Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные гарантии для безработных граждан по действующему законодательству Российской Федерации (Алтайский государственный технический университет)

Работа №177166

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы54
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы и нормативно-правовая база регулирования статуса безработных граждан в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и признаки статуса безработного гражданина 6
1.2 Порядок и условия признания гражданина безработным в Российской Федерации 12
Глава 2 Особенности социального обеспечения безработных граждан в Российской Федерации 22
2.1 Гарантии социальной поддержки безработных граждан 22
2.2 Совершенствование государственной политики в сфере социальной поддержки безработных граждан и предотвращения фактов нарушения законодательства 38
Заключение 45
Список использованных источников 48

В настоящее время во многих странах, включая Россию, проблема безработицы является одной из ключевых проблем экономического развития. Уровень безработицы влияет на уровень жизни людей, эмиграцию и наличие квалифицированной рабочей силы.
Вопросы, связанные с безработицей и занятостью населения, являются одной из наиболее острых социально-экономических проблем не только современной России, но и всех развитых мировых стран. При этом негативном явлении часть трудоспособного населения страны не может найти себе работу, и в следствии чего, образовывается переизбыток рабочей силы, находящийся в резерве центра занятости.
Задача государства в таких условиях, проводить эффективную политику с задействованием всех возможных внутригосударственных ресурсов, направленных на стимулирование трудоустройства работоспособного населения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, связанной с утратой рабочего места. Однако несмотря на всевозможные действующие меры поддержки всё же стоит учитывать тот факт, что безработица является естественным явлением в современных условиях, наличие которого обуславливается отказом от норм, предусматривающих обязательного трудоустройства, и отсутствием правовых последствий за нежелание трудоустроиться.
По данным Росстата, в декабре 2024 г. уровень безработицы в России составил 2,3 % от численности населения, также как в октябре и ноябре. Относительно декабря 2023 г. показатель снизился на 0,7 % (с 3 %). Уровень безработицы в марте 2025 г. составил 2,3 % – показатель, соответствующий декабрьскому значению 2024 г. По данным Росстата, в начале 2025 г. уровень безработицы в России составил 2,8 %, что является историческим минимумом за весь период статистических наблюдений. Однако проблема мер социальных гарантий безработных граждан существует, в том числе в зависимости от региональной специфики. Например, в Алтайском крае не имели работы или доходного занятия, но активно искали и готовы были приступить 38,8 тыс. человек. Уровень безработицы в возрасте 15 лет и старше во II квартале 2024 г. составил 3,4 % (в соответствующем периоде 2023 г. – 3,3 %). Более половины от общего числа безработных (21,5 тыс. человек) в возрасте от 30 до 54 лет. Средний возраст безработного 38,2 года [1].
Таким образом, социальная поддержка и социальные гарантии безработным гражданам крайне важны для поддержания в период поиска работы. Они обеспечивают материальную поддержку людям, оставшимся без источника дохода, что позволяет смягчить негативные последствия потери работы и сохранить достойный уровень жизни. Пособия по безработице, стипендии на период профессионального обучения, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах помогают гражданам пережить период трудностей и не оказаться в социально опасном положении.
При этом, важность и актуальность поднятой темы состоит в том, что социальные гарантии способствуют сохранению и развитию трудового потенциала населения. Время, проведённое безработным на учёте, получение пособия, участие в общественных работах и профессиональное обучение засчитываются в трудовой стаж, что важно для будущего пенсионного обеспечения и социальной защищенности граждан. Кроме того, государство предоставляет бесплатные консультации, профориентацию, обучение и переподготовку, что повышает шансы безработных на успешное трудоустройство и адаптацию к требованиям рынка труда.
Объект исследования – система социальных гарантий для безработных граждан.
Предметом является правовое регулирование социальных гарантий безработным гражданам РФ.
Цель работы – исследование основных направлений и механизмов правового регулирования и системы государственного управления в сфере занятости населения в Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки статуса безработного гражданина.
2. Проанализировать порядок и условия признания гражданина безработным в Российской Федерации.
3. Исследовать социальные гарантии, которые предоставляет государство безработным гражданам РФ.
4. Выявить существующие проблемы в системе предоставления социальных гарантий защите от безработицы.
