Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве (Московский педагогический государственный университет)

Работа №177208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы61
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды мер пресечения, избираемых в отношении несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве ……………………...7
1.1. Понятие мер пресечения, избираемых в отношении несовершеннолетних, и их место в системе мер уголовно-процессуального принуждения ……………………………………………………………………...7
1.2. Виды и классификация мер пресечения, избираемых в отношении несовершеннолетних по уголовным делам ……………………………………14
Глава 2. Основания и условия избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних по российскому законодательству ………………...25
2.1. Основания избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации……25
2.2. Условия избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних по уголовным делам ….31
Глава 3. Уголовно-процессуальные гарантии и роль защитника и законного представителя в обеспечении прав и интересов несовершеннолетних, в отношении которых избрана мера пресечения .38
3.1. Уголовно-процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних при избрании в отношении них мер пресечения ………38
3.2. Роль защитника и законного представителя в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних, в отношении которых избрана мера пресечения ……43
Заключение ……………………………………………………………………..53
Библиографический список …………57

Актуальность темы исследования заключается в том, что преступления, совершаемые несовершеннолетними, на протяжении многих лет являются насущной и распространённой проблемой, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Ежегодно возрастают количественные показатели подростковой преступности, она приобретает групповой и организованный характер. Вовлечение несовершеннолетних в сферу уголовно-процессуальных правоотношений ставит вопрос предупреждения преступности лиц, не достигших восемнадцати лет, в ряд первоочередных задач общества и государства.
По данным МВД РФ, показатели о количестве преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии, отражают положительную тенденцию благодаря профилактике правонарушений, организованной полицией и различными социальными институтами. Так, за январь–декабрь 2023 г. снижение составило 10,3%; за январь–декабрь 2024 г. сокращение продолжилось, составив 3,4%, хотя темп снижения замедлился по сравнению с предыдущим годом. По состоянию на январь 2025 г. доля зарегистрированных преступлений составила 3,1%, что свидетельствует о стабильном уровне преступности среди подростков .
Результаты анализа статистических данных показывают позитивную динамику сокращения преступности среди несовершеннолетних, однако это обстоятельство не должно служить поводом для расслабления, по прежнему, требуются дальнейшие усилия для стабилизации ситуации и минимизации рисков роста криминальной активности среди молодежи.
Одно из важных положений в сфере уголовно-процессуального судопроизводства занимает защита прав и свобод несовершеннолетних и недопустимость необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Также, важно сказать о том, что несмотря на достаточную урегулированность производства по делам несовершеннолетних положениями УПК РФ в теории и правоприменительной практике возникает еще достаточно много вопросов, которые связаны, например, с избранием мер пресечения или производством при прекращении уголовного дела в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.
Правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного правонарушения, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди подростков, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.
Из вышесказанного следует, что исследование специфики избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве является значимой и актуальной темой, обладающей существенной теоретической и практической ценностью для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. Изучение данной темы позволит выявить проблемы и предложить пути совершенствования законодательства и правоприменительной практики в данной области.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу и в ходе реализации должностными лицами правоохранительных органов положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих избрание мер пресечения в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования является деятельность должностных лиц правоохранительных органов, связанная с реализацией положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих избрание мер пресечения в отношении несовершеннолетних, а также нормативные правовые акты, регламентирующие указанную деятельность.
Целью исследования является анализ выявленных проблем, связанных с реализацией положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих избрание мер пресечения в отношении несовершеннолетних, разработка предложений, направленных на совершенствование норм действующего законодательства в данной сфере, а также практики их применения.
Достижение обозначенной цели предопределила постановку и разрешение следующих основных задач:
- изучить понятие мер пресечения, избираемых в отношении несовершеннолетних, и определить их место в системе мер уголовно-процессуального принуждения;
- рассмотреть виды и классификация мер пресечения, избираемых в отношении несовершеннолетних по уголовным делам;
- проанализировать основания избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации;
- охарактеризовать условия избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних по уголовным делам;
- исследовать уголовно-процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних при избрании в отношении них мер пресечения;
- определить роль защитника и законного представителя в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних, в отношении которых избрана мера пресечения.
