Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Работа №177188

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТО
ДА ПРОЕКТОВ 11
1.1.Сущность и особенности развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста 11
1.2.Метод проектов и его влияние на развитие познавательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 20
1.3.Теоретическое обоснование организационно-педагогических
условий развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода .
проектов 34
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 46
2.1.Исследование уровня развития познавательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) 46
2.2.Реализация организационно-педагогических условий разви
тия познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов 53
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73


Актуальность исследования. В современном мире с быстро развивающимися технологиями очень актуальной является задача, связанная с воспитанием абсолютно нового поколения: инициативного, самостоятельного, активного, с критическим мышлением. Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Развивать познавательную деятельность у детей нужно, начиная уже с детства, для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему новому.
Познавательная деятельность - это активная деятельность по использованию и приобретению знаний, в которой формируются умственные, волевые и эмоциональные качества личности, характер и способности, характеризующиеся познавательной активностью ребенка (В.Б. Голицын) [26].
Исследованиями познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста занимались В. Б. Голицын, Ю. А. Новопавловская, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Зиновкина, Л.И. Божович, Э.И. Леонгард, А.И. Сорокина, Е.В. Марудова, В.В. Щетинина, А.И. Савенков, Е.А. Зиновкина, В. Рот- тенберг, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Николаева, М.И. Лисина, И.С. Морозова [26; 59; 65; 32; 9; 42; 82; 47; 94; 75; 32; 71; 72; 58; 45; 53].
По данным М.И. Лисиной, развитие познавательной деятельности дает ряд преимуществ:
-ребенок раньше приобретет положительный социальный опыт воплощения в жизнь личных планов;
-требует поиска нешаблонных действий в самых разных жизненных ситуациях, которые базируются на креативности мышления;
-подразумевает умение проявлять продуктивную активность [45].
Как показывает опыт многих современных педагогов, метод проектов - это важная сфера познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.
Метод проектов направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его познавательной сферы, и остается актуальным и востребованным в условиях внедрения нового образовательного стандарта.
В результате использования метода проектов у детей развиваются познавательные навыки, они гораздо увереннее ориентируются в информационном пространстве, более самостоятельно конструируют собственные знания, также развивается навык критического мышления.
Вопросами организации и реализации проектной деятельности в ДОУ Л.Д. Морозова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, С. А. Гусева и А.С. Сер- дитова, С.С. Мирджалилова, И.В. Штанько, Л.С. Рудакова, Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.Е. Клопотова, М.Ю. Олешков [54; 24; 29; 28; 78; 51; 93; 73; 65; 16; 14; 38; 61].
По большей части, работы и исследования на эту тему относятся к развитию познавательной деятельности у школьников и студентов. Но эти возрастные категории имеют разные нюансы, поэтому применить результаты этих работ на дошкольниках мы не можем. Значимость развития познавательной деятельности как средства саморазвития дошкольников в большинстве их не рассматривается. В то время, по мнению Н.Е. Вераксы, как именно в дошкольном возрасте развивается творческое мышление, любопытство, острота восприятия. Как раз в старшем дошкольном возрасте осуществляется интеграция между общими методами решения развивающих и креативных задач, совместными методами интеллектуальной, речевой, художественной и иными видами деятельности [15]. По результатам исследований Е.В. Михеевой, групповая работа детей предоставляет им шанс проявить себя в разных видах ролевой деятельности. Совместный труд развивает любознательность, навыки эффективного общения и нравственные качества [52].
Большинство педагогов чаще ориентируются на стандартные методы, в основе которых передача готовых знаний, строгое следование плану занятий. Объектная позиция, в которую попадает ребенок, приводит к снижению его мотивации в познавательной деятельности. Проект обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста [37]. Метод проектов же ориентирован на пространство возможностей и в нем нет четко заданных норм. Воспитатель часто затрудняется в выборе методов и способов для развития познавательного развития детей. Как свидетельствует анализ программ и современных публикаций, эффективным методом познавательного развития является метод проектов.
Метод проектов возник в начале XX века в США под названием метод проблем. Он был связан с идеями гуманистической направленности. Его автором стал педагог и философ Дж. Дьюи. Основная идея метода состояла в ориентации учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, получаемый в ходе решения той или иной проблемы. Автор говорил о том, что есть внешний результат - это некий продукт творчества и внутренний - это получаемый опыт, формирующий умения и знания, ценности и компетенции.
Детям очень важно показать их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания, часто из разных областей, получить реальный и ощутимый результат [89].
Исходя из всех этих фактов были выявлены такие противоречия:
• между реальным состоянием дел в сфере развития творчества, инициативы и активности ребенка в дошкольном образовании и спросом общества в продуктивных формах и методах развития творчества и самостоятельности ребенка;
• между необходимостью взаимодействия субъектов образовательного процесса и отсутствием действующих методик, средств развития, взаимодействий, способных поменять образовательную ситуацию.
