Трансформация внешней политики Турции в XXI веке
|
Введение 3
Глава 1. Основы внешнеполитической идеологии Турции в условиях
меняющейся системы международных отношений 8
1.1. Развитие концепции «неоосманизма» 8
1.2. Политика «ноль проблем с соседями» 15
Глава 2. Турция и страны Ближнего Востока: сотрудничество или соперничество? 21
2.1. Влияние событий «арабской весны» на отношения Турции и стран
арабского мира 21
2.2. Проблемы и перспективы ирано-турецких отношений 27
Глава 3. Политика Турции на постсоветском пространстве 32
3.1 Турция как фактор развития этно-конфессиональной ситуации в странах СНГ 32
3.2 Кавказский регион как зона геополитического противостояния России и
Турции 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Глава 1. Основы внешнеполитической идеологии Турции в условиях
меняющейся системы международных отношений 8
1.1. Развитие концепции «неоосманизма» 8
1.2. Политика «ноль проблем с соседями» 15
Глава 2. Турция и страны Ближнего Востока: сотрудничество или соперничество? 21
2.1. Влияние событий «арабской весны» на отношения Турции и стран
арабского мира 21
2.2. Проблемы и перспективы ирано-турецких отношений 27
Глава 3. Политика Турции на постсоветском пространстве 32
3.1 Турция как фактор развития этно-конфессиональной ситуации в странах СНГ 32
3.2 Кавказский регион как зона геополитического противостояния России и
Турции 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
В последнее время Турции стремится повысить свой международный и региональный авторитет, используя выгодное геополитическое положение на стыке двух цивилизаций, стремится усилить влияние в глобальной политике. Внешняя политика Турции на протяжении последних лет базировалась на принципах концепции «стратегической глубины» и политики «ноль проблем с соседями». Однако волна революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке побудила турецкое руководство к серьезной корректировке политики в отношении государств региона и переходу от традиционной роли посредника между правящими режимами и оппозицией к поддержке - в ряде случаев - антиправительственных сил. Вместе с тем турецкое руководство прилагает усилия по распространению «турецкой модели» политического устройства в арабском мире и тюркоязычных странах Южного Кавказа и Центральной Азии. В целом Анкарой декларируется многовекторная внешняя политика, с такими приоритетами, как сохранение ведущей роли ООН и поддержание евроатлантической безопасности, а также сотрудничество с Западом при развитии партнерских отношений с Россией.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день турецкий фактор стал играть важную роль в международных отношениях, особенно в процессах, происходящих на Ближнем Востоке. Еще недавно роль Турции как мирового и регионального игрока представлялась несущественной по причине внутренней нестабильности и отсутствия проработанной внешнеполитической стратегии. В настоящее время турецкое руководство придаёт особое значение внешнеполитической деятельности, апофеозом стремления к лидерству Турции стала доктрина экс-премьер министра Турецкой Республики Ахмета Давутоглу, которая подразумевает под собой связь внешней политики современной Турции с историческим наследием османов и её направленность на возврат «оттоманского прошлого» с учетом современных реалий. Исследование представляется актуальным, так как в отечественной историографии до сих пор нет монографий, посвященных исключительно данной теме. Поставленная проблема рассматривалась некоторыми отечественными учеными лишь в рамках какой-либо другой темы. Более того, международная обстановка развивается довольно стремительно, в особенности официальная позиция Турции касаемо ситуации на Ближнем Востоке, также за последний год российско-турецкие отношения претерпели существенные изменения.
Степень научной разработанности темы исследования: анализ, приведенный в трудах российских и зарубежных авторов, позволил обогатить научно-теоретическую часть исследования, сопоставить реалии развития внешнеполитической линии Турецкой Республики с устоявшимися в политической и исторической науке оценками и выводами.
В целом, представляется возможным разделить библиографию на четыре группы: документальные источники; теоретическая литература; работы российских авторов; публикации зарубежных исследователей. К первой группе можно отнести Конституцию Турецкой Республики, закон о создании и задачах Министерства иностранных дел Турецкой Республики, официальные заявления турецкого внешнеполитического ведомства, а также заявления президента Р. Эрдогана, министра иностранных дел М. Чавушоглу и премьер-министра А. Давутоглу. Для детального изучения выбранной темы были использованы интервью высокопоставленных лиц тюркских государств, а также новостные статьи, освещающие саммиты Тюркского Совета.
Общетеоретическим базисом исследования стала книга Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина», а также доктрина «ноль проблем с соседями». Теоретические аспекты неоосманизма содержат книги и статьи директора Центра востоковедных исследований В.А. Аваткова, ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН. В.А. Надеина-Раевского, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Ф.А. Лукьянова.
