Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы социальной поддержки и защиты граждан пожилого возраста…… 6
1.1 Понятие и сущность социальной защиты пожилых граждан………………………………………………6
1.2 Система социального обслуживания пожилых граждан в России………………15
Глава 2 Проблемы и перспективы развития социальной поддержки и социальной защиты по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста……………. 25
2.1 Основные проблемы в сфере социального обслуживания пожилых граждан…………………… 25
2.2 Направления совершенствования системы социальной поддержки и защиты граждан пожилого возраста……... 34
Заключение………………………………………………………………. 42
Список используемой литературы и источников……………………... 46
Приложения... 50
Приложение А Принципы социального обслуживания…….. 50
Приложение Б Социальное обслуживание на дому………….. 51
Приложение В Компоненты системы социального обслуживания населения……………………………………52
Приложение Г Классификация учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста……………………………………………… 53
Политика государства и структур гражданского общества в области материального обеспечения пожилых, оказания им качественной медицинской помощи и должного социального ухода является одним из важнейших аспектов социальной и бюджетной политики государства. Ее проведение может быть эффективным не только усилиями государства, она требует индивидуальной и общественной активности на протяжении трудовой и после трудовой жизни, включает в себя широкий круг мер и механизмов: экономическую и бюджетную сферу, занятость и социальное страхование (пенсионное и медицинское), жилье и транспорт, образование и социальную поддержку семьи.
Главной целью такой политики является предоставление всем пожилым людям возможности для ведения автономной, активной и полноценной жизни в обществе, что в обобщенном виде может быть выражено для этой группы населения в концепции высокого качества жизни в старших возрастных группах.
Актуальность темы исследования обусловлена значительными демографическими изменениями, происходящими в современном российском обществе. Процесс старения населения приобретает устойчивый характер. По данным Росстата, доля граждан пенсионного возраста уже превышает 25 % от общей численности населения. Эта тенденция создает серьезные вызовы для системы социальной защиты, требуя переосмысления существующих подходов и поиска новых решений.
В условиях экономической нестабильности и ограниченности бюджетных ресурсов особую значимость приобретает вопрос эффективности системы социального обслуживания пожилых граждан. Несмотря на предпринимаемые государством меры, сохраняются существенные проблемы, связанные с доступностью и качеством социальных услуг, региональными диспропорциями, недостаточным уровнем материального обеспечения пенсионеров. Все это свидетельствует о необходимости комплексного исследования современного состояния системы социальной защиты старшего поколения.
Предмет исследования – правоотношения в сфере социальной поддержки и социальной защиты по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста органами социальной защиты в современных условиях.
Объектом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие социальную защиту пожилых граждан в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является комплексное исследование системы социальной поддержки и социальной защиты по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, выявление правовых проблем в данной сфере и выработка предложений по их устранению.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы социальной защиты пожилых граждан.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую правоотношения по заявленной теме.
3. Изучить организационную структуру системы социальной защиты пожилых граждан.
4. Выявить правовые проблемы в сфере деятельности органов социальной защиты по социальному обслуживанию пожилых граждан.
5. Разработать основные направления по совершенствованию института социальной поддержки и социальной защиты по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение), а также специальные методы правоведения и социологии. Использованы системный подход, методы статистического анализа и экспертных оценок.
Степень научной разработанности данной темы характеризуется значительным количеством исследований в области социальной политики и геронтологии. Вопросы социальной защиты пожилых граждан нашли отражение в работах таких ученых, как: М.Э. Дмитриев, Т.М. Малева, Е.В. Гонтмахер, Е.Е. Мачульская, О.В. Синявская, Г.В. Сулейманова, Г.М. Романенкова и др. В их работах анализируются пенсионные риски, модели социальной поддержки, качество жизни пожилых, государственное регулирование и т.п. Однако быстро меняющиеся социально-экономические условия и новые вызовы демографического развития требуют постоянного обновления научного знания в данной области.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии научных представлений о современной системе социальной защиты пожилых граждан.
Практическая ценность исследования состоит в разработке конкретных предложений по совершенствованию социальной политики в отношении старшего поколения.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список используемой литературы и источников, и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы социальной поддержки и защиты граждан пожилого возраста, во второй главе определяются проблемы и перспективы развития социальной поддержки и социальной защиты по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста.
В данной дипломной работе были рассмотрены теоретические основы социальной поддержки и социальной защиты по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, а также, проводилось исследование проблем и перспектив развития социальной поддержки и социальной защиты граждан пожилого возраста.
Цель работы достигнута, на основе поставленных задач выявлены следующие проблемы и предложены их пути решения.