При написании дипломной работы использовались такие методы, как анализ, классификация и обобщение теоретических положений, системный подход, методы сравнения и описания.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного нами анализа поднятой темы дипломной работы считаем важным отметить, что меры социальной поддержки безработных выполняют функцию профилактики социальной напряжённости и способствуют стабильности общества. Они позволяют смягчить последствия массовых увольнений, поддерживают наиболее уязвимые категории граждан и стимулируют работодателей к созданию новых рабочих мест.
Сегодня в России для безработных граждан предусмотрена система социальных гарантий, основным элементом которой является пособие по безработице. Размер пособия зависит от трудового стажа, причины увольнения и региона проживания, поскольку в отдельных субъектах РФ применяется районный коэффициент. В первые три месяца после постановки на учет безработный может получать до 15 044 рублей, в следующие три месяца — до 5 880 рублей, а минимальная выплата составляет 1 764 рубля в месяц. Для получения пособия необходимо официально зарегистрироваться в центре занятости, предоставить требуемые документы и соответствовать установленным законом условиям.
В рамках работы было установлено, что в системе социальных гарантий для безработных в России существует ряд существенных проблем, снижающих эффективность поддержки этой категории граждан.
Во-первых, размер пособия по безработице часто не соответствует реальным потребностям людей: он не привязан к прожиточному минимуму и не индексируется в соответствии с инфляцией, что не позволяет безработным поддерживать достойный уровень жизни в период поиска работы. Это противоречит международным стандартам социальной защиты и принципу социальной справедливости.
Во-вторых, законодательство содержит формальные ограничения и пробелы. Например, для признания безработным требуется регистрация по месту жительства, что затрудняет получение пособия для граждан, работающих или проживающих вне места постоянной регистрации. Также отсутствует четкое определение самого понятия «пособие по безработице» в законе, что создает дополнительные трудности в правоприменении.
В-третьих, наблюдается региональная дифференциация мер поддержки: уровень и доступность социальных гарантий зависят от возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации, что приводит к неравенству между регионами.
Четвертой проблемой является несоответствие профессионального образования и навыков безработных требованиям рынка труда, особенно среди молодежи и выпускников вузов. Это приводит к тому, что многие специалисты остаются невостребованными, а службы занятости предлагают вакансии, не соответствующие их квалификации.
Кроме того, система общественных работ и профессионального переобучения недостаточно развита, а ограниченный круг работодателей, участвующих в таких программах, снижает эффективность этих мер поддержки.
Наконец, значительное число социальных гарантий реализуется формально или с задержками, что приводит к недоверию граждан к системе социальной защиты и снижает ее реальную значимость.
Таким образом, для повышения эффективности социальных гарантий безработным в России необходимы пересмотр размеров и порядка выплаты пособий, устранение законодательных пробелов, учет региональных особенностей, развитие программ переобучения и общественных работ, а также повышение качества работы служб занятости
Считаем важным распределить все гарантии в системе социальной защиты граждан от безработицы на определенные группы, исходя из такого критерия, как функциональное назначение с учетом объективно существующей дифференциации: гарантий реализации права на содействие в трудоустройстве и гарантий реализации права на материальную поддержку. Предложенная систематизация гарантий позволит исключить их повторение в нормативно-правовых актах, принятых на разных уровнях власти.
Также, в рамках дипломной работы были предложены меры совершенствования действующего законодательства в области социальных гарантий безработных граждан, а именно:
1. Внести изменения в ст. 44 Федерального Закона N 565-ФЗ в части выплаты пособия по истечении трех месяцев: «в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице – 8000 рублей»;
2. Дополнить ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» в части определения понятия «безработный гражданин» таким условием как отсутствие предложений подходящей работы со стороны органов службы занятости. Данное нововведение необходимо, поскольку зачастую безработным гражданам предлагают работу, не соответствующую профилю их подготовки. В этой связи безработные граждане вынуждены тратить время на переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
3. Приравнять пособие по безработице к данным минимального размера оплаты труда, поскольку в настоящее время сложная экономическая ситуация в стране не позволяет поддержать нормальный уровень жизни с размерами пособий.



