ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Формы брачно-семейных отношений в греческом обществе.. .22
1.2. Семейные ценности древних греков 35
ГЛАВА II. ФУНКЦИИ СЕМЬИ В ГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Воспитательная функция семьи в классической Греции 46
2.2. Особенности защитной функции семьи 56
2.3. Специфика хозяйственно-экономической функции семьи 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность темы. Семья относится к числу таких социальных институтов, социальных групп, составляющих базис общества, интерес к которым носит неизменный характер. Семья как социальный институт оказывает значимое влияние на общество в целом, перспективы и проблемы его развития, а как малая группа на индивида, в частности, на его формирование в разных направлениях: социальном, культурном, психологическом.
Современная эпоха отличается кризисом всех традиционных институтов общества, в частности, семьи. Кризис, в котором сейчас находится институт семьи, не только приводит к разрушению всё общество в целом и его устои, но и оказывает сильнейшее влияние на развитие различных психических отклонений в отдельных, являющихся частью этого общества людях.
В современных условиях вопросы семейных изменений, противоречия, вызванные их характером и негативной направленностью, приобретают особую актуальность, становясь одной из острейших проблем, имеющих глобальные масштабы в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи. Различные специалисты дают совершенно противоположные оценки глубине изменений семейных ценностей, их характеру и направленности. При этом четко выделяются две исследовательские парадигмы, имеющие помимо чисто содержательных аспектов специфическую ценностную окраску.
Ряд ученых (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Вишневский и др.), придерживаясь «модернизационной парадигмы» воспринимают изменения института семьи в основном как позитивный процесс «плюрализации» форм семьи, а с трудом признаваемые ими негативные явления - как свидетельство неполноты и незавершенности данного процесса .
С другой стороны, специалисты, принадлежащие к «кризисной парадигме» (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медгав, А.Б. Синельников и др.) рассматривают семейные изменения как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института . При этом негативные явления, связанные с невыполнением основных функций семьи, интерпретируются как выражение не просто кризиса одного института семьи, но, главным образом, ценностного кризиса всего общества. Под влиянием социально-экономических факторов происходит постепенная переориентация населения с ценностей семьи, основанной на стабильном браке, на ценности внесемейные, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям в других сферах жизнедеятельности. Этот ценностный сдвиг обусловливает дисбаланс в обществе, противоречие между его потребностями в воспроизводстве и социализации новых поколений, в воспроизводстве исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт семьи выполняет свои важнейшие функции - репродуктивную и социализационную.
В связи с вышесказанным, возникает вопрос о трансформациях семьи как социального и историко-культурного феномена и выявлении его уникальных характеристик и качеств на конкретном историческом материале. Античность заложила фундамент европейской цивилизации, культура которой до сих пор испытывает огромное влияние того мощного интеллектуального заряда, который появился в Элладе еще в VI в. до н.э. Наследие Древней Греции в первую очередь, ассоциируется с гуманизмом. Античная философия и этика являются школой мышления для всех последующих времён. Немаловажно, что в античную эпоху впервые в мировой истории была осознана ценность человеческой личности и созданы условия для ее раскрытия и совершенствования.
Наше мышление - благодаря пронизывающей его логике - всё ещё остаётся глубоко греческим: до такой степени, что, прежде чем приступить к изучению характера собственного мышления, мы должны внимательно всмотреться в мышление греков .
Наконец, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений развития антиковедения является изучение мировоззрения и менталитета человека древности, его отношения к внешнему окружающему миру и взаимоотношений на уровне микросоциума. Именно менталитет как комплекс психоэмоциональных особенностей, присущих определённому народу, в конечном счете, определяет динамику и особенности развития общества в целом. В свою очередь, именно система духовных ценностей общества является основой менталитета любого общества.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время попытки интерпретации и исследования института семьи предпринимаются во многих отраслях гуманитарного знания - социологии, психологии, философии, литературе, фамилистике, гендерной истории.
Различные аспекты заявленной темы находят отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. В контексте «семейной проблематики» многими авторами сделан акцент на положении и роли женщины, её взаимоотношениях с членами семьи, способах поведения и вариантах решения ею семейных и общественных проблем.
