Правовая система социальной поддержки неполных семей (Петровский колледж)
|
Работа сделана на примере г. Санкт-Петербурга.
Проведен анализ статистических данных за 2021-2024 годы.
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы социальной поддержки неполных семей 6
1.1 Неполная семья: понятие и причины возникновения 6
1.2 Анализ числа неполных семей в Санкт-Петербурге 14
1.3 Нормативно-правовая база социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге 19
2 Система социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге: современное состояние, проблемы, перспективы развития25
2.1 Анализ практики предоставления социальной поддержки неполным семьям в Санкт-Петербурге 25
2.2 Проблемы реализации законодательства о социальной поддержке неполных семей в Санкт-Петербурге 33
2.3 Перспективы развития системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге 40
Заключение 52
Список использованных источников 55
Проведен анализ статистических данных за 2021-2024 годы.
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы социальной поддержки неполных семей 6
1.1 Неполная семья: понятие и причины возникновения 6
1.2 Анализ числа неполных семей в Санкт-Петербурге 14
1.3 Нормативно-правовая база социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге 19
2 Система социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге: современное состояние, проблемы, перспективы развития25
2.1 Анализ практики предоставления социальной поддержки неполным семьям в Санкт-Петербурге 25
2.2 Проблемы реализации законодательства о социальной поддержке неполных семей в Санкт-Петербурге 33
2.3 Перспективы развития системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге 40
Заключение 52
Список использованных источников 55
Актуальность исследования обусловлена значительным количеством числа неполных семей в современном обществе и их повышенной уязвимостью в социально-экономическом плане. В России среди общего числа семей 61,5%, или 9,55 млн, – с двумя родителями. Еще 31,3%, или 4,85 млн семей, – одино¬кие матери с детьми. Оставшиеся 7,3%, или 1,13 млн, – одинокие отцы с детьми [31]. В Санкт-Петербурге наблюдается снижение количества неполных семей с 64 599 в 2022 году до 62 238 в 2024 году. Несмотря на положительную дина¬мику, количество неполных семей остается значительным. Это указывает на то, что проблема неполных семей по-прежнему актуальна и требует дальнейшего внимания [29].
Неполные семьи, где один из родителей отсутствует по причине развода, смерти или других обстоятельств, сталкиваются с множеством трудностей, включая финансовые проблемы, эмоциональный стресс и сложности в воспита¬нии детей. В условиях высокой стоимости жизни в Санкт-Петербурге, где цены на жилье, образование и медицинские услуги значительно выше, чем в среднем по России, такие семьи особенно нуждаются в эффективной государственной поддержке. Однако существующая правовая система социальной помощи не всегда учитывает специфические потребности неполных семей, что делает ис¬следование данной темы крайне важным для разработки мер, направленных на улучшение их положения.
Кроме того, текущее законодательство Санкт-Петербурга, регулирующее социальную поддержку неполных семей, сталкивается с рядом проблем, таких как недостаточный размер пособий, сложные бюрократические процедуры и ограниченный доступ к психологической и юридической помощи. Эти про¬блемы снижают эффективность предоставляемой помощи и ограничивают ее доступность для нуждающихся семей. Исследование правовой системы соци¬альной поддержки неполных семей позволит выявить существующие пробелы в законодательстве и предложить конкретные меры для их устранения. Это осо¬бенно важно в контексте формирования инклюзивного общества, где каждый гражданин, независимо от своего семейного статуса, имеет возможность жить достойно и воспитывать детей в благоприятных условиях.
Объект исследования: правовая система социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования: нормы и положения законодательства Санкт-Петербурга в области социальной поддержки неполных семей, а также про-блемы и перспективы его реализации.
Цель исследования: анализ действующей правовой системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге, выявление ее недостатков и разработка предложений по ее совершенствованию для повышения эффектив¬ности помощи нуждающимся семьям.
Вышеназванная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Исследовать понятие и причины возникновения неполной семьи;
2. Проанализировать число неполных семей в Санкт-Петербурге;
3. Раскрыть нормативно-правовую базу социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге;
4. Проанализировать практику предоставления социальной поддержки неполным семьям в Санкт-Петербурге;
5. Выделить проблемы реализации законодательства о социальной под-держке неполных семей в Санкт-Петербурге;
6. Определить перспективы развития системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге.