Степень изученности темы исследования. Многообразие аспектов, касающихся уголовного процесса в отношении несовершеннолетних, включая избрание в отношении них мер пресечения, освещалось в различных научно- исследовательских трудах и изданиях: В.К. Буколова, О.Х Галимова, Л.М. Голубевой, Н.И. Гуковской, А.И. Долговой, В.А. Лазаревой, А.С. Ландо, В.В. Леоненко, С.А. Луговцовой, М.А. Любавиной, П.И. Люблинского, Э.Б. Мельниковой, Г.М. Миньковского, В.В. Николюка, В Т. Очередина, Д.П. Письменного, Д.А. Рогозина, В.Я. Рыбальской, Г П. Саркисянца, М.С. Строговича, Н.В. Угольниковой, И.Я. Фойницкого, Р.С. Хисматуллина, Л.В. Ченцовой, B.C. Шадрина, В.В. Шимановского и др.
Исследования данных учёных внесли существенный вклад в развитие науки уголовного процесса, вместе с тем, многие вопросы касающиеся производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включая избрание в отношении них мер пресечения, не утратили своей актуальности.
Нормативную правовую базу исследования составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, имеющие отношение к рассматриваемой теме.
Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод как общенаучный метод познания, а также такие частно-научные методы, как логико-юридический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы познания.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в комплексном анализе действующего законодательства и судебной практики, позволяющем выявить недостатки существующего правового механизма избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних и предложить обоснованные рекомендации по его оптимизации, а также по повышению гарантий соблюдения прав указанной категории лиц и достижение целей уголовного судопроизводства.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам произведённого исследования можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Исследование данной темы позволило комплексно и всесторонне рассмотреть данную проблему, выявить ряд важных аспектов и сделать значимые выводы.
Прежде всего, в рамках исследования была подтверждена высокая актуальность темы. Преступность несовершеннолетних по-прежнему представляет собой серьезную проблему для общества, и вопросы защиты прав и законных интересов подростков, вовлеченных в уголовное судопроизводство, требуют особого внимания. Несмотря на положительную динамику снижения подростковой преступности, сохраняется необходимость в совершенствовании механизмов профилактики и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
В первой главе дипломной работы было тщательно изучено понятие мер пресечения, избираемых в отношении несовершеннолетних, и определено их место в системе мер уголовно-процессуального принуждения. Итак, меры пресечения в отношении данной категории лиц представляют собой особый уголовно-процессуальный институт, поскольку носят ограниченный характер и не могут применяться к несовершеннолетним по общим правилам.
Выявлено, что данные меры являются важным инструментом обеспечения надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого/подозреваемого на этапах предварительного расследования и судебного разбирательства, предотвращения попыток уклонения от правосудия, а также предупреждения преступной деятельности в будущем. Также, были рассмотрены виды и классификация мер пресечения, применяемых к несовершеннолетним, с акцентом на самобытность каждой из них и возможность их адаптации к особенностям личности подростка.
Выбор меры пресечения требует от правоприменительных органов высокой квалификации, опыта и глубокого понимания специфики работы с несовершеннолетними. Разнообразие мер пресечения обеспечивает гибкий и индивидуальный подход в уголовном судопроизводстве.
Во второй главе было выяснено, что для избрания меры пресечения необходимо наличие указанных в законе оснований и условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию принципа законности, защиту прав подозреваемого, обвиняемого при избрании мер пресечения. Особое внимание было акцентированно на требования законности, обоснованности и мотивированности принимаемых решений.
Установлено, что при выборе меры пресечения в отношении несовершеннолетнего важно учитывать не только тяжесть совершенного деяния, но и индивидуальные характеристики подростка, такие как: возраст, состояние здоровья, жизненные условия, воспитание, а также влияние на него взрослых. Подчёркивается важность персонализированного подхода к каждому несовершеннолетнему, с помощью которого учитываются его психологические особенности и социальное окружение. Согласно данным исследования, избрание меры пресечения должно быть крайней мерой, применяемой только в тех случаях, когда иные, менее строгие меры не могут обеспечить достижение целей уголовного судопроизводства.
В третьей главе дипломной работы были исследованы уголовно-процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних при применении по отношению к ним мер пресечения. Уголовно-процессуальная система гарантий ориентирована на поддержание баланса между задачей объективного расследования преступлений и необходимостью особой защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц, поскольку они отличаются высокой степенью уязвимости к возможным отрицательным последствиям правовой системы.
Особое внимание было уделено роли защитника и законного представителя в обеспечении соблюдения прав подростка, предоставлении ему необходимой юридической помощи и защите от необоснованного или чрезмерно сурового применения мер пресечения. Было установлено, что эффективное взаимодействие защитника, законного представителя и суда является ключевым фактором обеспечения справедливого и гуманного подхода к несовершеннолетнему, вовлеченному в уголовное судопроизводство.