Из третьей группы необходимо, прежде всего, назвать научные работы доцента Института стран Азии и Африки МГУ П.В. Шлыкова, старшего научного сотрудникв сектора Ближнего Востока Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ И.А. Свистуновой, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Г.И. Мирского, кандидата исторических наук С.М. Маркедонова, тюрколога А.В. Сулейманова.
Среди иностранных специалистов необходимо выделить книгу Алайзы Маркус «Blood and Belief: The PKK and the Kurdish Fight for Independence», работу шведского журналиста Арона Лунда «Syrian Jihadism», статью «Turkey Let Militants from 83 Countries in Syria» иранского издательства Al- Alam, статью американского журналиста Марка Чемпиона «Turkish Incursion Could Prove Game Changer in Syrian War», работу руководителя кафедры международных отношений Ближневосточного технического университета Турции Хюсейн Багджи.
Объект исследования: система международных отношений на Ближнем Востоке, Кавказе и Балканах в контексте турецкого фактора.
Предмет исследования: теоретический и практический комплекс внешней политики Турции на современном этапе: внешнеполитические цели, и интересы.
Хронологическими рамками исследования является период с 2002 года до настоящего времени. Нижняя граница исследования обусловлена приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития, который ознаменовал новый этап во внешней политике Турции.
Цель исследования: проанализировать деятельность Турецкой Республики в рамках концепции «ноль проблем с соседями» и идеологии неоосманизма.
Задачи исследования:
1) раскрыть основные положения концепции А. Давутоглу «Стратегическая глубина» и обосновать ее значение в формировании внешнеполитического курса Турции;
2) рассмотреть основной внешнеполитический принцип Партии справедливости и развития - «ноль проблем с соседями»;
3) дать оценку российско-турецким отношениям в контексте Нагорно-Карабахского конфликта;
4) изучить практические аспекты применения новых внешнеполитических принципов на примере отношений с Турции с Арменией и Грецией, а также Ираном и Сирией.
5) рассмотреть культурно-религиозную деятельность Турции в тюркских государствах постсоветского пространства.
Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, совмещающий исторический и политологический анализ, позволяющие раскрыть эволюцию внешнеполитического курса Турции и проанализировать рассматриваемую проблематику в свете новых реалий современных международных отношений. Кроме того, был использован метод наблюдения, который позволяет получить важную информацию по проблемам международных отношений, а также метод ивент-анализа, в основе которого лежит отслеживание динамики событий на международной арене с целью определения главных тенденций развития политической ситуации в отдельных странах и в мире в целом, а также метод построения сценариев - в работе представлены три возможных сценария урегулирования Нагорно¬Карабахского конфликта. При изучении официальных документов, выступлений политических деятелей и информационно-аналитических материалов применялся метод контент-анализа и сравнительный анализ.
Структура работы представлена введением, тремя главами, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключением и списком использованных источников.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день турецкий фактор стал играть важную роль в международных отношениях, особенно в процессах, происходящих на Ближнем Востоке. Еще недавно роль Турции как мирового и регионального игрока представлялась несущественной по причине внутренней нестабильности и отсутствия проработанной внешнеполитической стратегии. В настоящее время турецкое руководство придаёт особое значение внешнеполитической деятельности, апофеозом стремления к лидерству Турции стала доктрина экс-премьер министра Турецкой Республики Ахмета Давутоглу, которая подразумевает под собой связь внешней политики современной Турции с историческим наследием османов и её направленность на возврат «оттоманского прошлого» с учетом современных реалий. Исследование представляется актуальным, так как в отечественной историографии до сих пор нет монографий, посвященных исключительно данной теме. Поставленная проблема рассматривалась некоторыми отечественными учеными лишь в рамках какой-либо другой темы. Более того, международная обстановка развивается довольно стремительно, в особенности официальная позиция Турции касаемо ситуации на Ближнем Востоке, также за последний год российско-турецкие отношения претерпели существенные изменения.
Степень научной разработанности темы исследования: анализ, приведенный в трудах российских и зарубежных авторов, позволил обогатить научно-теоретическую часть исследования, сопоставить реалии развития внешнеполитической линии Турецкой Республики с устоявшимися в политической и исторической науке оценками и выводами.
В целом, представляется возможным разделить библиографию на четыре группы: документальные источники; теоретическая литература; работы российских авторов; публикации зарубежных исследователей. К первой группе можно отнести Конституцию Турецкой Республики, закон о создании и задачах Министерства иностранных дел Турецкой Республики, официальные заявления турецкого внешнеполитического ведомства, а также заявления президента Р. Эрдогана, министра иностранных дел М. Чавушоглу и премьер-министра А. Давутоглу. Для детального изучения выбранной темы были использованы интервью высокопоставленных лиц тюркских государств, а также новостные статьи, освещающие саммиты Тюркского Совета.