1. О содействии занятости и защите от безработицы: Конвенция МОТ № 168. – URL: https://base.garant.ru/2541274/ (дата обращения: 23.05.2025).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – URL: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022 (дата обращения: 23.05.2025).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. – № 256. 31.12.2001.
4. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ // Российская газета. – № 286. 18.12.2023.
5. Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе: Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1466». – URL: https://base.garant.ru/72119902/ (дата обращения: 23.05.2025).
6. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы: Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891. – URL: https://base.garant.ru/70225972/ (дата обращения: 23.05.2025).
7. Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2025 году: Постановление Правительства РФ от 23.01.2025
№ 33 – URL: https://base.garant.ru/411354655/ (дата обращения: 23.05.2025).
8. Об утверждении Порядка осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан, а также выдачи предложений о назначении гражданам пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно: Приказ Минтруда России от 22.11.2024 № 631н. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_495049/ (дата обращения: 23.05.2025).
9. Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для назначения пособия по безработице: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. N 57н. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408650865/ (дата обращения: 23.05.2025).
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 29. – URL: https://base.garant.ru/70643476/ (дата обращения: 23.05.2025).
11. Алебастрова И. А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 20. – С. 2–12.
12. Ахапкин Н.Ю. Российская экономика в условиях санкционных ограничений: динамика и структурные изменения // Вестник Института экономики РАН. – 2023. – № 6. – С. 7–25.
13. Афанасьева М.В. Правовой статус безработных граждан в Российской Федерации // Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 31 марта 2022 года. – Уфа: Научно-исследовательский институт проблем правового государства, 2022. – С. 84–87.
14. Баранова А.Д. Пособия по безработице как гарант конституционных прав // Молодежная неделя науки Института промышленного менеджмента, экономики и торговли : сборник трудов всероссийской студенческой научно-учебной конференции, Санкт-Петербург, 27 ноября – 02 2023 года. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – С. 8–10.
15. Батталова Д. А. Теоретические аспекты безработицы // Экономика и социум. – 2020. – № 1(68). – С. 206–208.
16. Бразгина А. А., Копылова Я. А. Правовой статус безработного // Право в современном мире: формирование правовой экосистемы в постпандемийном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 15–17 декабря 2021 года / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский институт управления. – Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2022. – С. 59–62.
17. Бобкова С. С., Лукинова С.А. Пособие по безработице: проблемы правового регулирования // Научный лидер. – 2022. – №51. – С. 119–122.
18. Бурдочкина Ю. А. Пособия по безработице. Понятие, размеры и сроки выплат / Ю. А. Бурдочкина, С. В. Старцева // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сборник материалов XXII международной научно-практической конференции, Москва, 12 декабря 2024 года. – Москва: АНО ДПО Центр развития образования и науки, 2024. – С. 52–56.
19. Бушуева Д.Д. Правовое регулирование социальной защиты российских граждан, имеющих статус безработного // Научный формат. – 2020. – № 10(13). – С. 21–26.
20. Галкин П. В. Основные направления социальной защиты безработных // Экономическое неравенство и социальная справедливость: пути преодоления и создания устойчивого общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 26 февраля 2025 года. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2025. – С. 17–28.
21. Денисевич Е. Н. К вопросу о понятии безработного в трудовом праве // Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики: Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции, Симферополь, 27–28 мая 2022 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 716–722.
22. Дзюбак А. В. Особенности государственной политики в отношении занятости женщин в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2024. – № 3. – С. 92–101.
23. Зорькин В. Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. –285 с.
24. Иснюк М. С. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве как предмет трудового права // Интеллектуальные технологии и инновационные подходы в междисциплинарных исследованиях: создание цифрового будущего: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск, 19 ноября 2024 года. – Стерлитамак: ООО "Агентство международных исследований", 2024. – С. 164–166.
25. Кабанова Е.В. Анализ динамики уровня безработицы в Российской Федерации // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий АПК. Материалы V Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2023. – С. 89–97.
26. Кабанов Д. А. Пособие по безработице как гарантия социальной поддержки безработных граждан // Молодёжь третьего тысячелетия : сборник научных статей XLVII региональной студенческой научно-практической конференции. Секция «Право», Омск, 23 марта 2023 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2023. – С. 45–48.