Роль женщины в обществе подробно раскрывает довольно молодое научное междисциплинарное направление - гендерная история. Причём успехи отечественных исследователей в разработке этой тематики значительно уступают западным . Так, западные исследователи, как правило, стараются рассматривать вопросы, связанные с ролью женщины в семье, в неразрывной связи с общей полисной структурой греческого общества, а также с точки зрения взаимоотношений между различными слоями населения и государственной властью, социально-экономических и общественно-политических отношений, а также сословной и имущественной дифференциации. В этой связи наиболее ценными представляются работы Ч. Зелтмана, К. Моссе, В. Цинзерлинга, С. Померой, С. Хамфрейз .
Не менее важное значение получили работы о месте и роли женщины в античном обществе в плане отражения их в общественно-философском сознании самих древних греков . С этим аспектом перекликаются исследования, относящиеся к конкретным объектам, которые помогают всесторонне раскрыть суть женской натуры и характера в том виде, в каком они запечатлены памятниками эпиграфики, вазовой живописью, монументальной скульптурой и рельефами , а также произведениями античной литературы . Это, в свою очередь, стимулировало интерес к изучению семьи и брака в древности .
В этом русле интересна также работа Е. Вардиман «Женщина в древнем мире» . Автор раскрывает особенности положения женщины в греческом обществе и семье, особенности социального статуса женщины как последствия родовых традиций древнегреческого общества.
В отечественной историографии для понимания гендерной проблематики необходимо обращение к труду коллектива авторов под общей редакцией И.В. Костиковой , где проблема конструирования пола рассматривается в контексте истории философии, культуры, экономики, религии.
В книге «Греческая женщина античной эпохи: путь к независимости» И.С. Свенцицкая раскрывает традиции греческого общества как фактор, влияющий на неравноправное положение женщины в нем. О том, что к классическому периоду в греческой культуре утвердилась женофобия, пишет Правда В.Л. в статье «Женщины в библейской и античной культурах». На практике женофобия проявилась в полном подчинении женщины мужчине. Автор высказывает вполне традиционную в историографии точку зрения, что греки относились к женщине презрительно и считали ее существом неполноценным, более низким, находящимся на полпути между человеком (т.е. мужчиной) и животным или рабом, каковой тоже рассматривался как скот .
Н.А. Кривошта анализирует литературные источники с точки зрения методологии, поэтому она рассматривает понятие «качество населения», связанное с личностными характеристиками женского образа . Автор также исследует положительные и отрицательные качества женщин в представлении греческого общества. Интересным представляется мнение о «формальном бесправии женщины», заключающееся в том, что за женщиной «открыто признавалось право отклоняющегося поведения».
Исследование в области социальных явлений, как и менталитета, на наш взгляд, невозможно в отрыве от исторического контекста, так как социально-политические и экономические изменения в жизни социума, безусловно, влекут за собой преобразования в сфере общественного сознания, в его нравственных воззрениях, а, следовательно, и в институтах. В связи с этим нами были проанализированы работы В.С. Сергеева , А. Тюменева , С.Я. Лурье и М. Гранта .
Большое значение при исследовании института семьи имеют личности авторов - создателей исторических источников, поэтому для изучения мировоззренческих позиций трагиков классической эпохи были рассмотрены работы И.М. Тронского, Лосева А.Ф., В.Н. Ярхо. С помощью этих исследований по истории греческой литературы были выявлены специфические черты миропонимания авторов избранных источников, повлиявшие на отношение к институту семьи в Древней Греции.
Для исследования древнегреческой литературы необходимо обращение к исследованиям источниковедческого и филологического характера. Античная литературная традиция больше изучалась и изучается филологами, нежели историками. В связи с этим, следует особо выделить целую плеяду ученых-филологов московской школы, прежде всего, А.А.Тахо-Годи , рассматривавшую античную литературу в ее эстетическом и философском аспекте, а также филолога и философа А.Ф. Лосева , который начинает исследовать литературную традицию с мифологии, а заканчивает позднеклассической литературой. Историк, переводчик, филолог С.И. Радциг делает упор на греческие письменные источники как литературного, так и исторического жанра. Н.А. Чистякова и Н.В. Вулих в своей работе предлагают периодизацию античной литературы, раскрывая значение каждого этапа посредством произведений как художественного, так и исторического направления. Достаточно информативной для изучения литературных источников представляется работа российского и советского филолога-классика Соболевского С.И. . Основываясь на живых картинах, представленных в комедиях Аристофана и других источниках, автор подробно и обстоятельно описывает время наибольшего расцвета Древней Греции и место наибольшего расцвета культуры этой страну и мира - Афины с их общегреческим и более широким влиянием в свое время и с их бесценным и всеохватывающим по воздействию на развитие цивилизации наследием во все оставшиеся человечеству времена.