Вопросам проблемных аспектов системы социальной поддержки непол-ных семей по законодательству Санкт-Петербурга уделяют внимание большое число исследователей и правоведов. Так, можно выделить следующих авторов: Диколенко Л.А., Заякина О.А., Каримова Д.С., Кудоярова И.Н., Натсак О.Д., Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Золотарева О.А., Садовникова Ю.Ю., Мащенко Ю.А., Тимейчук Л.Н. и т.д.
В исследовании правовой системы социальной поддержки неполных се-мей по законодательству Санкт-Петербурга применяется формально-юридиче¬ский метод, позволяющий проанализировать нормативно-правовые акты регио¬нального уровня, регулирующие механизмы предоставления социальной по¬мощи. Системный метод используется для комплексного изучения взаимосвя¬зей между различными формами поддержки неполных семей и оценки эффек¬тивности существующих правовых механизмов. Статистический и математиче¬ский методы позволяют обработать количественные данные о численности неполных семей, объемах и видах предоставляемой социальной поддержки, а также провести анализ динамики изменения этих показателей во времени.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении про-блем и пробелов в действующем законодательстве Санкт-Петербурга о соци-альной поддержке неполных семей, что позволит разработать конкретные ре¬комендации по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти Санкт-Петербурга при разработке новых мер социальной поддержки неполных семей и совершенствовании существующих механизмов правовой защиты данной категории граждан.
Работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих основное содержа¬ние исследования, заключения и списка использованных источников.
Неполные семьи, где один из родителей отсутствует по причине развода, смерти или других обстоятельств, сталкиваются с множеством трудностей, включая финансовые проблемы, эмоциональный стресс и сложности в воспита¬нии детей. В условиях высокой стоимости жизни в Санкт-Петербурге, где цены на жилье, образование и медицинские услуги значительно выше, чем в среднем по России, такие семьи особенно нуждаются в эффективной государственной поддержке. Однако существующая правовая система социальной помощи не всегда учитывает специфические потребности неполных семей, что делает ис¬следование данной темы крайне важным для разработки мер, направленных на улучшение их положения.
Кроме того, текущее законодательство Санкт-Петербурга, регулирующее социальную поддержку неполных семей, сталкивается с рядом проблем, таких как недостаточный размер пособий, сложные бюрократические процедуры и ограниченный доступ к психологической и юридической помощи. Эти про¬блемы снижают эффективность предоставляемой помощи и ограничивают ее доступность для нуждающихся семей. Исследование правовой системы соци¬альной поддержки неполных семей позволит выявить существующие пробелы в законодательстве и предложить конкретные меры для их устранения. Это осо¬бенно важно в контексте формирования инклюзивного общества, где каждый гражданин, независимо от своего семейного статуса, имеет возможность жить достойно и воспитывать детей в благоприятных условиях.
Объект исследования: правовая система социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования: нормы и положения законодательства Санкт-Петербурга в области социальной поддержки неполных семей, а также про-блемы и перспективы его реализации.
Цель исследования: анализ действующей правовой системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге, выявление ее недостатков и разработка предложений по ее совершенствованию для повышения эффектив¬ности помощи нуждающимся семьям.
Вышеназванная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Исследовать понятие и причины возникновения неполной семьи;
2. Проанализировать число неполных семей в Санкт-Петербурге;
3. Раскрыть нормативно-правовую базу социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге;
4. Проанализировать практику предоставления социальной поддержки неполным семьям в Санкт-Петербурге;
5. Выделить проблемы реализации законодательства о социальной под-держке неполных семей в Санкт-Петербурге;
6. Определить перспективы развития системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге.
Вопросам проблемных аспектов системы социальной поддержки непол-ных семей по законодательству Санкт-Петербурга уделяют внимание большое число исследователей и правоведов. Так, можно выделить следующих авторов: Диколенко Л.А., Заякина О.А., Каримова Д.С., Кудоярова И.Н., Натсак О.Д., Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Золотарева О.А., Садовникова Ю.Ю., Мащенко Ю.А., Тимейчук Л.Н. и т.д.
