Введение 2
Глава 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Российской Федерации 5
1.1 Краткая характеристика минерально-сырьевых ресурсов РФ 5
1.2 Характеристика лесных ресурсов РФ 9
1.3 Характеристика водных ресурсов РФ 12
1.4 Законодательная база охраны природных ресурсов и особенности
правового регулирования природных ресурсов на территории Российской Федерации 14
Глава 2. Государственные структуры в управлении природно-ресурсным потенциалом Российской Федерации 16
2.1. Структура и полномочия Министерства природных ресурсов и экологии
на территории Российской Федерации 16
2.2. Структура и полномочия Росприроднадзора РФ, Ростехнадзора РФ на
территории Российской Федерации 23
2.3. Структура и полномочия Федеральных Агентств по недропользованию,
лесопользованию, водопользованию 29
Глава 3. Анализ контрольно-надзорной деятельности государственных структур 36
3.1. Положительный опыт и результаты контрольно-надзорной деятельности
государственных структур на федеральном уровне на территории Российской Федерации 36
3.2. Формирование эффективной системы использования природно
ресурсного потенциала Российской федерации и решение проблемных вопросов 45
Заключение 48
Список литературы 50
Сохранение природно-ресурсного потенциала Российской Федерации является одной из важнейших задач на современном этапе развития страны. Она связана с сохранением биологических, геологических, водных, лесных и других ресурсов, необходимых для жизни и экономического развития страны.
Однако, сохранение природного потенциала возможно только при условии эффективной управленческой и контрольно-надзорной деятельности государственных структур в области природопользования на территории России. Ведь именно они отвечают за создание и реализацию стратегии по сохранению и эффективному использованию природных ресурсов.
Необходимо отметить, что сохранение природного богатства требует комплексного и целостного подхода к проблеме. Это означает, что необходимо учитывать и экологические, и экономические аспекты природопользования. Только такой подход позволит обеспечить устойчивое развитие страны и сохранить природные ресурсы для будущих поколений.
Кроме того, сохранение природы также важно для борьбы с климатическими изменениями, которые становятся все более серьезной проблемой для всего мира. Переход к экологически чистой и устойчивой экономике может помочь сократить выбросы парниковых газов и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
В свою очередь, каждый гражданин может внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Это может быть как уменьшение потребления ресурсов на личном уровне, так и участие в экологических проектах и мероприятиях. Каждый шаг в сторону сохранения природы имеет важное значение для будущего нашей страны.
Таким образом, сохранение природно-ресурсного потенциала Российской Федерации — это актуальная и сложная задача, но решение которой необходимо для обеспечения устойчивого развития страны и сохранения природных ресурсов для будущих поколений.
Цель исследования- В рамках выпускной квалификационной работы необходимо провести комплексный анализ природно-ресурсного потенциала на территории Российской Федерации. Данный анализ позволит выявить наиболее актуальные проблемы, связанные с использованием природных ресурсов, а также определить эффективные меры по их решению.
Основной целью исследования является оценка достаточности принимаемых мер для сохранения природно-ресурсного потенциала. Для этого будет проведен анализ действующего законодательства и нормативных актов в сфере охраны природы и использования ресурсов. Также будет изучена деятельность государственных контрольно-надзорных органов и их роль в решении проблем, связанных с экологической безопасностью и устойчивым использованием природных ресурсов.
На основе полученных результатов будут разработаны рекомендации по усовершенствованию государственной политики в области охраны природы и использования ресурсов. В частности, будут предложены меры, направленные на улучшение правового регулирования данной сферы, а также на повышение эффективности деятельности государственных контрольно-надзорных органов.
В связи с высокой актуальностью проблем, связанных с природными ресурсами, данное исследование имеет высокую научную и практическую значимость. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях в данной области, а также в разработке государственной политики в области охраны природы и использования ресурсов.
Задачи: для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- провести обзор законодательной базы в области государственного управления природопользованием;
- дать характеристику минерально-сырьевых ресурсов (месторождений полезных ископаемых), лесных, водных ресурсов, объектов животного мира, ООПТ и др. на территории Российской Федерации и показать наиболее значимые округа (территории РФ) и показать обеспеченность этими запасами;
- представить схему действующих управленческих структур МПР и государственных контрольно-надзорных органов (Росприроднадзор, Ростехнадзор, осуществляющих деятельность на территории РФ, с указанием возложенных на них полномочий;
- провести анализ управленческой и надзорной деятельности государственных структур по годам и показать достаточность принимаемых мер и значимость их (работа с нарушителями природоохранного законодательства по всем направлениям - лесные ресурсы, водные ресурсы, минерально-сырьевые ресурсы.