Кроме того, изучение социальных институтов на основе заявленной источниковой базы невозможно без обращения к культурному контексту эпохи, ведь именно в этой сфере эволюция сознания проявляется в наибольшей степени. Наиболее информативными в этом отношении стали работы Ф. Велишского , П. Гиро , К. Куманецкого , Л. Винничук и Ю.В. Андреева .
Более подробного анализа требуют труды, непосредственно относящиеся к предложенной проблематике.
В книге П. Гиро «Быт и нравы древних греков» показана общая картина учреждений, нравов и обычаев, относящихся к общественной и частной жизни греков. Автор рассматривает эволюцию понятия «семья» (род) от фиктивной ассоциации, где родство было ни при чём, до заключения брака как священной церемонии .
Опыт изучения вопросов взаимоотношения полов в рамках микро- и макросоциума представлен в работах Г. Лихта , который на основе письменных источников исследует мораль и нравственные принципы древних греков.
А. Боннар в труде «Греческая цивилизация» показывает стадии развития греческой цивилизации. По его мнению: «Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Человек и мир в представлении греческой цивилизации является отражением один другого - это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом» . Семья, по его мнению, есть не что иное, как основа общества в греческих полисах, она защищена законами, которые охраняют ее основные ценности: верность и дети.
Л. Винничук в работе «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» рассказывает о повседневности, быте античного человека, о его внутреннем мире, идеале и предрассудках, об отношениях между людьми. Автор на основе данных письменных источников и результатов археологических раскопок рассматривает роль женщины в обществе и семье, а также общие взгляды древних греков на институт брака.
Л.И. Савельева в монографии «Романтические тенденции в античной литературе» приводит примеры описания греческими авторами отношений между мужчиной и женщиной, пробует выявить признаки романтического типа творчества в ряде литературных явлений Античности: в поэзии эпохи эллинизма, в позднегреческом романе. При этом автор подчёркивает недопустимость полных аналогий в исследуемых источниках .
В монографии «Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации» Ю.В. Андреев рассматривает феномен греческой цивилизации с позиции этнопсихологии. Внимание автора сконцентрировано на особенностях психического склада, мировосприятия, отношения к жизни и смерти, эстетических вкусов и склонностей жизненных идеалов и форм поведения греков . Э.Д.Фролов в произведении «Факел Прометея» рассказывает о развитии общественно-политической мысли древних греков и наиболее значительных проявлениях творческого духа античности - искусство художественной интерпретации внутреннего мира человека, философское осмысление природы и общественной жизни, стремление осознать место индивида и общества в потоке исторического развития .
Д. Аккерман посвятила свою работу «Любовь в истории» вечной теме, всегда занимавшей умы человечества. Она исследует исторические, культурные, религиозные и биологические корни любви . Семья - это не только дом в Афинах; это и сам город, о делах которого знают все мужчины и в них участвуют. Однако жизнь в браке была далеко не счастливой и редко становилась для кого-то из супругов средоточием любви. Мужчины могли заводить интрижки открыто, тогда как женщинам приходилось делать это тайком и как придется, в зависимости от обстоятельств. Семья могла быть уверена в чистоте своего рода только при условии, что за женой строго следили. Место ее было в темном подвале дома, рядом с другими богатствами.
В статье «Мужчина и женщина: Биология любви или две стратегии в отношениях полов, приведшие к человеку от животного мира» Г.Николаева в хронологическом порядке излагает этапы построения отношений между мужчиной и женщиной, переход в Древней Греции от рода к семье в современном понимании.
М.В.Скржинская представляет опыт комплексного изучения праздников в античных городах Северного Причерноморья, а также всех известий о посещении местными жителями праздников в Элладе, что представляет ценность для нашего исследования.
Статья Т.В. Мавринской и Е.Б Калашниковой «Брачно-семейные отношения в Древней Греции» содержит краткий экскурс в содержание регулирования брачно-семейных отношений на ранних этапах становления государства и права в Древней Греции. На основе специальных источников авторы проанализировали брачно-семейные отношения в древнегреческой цивилизации и пришли к выводу, что в древнегреческом праве брак был основан в значительной степени началами священных законов и родового быта. Право, которое регулировало брачно-семейные отношения Древней Греции, укрепляло институт брака, что подтверждается прочностью семейных отношений древнегреческой цивилизации.
