой деятельности организации была разработана матрица SWOT-анализа, где были рассмотрены сильные стороны, возможности, недостатки и угрозы, которые способны повлиять на построение коммерческой деятельности организации.
Далее была дана оценка эффективности коммерческой работы предприятия на основании экономических показателей. В ходе оценки коммерческая деятельность предприятия была оценена как удолетворительная.
Данная оценка была представлена на основании прибыльности и отсутсутствия рисков банкротства предприятия. При этом показания коэффициентов рентабельности продаж, характеризующие основное направление деятельности предприятия розничной торговли показыали нисходящую динамику. Так же были рассчитаны коэффициенты деловой активности, значения которых указывают на нерациональное управление коммерческой деятельностью предприятия.
Также, на основании оценки эффективности коммерческой работы, были предложены рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия.
В рекомендации по повышению оценки эффективности коммерческой деятельности были включены как экономические, так и маркетинговые приемы, способствующие нормализации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
В основе рекомендаций, стабилизирующих экономическое положение ПАО «Магнит» было предложено введение контролирующих отделов, которым возможно делегировать полномочия на осуществление хозяйственной деятельности. Также были даны рекомендации, способствующие эффективному контролю финансовых показателей.
С практической стороны рекомендации по сохранению и рациональному использованию имеющихся средств предприятия основывались на:
- переоборудовании магазинов;
- построении новых логистических центров.
Так же были даны маркетинговые рекомендации способствующие грамотной организации коммерческой деятельности предприятия. Главными из которых являются:
- использование правил мерчендайзинга;
- реализация маркетинговых акций;
- повышения мотивации пресоонала;
- использование обратной связи с покупателями.
Основываясь на ранее представленных исследованиях организации коммерческой деятельности были предложены методы контроля за качеством продукции, в основе которых лежит совершенствование системы складирования и хранения товаров, а также контроль и исполнение санитарных норм.
Далее, в целях эффективного построения коммерческой деятельности предприятия были представлены общие рекомендации для сети магазинов ПАО «Магнит».