ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ11
1.1 Основные подходы к исследованию проблемы развития
профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации 11
1.2 Профессионально-педагогическая культура педагога дошкольной
образовательной организации: сущность, структура, критерии и уровни развития 17
1.3 Педагогические условия развития профессионально-педагогической
культуры педагога дошкольной образовательной организации 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 44
2.1 Уровень развития профессионально-педагогической культуры педагога
дошкольной образовательной организации 44
2.2 Апробация педагогических условий развития профессионально¬
педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации 60
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Современные требования к системе дошкольного образования обусловливают изменения в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Обеспечение вариативности в организации образовательного процесса; учет потребностей, интересов и желаний детей; выстраивание взаимодействия с семьями воспитанников с целью освоения дошкольниками основной образовательной программы детского сада и их успешной социализации становятся необходимой частью работы педагога.
Введенный с 1.01.2017 года профессиональный стандарт педагога, характеризует его, как ключевую фигуру реформирования образования. Характеристиками деятельности профессионала-педагога, в соответствии со Стандартом, являются: «готовность к переменам, способность к
нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений». Стандарт призван содействовать вовлечению педагогов в решении задачи повышения качества образования, обеспечить координированный рост свободы выбора и ответственности педагога за результаты своего труда и мотивировать педагога на развитие его профессионально-педагогической культуры. В связи с этим одним из направлений развития дошкольной педагогической науки и практики является проблема развития профессионально-педагогической культуры педагога в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО).
К сожалению, имеющиеся современные научно-педагогические исследования и передовой педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям отдельных сторон профессионально-педагогической культуры педагогов ДОО, а в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути профессионально¬педагогической культуры педагога ДОО, как фактора формирования 3
личности специалиста; отсутствием апробированной модели развития профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОО, а также недооценки влияния высокого уровня развития профессионально-педагогической культуры педагога на весь образовательный процесс в ДОО.
В педагогической науке вопросы развития профессионально-педагогической культуры педагогов ДОО рассматривались в разных аспектах.
Общие вопросы развития профессионально-педагогической культуры педагога нашли отражение в исследования А.В. Барабанщикова, И.В. Гребенщикова, И.Т. Гусева, С.В. Захарова, И.Ф. Исаева, Г.Н. Левашовой, Ю.М. Рябова, В.А. Сластенина и др.
В работах С.И. Архангельского, А.В. Барабанщикова, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинова и др. раскрывается вопрос об основных компонентах профессионально-педагогической культуры педагога и уровнях её развития.
О необходимости повышения профессионально - педагогической культуры педагога ДОО указывается в работах Т.И. Бабаевой, Т.А. Липаевой, В.А. Толочек, С.Д. Якушевой и др.
В исследованиях Т.А. Липаевой, А.П. Самородовой, В.А. Толочек и др. раскрываются основные компоненты модели развития профессионально - педагогической культуры педагога ДОО.
Традиционные формы работы по развитию профессионально - педагогической культуры педагогов в условиях дошкольной образовательной организации широко представлены в работах С.П. Барановой, Л.Р. Болотиной, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Л.Н. Галигузовой, Т.С. Комаровой и др.
В трудах Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, С.Д. Якушевой и др. описаны современные формы работы по развитию профессионально - педагогической культуры педагогов детского сада, среди них и формы методической работы.
Таким образом, в ходе анализа литературы определяется противоречие, между потребностью общества в педагогах дошкольных образовательных организаций с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры и недостаточной теоретической, технологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Исходя из выявленного противоречия, вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации.
Решение данной проблемы составили цель нашего исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие развитие профессионально - педагогической культуры педагога
дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру, критерии и уровни развития, понятие
«профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации».
2. Выявить и обосновать педагогические условия развития профессионально
- педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию
профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации.
Гипотеза исследования. Развитие профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации педагога дошкольной образовательной организации будет эффективным если:
- раскрыта структура сущность, критерии и уровни развития
профессионально педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации
- выявлены педагогические условия развития профессионально -
педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации:
• разработана модель развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации;
• определена индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации;
• использованы современные формы, методы и средства развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации;
• обеспечена мотивация у педагогов потребности к самообразованию.
