Развитие ораторских способностей у старших школьников в процессе участия в культурно-досуговой деятельности (Нижнетагильский государственный профессиональный колледж)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 80 старшеклассников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1 История зарождения КДД и ораторского искусства 5
1.2 Методы и формы ораторского искусства в кружке в старшей школе 12
1.3 Психологические особенности старших школьников 15
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1 Анализ особенностей развития навыка публичного выступления среди старшеклассников 19
2.2 Организация и проведение «Дебатов» среди старшеклассников 22
2.3 Пути совершенствования ораторских способностей 34
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЯ 43
В современном обществе умение эффективно общаться и выступать публично становится всё более важным навыком. Ораторские способности позволяют человеку уверенно выражать свои мысли, аргументировать свою позицию и влиять на окружающих. Особенно актуально развитие этих навыков для старших школьников, которые находятся на этапе формирования личности и подготовки к взрослой жизни.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой перспективную площадку для развития ораторских способностей. Участие в различных мероприятиях, таких как дебаты, конференции, театральные постановки и творческие вечера, позволяет школьникам не только проявить свои таланты, но и научиться работать с аудиторией, выстраивать логическую цепочку аргументов и преодолевать страх перед публичными выступлениями.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью подготовки подрастающего поколения к успешной социальной адаптации и профессиональной деятельности в условиях современного общества. Развитие ораторских способностей способствует формированию коммуникативной компетентности, критического мышления и уверенности в себе.
Объект исследования — процесс развития ораторских способностей у старших школьников.
Предмет исследования — культурно-досуговая деятельность как средство развития ораторских способностей.
Цель работы — исследовать возможности культурно-досуговой деятельности для развития ораторских способностей у старших школьников и разработать рекомендации по оптимизации этого процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития ораторских способностей.
2. Проанализировать особенности культурно-досуговой деятельности как средства развития ораторских навыков.
3. Выявить уровень развития ораторских способностей у старших школьников.
4. Оценить эффективность предложенной программы и сформулировать рекомендации по её совершенствованию.
Методологической базой данной работы являются труды современных российских ученых в области риторики и ораторского искусства: В. И. Аннушкина, Д. Н. Александрова, И. А. Стенина, А. Н. Петровой.
Методы исследования:
– теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической, методической литературы, анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;
– эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, самонаблюдение, статистическая обработка данных;
– свой собственный опыт.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и разработанных рекомендаций в практике работы образовательных учреждений и организаций, занимающихся культурно-досуговой деятельностью.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе исследования были изучены теоретические основы развития ораторских способностей и проанализированы особенности культурно-досуговой деятельности как средства развития этих навыков у старших школьников.
Было выявлено, что культурно-досуговая деятельность предоставляет уникальные возможности для развития ораторских способностей. Участие в различных мероприятиях способствует формированию навыков публичного выступления, улучшению дикции и интонационной выразительности, а также развитию умения работать с аудиторией.
Проведённый анализ позволил определить уровень развития ораторских способностей у старших школьников и выявить основные направления для их совершенствования. На основе полученных данных была разработана и апробирована программа развития ораторских способностей в рамках культурно-досуговой деятельности.
Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной программы. Учащиеся, принимавшие участие в программе, продемонстрировали значительное улучшение своих ораторских навыков. Они стали более уверенными в себе, научились лучше структурировать свои мысли и аргументировать свою позицию.
На основании проведённого исследования можно сформулировать следующие рекомендации по оптимизации процесса развития ораторских способностей у старших школьников в рамках культурно-досуговой деятельности:
1. Необходимо разнообразить формы и методы работы, чтобы учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого учащегося.
2. Следует активно использовать современные технологии и средства коммуникации для организации онлайн-мероприятий и дистанционного обучения.
3. Важно создавать условия для регулярного практического применения ораторских навыков, например, через организацию дебатов, конференций и других публичных выступлений.
4. Необходимо привлекать квалифицированных специалистов и опытных ораторов для проведения мастер-классов и тренингов.
5. Следует развивать сотрудничество между образовательными учреждениями и организациями, занимающимися культурно-досуговой деятельностью, для обмена опытом и ресурсами.
Таким образом, развитие ораторских способностей у старших школьников в процессе участия в культурно-досуговой деятельности является важным направлением работы образовательных учреждений. Реализация предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность этой работы и способствовать формированию коммуникативной компетентности у учащихся.
1. Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 280 c.
2. Бобыкина, И. А. Развитие способности публичного выступления на иностранном языке у обучающихся неязыковых специальностей вуза / И. А. Бобыкина, Б. С. Пилипенко // Челябинский гуманитарий. – 2023. – № 4(65). – С. 29-34.
3. Гаспаров, М.Л. Античная риторика как система / М.Л. Гаспаров // Гаспаров М.Л. Избр. тр.: в 2 т. - Т. 1. - М., 1997. - С. 556 - 586.
4. Герасимова, М. В. Особенности развития навыка публичного выступления - взгляд студента СПО / М. В. Герасимова, А. Ю. Жирков // DIGITAL EDU. Цифровые компетенции в образовании : Сборник материалов Всероссийского научного форума с международным участием, Якутск, 15–16 февраля 2023 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. – С. 257-262.
5. Герлис Я.П. Профессионально важные характеристики личности педагога. // Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов Международной научно- практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 178-183.
6. Денисова, Д. А. Дистанционный формат выступления как способ совершенствования ораторских навыков студентов / Д. А. Денисова // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : сборник статей по материалам CLXIII студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 20 апреля 2023 года. Том 8 (162). – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2023. – С. 52-58.
7. Иполитова В.В. // Основы публичной речи и методика их изучения в школе. // Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук. Сборник материалов всероссийской научной конференции. 2018. С. 127-130.
8. Ланд А.Ю. Алхимия публичных выступлений: как заворожить зрителя? # 13 принципов магии / Андрей Ланд. – Москва: Эксмо, 2021. – 224с.
9. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ; Фолио, 2000. - 846 с.
10. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. - 629 с.
11. Мысли и изречения. Составитель Карин С.Х. Алма-Ата, Казгосиздат, 1964, - 792с.
12. Непряхин Н. Гни свою линию: Приемы эффективной коммуникации /Никита Непряхин. – М.: Альпина Паблишер, 2022. - 188с.
13. Редько О.В. Риторика как ценность // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - №341. - С. 64.
14. Рябова В.А. Ораторские навыки как компонент методического сопровождения молодых педагогов. // Проблемы модернизации иноязычного образования в трансформационных условиях. Материалы XXVIII международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Левченко. Самара, 2023.
15. Савкова З.В. Искусство оратора: Учебное пособие. - 3-е изд., доп. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. - 246с.
16. Салиева, Л. К. Современная риторика: место в системе общества знания / Коммуникативные стратегии информационного общества: Труда IX межд. Науч.-теор. Конф. 26¬27 ок- тября 2019 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2019. С. 173-175.
17. Соловьёва Н.Н. Речевое общение, или Искусство понимания: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
18. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - Ростов н/Дону: Феникс, 2002.
19. Стернин, И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хо- чет научиться говорить. Воронеж, 2021. – 169 с.