ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С РАЗНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМООТНОШЕНИЯ 7
1.1. Сущность понятия временной перспективы 7
1.2. Самоотношение как компонент самосознания личности 14
1.3. Характеристика старшего школьного возраста 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМООТНОШЕНИЯ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
2.3. Рекомендации психологам по формированию позитивного
самоотношения в старшем школьном возрасте 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления... 48
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 61
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 64
Приложение 4. Тренинг коррекции самоотношения старшеклассников 70
Актуальность проблемы исследования. Одной из актуальных проблем психологической науки является проблема самоотношения личности. Как известно, центральным личностным новообразованием старшего школьного возраста является становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я». Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. В этот период повышается степень осознанности своих переживаний, а также степень отчетливости «Я», человек яснее осознает свою индивидуальность, свое отличие от окружающих и придает им больше значения. Так что образ «Я», по мнению И.С. Кона, становится одной из центральных, главных установок личности [17]. В этот период развивается представление о Я- идеальном. Как считает В.В. Столин, сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой Я-концепции, в которой можно выделить два аспекта: знание о себе и самоотношение, т.е. выражение смысла «Я» [41].
Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке целей и их достижении, в способах разрешения кризисных для человека ситуаций, что дает нам основание рассматривать данный психологический феномен как основной фактор саморазвития старшеклассников.
Проблема самоотношения представлена в работах таких исследователей, как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Р.С. Пантилев, А.М. Прихожан, В.В. Столин и др. Среди зарубежных ученых этой проблемой занимались К. Роджерс, К. Хорни и др.
Ж.А. Леснянская отмечает, что «существенными характеристиками ранней юности являются самоопределение, построение жизненных планов, поиск и осознание смыслов своей жизни, устремленность в будущее и пр.
Продуктивность их реализации обусловлена умением (способностью) личности воспринимать и осознавать себя во времени, определять свое психологическое (субъективное) время» [22, с. 32]. Поэтому для старшего школьного возраста немаловажной проблемой также является временная перспектива, характер его отношения ко времени. Особое значение данная проблема приобретает именно на данном возрастном периоде, когда осознание прошлого, представление о своем будущем, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека.
Исследование проблемы психологического времени представлено в работах К.А. Альбухановой-Славской, Л.С. Выготского, Е.И. Головахи, У. Джеймс, Ю.М. Забродина, Ф. Зимбардо, К. Левина, Ж. Нюттена, Д.Н. Узнадзе и др. Исследования осуществлялись в целом ряде направлений, однако проблема временной перспективы личности старшеклассника с разными характеристиками самоотношения остается малоизученной. Следовательно, вышеуказанные основания позволяют сформулировать тему данного исследования: «Временная перспектива личности
старшеклассника с разными характеристиками самоотношения».
Проблема исследования: различается ли и как временная перспектива у старшеклассников с разными характеристиками
самоотношения?
Цель исследования заключается в исследовании особенностей временной перспективы личности старшеклассников с разными характеристиками самоотношения.
Объект исследования - временная перспектива личности. Предмет исследования - особенностей временной перспективы личности старшеклассников с разными характеристиками самоотношения.
Гипотеза исследования: существуют различия в выраженности показателей временной перспективы у старшеклассников с разными характеристиками самоотношения,
положительным самоотношением будет преобладать позитивное прошлое и ориентация на будущее, а для учащихся с отрицательным самоотношением - негативное прошлое и фаталистическое настоящее.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему исследования в современной научной литературе.
2. Подобрать психодиагностические методики для исследования самоотношения и временной перспективы у старшеклассников.
3. Исследовать показатели самоотношения старшеклассников.
4. Выявить особенности временной перспективы личности старшеклассника с разными характеристиками самоотношения.
5. Разработать рекомендации психологам по формированию
позитивного самоотношения в старшем школьном возрасте.
Теоретическая основа исследования:
- труды ученых по проблеме временной перспективы (К.А. Альбуханова-Славская, Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, Ю.М. Забродин, Ф. Зимбардо, К. Левин, Ж. Нюттен);
- исследования в области самоотношения личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Р.С. Пантилев, А.М. Прихожан, В.В. Столин).
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (критерий Пирсона, U-критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
- «Методика изучения самоотношения» (МИС) (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
- «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №37» г. Белгорода. В нем приняло участие 60 учащихся 10-11 классов.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты, а также разработанные практические рекомендации могут быть использованы в психологической практике педагогов-психологов в работе со школьниками старшего школьного возраста.
Структура и объем работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Объем работы до приложений составляет 47 с.
В данной выпускной квалификационной работе представлено достаточно актуальное исследование, посвященное изучению особенностей временной перспективы личности старшеклассников с разными характеристиками самоотношения. Под временной перспективой понимаем зачастую неосознанное отношение личности ко времени и процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурировать ее и придать ей смысл (Ф. Зимбардо и Дж. Бойд). Структура временной перспективы состоит из следующих факторов: позитивное прошлое; негативное прошлое; будущее; гедонистическое настоящее; фаталистическое настоящее.