В ходе данного исследования была рассмотрена роль государственных структур в управлении природно-ресурсным потенциалом Российской Федерации. Было выявлено, что государственные структуры проводят мониторинг и анализ состояния ресурсов, разрабатывают стратегии и программы по их использованию, контролируют соблюдение законодательства в этой области, а также сотрудничают с научными и общественными организациями для повышения эффективности использования ресурсов.
Однако, несмотря на эту важную роль государственных структур, в процессе исследования были выявлены некоторые проблемы и недостатки в их работе. Одной из основных проблем является недостаточное финансирование, что существенно ограничивает возможности государственных структур по управлению природно-ресурсным потенциалом РФ. Кроме того, наблюдается отсутствие координации между различными организациями, что также негативно влияет на эффективность работы государственных структур. Еще одной проблемой является слабая ответственность за нарушение экологических стандартов. Это приводит к негативным последствиям для природной среды и здоровья людей, что было выявлено на примере лесных ресурсов.
Для решения этих проблем и улучшения работы государственных структур необходимы серьезные усилия со стороны государства и общества в целом. В первую очередь, необходимо увеличить уровень финансирования государственных структур, чтобы они могли выполнять свои функции более эффективно. Кроме того, необходимо улучшить координацию между различными организациями и ужесточить ответственность за нарушение экологических стандартов. Это позволит повысить эффективность работы государственных структур и обеспечить сохранение природной среды нашей страны.
Таким образом, государственные структуры играют ключевую роль в управлении природно-ресурсным потенциалом РФ, но для обеспечения устойчивого развития экономики и сохранения природной среды необходимо продолжать работу над улучшением их работы и решением выявленных проблем. Это требует совместных усилий государства, общества и бизнеса, а также участия всех граждан в сохранении природы и экологической безопасности нашей страны. В современных рыночных условиях пересматриваются и переосмысливаются концепции современного природопользования. На сегодняшний день на смену жесткого административного управления пришли приоритетные экономические подходы с учетом принципов хозяйственного самоуправления. Все предприятия-природопользователи стоят не только на налоговом учете, но и на учете по негативному воздействию на окружающую среду. Предприятия- природопользователи, осуществляя использование природных ресурсов платят установленные налоги и платежи, тем самым остаются под контролем государственных органов. В целом можно констатировать о большей самостоятельности предприятий природоресурсного сектора и государственной поддержке, предприятий которые решают экологические проблемы за счет прибыли. Так же нельзя уменьшать и роль государственных структур, на которые возложены функции контрольно-надзорной деятельности. Также велика и роль действующего природоресурсного и природоохранного законодательства, в соответствии с которым предприятия ресурсного сектора обязаны осуществлять хозяйственную деятельности. Оптимизация взаимосвязей предполагает установление необходимых связей между процессом рационального природопользования и научного прогнозирования и контроля.
1. Алексеев, В.П. (2019). Государственное регулирование природопользования в России. Москва: Издательство МГУ.
2. Баскаков, И.В. (2018). Экологический аудит предприятий: теория и практика. Москва: Издательство "Дело".
3. Гершензон, М.Ш. (2016). Природные ресурсы России: проблемы и перспективы использования. Москва: Издательство "Экономика".
4. Данилов, Ю.А. (2017). Ресурсосбережение и природоохрана: теория и практика. Москва: Издательство "Г ардарики".
5. Егоров, А.И. (2018). Роль государственных органов в охране окружающей среды. Москва: Издательство "Красный Профессор".
6. Захаров, А.В. (2019). Государственное управление природопользованием в современной России. Москва: Издательство "Новый мир".
7. Иванов, И.П. (2016). Экологический менеджмент: теория и практика. Москва: Издательство "Геотек-Медиа".
8. Ковалев, А.Ф. (2017). Природные ресурсы и их использование: экономический аспект. Москва: Издательство "Экономика".
9. Лапшин, В.Н. (2019). Экологическое право в России: теория и практика. Москва: Издательство "Юриспруденция".
10. Макаров, А.А. (2018). Роль государства в решении экологических проблем. Москва: Издательство "Омега-Л".
11. Николаев, В.В. (2016). Правовое регулирование природопользования в России. Москва: Издательство "ВолтерсКлувер".
12. Орлов, А.А. (2017). Экологическая безопасность и
ресурсосбережение: теория и практика. Москва: Издательство "Феникс".
13. Панов, С.В. (2018). Природопользование и экологическая
безопасность: теория и практика. Москва: Издательство "Деловой мир".
14. Рощина, Т.М. (2019). Экологический мониторинг и оценка состояния природных ресурсов. Москва: Издательство "Эксмо".
15. Смирнов, В.М. (2016). Государственное регулирование экономических интересов в природопользовании. Москва: Издательство "Проспект".
... всего 22 источников