Совершенствованию системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и повышению качества оказания этих услуг в нашей стране уделяется достаточно большое внимание. Разработан понятийный аппарат, создана нормативно-правовая база, разрабатываются и реализуются концепции и программы федерального и регионального уровня.
Значимость совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста является, безусловно, очень высокой. Социальные услуги, как форма социального обслуживания, должны совершенствоваться, прежде всего, в качественном направлении – расширяться по объему и содержанию, организационно-правовому механизму их оказания и информационному обеспечению.
Проведенное исследование системы социальной защиты пожилых граждан в России позволило выявить комплекс системных проблем, требующих незамедлительного решения.
Анализ современного состояния отрасли показал, что существующая модель социального обслуживания, несмотря на имеющийся потенциал, не в полной мере соответствует вызовам демографического старения и современным социально-экономическим условиям.
Ключевые проблемы носят многоаспектный характер и включают:
1. Значительное технологическое отставание инфраструктуры социального обслуживания;
2. Острый дефицит квалифицированных кадров;
3. Сохраняющееся региональное неравенство в доступности и качестве услуг;
4. Недостаточное нормативно-правовое регулирование;
5. Ограниченность финансовых ресурсов.
Вместе с тем, исследование по заявленной теме продемонстрировало наличие значительных резервов для совершенствования системы. В качестве приоритетных направлений модернизации можно выделить:
1. Законодательное обеспечение – необходимость разработки специализированного нормативного акта, устанавливающего четкие стандарты обслуживания и гарантии социальной защиты пожилых граждан;
2. Финансовые механизмы – важность создания многоуровневой системы финансирования, сочетающей бюджетные ассигнования, средства внебюджетных фондов и частные инвестиции;
3. Кадровая политика – необходимость коренного улучшения условий труда социальных работников и внедрения системы непрерывного профессионального образования;
4. Технологическая модернизация – первостепенная задача по цифровизации отрасли и оснащению учреждений современным оборудованием;
5. Преодоление региональных, в первую очередь, финансовых диспропорций – разработка механизмов выравнивающего финансирования и распространения лучших практик.
Особое значение имеет внедрение персонализированного подхода к социальному обслуживанию, учитывающего индивидуальные потребности и особенности различных категорий пожилых граждан. Важным резервом повышения эффективности системы является развитие межведомственного взаимодействия и создание единого информационного пространства в социальной сфере.
Кадровая политика должна претерпеть радикальные изменения, поскольку именно от квалификации специалистов зависит качество предоставляемых, в т.ч. пожилым гражданам услуг. Требуется введение обязательной геронтологической подготовки для всех работников социальной сферы, разработка современных профессиональных стандартов и создание системы непрерывного образования. Одновременно необходимо существенно повысить престиж профессии через увеличение заработной платы до среднего по региону уровня, введение льготных жилищных программ и создание прозрачной системы карьерного роста.
Для улучшения медицинского обслуживания пожилых граждан, требуется более тесный контакт учреждений социальной защиты и здравоохранения, а также повышение квалификации и всесторонней развитости социальных работников и сиделок с целью более качественного оказания социально-медицинских, социально-психологических, социально-бытовых и других услуг, оказываемых гражданам на дому.
Еще одной важной проблемой стоит отметить, проблему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в сельской местности. Социальное обслуживание граждан, проживающих в сельской местности значительно труднее организовать из-за многих специфических проблем, связанных, прежде всего с развитием инфраструктуры.
Социальное обслуживание на дому – одна из самых оптимальных форм предоставления социальной помощи гражданам пожилого возраста в рамках адаптационного процесса. В организационном и экономическом плане этот вид услуг наиболее эффективен и целесообразен. Это связано с тем, что пожилые люди находятся у себя дома и им не нужно адаптироваться к новым жилищным условиям, а также нет необходимости создавать специальные помещения, в которых будет реализоваться социальное обслуживание.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
Таким образом, реализация предложенных мер должна осуществляться поэтапно, с обязательным мониторингом достигнутых результатов и их корректировкой. Только комплексный подход, учитывающий как текущие потребности пожилых граждан, так и долгосрочные демографические тенденции, позволит создать устойчивую и эффективную систему социальной защиты, соответствующую принципам достойного старения и социальной справедливости.
