Роль таможенных платежей в развитии производства и экспорта сельскохозяйственной продукции (Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова (Брянский филиал))
Дата изготовления: май 2025 года.
Учебное заведение: .
Проведен анализ данных за 2022-2024 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЭКСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1 Понятие, сущность и роль таможенных платежей 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенных платежей в России 14
1.3 Функции и экономическое значение таможенных платежей и экспорта сельскохозяйственной продукции17
2 АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПОРТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ……27
2.1 Анализ практики применения таможенно-тарифного регулирования сельскохозяйственной продукции в России 27
2.2 Анализ влияния таможенных платежей на развитие сельскохозяйственной отрасли 40
2.3 Сравнительный анализ таможенных режимов и их влияние на аграрный сектор 48
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ………58
3.1 Проблемы регулирования таможенных платежей в сфере сельского хозяйства…58
3.2 Пути оптимизации регулирования таможенных платежей для повышения экспортного потенциала сельского хозяйства 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Обеспечение государственных доходов во многом зависит от эффективного взаимодействия налоговых и таможенных органов с плательщиками. Ключевую роль в формировании бюджета играют таможенные сборы и платежи, которые не только пополняют казну, но и регулируют внешнеэкономическую деятельность страны. В процессе реализации фискальной политики государства задействованы две стороны: контролирующие органы в лице ФТС и ФНС России, а также граждане и организации, выступающие в качестве налогоплательщиков. Именно от грамотного построения этих отношений зависит защита экономических интересов государства и его позиция на международной арене.
Законопослушные производители отечественных товаров страдают от падения конкурентоспособности своей продукции из-за проблем в системе таможенного регулирования. Несмотря на то, что таможенные сборы формируют более половины федерального бюджета, их администрирование остается несовершенным. Такая ситуация не только приводит к существенным финансовым издержкам государства, но и не отвечает современным экономическим потребностям страны в условиях международного распределения труда. Уклонение от таможенных платежей усугубляет сложившуюся ситуацию.
Острая необходимость пересмотра действующего механизма контроля и взимания таможенных сборов возникла из-за их существенного вклада в формирование государственного бюджета России. Учитывая ключевую роль ФТС в администрировании значительных бюджетных поступлений, следует разработать комплекс превентивных мероприятий против уклонения от таможенных выплат. Текущая ситуация негативно влияет на результативность всей системы таможенно-тарифной регуляции.
Геополитическая напряженность на международной арене существенно влияет на качественные показатели экспортируемой российской сельскохозяйственной продукции. Хотя Россия добилась статуса ведущего экспортера по некоторым товарным категориям благодаря увеличению физических объемов поставок, денежная выручка от внешней торговли сократилась. Это падение связано с существенным снижением мировых цен на ключевые товары российского экспорта, что отражает общую нестабильность на глобальных рынках.
Обеспечение внутреннего спроса и покупательской способности населения играет первостепенную роль в формировании экспортного потенциала продовольственного сектора. При этом объемы поставок сельхозпродукции за рубеж определяются не только производительностью аграрного комплекса.
Наращивание экспорта аграрной продукции выступает важнейшим элементом в обеспечении экономической устойчивости государства. Однако этот процесс должен происходить без ущерба для внутреннего потребительского рынка, с учетом его стабильного функционирования и долгосрочных перспектив роста.
Экономическое благополучие страны часто отражается в росте экспорта продовольствия, однако это правило работает лишь при одном важном условии. Наращивание поставок за рубеж должно происходить не за счет снижения потребления внутри страны, а благодаря расширению производственных мощностей. При этом объемы выпуска должны быть достаточными для полноценного обеспечения как внутреннего рынка, так и зарубежных покупателей.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях глобальной экономики исследование механизмов таможенного регулирования становится критически важным для укрепления агропромышленного комплекса России. Эффективная система таможенных платежей не только стимулирует технологическое обновление сельхозпроизводства, но и существенно повышает конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей. Обеспечивая стабильное развитие аграрного сектора, разумная таможенная политика способствует расширению экспортного потенциала и усилению позиционирования российской сельскохозяйственной продукции на международной арене, что особенно актуально в контексте растущей интеграции России в глобальные продовольственные цепочки.