Общетеоретическим базисом исследования стала книга Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина», а также доктрина «ноль проблем с соседями». Теоретические аспекты неоосманизма содержат книги и статьи директора Центра востоковедных исследований В.А. Аваткова, ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН. В.А. Надеина-Раевского, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Ф.А. Лукьянова.
Из третьей группы необходимо, прежде всего, назвать научные работы доцента Института стран Азии и Африки МГУ П.В. Шлыкова, старшего научного сотрудникв сектора Ближнего Востока Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ И.А. Свистуновой, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Г.И. Мирского, кандидата исторических наук С.М. Маркедонова, тюрколога А.В. Сулейманова.
Среди иностранных специалистов необходимо выделить книгу Алайзы Маркус «Blood and Belief: The PKK and the Kurdish Fight for Independence», работу шведского журналиста Арона Лунда «Syrian Jihadism», статью «Turkey Let Militants from 83 Countries in Syria» иранского издательства Al- Alam, статью американского журналиста Марка Чемпиона «Turkish Incursion Could Prove Game Changer in Syrian War», работу руководителя кафедры международных отношений Ближневосточного технического университета Турции Хюсейн Багджи.
Объект исследования: система международных отношений на Ближнем Востоке, Кавказе и Балканах в контексте турецкого фактора.
Предмет исследования: теоретический и практический комплекс внешней политики Турции на современном этапе: внешнеполитические цели, и интересы.
Хронологическими рамками исследования является период с 2002 года до настоящего времени. Нижняя граница исследования обусловлена приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития, который ознаменовал новый этап во внешней политике Турции.
Цель исследования: проанализировать деятельность Турецкой Республики в рамках концепции «ноль проблем с соседями» и идеологии неоосманизма.
Задачи исследования:
1) раскрыть основные положения концепции А. Давутоглу «Стратегическая глубина» и обосновать ее значение в формировании внешнеполитического курса Турции;
2) рассмотреть основной внешнеполитический принцип Партии справедливости и развития - «ноль проблем с соседями»;
3) дать оценку российско-турецким отношениям в контексте Нагорно-Карабахского конфликта;
4) изучить практические аспекты применения новых внешнеполитических принципов на примере отношений с Турции с Арменией и Грецией, а также Ираном и Сирией.
5) рассмотреть культурно-религиозную деятельность Турции в тюркских государствах постсоветского пространства.
Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, совмещающий исторический и политологический анализ, позволяющие раскрыть эволюцию внешнеполитического курса Турции и проанализировать рассматриваемую проблематику в свете новых реалий современных международных отношений. Кроме того, был использован метод наблюдения, который позволяет получить важную информацию по проблемам международных отношений, а также метод ивент-анализа, в основе которого лежит отслеживание динамики событий на международной арене с целью определения главных тенденций развития политической ситуации в отдельных странах и в мире в целом, а также метод построения сценариев - в работе представлены три возможных сценария урегулирования Нагорно¬Карабахского конфликта. При изучении официальных документов, выступлений политических деятелей и информационно-аналитических материалов применялся метод контент-анализа и сравнительный анализ.
Структура работы представлена введением, тремя главами, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключением и списком использованных источников.
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с новой внешнеполитической концепцией, разработанной Партией справедливости и развития, Турция позиционирует себя как покровительницу тюркских народов и одну из ведущих держав, способную оказывать влияние на современный миропорядок. Турецкое руководство особенно заинтересовано в укреплении своих позиций на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке. Идеологом нового внешнеполитического курса стал Ахмет Давутоглу, который в своей работе «Стратегическая глубина» исходит из того, что значение любой страны в мировой политике определяется совокупностью параметров ее национальной силы, прежде всего геостратегическим положением и историческим наследием. Турция, с точки зрения Давутоглу, уникальна благодаря местоположению на стыке Европы и Азии и могущества, унаследованного от Османской империи. Современная Турция балансирует между Западом и Востоком, турецкий подход предполагает разрушение стереотипов восприятия страны на международной арене, строится на идее возвращения себе исторической ключевой роли в близлежащих регионах.
В постсоветских государствах турецкое правительство активно использует инструменты «мягкой силы» - формирование лобби в тюркских государствах через использование экономических, образовательных и культурных инструментов. В ближневосточном регионе Турция стремилась укрепить свои позиции, используя «арабскую весну». При этом Анкара пошла на обострение отношений с Израилем, что значительно повысило авторитет Турции среди исламских государств. В настоящее время Турция применяет силовые методы на Ближнем Востоке, пытаясь конкурировать с Российской Федерацией и Ираном. Однако вмешательство в сирийский конфликт не принесло ожидаемых результатов, а лишь дестабилизировало обстановку внутри Турции, что привело к обострению курдского вопроса, неконтролируемому потоку беженцев и внутриполитической напряжённости.