Методологическая основа исследования базируется на
теоретических положениях: системного подхода А.Н. Аверьянов, С.И.
Архангельский, Ю.К. Кабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Э.Г. Юдин и др.); культурологического (Э.А. Баллер, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, П.С. Гуревич, И.Ф. Исаев, М.С. Каган и др.); синергетического (В.А. Авершинова, С.П. Капица, Е.Н. Князева, А.К. Лоскутова, С.Д. Якушевой и др.); аксиологического (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.); компетентностного (В.А. Бодров, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Хуторской и др.); деятельностного (Л.С. Выготский, С. Рубинштейн, Н.В. Винокуров, О.В. Мазуренко и др.) подходов.
Теоретическая основа исследования сложилась из идей и положений: теории профессионального образования (Е.П. Белозерерцев, Н.И. Вьюновав,
A. Г. Пашков, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.); теории
профессионального воспитания (В.В. Анциферов, Л.Т. Бородавко, Н.Ф. Гейжан, А.В. Репринцев, А.Н. Ходусов и др.); теории формирования личности и профессиональной культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Мудрик,
B. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.); теории профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной организации (Т.И. Бабаевой, Т.А. Липаевой, В.А. Толочек, С.Д. Якушевой и др.)
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается
в том, что:
технологический и личностно- творческий;
организации;
организации.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки будущих воспитателей, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОО, в системе дошкольного образования (на педагогических советах, семинарах и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ научной философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный), педагогическое наблюдение, анализ документации ДОО; качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» общеразвивающего вида Ракитянского района Белгородской области.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2016г.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, определялись цели, задачи, выстраивался план диссертации; определялась структура и выбор способов развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (2016-2017 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, осуществлялось обобщение и обработка его результатов, проводилась корректировка критериев и уровней развития
профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации, разрабатывалась модель развития
профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной
организации, определялась индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации, проводился формирующий этап эксперимента, на котором использовались активные методы развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации и обеспечивалась мотивация у педагогов потребности к самообразованию.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты формирующего эксперимента;
осуществлялось теоретическое осмысление и обобщение теоретических 8
выводов по проблеме исследования; оформлялись результаты проведенного исследования.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на студенческих научных конференциях на кафедре дошкольного и специального (дефектологического) образования педагогического института НИУ « БелГУ».
Апробация и внедрение результатов исследования обсуждалась на международных, региональных и районных конференциях:
1. XII Международная научно-практическая конференция:
«Современное образование: «Актуальные вопросы, достижения и инновации». ( г. Пенза 20.12.2017 года).
2. Региональная заочная научно-практическая конференция по теме: «Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организаци». ( г. Белгород 14.12.2018 года).
3. Районная августовская конференции по теме: «Организация работы по развитию професионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации». ( п. Ракитное 21.08.2018 год).
Основные положения, результаты исследования нашли отражение в публикациях:
1. «Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по развитию профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации». Сборник статей XII Международной научно - практической конференции. / Под общ, ред. Г.Ю. Гуляева-Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 202-207.
2. 2. «Различные подходы к разработке модели развития
профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации». Статья в журнале: «Наука и образование: новое время»/ «Экспертно-методический центр» г. Чебоксары, 2018. - С.729¬734.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка, использованной литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 119 страницах компьютерного текста и содержит 25 таблиц и 13 рисунков. В приложениях содержатся диагностические и программно-методические материалы по теме исследования.
Современные требования к системе дошкольного образования обусловливают изменения в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Обеспечение вариативности в организации образовательного процесса; учет потребностей, интересов и желаний детей; выстраивание взаимодействия с семьями воспитанников с целью освоения дошкольниками основной образовательной программы детского сада и их успешной социализации становятся необходимой частью работы педагога.