Особый блок занимает круг исследований, посвященный фамилистике. Обращение к трудам социологов А.И. Антонова и В.М. Медкова помогло нам упрочить методологическую основу для дальнейших самостоятельных занятий фамилистическими исследованиями. Особое внимание авторы уделяют теоретическим подходам и методологическим принципам исследования семейной структуры и динамики. Кроме того, в рамках фамилистики мы обращаемся к проблеме взаимоотношения детей и родителей и к участию тех и других в воспитательном процессе.
К сожалению, в историографии отсутствуют специальные работы, посвященные исследованию ценностей и функций древнегреческой семьи. Однако отдельные аспекты рассматриваемой проблемы можно обнаружить в
ГГоттт [lupnо А ГТ 41 Ц R ТТ R КТПГЛГРНЬ'ГЛГП
раиотах чапышева rji. , гл^/хневоы LL.LD. , Тарасовой ЛДЗ. , х^тротецкото В.М. , С.Г. Карпюка . Так, в статье «Любовь в античной Греции» Чанышев А.Н. на примере греческих любовных романов («Херей и Каллироя» Харитона, «Дафнис и Хлоя», «Эфиопика» Гелиодора, «Левкиппа и Клитофонт») и произведений Платона доказывает факт наличия любви как личностной ценности в Древней Греции.
Проблеме патриотизма в Древней Греции посвящены работы С.Г. Карпюка и Х. Туманса . Авторы высказывают различные точки зрения на способы выражения любви к родине. В частности, С.Г. Карпюк пишет о двух видах патриотизма: полисного и индивидуального, Х. Туманс же утверждает, что любовь к родине - достаточно однозначное явление. Указанная дискуссия позволяет провести параллели с различными аспектами защитной функции семьи.
Юхнева Е.В. рассматривает четыре составляющих экономического основания брака в Древней Греции: способ формирования совместной собственности семьи; способ хозяйствования и распоряжения этой собственностью; моногамию и распоряжение собственностью после прекращения брака.
Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день написано немало работ, прямо либо косвенно затрагивающих институт семьи в Древней Греции. Однако, несмотря на достаточную степень разработанности вопроса семейных взаимоотношений греков с точки зрения сведений античных философов и историков, комплексное исследование заявленной проблематики на основе литературной традиции с позиций институционального подхода до сих пор не предпринималось.
Объект исследования - древнегреческая нарративная традиция классического периода как совокупность источников литературного характера, объединённая целью и спецификой их создания.
Предмет исследования - социальная сущность древнегреческой семьи, взаимосвязь семьи и личности в социальном контексте.
Цель исследования - выявить специфику функционирования института семьи в древнегреческом социуме на основе анализа данных нарративных источников классического периода.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1) проанализировать процесс оформления и нормы брачно-семейных отношений древних греков на основе данных литературной традиции классического периода;
2) выстроить иерархию семейных ценностей в древнегреческом обществе классического периода;
3) выявить специфику и степень значимости воспитательной функции семьи в классической Греции;
4) изучить особенности защитной функции семьи;
5) исследовать хозяйственно-экономическую функцию древнегреческой семьи.
Хронологические рамки проведённого исследования охватывают классический период истории Древней Греции (V-IV вв. до н.э.). Выбор данного периода обусловлен тем, что классический период - время расцвета древнегреческих полисов, а также наиболее полного развития социальных институтов, в том числе брачно-семейного. Кроме того, хронологические рамки ограничены временем расцвета греческой драмы.
Территориальные рамки исследования ограничены Аттикой - древнегреческой областью, центр которой располагался в Афинах.
Источники. Наибольший интерес для нас представляют литературные источники. Определение источниковой базы исследования является своеобразной точкой отсчета. Для комплексного решения исследовательской проблемы необходимо привлечение источников различного характера, однако обращение к нарративному (литературному) дискурсу представляет угол зрения, дающий возможность выявить специфику и закономерности различных социальных феноменов и институтов. По мнению многих исследователей, историческая ценность драмы несомненна. Как указывает И.А. Суриков: «...сама греческая античность трактовала историю и драматическую поэзию как явления одного порядка» .