Цель исследования – исследовать роль таможенных платежей в развитии производства и экспорта сельскохозяйственной продукции.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы таможенно-тарифного регулирования таможенных платежей и экспорта сельскохозяйственной продукции;
провести анализ таможенных платежей и их влияние на развитие производства и экспорт сельскохозяйственной продукции;
выявить проблемы и предложить пути совершенствования механизма взимания таможенных платежей в целях развития производства и экспорта сельскохозяйственной продукции.
Объект исследования - система таможенных платежей в сфере сельского хозяйства.
Предмет исследования - структура таможенных платежей и их влияние на развитие производства и экспорта сельскохозяйственной продукции.
Методы исследования. В процессе исследования применялись различные научные методы системного и структурно-функционального анализа, синтеза, логический, статистический, а также сравнительно-правовой и другие общепринятые в науке методы.
Представленная тема изучается российскими авторами, такими как Г.А. Бахматовой, Г.П. Бутко, Л.А. Запорожцевой, В.С. Майер, Т.В. Усковой и др.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках проведена оценка эффективности существующих подходов к развитию экспорта сельскохозяйственной продукции России, а так же предложен ряд мероприятий по с оптимизации регулирования таможенных платежей для повышения экспортного потенциала сельского хозяйства.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованных источников.
В исследовании представлен механизм государственной поддержки таможенного регулирования экспорта сельскохозяйственной отрасли. Гармоничное развитие национального производства и усиление присутствия отечественной продукции на мировых рынках являются ключевыми целями данной инициативы. Различные институты и организации применяют широкий спектр инструментов и мероприятий, направленных на наращивание объемов экспорта готовых продуктов питания. При этом особое внимание уделяется обеспечению продовольственной безопасности внутри страны и стимулированию местных производителей.
Комплексная интеграция сельскохозяйственной поддержки и экспортных возможностей стала ключевой темой дискуссии. Особое внимание уделено балансу между внутренним рынком и международными торговыми перспективами при реализации аграрной продукции. Предложена гармонизация законодательной базы на всех уровнях власти для создания эффективной системы поддержки сельхозпроизводителей-экспортеров. Новые методологические подходы направлены на совершенствование государственных механизмов содействия аграрному сектору с учетом его экспортного потенциала.
Ключевую роль играет постоянно совершенствующаяся система внешнеторговых операций, которая тесно связана с инновационным обновлением и диверсификацией товаров. При этом особенно важно учитывать международные стандарты, сертификационные требования и рыночную конкурентность различных категорий продукции. Независимо от масштаба деятельности и юридического статуса, любое предприятие должно иметь равный доступ к механизмам поддержки. Взаимодействие между продуктами и их производственное многообразие создают основу для успешного развития, где точный анализ потребностей и экспортного потенциала становится определяющим фактором.
Для успешного продвижения локальных сельхозпродуктов на мировой рынок необходима слаженная работа государства и бизнес-сообщества. Повышение конкурентных преимуществ отечественной аграрной продукции и её качественных характеристик становится ключевым фактором роста экспортного потенциала. Четкое распределение полномочий между участниками внешнеторговой деятельности позволит оптимизировать процесс выхода на международные рынки. При этом государственным органам отводится особая роль в стимулировании развития аграрного сектора и наращивании его экспортных возможностей на глобальном уровне.
Разработка системы всесторонней оценки, включающей специфические стоимостные и количественные индикаторы, становится ключевым элементом в измерении результативности господдержки аграрного экспорта. Турбулентность политической и экономической ситуации на международной арене диктует необходимость модернизации механизмов государственного содействия экспортёрам сельхозпродукции. При этом особую значимость приобретает скрупулёзное стратегическое планирование, охватывающее конкретные цели, задачи, мероприятия и метрики успеха их выполнения.
Для эффективного принятия управленческих решений в сфере регулирования сельскохозяйственного экспорта была разработана единая информационная платформа. Различные типы данных, включая статистику, аналитику, маркетинговые исследования и нормативную базу, стали доступны в рамках этой системы. В ходе исследования экспортной активности агропромышленного сектора был проведен комплексный анализ различных влияющих факторов, что позволило государственным органам получить полную картину ситуации в данной отрасли.