27. Карташов, С. А., Шаталов С. Д. О регулировании рынка труда и занятости в Российской Федерации // Социальное партнерство и политика занятости (Смирновские чтения): сборник научных докладов V Международной научно-практической конференции, Москва, 09 февраля 2023 года. – Москва: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений", 2023. – С. 98–104.
28. Камолов Р. С. К вопросу о содействии занятости и сокращению уровня бедности инвалидов // Трудовое право в России и за рубежом. – 2025. – № 2. – С. 19–22.
29. Козлова И. В., Лугаськова А. В. Категории граждан, имеющие право на меры социальной поддержки // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. – 2024. – № 4. – С. 150–156.
30. Князев С.А. Оценка динамики уровня безработицы в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. экономические науки. Сборник статей по материалам CII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2023. – С. 129–134.
31. Курушина Я. В., Низова Я.В. Социальная защита от безработицы и способы поиска работы // Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед вызовами глобальных трансформаций: материалы международной междисциплинарной научной конференции, Йошкар-Ола, 08 декабря 2022 года. Том Часть 1. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2023. – С. 153.
32. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения: учебник для вузов. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 214 с.
33. Лукьянова М. Т. Понятие занятости и содействие в обеспечении занятости и трудоустройства, правовой статус безработного // Российский электронный научный журнал. – 2022. – № 2(44). – С. 132–141.
34. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 449 с.
35. Медведев А. В., Плешакова И.Н. О некоторых вопросах социальной защиты безработных граждан // Вестник Волгоградского института бизнеса. Бизнес. Образование. Право. – 2015. – № 4 (33). – С. 294–299.
36. Михоношина Е. В. Механизм признания правового статуса безработного // Студенческий форум. – 2023. – № 39-2(262). – С. 12–14.
37. Мухтарова Н., Нуртазина Р.А. Реализация государственной политики в сфере труда и занятости населения: теоретические аспекты // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Политические науки. Регионоведение. Востоковедение. Тюркология. – 2023. – № 1(142). – С. 75–83.
38. Ронжина Е. Правовой статус безработного в условиях экономического кризиса // Сравнительное правоведение в условиях интернационализации науки и образования: Материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета, Москва, 20 апреля 2022 года / Редколлегия: М.Ю. Воронин (председатель редколлегии) и др.. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2022. С. 329–333
39. Новикова Л. В., Вахтанов А.В. Проблемы правового регулирования социальной защиты граждан от безработицы // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: сборник материалов XXIX Международной научно-практической конференции, Москва. –С. 12–15.
40. Саурин С.А. Новый закон о занятости населения в России: потрясение основ или взвешенный учет тенденций развития рынка труда? // Закон. – 2024. – № 1. – С. 103.
41. Сторожук Д. А. Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных граждан // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. – 2009. – № 2. – С. 112–113.
42. Тимонина И. В. Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 11(227). – С. 187–188.
43. Урусова А. Б. Основные принципы социальной защиты населения // Московский экономический журнал. – 2020. – №1. – С. 601–603.
44. Ушаков А.С., Трошина М.В., Исмагилова Д.А. Система социальной защиты безработных // Современная экономика: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 109–111.
45. Феллер А. А. Правовое регулирование признания гражданина безработным // Вестник магистратуры. – 2024. – № 5-4(152). – С. 63–64.
46. Филиппова М. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2023. – 451 с.
47. Худоногова О. О. Анализ изменений в законодательстве о занятости населения // Интеграция науки, производства, промышленности и инноваций: Сборник статей всероссийской научной конференции, Петрозаводск, 07 ноября 2024 года. – Санкт-Петербург: ООО "Международный институт перспективных исследований им. Ломоносова", 2024. – С. 22–24.

Материалы судебной практики
48. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2023 N 88- 704/2023, 2-138/2022 // СПС КонсультантПлюс
49. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2023 г. по делу № АКПИ23- 282 // URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/7tMINk8uzLod/ (дата обращения: 19 мая 2025 г.).
50. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П // Рос. газ. 2022. 30 марта. №67.
51. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 (ред. от 29.06.2021) «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // «Российская газета», № 280, 11.12.2017.
52. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954
53. Решение № 2-2646/2024 2-2646/2024~М-1664/2024 М-1664/2024 от 25 сентября 2024 г. по делу № 2-2646/2024

Интернет-ресурсы
54. Официальный сайт Международной Организации Труда. – URL¨: https://www.ilo.org/ (дата обращения: 17.05.2025 )
55. Банк судебных решений // – URL¨: https://vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf/2367928 (дата обращения: 17.05.2025 )

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