Введенный с 1.01.2017 года профессиональный стандарт педагога, характеризует его, как ключевую фигуру реформирования образования. Характеристиками деятельности профессионала-педагога, в соответствии со Стандартом, являются: «готовность к переменам, способность к
нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений». Стандарт призван содействовать вовлечению педагогов в решении задачи повышения качества образования, обеспечить координированный рост свободы выбора и ответственности педагога за результаты своего труда и мотивировать педагога на развитие его профессионально-педагогической культуры. В связи с этим одним из направлений развития дошкольной педагогической науки и практики является проблема развития профессионально-педагогической культуры педагога в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО).
К сожалению, имеющиеся современные научно-педагогические исследования и передовой педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям отдельных сторон профессионально-педагогической культуры педагогов ДОО, а в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути профессионально¬педагогической культуры педагога ДОО, как фактора формирования 3
личности специалиста; отсутствием апробированной модели развития профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОО, а также недооценки влияния высокого уровня развития профессионально-педагогической культуры педагога на весь образовательный процесс в ДОО.
В педагогической науке вопросы развития профессионально-педагогической культуры педагогов ДОО рассматривались в разных аспектах.
Общие вопросы развития профессионально-педагогической культуры педагога нашли отражение в исследования А.В. Барабанщикова, И.В. Гребенщикова, И.Т. Гусева, С.В. Захарова, И.Ф. Исаева, Г.Н. Левашовой, Ю.М. Рябова, В.А. Сластенина и др.
В работах С.И. Архангельского, А.В. Барабанщикова, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинова и др. раскрывается вопрос об основных компонентах профессионально-педагогической культуры педагога и уровнях её развития.
О необходимости повышения профессионально - педагогической культуры педагога ДОО указывается в работах Т.И. Бабаевой, Т.А. Липаевой, В.А. Толочек, С.Д. Якушевой и др.
В исследованиях Т.А. Липаевой, А.П. Самородовой, В.А. Толочек и др. раскрываются основные компоненты модели развития профессионально - педагогической культуры педагога ДОО.
Традиционные формы работы по развитию профессионально - педагогической культуры педагогов в условиях дошкольной образовательной организации широко представлены в работах С.П. Барановой, Л.Р. Болотиной, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Л.Н. Галигузовой, Т.С. Комаровой и др.
В трудах Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, С.Д. Якушевой и др. описаны современные формы работы по развитию профессионально - педагогической культуры педагогов детского сада, среди них и формы методической работы.
Таким образом, в ходе анализа литературы определяется противоречие, между потребностью общества в педагогах дошкольных образовательных организаций с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры и недостаточной теоретической, технологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Исходя из выявленного противоречия, вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации.
Решение данной проблемы составили цель нашего исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие развитие профессионально - педагогической культуры педагога
дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру, критерии и уровни развития, понятие
«профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации».
2. Выявить и обосновать педагогические условия развития профессионально
- педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию
профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации.
Гипотеза исследования. Развитие профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации педагога дошкольной образовательной организации будет эффективным если:
- раскрыта структура сущность, критерии и уровни развития
профессионально педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации
- выявлены педагогические условия развития профессионально -
педагогической культуры педагога дошкольной образовательной
организации:
• разработана модель развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации;
• определена индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации;
• использованы современные формы, методы и средства развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации;
• обеспечена мотивация у педагогов потребности к самообразованию.
Методологическая основа исследования базируется на
теоретических положениях: системного подхода А.Н. Аверьянов, С.И.
Архангельский, Ю.К. Кабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Э.Г. Юдин и др.); культурологического (Э.А. Баллер, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, П.С. Гуревич, И.Ф. Исаев, М.С. Каган и др.); синергетического (В.А. Авершинова, С.П. Капица, Е.Н. Князева, А.К. Лоскутова, С.Д. Якушевой и др.); аксиологического (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.); компетентностного (В.А. Бодров, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Хуторской и др.); деятельностного (Л.С. Выготский, С. Рубинштейн, Н.В. Винокуров, О.В. Мазуренко и др.) подходов.