Программно-целевой подход становится ключевым инструментом в экспортно-ориентированном аграрном секторе. Его применение позволяет совершенствовать проектное управление и планирование сельскохозяйственного экспорта, одновременно обеспечивая необходимый объем внутреннего продовольственного производства. На развитие отрасли воздействует комплекс факторов - от внутренних особенностей до масштабных внешних вызовов, среди которых динамика мировых продовольственных рынков, уровень глобальных запасов продуктов питания, торговые войны, санкционное давление и ограничения, вызванные эпидемиологической обстановкой.
Для повышения конкурентных преимуществ отечественного аграрного комплекса на глобальном уровне требуется комплексное участие государства. Правительственная поддержка должна охватывать широкий спектр мер: от развития экспортной инфраструктуры и прямого субсидирования до формирования эффективной валютной и инвестиционной стратегии. Такой многосторонний подход создаст оптимальные условия для успешного выхода национальных производителей на международные торговые площадки.
Законодательное регулирование экспорта сельхозпродукции подверглось существенной систематизации. Комплексная стратегия управления внешнеторговыми операциями предполагает не только государственные меры контроля, но и активное развитие внутренних рыночных механизмов. Такой баланс позволяет аграрному сектору экономики эффективно функционировать при любых колебаниях мирового рынка, обеспечивая его долгосрочную жизнеспособность.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www/consultant/ru/ LAW_215315/(дата обращения 12.12.2024)
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О развитии сельского хозяйства» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) // «Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
4. О развитии сельского хозяйства: федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 27.
5. Постановление Правительства Российской Федерацииот 23.12.2023 № 2283 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2595» // https://www.alta.ru/tamdoc/23ps2283/?ysclid=lw31zqk4co59043182 (дата обращения 12.12.2024)
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2024 № 72 «О введении временного количественного ограничения на ввоз отдельных видов семян сельскохозяйственных растений» // http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401300018?index=1(дата обращения 12.12.2024)
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2024 № 505 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2595» // https://mcx.gov.ru/upload/iblock/126/8txyeluyijx9uw0x0wqw85kf2h0xfzii.pdf(дата обращения 12.12.2024)
8. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.05.2024 № 293 «О распределении общего объема тарифной квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, пшеницы и меслина (код 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) в соответствии с таможенной процедурой экспорта и признании утратившим силу приказа Минсельхоза России от 24 мая 2024 г. № 284» // https://mcx.gov.ru/upload/iblock/126/8txyeluyijx9uw0x0wqw85kf2h0xfzii.pdf?ysclid=m57kxguik0740255406 (дата обращения 12.12.2024)
9. Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерацииот 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство.
11. Аверин А.В. Основы управления проектами / А.В. Аверин, В.В. Жидиков, И. В. Корнева [и др.]; Под ред. С.А. Полевого. – Москва: Обще-ство с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 258 с.
12. Бахматова Г. А. Оценка человеческого потенциала сельских терри-торий / Г. А. Бахматова // Научный журнал Российского НИИ проблем ме-лиорации. – 2021. – Т. 11. – № 2. – С. 274-290.
13. Борисенко, Н. А. Продовольственная безопасность государств – членов ЕАЭС: состояние и пути достижения / Н. А. Борисенко // Вестн. экономики, права и социологии. – 2019. – Т. 2, № 3. – С. 25–29.
14. Бутко, Г. П. Формирование стратегии устойчивого развития АПК в условиях нестабильной экономики / Г. П. Бутко // Теория и практика мировой науки. – 2018. – № 5. -С. 13–19.
15. Ворошилов Н. В. Программно-целевой метод в развитии сельских территорий регионов России / Н. В. Ворошилов, К. А. Задумкин, Е. Б. Шу-лепов // Регионология. – 2022. – № 7. – С. 82-89.
