Введение 3
1 Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия 5
1.1 Стратегия как ключевой элемент развития предприятия в условиях
кризиса экономики 5
1.2 Процесс разработки стратегии развития 10
Вывод 18
Заключение
Список использованных источников
Сложившаяся в последние годы кризисная ситуация в экономике России, обусловленная внутренними противоречиями и нестабильной политической ситуацией в мире, нарастанием терроризма, введением международных санкций, породила множество треволнений и создала существенные барьеры для развития бизнеса и его интеграции в мировое деловое сообщество.
Выделяют довольно обширный диапазон факторов, стечение которых спровоцировало негативные явления в национальной экономике. Все эти факторы привели к ускорению темпов инфляции в России, падению реальных доходов населения, снижению эффективности российских предприятий в силу падения спроса. Так, чистый вывоз капитала частным сектором за 3 квартала 2016 года составил 45 млрд, долларов США, что в значительной мере обусловило рост недоверия и еще больше спровоцировало рост темпов инфляции [39].
В совокупности все эти факторы способствуют углублению экономического кризиса. Начиная с 2012 года темпы роста российской экономики стали падать и на данный момент находятся в фазе стагнации. Однако, при столь неоднозначной внешней и внутренней экономической конъюнктуре, бизнес вступает в фазу регресса или, напротив, обретает новые возможности для развития?
Любая организация на протяжении своего жизненного цикла испытывает периоды роста и периоды стагнации. Они одинаково важны для развития бизнеса и его устойчивого положения на рынке. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль, которая значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Именно этим объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Проблемы разработки стратегии развития предприятия в условиях кризиса экономики освещены в фундаментальных трудах отечественных авторов: В.В. Букреева, А.В. Клочковой, К.В. Спириной, Л.В. Фомченкова, О.В. Черкасова,О.В. Щеглова и др. Изучение работ отечественных ученых показало, что, несмотря на довольно глубокое исследование проблем стратегического управления, не-достаточно разработаны вопросы по формированию стратегии развития в условиях кризиса.
Целью данной работы является разработка стратегии развития предприятия в условиях кризиса экономики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
- провести анализ деятельности ООО «СибКрасПроект» в условиях кризиса экономики;
- разработать стратегию развития предприятия ООО «СибКрасПроект».
Объектом исследований выступает действующее предприятие ООО «СибКрасПроект», сферой деятельности которого является проектирование и оказание ремонтно-строительных услуг.
Предмет исследования - управленческие отношения по поводу формирования стратегии развития предприятия в условиях кризиса экономики.
Предметом защиты выступает проект по формированию стратегии развития предприятия в условиях кризиса экономики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 79 страниц. Выпускная квалификационная работа проиллюстрирована 13 рисунками; 21 таблицей и 3 приложениями. Список использованных источников включает в себя 50 источников.
Современный экономический кризис - комплексное явление, охватывающее всю мировую социально-экономическую систему. Разрабатывая стратегию пред-приятия в условиях кризиса, неразумно ограничиваться только его экономическим аспектом: важно учитывать и политический, и социальный.
На практике отправной точкой деятельности предприятия является создание его стратегии. По мере внедрения и реализации этой стратегии происходит ее постоянная конкретизация и адаптация к реалиям и динамике внешней среды. Следовательно, в стратегии, разработанной с учетом кризисной внешней среды, дол-жен быть заложен достаточный запас гибкости, так как кризис характеризуется в первую очередь высоким уровнем неопределенности.
Основная цель стратегии заключается в том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат выживание, устойчивое функционирование и развитие предприятия в обозримой перспективе. Чтобы стратегия оказалась действенной, она должна быть ясной и предусматривать не только чет¬кое установление приоритетов, но и распределение ресурсов и ответственности между исполнителями [19].
Основной вид деятельности ООО «СибКрасПроект» - оказание проектных и ремонтно-строительных услуг.
Реализации возможностей развития ООО «СибКрасПроект» способствуют такие факторы, как приток дешевой рабочей силы, появление новых технологий в строительстве, благоприятная политика органов местного самоуправления. К угрозам можно отнести кризисное состояние экономики, снижение доступности кредитных ресурсов, усиление конкурентной борьбы.
Проведенный анализ внутренней среды позволил выявить следующие сильные стороны: хорошая репутация у заказчиков, преобладание производственного персонала, высокий уровень компетенции руководителей и слабые стороны: текучесть персонала, снижение экономической эффективности хозяйственной деятельности, отсутствие маркетинговых исследований.
На основе созданной матрицы SWOT, мы определили ряд наилучших стратегий для деятельности предприятия. Наибольшая суммарная оценка (2,25 балла) приходится на стратегию усиления позиций на рынке. Именно она является приемлемым средством, ведущим к повышению эффективности деятельности и обеспечению оптимального функционирования предприятия.