Теоретическая основа исследования сложилась из идей и положений: теории профессионального образования (Е.П. Белозерерцев, Н.И. Вьюновав,
A. Г. Пашков, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.); теории
профессионального воспитания (В.В. Анциферов, Л.Т. Бородавко, Н.Ф. Гейжан, А.В. Репринцев, А.Н. Ходусов и др.); теории формирования личности и профессиональной культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Мудрик,
B. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.); теории профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной организации (Т.И. Бабаевой, Т.А. Липаевой, В.А. Толочек, С.Д. Якушевой и др.)
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается
в том, что:
технологический и личностно- творческий;
организации;
организации.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития профессионально - педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки будущих воспитателей, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОО, в системе дошкольного образования (на педагогических советах, семинарах и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ научной философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный), педагогическое наблюдение, анализ документации ДОО; качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» общеразвивающего вида Ракитянского района Белгородской области.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2016г.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, определялись цели, задачи, выстраивался план диссертации; определялась структура и выбор способов развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (2016-2017 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, осуществлялось обобщение и обработка его результатов, проводилась корректировка критериев и уровней развития
профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации, разрабатывалась модель развития
профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной
организации, определялась индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации, проводился формирующий этап эксперимента, на котором использовались активные методы развития профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной образовательной организации и обеспечивалась мотивация у педагогов потребности к самообразованию.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты формирующего эксперимента;
осуществлялось теоретическое осмысление и обобщение теоретических 8
выводов по проблеме исследования; оформлялись результаты проведенного исследования.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на студенческих научных конференциях на кафедре дошкольного и специального (дефектологического) образования педагогического института НИУ « БелГУ».
Апробация и внедрение результатов исследования обсуждалась на международных, региональных и районных конференциях:
1. XII Международная научно-практическая конференция:
«Современное образование: «Актуальные вопросы, достижения и инновации». ( г. Пенза 20.12.2017 года).
2. Региональная заочная научно-практическая конференция по теме: «Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организаци». ( г. Белгород 14.12.2018 года).
3. Районная августовская конференции по теме: «Организация работы по развитию професионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации». ( п. Ракитное 21.08.2018 год).
Основные положения, результаты исследования нашли отражение в публикациях:
1. «Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по развитию профессионально-педагогической культуры педагогов дошкольной образовательной организации». Сборник статей XII Международной научно - практической конференции. / Под общ, ред. Г.Ю. Гуляева-Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 202-207.
2. 2. «Различные подходы к разработке модели развития
профессионально-педагогической культуры педагога дошкольной
образовательной организации». Статья в журнале: «Наука и образование: новое время»/ «Экспертно-методический центр» г. Чебоксары, 2018. - С.729¬734.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка, использованной литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 119 страницах компьютерного текста и содержит 25 таблиц и 13 рисунков. В приложениях содержатся диагностические и программно-методические материалы по теме исследования.
1. Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 2016. - 200 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы психологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
3. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. - 2010. - №3. - С. 82 - 85.
4. Барабанщиков, А.В. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/5 28998 professionalno-pedagogicheskaya-kultura- uchitelya.html, (дата обращения: 01.02.2017)
5. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.
6. Битина, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции,
перспективы // Педагогика, 2010. - №6. - С. 61.
7. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. - 2009. - №3.- С. 37-43.
8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
9. Борисова, О.А., Липова, И.В. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Современные тенденции и технологии, анализ и экспертиза, консультирование. - Волгоград: Учитель, 2013. - 245 с.
10. Вагина, Л.А., Дорошенко, Е.Ю. Система работы школы с молодыми специалистами. - Волгоград: Учитель, 2011. - 443 с.
11. Василенко, Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р н/ Д.: Академия, 2012. - 380 с.
12. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада. - М., Просвещение, 2011. - 143 с.
13. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Родионова, Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
14. Волобуева, Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. - №6. - С. 70 -78.
15. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с... 49