16. Господарик, Е. Г. Инновационное пространство ЕАЭС как фундамент устойчивого экономического роста / Е. Г. Господарик // Тенденции экономического развития в XXI веке : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 1 марта 2022 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: А. А. Королева (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2022. – С. 161–164.
17. Господарик, Е. Перспективы ЕАЭС: экономический рост при инновационном рывке / Е. Господарик, М. Ковалев // Банк. вестн. – 2020. – № 4. – С. 39–48.
18. Гулякевич, Д. Л. Законодательное обеспечение уголовно-правовой охраны объектов промышленной собственности на пространстве Евразийского экономического союза / Д. Л. Гулякевич // Развитие национального законодательства в условиях функционирования Евразийского экономического союза : сб. науч. ст. / Ин-т бизнеса Белорус. гос. ун-та ; редкол.: Д. Л. Гулякевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2021. – С. 41–45.
19. Есимчик, В. В. Механизмы экономического взаимодействия в ЕАЭС / В. В. Есимчик // Беларусь в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 21–22 мая 2020 г. / Гомел. гос. техн. ун-т, Гомел. обл. орг. о-ва «Знание» ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ, 2020. – С. 55–57.
20. Запорожцева Л. А. К вопросу о формировании мониторинга устойчивого развития сельских территорий / Л. А. Запорожцева, Л. А. Шиш-кина, Р. О. Толстолуцкий // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 4(124). – С. 141–153.
21. Зелинская М. В. Проблемы кадрового обеспечения развития сель-ских территорий / М. В. Зелинская // Современные проблемы и перспективы развития земельно-имущественных отношений. Сборник статей по материа-лам IV Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. – С. 124-127.
22. Калафатов Эдем Амитьевич. Состояние и тенденции социально-экономического развития сельских территорий российской федерации // московский экономический журнал. 2021. № 12. – с. 279–302
23. Кидяева Н. А. Экономическое развитие сельских территорий / Н. А. Кидяева, С. В. Илларионов // Молодой ученый. – 2023. – № 1 (448). – С. 82-88.
24. Кидяева, Н. А. Экономическое развитие сельских территорий / Н. А. Кидяева, С. В. Илларионов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 1 (448). – С. 82-88. – URL: https://moluch.ru/archive/448/97974/ (дата обращения: 13.11.2024).
25. Конев Д. А. Обоснование необходимости государственного регу-лирования развития сельских территорий Волгоградской области / Д. А. Ко-нев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Ис-следования молодых ученых. – 2019. – № 17. – С. 59-64.
26. Майер, В. С. Устойчивое развитие сельских территорий как приоритетное направление аграрной политики Российской Федерации / В. С. Майер. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 151-153. – URL: https://moluch.ru/archive/397/87855/ (дата обращения: 13.11.2024).
27. Малых С. В. Восприятие территории Иркутской области через но-востные телекоммуникации / С. В. Малых // Телекоммуникационные техно-логии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифициро-ванных кадров в современных условиях. Сборник научных материалов. Ха-баровск. – 2018. – С. 643-646.
28. Минаков, А. В. Проблемы и перспективы развития ЕАЭС в современных условиях / А. В. Минаков // Финансовый бизнес. – 2022. – № 5. – С. 182–188.
29. Минина Е. Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Под ред. С. С. Собянина и др. Журнал российского права. – Юридическое издательство «Норма», 2019. С. 31–38.
30. Мясникович, М. В. Миссия ЕАЭС-2025: региональный центр экономического развития и опора Большой Евразии / М. Мясникович, В. Ковалев // Наука и инновации. – 2021. – № 1. – С. 4–11.
31. Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение : сб. материалов Междунар. конф., Минск, 25–27 нояб. 2020 г. / Суд Евраз. экон. союза ; редкол.: К. В. Энтин [и др.]. – Минск : Колорград, 2021. – 353 с.
32. Отраслевые особенности управления проектами / Н.А. Бородина, Н.Н. Борщев, А.А. Сергеев, М.А. Донец // Стратегическое развитие иннова-ционного потенциала отраслей, комплексов и организаций: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 20–21 октября 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 31-
33. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации// http://www.mcx.ru/ (дата обращения 01.12.2024).