Внешнеполитическая идеология Турции на современном этапе переживает очередную трансформацию. Очевидно, что идея турецкого покровительства над тюркскими народами не реализована в полной мере. Прежде всего, это обусловлено разнонаправленной политикой государств, а также ведущей ролью Российской Федерации на постсоветском пространстве.
В соответствии с проведенным анализом, российско-турецкие отношения характеризуются динамической стабильностью с неуклонным повышением конкуренции, которая проецируется на традиционную арену геополитического противостояния двух держав - Закавказье и Центральную Азию. По ряду вопросов у России и Турции кардинально разные позиции, а именно разрешение Нагорно-Карабахского конфликта, а также пресечение Россией турецкой экспансии в некоторые субъекты РФ. Более того, курс «ноль проблем с соседями» оказался неспособным устранить напряжённость в отношениях с Арменией и устранить территориальные споры с Грецией.
Таким образом, на основании изложенного можно утверждать, что Турция стремится сохранить свое положение в глобальной иерархии держав, при этом повысив свой статус до уровня надрегиональной державы, способной единолично осуществлять региональное регулирование и играть роль лидера в нескольких сопредельных регионах. Вместе с тем следует признать, что для выхода на уровень мировой державы внешней политике современной Турции не хватает ресурсов, а также политической воли.
В соответствии с новой внешнеполитической концепцией, разработанной Партией справедливости и развития, Турция позиционирует себя как покровительницу тюркских народов и одну из ведущих держав, способную оказывать влияние на современный миропорядок. Турецкое руководство особенно заинтересовано в укреплении своих позиций на постсоветском пространстве и Ближнем Востоке. Идеологом нового внешнеполитического курса стал Ахмет Давутоглу, который в своей работе «Стратегическая глубина» исходит из того, что значение любой страны в мировой политике определяется совокупностью параметров ее национальной силы, прежде всего геостратегическим положением и историческим наследием. Турция, с точки зрения Давутоглу, уникальна благодаря местоположению на стыке Европы и Азии и могущества, унаследованного от Османской империи. Современная Турция балансирует между Западом и Востоком, турецкий подход предполагает разрушение стереотипов восприятия страны на международной арене, строится на идее возвращения себе исторической ключевой роли в близлежащих регионах.
В постсоветских государствах турецкое правительство активно использует инструменты «мягкой силы» - формирование лобби в тюркских государствах через использование экономических, образовательных и культурных инструментов. В ближневосточном регионе Турция стремилась укрепить свои позиции, используя «арабскую весну». При этом Анкара пошла на обострение отношений с Израилем, что значительно повысило авторитет Турции среди исламских государств. В настоящее время Турция применяет силовые методы на Ближнем Востоке, пытаясь конкурировать с Российской Федерацией и Ираном. Однако вмешательство в сирийский конфликт не принесло ожидаемых результатов, а лишь дестабилизировало обстановку внутри Турции, что привело к обострению курдского вопроса, неконтролируемому потоку беженцев и внутриполитической напряжённости.
Внешнеполитическая идеология Турции на современном этапе переживает очередную трансформацию. Очевидно, что идея турецкого покровительства над тюркскими народами не реализована в полной мере. Прежде всего, это обусловлено разнонаправленной политикой государств, а также ведущей ролью Российской Федерации на постсоветском пространстве.
В соответствии с проведенным анализом, российско-турецкие отношения характеризуются динамической стабильностью с неуклонным повышением конкуренции, которая проецируется на традиционную арену геополитического противостояния двух держав - Закавказье и Центральную Азию. По ряду вопросов у России и Турции кардинально разные позиции, а именно разрешение Нагорно-Карабахского конфликта, а также пресечение Россией турецкой экспансии в некоторые субъекты РФ. Более того, курс «ноль проблем с соседями» оказался неспособным устранить напряжённость в отношениях с Арменией и устранить территориальные споры с Грецией.
Таким образом, на основании изложенного можно утверждать, что Турция стремится сохранить свое положение в глобальной иерархии держав, при этом повысив свой статус до уровня надрегиональной державы, способной единолично осуществлять региональное регулирование и играть роль лидера в нескольких сопредельных регионах. Вместе с тем следует признать, что для выхода на уровень мировой державы внешней политике современной Турции не хватает ресурсов, а также политической воли.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В XXI ВЕКЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2014 - Внешняя политика Турции во второй половине XX-начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Международные отношение Туркменистана с РФ и с КНР в 2000-х годах.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Внешняя политика Турции в современный период
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - «МЯГКАЯ СИЛА» В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ
ИНСТРУМЕНТОВ ТУРЦИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В XXI СТОЛЕТИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ближневосточный регион в геополитике Турецкой республики в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ближневосточный регион в геополитике Турецкой республики в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Взаимоотношения Турецкой Республики и Европейского Союза
на рубеже XX-XXI веков.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018