Самоотношение является структурным компонентом самосознания личности. Под самоотношением будем понимать процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражавшим потребность в самореализации (В.В. Столин). Рассматривая структуру данного понятия, будем использовать точку зрения С.Р. Пантилеева, который выделяет следующие компоненты: саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность «Я», самоценность, самопринятие, самопрявязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение.
В период старшего школьного возраста актуальными являются вопросы, связанные c временной перспективой и самоотношением. В период ранней юности субъект впервые выстраивает свою жизненную программу. На этом этапе временная перспектива характеризуется изменчивостью и слабой продуманностью этапов. Самоотношение оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных состояний, поэтому его можно рассматривать как основной фактор саморазвития старшеклассников.
Исследование особенностей временной перспективы личности старшеклассника с разными характеристиками самоотношения проводилось на базе МБОУ СОШ №37. В нем приняло участие 60 учащихся 10-11 классов.
В качестве психодиагностических средств были использованы следующие психологические методики: «Методика изучения
самоотношения» (МИС) (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо).
Преобладающее значение для старшеклассников имеют следующие показатели самоотношения: открытость, что означает конформность либо внутреннюю честность и критичность; саморуководство, это означает, что человек является источником активности и может справиться c любыми переживаниями; самоценность, характерна для людей, уверенных в ценности своей личности; конфликтность - свидетельствует о негативном отношении человека к себе. Такие шкалы, как самоуважение, зеркальное Я, самопринятие выражены в меньшей степени.
Доминирующее положение занимает шкала «позитивное прошлое», т.е. можно предположить, что для старшеклассников прошлое воспринимается как жизненный опыт, способствующий их развитию.
В меньшей степени выражены «негативное прошлое» и
«фаталистическое настоящее». Это является положительным моментом, т.к. указанные шкалы соответствуют негативному восприятию времени.
Среди показателей временной перспективы доминирующее положение занимает шкала «позитивное прошлое», т.е. можно предположить, что для старшеклассников прошлое воспринимается как жизненный опыт, способствующий их развитию. В меньшей степени выражены «негативное прошлое» и «фаталистическое настоящее». Это является положительным моментом, т.к. указанные шкалы соответствуют негативному восприятию времени.
Для подтверждения выявленных различий в выраженности временной перспективы у старшеклассников c разным самоотношением была проведена статистическая обработка данных c помощью U-критерия Манна-Уитни. Статистическая обработка данных показала, что по следующим показателям временной перспективы наблюдаются значимые различия у старшеклассников c разным самоотношением: «ориентация на будущее»; «ориентация на позитивное прошлое.
Следовательно, гипотеза подтверждена частично, а именно: для учащихся с положительным самоотношением будет преобладать позитивное прошлое и ориентация на будущее. Наше предположение о том, что для учащихся с отрицательным самоотношением (c высоким уровнем внутренней конфликтности) будет преобладать негативное прошлое и фаталистическое настоящее, не подтвердилось.
На основании полученных результатов исследования были разработаны практические рекомендации психологам по формированию позитивного самоотношения в старшем школьном возрасте. Был разработан тренинг коррекции самоотношения старшеклассников.
Следовательно, в ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Аврамова, Т.И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения / Т.И. Аврамова: Дис. ... канд. психол. наук. - Воронеж, 2000. - 210 с.
3. Айварова, Н.Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков (на примере марийнского этноса) / Н.Г. Айварова: дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2006.
4. Акименко, А. К. Временная перспектива и жизненные ценности старшеклассников городских и сельских школ / А.К. Акименко // Изв. арат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2016. - Т.5, вып. 4 (20). - С. 341-345
5. Александрова, Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к другому у взрослых 25-35 лет / Ю.В. Александрова: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2004.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
7. Бейнарович, К. К. Особенности временной перспективы личности у слабовидящих подростков / К.К. Бейнарович // Ананьевские чтения - 2007: материалы научно-практической конференции / Под редакцией Л. А. Цветковой. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - С. 146-148.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер.с англ. / Р. Бернс // Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986 - 420 с.
9. Болотова, А. К. Психология организации времени / А.К. Болотова: учебное пособие для студентов вузов / М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.
10. Бочарова, Е. Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности / Е.Е. Бочарова // Изв. Сарат. ун¬та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2014. Т. 3, вып. 1 (9). - С. 57-63.
11. Вартанова, И.И. Самоотношение и внутренние конфликты старшеклассников / И.И. Вартанова // Альманах современной науки и образования, 2019. - №4-1. - С. 44-50
12. Вартанова, И.И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал, 2013. - №2 (10). - С. 127-133.
13. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике / Н.С. Глуханюк: учеб. пособие -2-е изд., переруб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 216 с.
14. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. - 142 с.
15. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. 2-е изд., испр. и дополн. М., Смысл, 2008. - 267 с... 51