Введение 3
Глава 1. Теоретические основы перемещения лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС 5
1.1. Лесоматериалы: характеристика, виды, классификация в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС5
1.2. Нормативно-правовое регулирование перемещения лесоматериалов 9
1.3. Таможенное регулирование перемещения лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС 14
2. Механизм перемещения лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС 19
2.1 Государственный контроль за перемещением лесоматериалов через государственную границу Российской Федерации 19
2.2. Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении лесоматериалов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС 27
2.3 Особенности декларирования лесоматериалов 30
Глава 3. Актуальные вопросы перемещения леса и лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС 35
3.1 Проблемы перемещения лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС 35
3.2. Основные направления по решению проблем перемещения лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС 41
Заключение 50
Список использованных источников 52
На протяжении многих лет Российская Федерация принимает активное участие в торговле природными ресурсами, среди которых лесоматериалы занимают одно из первых мест после энергоресурсов.
По данным Федеральной таможенной службы лесоматериалы входят в перечень важнейших товаров и составляют высокий экспортный товарооборот. Крупные объемы экспорта, сложность в их идентификации, отнесение к стратегически важным ресурсам необработанных лесоматериалов определяют важность выявления должностными лицами таможенных органов Российской Федерации правонарушений при перемещении лесоматериалов.
Тема перемещения лесоматериалов остаётся весьма актуальной по нескольким причинам:
- экономическое значение - лесоматериалы, один из важнейших экспортных товарных потоков, их перемещение влияет на торговый баланс и экономику страны.
- экологические требования - перемещение лесоматериалов связано с риском распространения вредителей и болезней, поэтому стандарты качества играют ключевую роль для зашиты природных ресурсов
- геополитические изменения - в условиях санкций маршруты и правила перемещения товаров становятся более сложными, что требует постоянной адаптации.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при перемещении лесоматериалов.
Предметом исследования является механизм перемещения лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС.
Целью дипломной работы является исследование особенностей совершения таможенных операций при вывозе лесоматериалов. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть лесоматериалы как особую категорию товаров;
- провести анализ нормативно-правового регулирования совершения таможенных операций при вывозе лесоматериалов;
- раскрыть особенности государственного контроля за вывозом лесоматериалов;
- исследовать особенности декларирования и выпуска лесоматериалов;
- провести анализ динамики и структуры экспорта лесоматериалов;
- выявить проблемы, возникающие при совершении таможенных операций при вывозе лесоматериалов;
- разработать рекомендации по совершенствованию порядка совершения таможенных операций.
Методическую основу работы составляют теоретические методы исследования, в частности: анализ, классификация, дедукция, обобщение и др.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями. В первой главе раскрыты теоретические основы совершения таможенных операций при вывозе лесоматериалов. Во второй главе исследованы практические основы совершения таможенных операций при вывозе лесоматериалов. В третьей главе раскрыты предложения по совершенствованию порядка совершения таможенных операций.
Россия, обладая большими запасами лесных ресурсов, экспортирует большое количество лесоматериалов за границу, которые относятся к категории важных стратегических товаров.
Для лесоматериалов характерно большое число классификационных характеристик, ключевыми из них являются: порода и сортность древесины, вид механической обработки лесоматериалов и др. В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классификация лесоматериалов зависит от породы и сорта; видовой принадлежности; природы исходного материала; способа производства; вида обработки; размерных характеристик.
Регулирование экспорта лесоматериалов осуществляется на всех уровнях законодательства. Как на международном, так и на национальном уровнях. Но при этом следует отметить специфику лесоматериалов, как товаров обладающих характеристикой стратегических экономически важных ресурсов для нашей страны. В связи с этим большую часть законодательных актов регулирующих перемещение таких товаров, для Российской Федерации, будут составлять акты национального законодательства. Только при таком регулировании можно говорить о сохранении экономической и правовой безопасности в данной отрасли.