Таким образом, в основу данного исследования нами была положена классическая нарративная традиция: аттическая трагедия (работы Эсхила, Софокла, Еврипида) и афинская комедия IV в. до н.э. (произведения Аристофана).
Полноценный анализ источников данного вида невозможен без характеристики личности автора. Эсхил, древнегреческий поэт-драматург, сын Еврофориона, жил в эпоху исторических перемен в своей отчизне. По своему происхождению Эсхил принадлежал к аристократическому роду, но своими взглядами и симпатиями был на стороне всего нового, про-грессивного, что воплощалось для него в афинской демократии. Эсхил посредством своих произведений старался увековечить те жизненные принципы, которые были близки и ему, и тем, кто выбирал в состязаниях его трагедии. Эсхил многократно побеждал своих соперников и в 470-460-х гг. был самым популярным в Греции трагическим поэтом. Очевидно, что взгляды драматурга разделялись подавляющим большинством населения, следовательно, могут представлять некие общепринятые стереотипы сознания и поведения.
Известно, что «отец трагедии» - Эсхил написал около 90 произведений, трагедий и сатировских драм. Но дошла до нас малая часть написанного - семь трагедий: «Персы» (472); «Прометей Прикованный», «Просительницы» (463); «Агамемнон» (458); Хоэфоры» (458); «Эвмениды» (458); «Семеро против Фив» (467). Во всех этих произведениях, исключая «Персов», лежат сюжеты Троянского и Фиванского циклов мифов.
Не менее значимым автором характеризуемой эпохи, произведения которого позволяют реконструировать отношения в греческой семье является Софокл, написавший свыше 120 драм. По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам; он получил традиционное гимнастическое и музыкальное образование и, по античным сообщениям, не раз одерживал победы на состязаниях в обоих этих искусствах. Общество, поэтом которого был Софокл, вступило в стадию своего кризиса; поэт оставался, однако, сторонником традиционного уклада жизни и отрицательно относился к новым политическим и идейным течениям. Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека и его силы — основные черты мировоззрения Софокла; он является в этом отношении одним из наилучших выразителей идеологии афинской демократии эпохи расцвета.
Показательно, что драматург одержал 24 победы в театральных агонах, шесть раз занял второе место. Такой успех был связан с тем, что Софоклу в своих произведениях удавалось выразить понятные всем и разделяемые людьми чувства и мысли. До нас дошли восемь драм: «Филоктет» (409); «Антигона» (442); «Электра» (420-410); «Царь Эдип» (429-425); «Эдип в Колоне» (406); «Трахинянки» (ок. 430); «Аякс» (ок. 455); «Следопыты» (сохр. ок. ^ текста).
В целом, несмотря на различное видение политического устройства государства, и Эсхил, и Софокл снискали себе славу в первую очередь, обращением к проблеме человека и его способностям, которые являются определяющими в судьбе каждого.
Ещё одним известным автором, раскрывающим тему любви в античных драмах древней Греции и представляющим в связи с этим интерес в контексте исследования, является Еврипид (род. ок. 480-406гг. до н.э.). О Еврипиде обычно говорят как о третьем по значимости в ряду трех великих драматургов, трагедии которых главным образом и составили славу Афин в V в. до н.э. Произведения Еврипида во многом отличаются от трагедий Софокла и Эсхила содержанием и направленностью. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл якобы говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид - такими, каковы они на самом деле. В руках Еврипида традиционные мифы подвергаются таким истолкованиям и изменениям, что герои утрачивают героические черты, превращаясь в заурядных людей. Лишь смиренные и презренные персонажи Еврипида - женщины, молодые девушки, крестьяне и т.п. - способны порой подняться над общим уровнем, совершив подвиг мужества, верности и самоотверженности. Кроме того, афиняне понимали персонажей Еврипида и сочувствовали им не только потому, что они были реалистично обрисованы и напоминали им самих себя, но еще и потому, что, в сущности, он изображал в трагедиях своих современников.
Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида отразили три этапа истории афинской демократии и эволюцию духовных идеалов античности. Творчество Эсхила относится к периоду ранней классики и становления полиса. Софокл - современник «золотого века» Афин, в его трудах отражен пик развития полисной демократии. Творчество Еврипида приходится на начало кризиса полисной идеологии. Таким образом, анализ источников позволит нам рассмотреть особенности института семьи в разные периоды истории афинской демократии.