Генеральной целью для предприятия при формировании стратегии развития в условиях кризиса экономики является повышение конкурентоспособности организации.
Стратегия развития - это уравновешивающий фактор, приводящий пред-приятие в соответствие со средой его функционирования.
В работе были рассмотрены следующие мероприятия, составляющие содержание стратегии развития в условиях кризиса экономики:
1 Оптимизация организационной структуры.
Целью оптимизации организационной структуры является повышение качества управляемости компанией за счет формирования горизонтальных связей между подразделениями компании, внедрения информационных технологий, усиления роли человеческого фактора и тем самым улучшения качества обслуживания клиентов.
На предприятии были выявлены следующие проблемы в организационной структуре:
- дублирование функций главного бухгалтера и начальника финансового отдела;
- несоответствие между затратами на отдельных специалистов и их ролью в деятельности организации;
- не эффективное распределение полномочий;
- наблюдается полное делегирование полномочий директора на его заместителей.
И предложены следующие методы по их решению:
- сократить должность начальника финансового отдела.
- провести анализ затрат и принять меры по их уменьшению;
- повысить эффективность связи директора со всеми отделами предприятия, путем проведения еженедельных совещаний, в ходе которых руководители подразделений будут обязаны представлять отчет о текущей работе.
2 Повышение качества оказываемых услуг.
2.1 Повышение квалификации рабочих.
2.2 Организация работы системы контроля качества путем создания комиссии по контролю за сдачей объектов в эксплуатацию.
2.3 Клининг - генеральная уборка помещений после ремонта и строительных работ. Уборка помещения после ремонта и строительных работ - занятие утомительное, отнимающее много времени. Проводя генеральную уборку помещения, клиенты сталкиваются с рядом проблем, которые под силу решить только опытным специалистам при условии применения специальной химии и профессионального оборудования.
Общая сумма затрат на внедрение предлагаемого варианта стратегии развития ООО «СибКрасПроект» составит 881,72 тыс. руб.
Проведенная в работе экономическая оценка предлагаемых решений пока-зала, что предлагаемый вариант стратегии развития ООО «СибКрасПроект» улучшит экономические показатели и повысит конкурентное преимущество предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирования предлагаемой стратегии развития предприятия в условиях кризиса экономики целесообразно и необходимо, поскольку повышает не только эффективность процесса управления, но и системы в целом, а также способствует достижению поставленных целей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч.: по состоянию на 01 мая 2017 г. - Москва: Омега-Л, 2О17.-912с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч.: по состоянию на 01 мая 2017 г. - Москва: Омега-Л, 2017. -423 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 01 мая 2017 г. - Москва: Омега-Л, 2017. - 520 с.
4. Абчук, В.А. Менеджмент : учебник / В.А. Абчук. - Санкт-Петербург: Союз, 2008. - 463 с.
5. Аммельбург, Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; пер. с нем. В.А. Чекмарева. - Москва: Международные отношения, 2009. - 416 с.
6. Андреева, Е.Л. Организационные структуры фирмы в условиях глобализации: учебное пособие / Е.Л. Андреева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 2009. - 242 с.
7. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф ; пер. с англ. С. Жильцова; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 414 с.
8. Бланк, И.А. Торговый менеджмент / И.А. Бланк. - Санкт-Петербург: Пи-тер, 2009. - 732 с.
9. Букреев, В.В. Стратегия опережающего регионального экономического развития РФ в условиях кризиса мировой экономики / В.В. Букреев // Экономический вестник ЮФО - 2014 - № 5 - с. 21-25
10. Великая, Е.Г. Формирование стратегии развития предпринимательского кластера / Е.Г. Великая, А.Г. Папян // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление - 2015 - № 2 - с. 19- 24
11. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский - Москва: Гардарика, 2011. - 296 с.
12. Гавриленко, Н.И. Формирование конкурентно-рыночных стратегий предприятий в условиях кризиса / Н.И. Гавриленко // Экономический журнал - 2012-№2-с. 5-17.
13. Герасимова, Е.А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности / Е.А. Герасимова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - 40 с.
14. Дженалидзе, М.Г. Влияние нестабильности на формирование стратегий инновационного развития / М.Г. Дженалидзе // Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации: сборник научных статей - Санкт-Петербург, 2016. - 24 с.
15. Еронкевич, Н.Н. Организационно-экономический механизм антикри-зисного управления предприятиями сферы услуг на основе учета фактора времени: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук : 08.00.05 / Еронкевич Н.Н. - Красноярск, 2012. - 14 с.
16. Жигунов, И.М. Организационно-экономический механизм управления инновационным развитием предприятия сферы услуг: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук : 08.00.05 / Жигунов И.М. - Красноярск, 2015. - 23 с.