34. Петросянц В. З., Ниналалова Л. Г. Программно-целевые методы в системе регулирования развития проблемных регионов // Журнал Региональные проблемы преобразования экономики, 2016. С 63–70.
35. Полюшкевич О.А. Территориальная идентичность и проблемы то-понимики в Иркутске / О. А. Полюшкевич // Социология. – 2019. – № 2. – С. 250-256.
36. Попова М. В. Бренд территории как ресурс развития (на примере Байкальского региона) / М. В. Попова // Социология. – 2018. – № 3. – С. 118-125.
37. Попова М. В. Механизмы развития привлекательности сельских территорий в Иркутской области / М. В. Попова // Социология. – 2020. – № 9. – С. 25-29.
38. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. – М.: Издание Государственной Думы, 2021. – 320 с.
39. Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт: сборник научных статей по материалам конференции / под ред. канд. экон. наук Е. В. Викторовой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 250 с.
40. Сайт ФАО. Ссылка:https://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/
41. Сафонова С. Г. Реализация проекта комплексного развития сельских территорий / С. Г. Сафонова, С. Г. Шепелева // Управление и экономика народного хозяйства России. – 2023. – № 7. – С. 517-520.
42. Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы. – М.: ВИАПИ имени А. А. Никонова, 2019. – 452 c.
43. Скляров И. Ю. Развитие сельских территорий в условиях внешних вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации / И. Ю. Скляров // Сборник трудов конференции. – 2023. – № 8. – С. 12-18.
44. Статистика Евразийского экономического союза. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза Январь – декабрь 2023 года // https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/analytics/indicators2023_12.pdf?ysclid=lw305v5mnf717695301 (дата обращения 12.05.2024)
45. Темченко Д. П. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий: программно-целевой подход // VII Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2020 г.) / Под ред. И. Г. Ахметова и др. – Казань: Молодой ученый, 2020. С. 27–31.
46. Темченко, Д. П. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий на примере государственных программ / Д. П. Темченко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 141-144. – URL: https://moluch.ru/archive/297/67461/ (дата обращения: 13.11.2024).
47. Толстолуцкий Р. О. Оценка направлений социально-экономического развития сельских территорий / Р. О. Толстолуцкий // Вест-ник Воронежского государственного аграрного университета. – 2021. – Т. 14, № 2(69). – С. 113–122.
48. Толстолуцкий Р. О. Разработка стратегических ориентиров разви-тия сельских территорий / Р. О. Толстолуцкий, Л. А. Запорожцева // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2021. – Т. 14, № 3(70). – С. 124–133.
49. Ускова Т. В. Комплексное развитие сельских территорий – задача государственной важности / Т. В. Ускова, Н. В. Ворошилов // Проблемы развития территории. – 2019. – № 9. – С. 12-18.
50. Ушкалова, Д. И. 5 лет ЕАЭС: итоги взаимной торговли / Д. И. Ушкалова // Рос. внешнеэкон. вестн. – 2020. – № 1. – 73–92.
51. Чалова М.К. Классификация и характеристика сложности проектов / М. К. Чалова // Стратегическое развитие инновационного потенциала от-раслей, комплексов и организаций: сборник статей X Международной науч-но-практической конференции, Пенза, 20–21 октября 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 294-297.
52. Шейхова М.С. Эффективность методов управления проектами / М.С. Шейхова, В.О. Горшков, А.В. Лихоманова // Формирование и реализа-ция стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Пен-за, 07–08 декабря 2021 года. – Пенза: Пензенский государственный аграр-ный университет, 2021. – С. 396-400.
53. Щенникова, В. А. Государственная аграрная политика: инновационный аспект / В. А. Щенникова // Экономическое развитие России. – 2018. – № 9. – С. 40–42.
54. Экономические, биотехнико-технологические аспекты устойчивого сельского развития в условиях цифровой трансформации». VII Международная научно-практическая конференция памяти Б. Х. Жерукова. Ч. 1 / Сборник научных трудов по итогам VII Международной научно-практической конференции. – Нальчик: КабардиноБалкарский ГАУ им. В. М. Кокова, 2019. – 287 с.