Развитие трагедии от Эсхила до Еврипида, как наиболее динамичного жанра литературы в исследуемый период, даёт яркую картину изменений происходящих в сознании греков. По мнению многих исследователей, древнегреческая трагедия - это не только художественное изложение мифологических сюжетов, но и отражение философских и интеллектуальных споров времени автора (Eurip. Tro. 884-888; El. 728-738; Aesch. Ag. 393-398; Eum. 538-542; Pers. 840-844), а иногда и реакция на события года постановки - именно это предопределило огромную популярность и расцвет драматического искусства в данный период. По мнению В.Н.Ярхо, театральные представления были наиболее действенным средством воспитания граждан, так как в драмах наглядно обосновывались основные нормы поведения и давались ответы на самые актуальные проблемы социально-политической жизни того времени . Таким образом, трагедия даёт обширный материал для проведения исследований в области социальной сферы жизни древнегреческого общества.
Творчество Аристофана тесно связано с жизнью Афин второй половины V в. до н. э. В исследовательской литературе его комедии нередко называют «зеркалом» афинской действительности; однако необходимо помнить, что зеркало это - кривое. Дело в том, что, согласно законам жанра, в комедиях история Афин представала перед зрителями в гротескном, гиперболизированном преломлении. Древняя комедия непосредственным образом вмешивалась в современную ей общественную жизнь, бичевала и осмеивала пороки общества и отдельных граждан.
Комедии Аристофана, возможно, являются недостаточно информативными с точки зрения исторического факта, однако позволяют улавливать общий дух, умонастроения, царившие в обществе или в обширной его части. Главная цель аттической комедии состояла в том, чтобы вызвать соответствующую реакцию масс, что невозможно без «безупречного попадания в психологию простого человека». Именно эти тексты, на наш взгляд, явились практически лишённым идеальных структур отражением действительной жизни во всем ее разнообразии.
Стоит отметить, что вышеперечисленные авторы являются представителями древнегреческой интеллигенции . В то же время публичность выступлений и постановок произведений на сцене перед простым народом накладывала некоторые ограничения на собственные воззрения автора. Признание творчества автора свидетельствовало о том, что его произведения соответствовали общественному мнению и настроению толпы. Следовательно, несмотря на наличие определенной авторской позиции, литературные источники более объективны и репрезентативны по сравнению с данными философской и исторической традиции.
Таким образом, драматургия, в отличие от философии, оказывала непосредственное воздействие не просто на человека думающего, а на массу людей. Свобода драматургов была ограничена мнением публики, сам драматург выполнял «социальный заказ». Трагедия и комедия сопряжены с агоном, они состязательны, поэтому, чем более точно и правдиво автор передает присущие большинству посетителей театра ценностные установки, тем больше его шансы на успех. О.В. Кулишова подчеркивает, что охват самой аудитории представлял собой уникальное явление в ряду других общественных собраний, как с точки зрения масштаба и массовости, так и в отношении предлагаемых решений, которые волновали общество .
Научная новизна. Представленная проблема ни одним из современных отечественных и зарубежных исследователей не рассматривалась комплексно, что подтверждается отсутствием специальных работ. В работе впервые был проведен анализ институциональных аспектов греческой семьи, сопоставлена значимость межличностных отношений и общественных потребностей. С этой целью использованы источники драматического характера, редко изучаемые в данном контексте. Репрезентативность выбора литературной традиции обусловлена тем, что особый интерес представляет изучение семейных отношений авторами, которые не занимались их специализированным анализом, но отражали специфику представлений большинства из современного им общества.
Методология исследования. Культурно-антропологический подход с его многочисленными направлениями исследования взаимодействий культуры и социума, принципиально важен в изучении системы ценностей греческого общества. Принцип историзма способствовал установлению причинно-следственных связей, формированию системного взгляда на греческую семью как институт.
Гендерный подход позволяет проследить за особенностями взаимосвязи между мужским и женским сознанием, за влиянием этих связей на формирование общественных идеалов и норм. Фамилистика дает возможность изучения семьи и личности на микроуровне (индивидуальные ценности и функции) и семьи и общества на макроуровне (общественные, коллективные ценности и функции семьи).