Для более быстрого совершения таможенных операций и прохождения таможенного контроля необходимо предоставление в таможенные органы всех документов, содержащих заявляемые в таможенной декларации сведения. Скорость совершения таможенных операций в первую очередь зависит от участников ВЭД.
Таможенные операции и проведение таможенного контроля автоматизированы благодаря системе «ЛесЕГАИС» и «ФГИС ЛК». В этой системе хранится обширная информация, включая правоустанавливающие документы на заготовку древесины, лесные декларации, данные о маркировке бревен и многое другое. Благодаря этому, осуществляется анализ, выявление нарушений в сфере оборота древесины, а также подтверждение или опровержение законности происхождения древесины. «ФГИС ЛК» играет ключевую роль в борьбе с незаконным оборотом древесины и помогает поддерживать устойчивое лесопользование. Она обеспечивает прозрачность и эффективность ведения лесного хозяйства, способствуя сохранению природных ресурсов и борьбе с незаконной рубкой деревьев.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2022)
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 06.09.2024) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии»
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 25.06.2024) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения»
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 24.09.2024) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 (ред. от 22.04.2024) «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 08.12.2023) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ред. от 28.05.2024) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 03.10.2024) «О мерах нетарифного регулирования»
9. ГОСТ 17462-84. Межгосударственный стандарт. Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 14.12.1984 N 4436) (ред. от 01.08.1988)
10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.11.2024)
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 08.08.2024)
13. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 08.08.2024)
14. Федеральный закон от 28.12.2013 № 415-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
15. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 14.10.2024) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.10.2024)
17. Приказ ФТС России от 30 сентября 2022 г. № 800 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций в отношении лесоматериалов, помещаемых под таможенную процедуру экспорта»
18. Постановление Правительства РФ от 04.11.2014 № 1161 «Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)»
19. Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 № 11 (ред. от 21.09.2020) «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной»
20. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 03.11.2020 № 475-СФ «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства»
21. Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года»
22. Распоряжение Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р (ред. от 11.09.2024) «Об утверждении перечней видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса РФ»
23. Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»
24. Письмо ФТС России от 2 декабря 2011 г. № 06-42/59089 «О применении справочника «Документы и сведения, используемые для классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС»
25. Андреева Е.И., Алексеева Н.Н. Контроль достоверности заявленного кода товара: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. 160 c.
26. Денисова Н.А. «Анализ реализации мер, направленных на пресечение незаконного экспорта лесоматериалов. Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики № 2019. С. 92-96
27. ЕГАИС Лес: что это и как с этим работать? // МУЛЬТИКАС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kassaofd.ru/blog/egais-les-chto-eto-kak-rabotat
28. Заполнение графы 31 «Грузовые места и описание товаров» таможенной декларации // АЛЬТАСОФТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru
29. Классификация лесоматериалов // Дерево-промышленный вестник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atmwood.com.ua/2016/04/20/klassifikaciya-lesomaterialov/
30. Мосолова А.А. «Актуальные вопросы межрегионального взаимодействия государств-членов ЕАЭС при экспорте леса и лесоматериалов. Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы, - 2019 г. С. 255-259
31. Потапова С.А. «К вопросу о совершенствовании российского законодательства в сфере лесных ресурсов и лесозаготовок». Труды академии управления МВД России № 4 (56). – 2020 г. С. 238-246
32. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС // «Альта-Софт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/poyasnenia/P4403/
33. Рослесхоз: утверждены новые правила предоставления информации в ЛесЕГАИС — Минприроды России // МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/
34. Самые неожиданные способы контрабанды // PRESSA.TV [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pressa.tv/interesnoe/52464-samye-neozhidannye-sposoby-kontrabandy-24-foto.html
35. Таможенное декларирование. Основные ошибки при заполнении декларации на товары // АЛЬТАСОФТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/73881/
36. Экспорт и импорт России по товарам и странам // RU-STAT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru-stat.su/date-Y2013-2021/RU/export/world/094407