17. Иванов, М. Организация как открытая система / М. Иванов // Менеджмент сегодня. - 2009. - № 1. - с. 11-14.
18. Иванова, И.В. Стратегический анализ внешней и внутренней сред субъектов хозяйствования / И.В. Иванова, Э. Н. Кроливецкий // Вестник Чувашского университета. - 2011 - № 4. - с. 415-418.
19. Ильина, И.К. Стратегический менеджмент в условиях несовершенной конкуренции / И.К. Ильина // Управление риском - 2013. - № 4. - 23 с.
20. Карлоф, Б. Деловая стратегия / Б. Карлоф. - Москва: Экономика, 2011. -239 с.
21. Клочкова, А.В. Разработка стратегии предприятия в условиях кризиса / А.В. Клочкова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета - 2016 - № 1 - с. 78-84
22. Конаховская, В. Оценка эффективности управления предприятием / В.
Конаховская, М. Мясникова, А. Бурмистров // Управление началом. - 2013. - № 5. -74 с.
23. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учебное пособие / Л.И. Лукичева. - Москва: Омега-Л, 2009. - 360 с.
24. Маршак, В.Д. Оценки социально-экономического развития субъекта Федерации в новых условиях / В.Д. Маршак // Регион: экономика и социология. 2014-№4. - с. 102-110.
25. Меленьев, Б.В. Межотраслевой прогноз развития регионов России до 2030 года / Б.В. Меленьев, А.А. Алимпиева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2015. - № 2. - с. 42-54.
26. Менеджмент: учебное пособие для вузов / под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. - Санкт-Петербург: Бизнесс-пресса, 2010. - 422 с.
27. Мильберг, Б.Е. Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) / Б.Е. Мильберг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 6. - с. 34-42.
28. Мильнер, Б.З. Управление будущего: предпосылки и тенденции / Б.З. Мильнер // Экономист. - 2008. - № 4. - с. 23-32.
29. Нестеркин, С.В. Современные проблемы регионального потребительского рынка. - Режим доступа: http://conf.susu.ru.
30. Новоселов, А.С. Рыночная система региона: проблемы теории и практики / А.С. Новоселов, отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - 568 с.
31. Официальный сайт администрации города Красноярска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1ійр://красноярск.рф.
32. Полынев, А.О. Комплексная оценка уровня инфраструктурной обеспеченности регионов / А.О. Полынев, В.Н .Разбегин, Б.М. Штульберг // Регион: экономика и социология - 2012 - № 3 - с. 58-72.
33. Поляков, Р.К. Новая парадигма риск-менеджмента: стратегический подход / Р.К. Поляков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scss.sk/smpmcd/files/semestralne_projektyl/paradigma% 20strategickeho% 20manazmentu/rustina%20sm. pdf.
34. Разомасова, Е.А. Теоретико-методологические основы формирования экономического механизма развития сферы потребительских услуг: монография / Е.А. Разомасова; НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации». - Новосибирск, 2012. - 236 с.
35. Разомасова, Е.А. К вопросу о некоторых существенных условиях формирования стратегии развития сферы потребительских услуг / А.Я. Басс, Е.А. Разомасова // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 2. - с. 61-68.
36. Разомасова, Е.А. Экономические механизмы активизации развития сферы услуг в России / А.Я. Басс, Е.А. Разомасова // Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал. - 2008. - № 315. - с.141-147.
37. Семенов, Г.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: учебное пособие / Г.В. Семенов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2009. - 184 с.
38. Соловьева, Е. PR-поддержка и разработка PR-компании в период вы-вода на рынок новой торговой сети на примере сектора В-2-В / Е. Соловьева // Маркетинговые коммуникации. - 2015,- № 2. - с. 31-34.
39. Спирина, К.В. Перспективные направления развития малого и средне¬го бизнеса в условиях кризисной экономики России / К.В. Спирина, И.Е. Медушевская // Научно-методический электронный журнал Концепт - 2016 - № 11 - с. 381-385.
40. Справочник менеджера: инструментарий моделирования и прогнозирования для менеджера / под ред. В.А. Лисичкина. - Москва: Айперон, 2009. - 475 с.
41. Статистические данные по России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
42. Статистические данные по Красноярскому краю [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru/.
организационно-экономического кризиса / Л.В. Фомченкова // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - № 2 (2). - С. 159-160.
49. Черкасова, О.В. Разработка стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] / О.В.Черкасова - Режим доступа: http://economy- lib.com/razrabotka-strategii-razvitiya-predpriyatiya.
50. Щеглова, О.В. Малые предприятия в условиях кризиса: от выживания к стратегии развития / О.В. Щеглова // Социальная политика и социология - 2016 - № 2 - С. 71-78.