В исследовании правовой системы социальной поддержки неполных се-мей по законодательству Санкт-Петербурга применяется формально-юридиче¬ский метод, позволяющий проанализировать нормативно-правовые акты регио¬нального уровня, регулирующие механизмы предоставления социальной по¬мощи. Системный метод используется для комплексного изучения взаимосвя¬зей между различными формами поддержки неполных семей и оценки эффек¬тивности существующих правовых механизмов. Статистический и математиче¬ский методы позволяют обработать количественные данные о численности неполных семей, объемах и видах предоставляемой социальной поддержки, а также провести анализ динамики изменения этих показателей во времени.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении про-блем и пробелов в действующем законодательстве Санкт-Петербурга о соци-альной поддержке неполных семей, что позволит разработать конкретные ре¬комендации по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти Санкт-Петербурга при разработке новых мер социальной поддержки неполных семей и совершенствовании существующих механизмов правовой защиты данной категории граждан.
Работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих основное содержа¬ние исследования, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в рамках проведенного исследования мы можем сделать ряд выводов.
Неполная семья – это семейная структура, в которой отсутствует один из родителей, чаще всего отец, хотя в некоторых случаях это может быть и мать. Причины возникновения неполной семьи многообразны и часто взаимосвязаны. Они могут быть обусловлены как внешними обстоятельствами, такими как экономические трудности или социальные нормы, так и внутренними факторами, такими как личностные конфликты или трагические события. Понимание этих причин помогает разрабатывать более эффективные стратегии поддержки неполных семей, направленные на улучшение их качества жизни и создание благоприятных условий для воспитания детей. В Санкт-Петербурге за три года наблюдается снижение количества неполных семей с 64 599 в 2022 году до 62 238 в 2024 году. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении количества детей, проживающих в таких семьях: с 78 694 до 76 754.
Меры социальной поддержки неполным семьям в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и направлены на улучшение материального положения таких семей, обеспечение детей необходимыми товарами и услугами, а также создание благоприятных условий для их воспитания и развития. Анализ данных показывает, что размеры всех видов пособий и выплат для неполных семей в Санкт-Петербурге увеличиваются с каждым годом. Это свидетельствует о стремлении властей улучшить материальное положение таких семей и обеспечить детям доступ к необходимым товарам и услугам.
Среди основных проблемы системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге мы выделили следующие:
1. Недостаточный размер пособий: выплаты не покрывают реальные расходы на питание, образование, одежду и другие нужды, особенно в условиях высокой стоимости жизни в городе.
2. Бюрократические барьеры: сложные процедуры оформления, требующие множества документов, и длительные сроки рассмотрения заявлений затрудняют доступ к помощи.
3. Неравномерное распределение поддержки: меры помощи ориентированы на малоимущие семьи, исключая работающих одиноких родителей с доходом чуть выше установленного порога.
4. Недостаток психологической и юридической помощи: ограниченный доступ к бесплатным консультациям психологов и юристов, особенно для семей, нуждающихся в эмоциональной и правовой поддержке.
5. Недостаточная информированность: многие семьи не знают о своих правах и доступных мерах поддержки из-за отсутствия активной информационной кампании.
Эти проблемы снижают эффективность социальной поддержки и ограничивают доступность помощи для неполных семей.
Среди конкретных направлений развития системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге мы предлагаем следующие:
1. Дополнение статьи 14 Социального кодекса: включение неполных семей, воспитывающих одного или более детей до 18 лет, в категорию лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки;
2. Введение новой статьи «Меры социальной поддержки неполных семей»;
3. Расширение мер поддержки для работающих неполных семей: дополнительные выплаты на аренду жилья, детский сад или лечение ребенка, льготы на оплату коммунальных услуг и транспортных расходов, программы поддержки для родителей, совмещающих работу и воспитание детей (гибкий график, субсидии на няню);
4. Жилищная поддержка: субсидии на аренду жилья, льготные ипотечные программы с низкими процентными ставками, предоставление социального жилья или льготных условий для участия в жилищных программах;
5. Информационная поддержка: обязательное информирование граждан о мерах поддержки через школы, детские сады, медицинские учреждения и районные центры, проведение регулярных информационных кампаний.
6. Льготы на оплату коммунальных услуг и транспортных расходов: скидки на оплату электроэнергии, воды, отопления и газа, льготные проездные билеты или бесплатный проезд для детей из неполных семей.
7. Увеличение размеров пособий и их индексация с учетом региональных особенностей:
8. Поддержка трудоустройства и предпринимательства: гибкий график работы, удаленная работа и дополнительные выходные дни для одиноких родителей, льготные кредиты и гранты на открытие и развитие бизнеса, образовательные и консультационные программы для профессиональной адаптации.
