Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ознакомление с произведениями живописи как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Работа №177211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы54
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ детский сад №14 г. Миллерово (Ростовская область).
Выборка: 12 дошкольников 6 – 7 лет.
Есть приложения.

1 Введение 3
2 Теоретические аспекты творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями живописи…………5
2.1 Творческое развитие дошкольников, как психолого-педагогическая проблема 5
2.2 Творческое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями живописи 10
3 Практические аспекты творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями живописи……………………………………………………………………………18
3.1 Анализ педагогических условий творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями живописи в ДОО………18
3.2 Моделирование серии ООД по ознакомлению с произведениями живописи направленных на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста……………24
3.3 Проведение и анализ результатов практической работы, по ознакомлению с произведениями живописи направленной на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста…29
4. Заключение. ……35
5. Список литературы……….38
Приложение А Технологические карты ООД по изобразительной деятельности…40


Актуальность исследования проблематики творческого развития в старшем дошкольном возрасте обусловлена, в первую очередь, значимыми особенностями данного возрастного периода. Старший дошкольный возраст отличается направленностью на активное воображение, выражением фантазий через творческие средства. Как отмечал Л.С. Выготский, творчество позволяет не только адаптироваться к изменяющимся условиям, но и активно влиять на свое будущее, создавая новые перспективы для развития [8].
Ознакомление с произведениями живописи обладает мощным развивающим потенциалом. Данный педагогический метод помогает детям не только воспринимать красоту окружающего мира, но и развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать и интерпретировать увиденное. В процессе знакомства с произведениями живописи у детей формируется эмоциональная отзывчивость, развивается зрительная память и образное мышление. Кроме того, произведения живописи стимулируют развитие воображения. Рассматривая картины, дети учатся видеть за изображением скрытые смыслы, придумывать собственные истории и образы. Это способствует развитию их креативного мышления и способности к самовыражению.
Объект исследования: творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ознакомление с произведениями живописи как средство творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: определить возможности творческого развития детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями живописи.
Задачи исследования:
1. рассмотреть творческое развитие дошкольников, как психолого педагогическую проблему;
2. описать вопросы творческого развития старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями живописи;
3. проанализировать педагогические условий творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями живописи в ДОО;
4. смоделировать серию ООД по ознакомлению с произведениями живописи направленную на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста;
5. провести и проанализировать результаты практической работы, по ознакомлению с произведениями живописи направленной на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: синтез, анализ, обобщение, беседа, анкетирование, тестирование.
В ходе работы над темой использовались: справочно-энциклопедическая литература, монографии, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет, учебная и учебно-методическая литература, локальные нормативные акты и иная документация исследуемых организаций и учреждений.
ВКР имеет форму дипломной работы что и определило её структуру: введение, теоретическую часть и опытно-экспериментальную часть, заключение и список литературы.
Новизна и практическая значимость. Представленные в работе материалы содержат систематизированную информацию по теме исследования и могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для реализации задач, направленных на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы была поставлена цель: определить возможности творческого развития детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями живописи.
Для достижения данной цели поэтапно был решен ряд задач и сделаны следующие выводы:
1. под творчеством обобщенно понимается деятельность человека, по результатам которой возникает новый объект или продукт творчества, знаний, идеи или решения. Детское творчество служит основой гармоничного развития и взросления личности, раскрытия потенциала и определения личных траекторий раскрытия талантов и индивидуальных возможностей. Педагогические условия, соответствующие значимым требованиям творческой деятельности в старшем дошкольном возрасте, позволяют реализовывать важные задачи познавательного развития, самовыражения, формирования психологического благополучия ребёнка;
2. в работе с детьми особое значение приобретает метод взаимодействия с произведениями искусства, продуктами художественной деятельности как средства творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Работа с произведениями искусства активно влияет на творческое развитие старших дошкольников, формирование нравственных ценностей, обогащение духовного развития и способствует развитию познавательного интереса не только к творчеству, но и к истории, значимым социальным событиям и окружающей действительности. Правильная организация занятий позволит детям глубже проникнуть в мир искусства, насладиться красотой красок и линий, ощутить радость от соприкосновения с прекрасным;
3. педагогическая работа воспитателя старшей группы Кожевниковой Еленой Алексеевной по ознакомлению с живописью организована как деятельность, включающая создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, организованную образовательную работу с детьми по ознакомлению с жанрами живописи и взаимодействие с родителями воспитанников по рассматриваемой проблеме.
В МБДОУ детский сад №14 г. Миллерово в старшей группе ведется планомерная и систематическая работа по оснащению и пополнению предметно – пространственной среды, ознакомлению. РППС соответствует современным требованиям ФГОС ДО;
4. полученные результаты диагностики на констатирующем этапе подчеркивают актуальность целенаправленной педагогической работы по творческому развитию дошкольников. Для повышения показателей группы исследуемых по критериям творческого развития разработана программа занятий, в ходе которой дети в сопровождении воспитателя знакомятся с произведениями живописи, учатся анализировать представленный материал, а также активно включаются в творческую продуктивную деятельность в рамках тематики занятия.
5. сделав сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа исследования можно сделать вывод, что при использовании в организованной образовательной деятельности произведений живописи наблюдается положительная динамика творческого развития дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности необходимо знакомить дошкольников с произведениями живописи так как это способствует повышению уровня творческого развития старших дошкольников, развивает воображение, творческое мышление и активность
Таким образом поставленные задачи выполнены, следовательно, поставленная цель достигнута.