Ныне действующий УПК РФ не в полной мере учитывает специфику личности несовершеннолетнего подозреваемого, что создает риски нарушения прав ребенка. В этой связи, предлагается следующая редакция некоторых статей:
- Добавить в ч. 2 ст. 91 УПК РФ, что судья должен принимать решение об избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого только после обязательного заслушивания мнения представителя органа опеки и попечительства, психолога и педагога. Участие профессионалов позволит выявить особые нужды подростка, оценить реальную угрозу обществу и подобрать оптимальную меру пресечения, направленную на устранение причин преступного поведения.
- Ввести отдельный пункт в ст. 99 УПК РФ о том, что при избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего дополнительно должны учитываться: условия жизни, наличие опеки, психологическое состояние, уровень развития, степень влияния взрослых. Такое изменение обеспечит персонализированный подход и предотвратит принятие решений без учёта социальной уязвимости подростка.
- Указать в ч. 2 ст. 423 УПК РФ, что при избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего обязателен учёт мнения несовершеннолетнего и его законного представителя. Также можно предусмотреть, что применение меры возможно только с согласия лица, которому отдается под присмотр несовершеннолетний. Включение данной поправки создаст более эффективную и гуманную систему избрания мер пресечения.
Из вышесказанного следует, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области уголовного судопроизводства относительно лиц, не достигших совершеннолетия для того, чтобы повысить эффективность защиты их прав и снизить риска необоснованного или чрезмерно сурового применения мер пресечения. В целях обеспечения полноценной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей также целесообразно повышать квалификацию сотрудников правоохранительных органов, которые осуществляют производство по таким делам, и совершенствовать систему социальной реабилитации и ресоциализации подростков.
Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на разработку практических рекомендаций касательно применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, ориентированных на учёт их индивидуальных особенностей и обеспечивающих их исправление и успешную интеграцию в общество.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ // СПС «Гарант».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 21.04.2025): Принят Государственной Думой 22.11.2001 // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч.1) // СПС «Гарант».
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.04.2025): Принят Государственной Думой 24.05.1996 // Собрание законодательства РФ // СПС «Гарант».
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999, № 26 // СПС «Гарант».
5. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 10.06.2002. – № 23. – ст. 2102.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4, апрель, 2011.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 (ред. от 11.06.2020) "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий" // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 2, февраль, 2014.
8. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г) // Советская юстиция // СПС «Гарант».
9. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 Nº 1559-I (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант-Плюс».
Научная литература

10. Асташова Я. Л., Бекижева Д. А. Участие защитника и законного представителя на стороне несовершеннолетнего в уголовном процессе России. // Центральный научный вестник. 2020. С. 3-5.
11. Амасьянц А. Э, Штоян Г. В. К вопросу об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока её действия в свете правовых позиций Европейского Суда по правам человека // Актуальные проблемы адвакатской практики. № 2(21). 2016. С. 30-37.
12. Барабаш А. С. Цели и основания избрания меры пресечения в уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. № 12(61), 2015. С.184-190.
13. Бакетов А. О. Запрет определённых действий как новая мера пресечения в уголовном судопроизводстве: научная статья // Законодательство и практика. №2 (41), 2018. С. 52-56.
14. Бабкин Л. М., Булатецкий С. В. Некоторые вопросы применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних: научная статья // Центральный научный вестник. Т. 2. № 12(29), 2017. С. 75-77.
15. Бурынин С. С. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник. М.: Московская академия Следственного комитета России, 2023.
16. Бородина А. Е., Носкова Е. В. Особенности избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних: научная статья // Образование и право. 2023. С. 503-506.
17. Вершинина С. И. Залог в системе мер пресечения // Тольятти: Международная академия бизнеса и банковского дела. 1990. С. 120.
18. Верхотурова С. В., Павленко О. В. Актуальные вопросы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в условиях современной действительности // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 7. № 2(26). 2021. С. 152-164.
19. Жильцова О. В. Применение мер пресечения в отношении несовершеннолетних в уголовном процессе: магистерская диссертация // НИ ТГУ. 2019. С. 76.
20. Зайцев Д. С. Особенности применения мер принуждения в отношении несовершеннолетних // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. № 2, 2024. С. 80-85.
21. Исеев Д. Р. Соотношение уголовно-процессуальных гарантий и уголовно-процессуального принуждения // Проблемы экономики и юридической практики. № 3, 2007. С. 113-114.
22. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. // Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. — 283 с.; 21.
23. Караев И. В. Правовое регулирование предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым в местах содержания под стражей: научная статья // Уголовно-исполнительное право. 2015. С. 84-89.
24. Кабанцов Ю. Н. Особенности избрания меры пресечения при совершении преступлений несовершеннолетними // Вестник Краснодарского университета МВД России. № 2(24), 2014. С. 45-48.
25. Кутуева Э. К. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России; Фонд «Университет». 2019. С. 583.
26. Куряшева П. Э. К вопросу об участии законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном деле: статья // Новизна. Эксперимент. Традиции. 7(2). 2021. С. 57-64.
27. Медведева С. В. Эффективность применения к несовершеннолетним мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста: научная статья // Актуальные проблемы государства и права. Т. 7 № 2, 2023. С.319-330.
28. Мелодиев А. А. Процессуальный механизм избрания, изменения и отмены мер пресечения в отношении несовершеннолетних: научная статья // Юридическая наука. Право. 2023. С. 212-217.
29. Пазникова Е. В., Миронова К. А. Участие защитника в реализации прав несовершеннолетних подозреваемых // Молодой учёный. №45 (544). 2024. С. 324-326.
30. Плоткина Ю. Б. К вопросу о сущности и целях мер пресечения // Вестник Московского университета МВД России. № 7, 2009. С. 192–194.
31. Сапият А. А. Меры пресечения в отношении несовершеннолетних в уголовном процессе России: баланс между правосудием и защитой прав ребенка // Закон и право. № 5, 2024. С. 214-217.
32. Савицкая И. Г. Основания для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего: научная статья // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. №1. 2019. С. 102-106.
33. Симагина Н. А. Меры пресечения и основания, учитываемые при их избрании (теория и современная практика): учебное пособие // Владим. гос. университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2021. С. 180.
34. Татьянина Л. Г., Мухаметгалиева С. Х. Применение мер пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в процессе предварительного расследования: научная статья // Вестник Удмуртского университета // Экономика и право. 2020. С. 869-874
35. Ткачёва Н. В. Пределы применения принуждения в уголовном судопроизводстве // Вестник Оренбургского государственного университета. № 3-1 (41), 2005. С. 121-123.
36. Тройнина И. С. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) при избрании и применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу: научная статья // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2013. С. 435-440.
37. Тимошкина В. А. Проблемные аспекты применения отдельных мер пресечения в отношении несовершеннолетних: научная статья // Вестник Саратовской государственной академии // Уголовное и уголовно-исполнительное право. 2023. С. 218-226.
38. Тетюев С. В. Актуальные вопросы избрания меры пресечения «заключение под стражу» в отношении несовершеннолетнего // Вестник Омского университета. Серия «Право». № 1 (14), 2008. С. 197-201.
39. Теплякова О. А. Процессуальные гарантии прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на общение со своими законными представителями: научная статья // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2. Юридические науки. №3 (21). 2019. С.74-77.
40. Фомина И. А., Горбачёва Е. В. Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего: научная статья // Сибирский юридический вестник. 2018. С. 94-99.
41. Фирсов В. Г. Основания и условия для избрания мер пресечения в российском уголовном судопроизводстве: научная статья // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право. № 10, 2020. С. 201-205.
42. Шаталов А. С. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. // Пенитенциарная наука. 2014. С. 4.

Материалы судебной практики
43. Апелляционное постановление № 22К-1269/2024 от 28 февраля 2024 г. по делу № 3/2-31/24 // Судебные и нормативные акты РФ.
44. Апелляционное постановление Пермского краевого суда № 22К-6062/2019 от 8 октября 2019 г. по уголовному делу № 22К-6062/2019.

Интернет-ресурсы
45. Сайт Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/61640492/?ysclid=macy6bckyr570934984
46. Обзор судебной статистики и деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2020 году: [Электронный ресурс]. URL: https://cdep.ru/index.php?id=80%29.&item=5816
47. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2022 год // Судебный департамент при Верховном суде РФ: [Электронный ресурс]. URL: https://cdep.ru/index.php?id=79%29&item=7650
48. Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Конспект лекций// Сайт. К. Калиновского [Электронный ресурс]. URL: https://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes
49. Бурынин С. С. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник. [Электронный ресурс]. URL: https://sdo.academy-skrf.ru/extbook/up_uch/public_html/index.html

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