Актуальность проблемы, выдвинутые противоречия обусловили выбор темы и проблемы исследования.
Тема исследования: «Организационно-педагогические условия развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов».
Проблема исследования: выявление организационно-педагогических условий развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.
Цель исследования: научное обоснование организационно
педагогических условий развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.
Задачи исследования:
1.Раскрыть суть и особенности развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2.Рассмотреть метод проектов и его влияние на развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3.Разработать проект и апробировать организационно-педагогические условия развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе его реализации.
Гипотеза исследования: достижение положительных результатов в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе исследований и действующих технологий возможно, если:
1.Учитывать интересы, потребности, развивать мотивацию детей к познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предмету изучения.
2.Использовать образовательные ситуации, продуктивные формы для развития инициативы, активности ребенка в познании окружающего мира.
3.Вовлекать родителей в проектную деятельность как субъектов образовательного процесса.
Теоретической и методологической основой исследования являются:
-исследования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (В. Б. Голицын, Ю. А. Новопавловская, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Зиновкина, Л.И. Божович, Э.И. Леонгард, А.И. Сорокина, Е.В. Марудо- ва, В.В. Щетинина, А.И. Савенков, Е.А. Зиновкина, В. Роттенберг, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Николаева, М.И. Лисина, И.С. Морозова;
-организация и реализация проектной деятельности в ДОУ (Л.Д. Морозова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, С. А. Гусева и А.С. Сердитова, С.С. Мирджалилова, И.В. Штанько, Л.С. Рудакова, Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Ве- ракса, А.Н. Веракса, Е.Е. Клопотова, М.Ю. Олешков).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста; в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий развития познавательной деятельности детей с использованием метода проектов.
Практическая значимость исследования: доказано влияние метода проектов на развитие познавательной деятельности, активной инициативы дошкольников. Результаты данной работы могут применяться при проектировании ООП ДОУ в виде проекта.
Научная новизна заключается в том, что:
- разработаны образовательные ситуации, продуктивные формы, способы развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов;
- выявлена совокупность организационно-педагогических условий развития познавательной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось на II Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы» (Белгород, 2017г.); III Международной научнопрактической конференции «Современные образовательные ценности и обновление содержания образования» (Белгород, 2017г.); Международной ин- тернет-олимпиаде «Солнечный свет» (2017г.); актуальный педагогический опыт был внесен в городской банк данных МБУ «Научно-методический информационный центр» на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных игровых технологий» (Белгород, 2017г.); на Международной научно-практической конференции «Воспитание в современном социокультурном образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, 2018г.); в Международном сетевом издании «Солнечный Свет» на тему «Организационно-педагогические условия развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов» (Белгород, 2018г.).
Методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ философской, психологопедагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
2.Эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование.
3.Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (сентябрь 2016г. - декабрь 2017г.) была выбрана тема магистерской работы, определены теоретико-методологические основы исследования, его понятийный аппарат (проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, отобраны методы исследования), на основе поставленных задач, составлен план исследования, теоретически обоснованно использование проектной технологии в развитии познавательной деятельности и организационно-педагогические условия.
На втором этапе (июнь 2017г. - август 2018г.) осуществлена экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, проведен количественный и качественный анализ полученных данных.
На третьем этапе (сентябрь 2018г. - февраль 2019г) систематизированы полученные данные в ходе экспериментальной работы по теме исследования, оформлены материалы диссертационного исследования, сформулированы выводы. Результаты исследования представлены в научных изданиях, подготовлена магистерская диссертация к защите.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Содержание магистерской диссертации. Во введении выделены тема противоречия, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, теоретическая и методологическая основа исследования, а также теоретическая и практическая значимость, научная новизна, апробация и внедрение результатов, методы исследования.
В первой главе рассмотрены понятия «познавательная деятельность», «метод проектов». Обоснована важность развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, показана эффективность применения метода проектов для развития познавательной деятельности. Дано теоретическое обоснование организационно-педагогических условий развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.
Во второй главе дан анализ уровня развития познавательной деятельности, описаны организационно-педагогические условия развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов, дан анализ эксперимента.
В заключении сделаны выводы о проведенном исследовании.
Также работа включает список использованной литературы по теме исследования и приложения, в которых содержатся практические материалы
10 работ.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 г. Белгорода.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем, какие достижения экспериментальной педагогики прошлого столетия возможно использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности. Педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности ребенка старшего дошкольного возраста. Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения и воспитания, основанные на активности личности, так и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать познавательную деятельность ребенка, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Одна из наиболее эффективных педагогических технологий - «метод проектов» - направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, его познавательной сферы, и остается актуальной и востребованной в условиях внедрения нового образовательного стандарта.
В нашем исследовании мы поставили и решили следующие цель и задачи:
Цель исследования: научное обоснование организационно
педагогических условий развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.