Эти меры в совокупности направлены на улучшение материального положения неполных семей, снижение финансовой нагрузки, повышение доступности образования и медицинских услуг, а также создание условий для профессиональной реализации одиноких родителей.
Неполная семья – это семейная структура, в которой отсутствует один из родителей, чаще всего отец, хотя в некоторых случаях это может быть и мать. Причины возникновения неполной семьи многообразны и часто взаимосвязаны. Они могут быть обусловлены как внешними обстоятельствами, такими как экономические трудности или социальные нормы, так и внутренними факторами, такими как личностные конфликты или трагические события. Понимание этих причин помогает разрабатывать более эффективные стратегии поддержки неполных семей, направленные на улучшение их качества жизни и создание благоприятных условий для воспитания детей. В Санкт-Петербурге за три года наблюдается снижение количества неполных семей с 64 599 в 2022 году до 62 238 в 2024 году. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении количества детей, проживающих в таких семьях: с 78 694 до 76 754.
Меры социальной поддержки неполным семьям в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и направлены на улучшение материального положения таких семей, обеспечение детей необходимыми товарами и услугами, а также создание благоприятных условий для их воспитания и развития. Анализ данных показывает, что размеры всех видов пособий и выплат для неполных семей в Санкт-Петербурге увеличиваются с каждым годом. Это свидетельствует о стремлении властей улучшить материальное положение таких семей и обеспечить детям доступ к необходимым товарам и услугам.
Среди основных проблемы системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге мы выделили следующие:
1. Недостаточный размер пособий: выплаты не покрывают реальные расходы на питание, образование, одежду и другие нужды, особенно в условиях высокой стоимости жизни в городе.
2. Бюрократические барьеры: сложные процедуры оформления, требующие множества документов, и длительные сроки рассмотрения заявлений затрудняют доступ к помощи.
3. Неравномерное распределение поддержки: меры помощи ориентированы на малоимущие семьи, исключая работающих одиноких родителей с доходом чуть выше установленного порога.
4. Недостаток психологической и юридической помощи: ограниченный доступ к бесплатным консультациям психологов и юристов, особенно для семей, нуждающихся в эмоциональной и правовой поддержке.
5. Недостаточная информированность: многие семьи не знают о своих правах и доступных мерах поддержки из-за отсутствия активной информационной кампании.
Эти проблемы снижают эффективность социальной поддержки и ограничивают доступность помощи для неполных семей.
Среди конкретных направлений развития системы социальной поддержки неполных семей в Санкт-Петербурге мы предлагаем следующие:
1. Дополнение статьи 14 Социального кодекса: включение неполных семей, воспитывающих одного или более детей до 18 лет, в категорию лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки;
2. Введение новой статьи «Меры социальной поддержки неполных семей»;
3. Расширение мер поддержки для работающих неполных семей: дополнительные выплаты на аренду жилья, детский сад или лечение ребенка, льготы на оплату коммунальных услуг и транспортных расходов, программы поддержки для родителей, совмещающих работу и воспитание детей (гибкий график, субсидии на няню);
4. Жилищная поддержка: субсидии на аренду жилья, льготные ипотечные программы с низкими процентными ставками, предоставление социального жилья или льготных условий для участия в жилищных программах;
5. Информационная поддержка: обязательное информирование граждан о мерах поддержки через школы, детские сады, медицинские учреждения и районные центры, проведение регулярных информационных кампаний.
6. Льготы на оплату коммунальных услуг и транспортных расходов: скидки на оплату электроэнергии, воды, отопления и газа, льготные проездные билеты или бесплатный проезд для детей из неполных семей.
7. Увеличение размеров пособий и их индексация с учетом региональных особенностей:
8. Поддержка трудоустройства и предпринимательства: гибкий график работы, удаленная работа и дополнительные выходные дни для одиноких родителей, льготные кредиты и гранты на открытие и развитие бизнеса, образовательные и консультационные программы для профессиональной адаптации.
Эти меры в совокупности направлены на улучшение материального положения неполных семей, снижение финансовой нагрузки, повышение доступности образования и медицинских услуг, а также создание условий для профессиональной реализации одиноких родителей.
Подобные работы
- Педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия эффективной социализации старших школьников неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕСССА АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