В процессе исследования использовались следующие методы: общенаучные: обобщение, анализ, синтез, необходимые для систематизации работы с имеющимися материалами, а также специально-исторические: комплексный подход к анализу источников - выявление специфики семейных традиций на основе изучения литературных произведений классического периода; сравнительно-исторический - применение данного метода необходимо для осуществления сравнительного анализа в контексте проводимого исследования в синхроническом аспекте для выявления различных сторон жизни семьи.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что избранный подход и полученные результаты можно применить в процессе дальнейшего изучения античного микросоциума, при обращении к литературным памятникам других авторов. Представленный в работе фактический материал и достигнутые при его изучении результаты могут найти применение в ходе составления лекционных курсов по истории классической Греции; при написании курсовых и дипломных работ на исторических, филологических, социологических факультетах университетов и педагогических институтов.
Апробация полученных результатов происходила в виде доклада на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие», Белгород - 2018; а также в виде публикации в сборнике материалов XII международной научной конференции «Классическая и византийская традиция» , Белгород - 2018.
Положения, выносимые на защиту.
1. В основе заключения брака в Древней Греции лежал расчёт, однако не столько материального, сколько нематериального характера. Мужчина рассчитывал на достойное продолжение рода и единство моральных норм и принципов семьи, женщина - на повышение социального статуса и защищенность. Отсутствие социального разрыва между женихом и невестой, а также эмоциональная близость и чувства имели определенное значение.
2. Ценностную основу семьи в Древней Греции составляли такие категории, как любовь и верность, при этом любовь выступает как личностная ценность, значимая для человека, верность - ценность институциональная, принципиально важная для общества. Источники свидетельствуют о более выраженной потребности общества в женской верности, а также о вероятности конфликта ценностей.
3. Патриархальный характер греческой семьи и абсолютный характер власти отца и мужа не исключают возможности эмоциональной близости отца и детей, его активного участия в их воспитании, а также взаимного доверия и поддержки.
4. Защитную функцию семьи на физическом уровне осуществлял отец, в рамках микросоциума она коррелирует с патриотической моралью полиса. Экономическая (материальная) защита также была прерогативой мужчины, функция эмоциональной и психологической защиты и поддержки членов семьи преимущественно возлагалась на мать. Перераспределение функций вызывало общественное неодобрение, однако существовало как следствие бедственного положения семьи.
Значение литературной традиции в исследовании повседневной истории человечества трудно переоценить. Представления об институте семьи, построенные на основе научной литературы, значительно дополняются произведениями античных авторов, что приводит к обогащению нашего знания о цивилизациях прошлого, в частности Древней Греции. Кроме того, те или иные данные, содержащиеся в литературных текстах, нередко заставляют усомниться в традиционных представлениях о микросоциуме древности, дают благодатную почву для построения новых гипотез об институте семьи в Древней Греции.
Исследовав институциональные аспекты семейных отношений в греческом обществе, принципы взаимоотношений супругов в древнегреческой семье, отметим, что отношение к женщине по данным литературной традиции выглядит несколько иным, чем в устоявшихся трактовках ряда исследователей, где женщина показана как замкнутое и притеснённое существо, предназначенное для воспроизводства населения полиса. Эсхил и Софокл, оставляя женщину граждански бесправной, тем не менее, акцентируют внимание на личной самостоятельности женщины, как в принятии решений, так и в выборе партнера, признании, значимости её мнения для мужчины.
Закономерно, что и брак у древних греков в литературных текстах отмечен чувственностью и сентиментальностью. Драматурги показывают взаимную симпатию супругов, греческий брак представлен союзом, где муж и жена помимо патриотических и религиозных целей преследуют ещё и личностную, т.е. создают малую социальную группу по причине большой привязанности и любви. В связи с этим главными семенными ценностями выступают любовь и верность, причём любовь - ценность личностная, значимая в большей степени для человека, а верность - ценность институциональная, так как имеет особую значимость для общества и способствует реализации общественной потребности в сохранении стабильности и воспроизводстве социума.
Отметим, что круг субъектов античного микросоциума не замыкается на брачных партнерах - муже и жене. Важным участником межличностных и социальных отношений выступает ребенок. Дети в древнегреческой семье, как правило, подчиняются отцу. Ребенок никогда не противится его воле, а принимает её, вне зависимости от обстоятельств. Заметим, что такая тенденция в научной литературе отражает возможные архаические пережитки, так как в произведениях Софокла можно встретить примеры, указывающие на то, что отец был примером для детей, близким им по духу человеком. Значимость института семьи в процессе воспитания и образования ребенка признают как историки, так и литераторы: именно семья должна была обеспечить будущего гражданина знаниями о принципах построения отношений в социуме, сформировать те качества личности, которые позволят расти и развиваться в правильном направлении.