Мы раскрыли суть и особенности развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы проанализировали определение «познавательная деятельность» многих уважаемых ученых и педагогов, проанализировали ее структуру. Определили важность развития познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Был сделан вывод, что, два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога.
Так же мы определили, что познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.).
Мы рассмотрели метод проектов и его влияние на развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы изучили теоретическую, исследовательскую и практическую литературу на эту тему.
Нами был сделан вывод о том, что под методом проектов можно понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. Непременным условием метода проектов является наличие заранее выработанных представлений о его конечном продукте, и как следствие этого, об этапах и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что метод проектов представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.
В результате использования метода проектов у детей развиваются познавательные навыки, они гораздо увереннее ориентируются в информационном пространстве, более самостоятельно конструируют собственные знания, также развивается навык критического мышления.
Метод проектов обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.
Мы теоретически обосновали организационно-педагогические условия развития познавательной деятельности с использованием метода проектов, которые были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы. Для апробации организационно-педагогических условий мы провели проект «Двенадцать познавательных месяцев» с детьми подготовительной группы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 39 г. Белгорода.
На констатирующем этапе эксперимента нашей целью было выявить уровень познавательной деятельности детей и особенности использования метода проектов в ДОУ. Для этого мы подобрали диагностики «Любознательный, активный» (автор В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова) для выявления уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова) для уточнения предпочитаемого вида деятельности детей, разработали анкету для родителей с целью выяснить, насколько родители осознают значимость познавательной деятельности детей, как они способствуют ее развитию. Результаты диагностик были обработаны и был сделан вывод, что много детей имеют низкий уровень познавательной деятельности и мало - высокий. Самой популярной оказалась игровая деятельность, потому что это ведущий вид деятельности в этом возрасте. Наименее популярная деятельность - труд в уголке природы. Большинство родителей осознают значимость познавательной деятельности ребенка. Однако далеко не все родители делают максимальный вклад в ее развитие.
Целью формирующего этапа было апробировать организационнопедагогические условия развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.
В процессе экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу, которая заключалась в том, что уровень познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста при использовании метода проектов будет повышаться при следующих организационно-педагогических условиях:
•Учитывать интересы, потребности, развивать мотивацию детей к познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предмету изучения.
•Исследовать продуктивные образовательные ситуации, формы для развития инициативы активности ребенка в познании окружающего мира.
•Вовлечение родителей в проектную деятельность как субъектов образовательного процесса.
В результате, на контрольном этапе эксперимента путем повторных диагностик детей и анкетирования родителей, было выяснено, что метод проектов очень хорошо влияет на развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Детей с низким уровнем познавательной деятельности стало меньше и детей с высоким уровнем - больше. Проект способствовал активному взаимодействию родителей с детьми. Выполняя проект, дети приобрели навык изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки - они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Разработанный проект включал в себя разные формы работы и виды деятельности, которые способствовали повышению уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников. Практика показала эффективность использования метода проектов в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, что было доказано результатами мониторинга детей до и после проведенного проекта.
Результаты проведенного исследования привели к пониманию актуальности разработки практических основ данной проблемы. Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубоким исследованием закономерностей, принципов, условий развития уровня познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов.



1.Артемьев Е.М. Инновационный потенциал современной системы образования: Всероссийская заочная научно-практическая конференция / Е.М.Артемьева. - Чебоксары: Центр образования и воспитания, 2014.
2.Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность в ДОУ. Проект - это игра всерьез. - М.: «Наша новая школа», 2016. - 48 с.
3.Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология / Ю.В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. - 2008. - №5. - С. 6-8.
4.Бабаева Т.И., Деркунская В.А., Римашевская Л.С.: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 384 с.
5.Бабинова Н. В. Формирование готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук : 13.00.02 / Н.В. Бабинова. - Челябинск, 2018. - 27 с. Режим доступа: ftp://ftp.cspu.ru/upload/obyavleniya-o- zashchite/BabinovaNW/%D0%90%D0%B2%D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%B 5%D 1 %84%D0%B5%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82_%D0%91 %D0%B0%D0%B 1 %D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf.
6.Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова // Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24-36.
7.Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук : 13.00.02 / Ю.Ю. Березина. - Москва, 2014. - 24 с. Режим доступа: http: //irbis.gnpbu.ru/Aref_2014/Berezina_Y_Y.pdf.
8.Берестовская, Л. П., Фрицковская О. В. Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2018. - №47. - С. 336-338. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/233/54093/ .
9.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные /под ред. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд., стереотип. - М., 1997. - 352 с.
10.Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - № 7. - С. 76-83.
11.Быкова М.А. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста// Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции (г. Томск, 6-7 ноября 2008 г.) - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С. 92-93.
12.Веракса Н.Е Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
13.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 186с .
14.Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника / А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 136 с.
15.Веракса Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 22-27. ... 99



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