1. Аблеева, Л.М. Познавательное развитие детей дошкольного возраста / Л.М. Аблеева [Текст] // Вестник магистратуры, 2018. – №7 – С. 65-70.
2. Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду / А.П. Аверьянова. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
3. Андронов, В.П. Психологические особенности творческого мышления // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 2021. – №3(55). – С. 312-322.
4. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. / Е.Л. Бережковская // М.: Юрайт, 2023. — 358 с.
5. Била, И.Н. Особенности творческого конструирования в дошкольном возрасте / И.Н. Била // StudiaHumanitatis, 2019. – №1. – С. 28-34.
6. Бичева, И.Б. Творческое развитие дошкольника как условие подготовки компетентного выпускника // Проблемы современного педагогического образования, 2023. – №79-1. – С.62-64.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна // М.: МПСИ. —Воронеж. — 2001. — С. 342–348.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 2016. — 276 с.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский // М.: ЭксмоПресс, — 2019. —1008 с.
10. Горшенева, И.А. Феномен понимания, творческое мышление и интуиция / Горшенева И.А. Квасюк Т.Я // Вестник экономической безопасности, 2020. — №1. — С.298-303.
11. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни // Современная педагогика, 2015. — № 10 (35). — С. 62-63.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996 г. —544 с.
13. Досбекова, Г.К. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников как условие формирования креативной личности // Вестник науки и образования, 2021. — №3-2 (106). — С.56-58.
14. Евстигнеева, Е. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования // Символ науки, 2024. — №2-1. — С.118-120.
15. Ефимова, Е. Д. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников посредством песочной терапии // Инновационная наука, 2022. — №3-2. — С.83-85
16. Ефремова, М.М. Развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / М.М. Ефремова, Г.Ж. Изалиева // Педагогика и современность, 2015. – №1. – С.99-101.
17. Захарюта, Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. — Вып. 51. — С. 246-256.
18. Ильина, Л.Л. Педагогическое сопровождение творческого развития дошкольников в художественном труде // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2022. — №1 (114). — С.164-170.
19. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» // М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 255 с.
20. Лазарева, Ю.В. Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2009. — № 2. — С. 105-109.
21. Лапшова, А.В. Психология творческого мышления / Лапшова, А.В. Ураков А.А., Сидоров А.Н. // Проблемы современного педагогического образования, 2022. - №77-4. - С.164-166.
22. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2017. — 56 с.
23. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. — М.: Смысл, 2019 г. — 423 с.
24. Максимова, С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. - Челябинск: Паритет-Профит, 2002. - С. 42-58.
25. Пиаже Жан. Психология ребенка, Питер. – 2021 г. — 160 с.
26. Поддьяков Н.Н. Проблемы формирования творческого мышления у школьников / Н.Н. Поддьяков – Казань: Университетская типография, 2023. — 192 с.
27. Севастьянова, О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры: автореферат дисс.. канд. пед. наук / О.А. Севастьянова // М., 2006. — 23 с.
28. Скрипачева, Е. Н. Взаимосвязь творческого мышления и эмоционального интеллекта // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, 2021. - №4. - С.75-84.
29. Теплов, Б.М. О психологической природе способностей / Б.М. Теплов — М.: Наука, 1961.
30. Тухужева, Л.А. Условия для развития творческого мышления и творческой деятельности // Вопросы науки и образования, 2021. — №26 (151). — С.12-14.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
32. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология / Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Базаева Г. В. // М.: Юрайт. 2024. – 368 с.
33. Цвирко Т.В. Описание опыта педагогической деятельности. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://du20.slutsk.edu.by/be/main.aspx?guid=2361 (дата обращения 06.05.2025)
34. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования — М.: Издательский центр «Академия», 2019 г. – 384 с.
35. Яковлева, С.С. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства // Научное обозрение: Педагогические науки, 2019 – №4-1 – С.138-141.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