Не вызывает сомнения тот факт, что в античности глава семейства обладал очень сильным влиянием, но и защита семьи являлась его обязанностью. Если мужчина осуществлял физическую защиту семьи, то эмоциональная поддержка семьи, по данным литературной традиции, ложилась на плечи женщины. Экономическая защита семьи для законной жены заключалась в финансовом обеспечении со стороны мужчины и в праве на наследство, наличие приданого обеспечивало афинянке социальную значимость в обществе. Согласно Эсхилу важной чертой древнегреческого брака могло выступать имущественное равенство.
Затрагивая проблему опеки, древнегреческая литературная традиция проецирует их на личность, представляя, таким образом, объектом опеки человека (женщину и ребенка). Данные трагедий позволяют сделать вывод о том, что даже в случае смерти главы семейства защитные функции семьи продолжал выполнять опекун.
Идеальный брак в представлении древних греков являлся объединением мужчины и женщины в семью в рамках одного домохозяйства. Распределение обязанностей между супругами заключалось в том, что женские были ограничены домом, а мужские, в большей степени, государственной деятельностью, службой во благо обществу. В исследуемых литературных источниках можно встретить совершенно однозначные свидетельства ключевой хозяйственной роли мужчины в семье, где он являлся кормильцем, обеспечивающим семью своим трудом. Главная функция женщины в семье - хозяйка и хранительница домашнего очага. Однако, по мнению учёных, если семья находилась в бедственном положении или лишалась кормильца, то женщине приходилось выходить из дома в поисках заработка, чтобы прокормить себя и детей. Данный факт, нашедший отражение в литературных источниках, подтверждает мысль о том, что в классический период в демократических полисах и, в частности, в Афинах возникли качественные изменения в положении женщин.
Таким образом, предпринятое исследование позволило разнообразить и дополнить представления об институте брака в Древней Греции, а также поставить перспективы дальнейшей работы, которые заключаются в расширении хронологических рамок, круга литературных памятников, а также привлечении для сопоставления различных групп источников.
1. Аристофан. Комедии. В двух томах. Том 1. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. - 602 с.
2. Аристофан. Комедии. В двух томах. Том 2. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. - 566 с.
3. Еврипид. Трагедии. В 2-х томах. Т.1 / Пер. с древнегреч. И. Анненского. - М.: Ладомир, Наука, 1998. - 644 с.
4. Еврипид. Трагедии. В 2-х томах. Т.2 / Пер. с древнегреч. И. Анненского. - М.: Ладомир, Наука, 1998. - 703 с.
5. Софокл. Трагедии / Пер. с древнегреч. С. Шервинского; Вступ. статья В. Ярхо; Коммент. Ф. Петровского и В. Ярхо. - М.: Худож. лит., 1988. - 495 с.
6. Эсхил. Трагедии / Пер. с древнегреч. В. Иванова; изд. подгот. Н. И. Балашов и др. - М.: Наука, 1989. - 589 с.
II. Литература:
7. Агбунов, М. А. Античные мифы и легенды: Мифологический словарь / М.А. Агбунов. - М.: МИКИС, 1993. - 368 с.
8. Аккерман, Д. Любовь в истории / Д. Аккерман / Пер. с англ. Е. Бабаевой. - М.: Крон-Пресс, 1995. - 464 с.
9. Андреев, Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Ю. В. Андреев. - СПб.: Алетейя, 1998. - 399 с.
10. Анпеткова-Шарова, Г.Г., Чекалова, Е.И. Античная литература: Учеб. Пособие / Г. Г. Анпеткова-Шарова, Е. И. Чекалова / Отв. ред. А. И. Зайцев - Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1989. - 269 с.
11. Античная литература. Греция: Антология / Под ред. Н.А. Федорова. - М.: Наука, 1989. - 900 с.
12. Античная цивилизация / Под ред. В.Д. Блаватского. - М.: Наука, 1973. - 271 с.
13. Антонов, А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов / А.И. Антонов. - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
14. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304с.
15. Басманова, Е. С. Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере мифа об Эдипе) / Е.С. Басманова // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 286-292... 107