Проведенное исследование подтвердило, что совершенствование системы социального обслуживания пожилых граждан является не только социально значимой задачей, но и важным фактором устойчивого развития российского общества в условиях демографических изменений. Дальнейшая научная работа в данном направлении должна быть сосредоточена на разработке конкретных механизмов реализации предложенных идей и оценке их эффективности в различных регионах страны.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ]. – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
2. Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Женева, 21 июня
1982 года). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
3. Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (Женева, 21 июня 1988 года). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
4. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 года). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. [Текст]: [Федеральный закон: принят Государственной Думой РФ 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024)]. – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 26.12.2024). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
7. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.10.2024). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2024). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
9. О стратегии действий в интересах старшего поколения до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2025 № 380-р. – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
10. О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода: Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2025
№ 830-р. – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
11. Социальное обслуживание населения. Термины и определения: ГОСТ Р 52495-2005: утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 535-ст. – Введ. 2006-07-01. – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
12. О внесении изменений в Постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. № 689-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области: Постановление Правительства Челябинской области от 06.02.2024 № 83-П. – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
13. О государственной программе Челябинской области «Развитие социальной защиты населения в Челябинской области: Постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 № 689-П (ред. от 11.04.2025). – [Электронный ресурс]: СПС КонсультантПлюс.
Литература
14. Аракчеев, В.С. Теория и практика права социального обеспечения: Учебное пособие. – 3-е изд. / В.С. Аракчеев. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2022. – 467 с.
15. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: Учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов. – М.: Проспект, 2023. – 512 с.
16. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: Учебник / В.П. Галаганов. – 12-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2023. – 456 с.
17. Гонтмахер, Е.В. Социальная политика в условиях старения населения / Е.В. Гонтмахер. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 298 с.
18. Дмитриев, М.Э. Экономика старения: вызовы для России / М.Э. Дмитриев, Т.Ю. Тяпкина. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2022. – 320 с.
19. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник. – 7-е изд., перераб. / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: Волтерс Клувер, 2023. –
608 с.
20. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения: Учебное пособие / С.И. Кобзева. – М.: Проспект, 2023. – 256 с.
21. Лушникова, М.В. Курс права социального обеспечения: Учебник. – 3-е изд. / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. – М.: Статут, 2023. – 587 с.
22. Малева, Т.М. Социальное государство и демографические вызовы / Т.М. Малева, Н.Р. Хамидуллин. – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 215 с.
23. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник и практикум. – 5-е изд. / Е.Е. Мачульская. – М.: Юрайт, 2024. – 421 с.
24. Романенкова, Г.М. Современные технологии социальной работы с пожилыми / Г.М. Романенкова. – СПб.: Питер, 2021. – 189 с.
25. Синявская, О.В. Пожилые в современной России: экономика и социальное благополучие / О.В. Синявская. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2022. –
412 с.
26. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – 4-е изд. / Г.В. Сулейманова. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 380 с.
27. Тучков, Э.Г. Правовые основы социальной защиты инвалидов и пожилых граждан / Э.Г. Тучков. – М.: Проспект, 2023. – 304 с.
28. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. – 3-е изд. / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Статут, 2022. – 412 с.
29. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с пожилыми: институты и практики / Е.Р. Ярская-Смирнова, Н.П. Щукина. – СПб.: Алетейя, 2020. –
189 с.
Справочные и информационные издания
30. Демографический ежегодник России. 2023: стат. сб. / Росстат. – М., 2023. – 540 с.
31. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2023: стат. сб. / Росстат. – М., 2023. – 380 с.
32. Российский статистический ежегодник. 2023 / ФНС России. – М., 2023. – 720 с.
Периодическая печать
33. Тяпкина, Т.Ю. Региональные модели социальной поддержки пожилых / Т.Ю. Тяпкина // Социологические исследования. – 2024. – № 3. – С. 45–58.
34. Хамидуллин, Н.Р. Пенсионная реформа: итоги и перспективы / Н.Р. Хамидуллин // Вопросы экономики. – 2023. – № 11. – С. 67–83.
35. Дмитриев, М.Э. Экономические последствия старения населения / М.Э. Дмитриев // Социологические исследования. – 2023. – № 5. – С. 44–53.
36. Романенкова, Г.М. Цифровизация социальных услуг для пожилых: риски и возможности / Г.М. Романенкова // Вопросы экономики. – 2024. –
№ 2. – С. 67–81.
Электронные ресурсы
37. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [сайт]. – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.04.2025).
38. Отчеты Счетной палаты РФ о состоянии системы социального обслуживания: [сайт]. – URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 10.05.2025).
39. Судебная практика по вопросам социальной защиты: [сайт Верховного Суда РФ]. – URL: http://vsrf.ru (дата обращения: 12.05.2025).
40. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ: [сайт]. – URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 14.05.2025).
41. Социальный фонд России: [офиц. сайт]. – URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 15.04.2025).
42. Материалы круглого стола «Серебряная экономика: вызовы для России» (Москва, РАНХиГС, 15.04.2025).