СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ - ГЛАВНАЯ
ТРАНСПОРТНАЯ «АРТЕРИЯ» СТРАНЫ 5
Атомный ледокольный флот - ключевое звено в
обеспечении геополитических интересов России в Арктике 6
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И КЛИМАТИЧЕСКОЕ
ОПИСАНИЕ РЕГИОНА 9
Уникальность Арктического региона и его климатических особенностей 10
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА
АРКТИЧЕСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РФ 12
Источники данных для анализа 12
РП5 12
Погода и климат 12
ВНИИГМИ-МЦД 12
Научно-прикладной справочник по
климату СССР 14
Восстановление пропусков 15
Анализ термического режима Арктического
побережья РФ 34
Мурманск 34
Нарьян-Мар
О. Визе
О. Котельный
Амдерма
Диксон
Тикси
Певек
Уэлен
Анадырь
3.4 Анализ режима атмосферного давления станций арктического побережья
Мурманск
Нарьян-Мар
О. Визе
О. Котельный
Амдерма
Диксон
Тикси
Уэлен
Анадырь
3.5 Анализ взаимосвязей изменения температуры воздуха и атмосферного давления
Мурманск
Нарьян-Мар
О. Визе
О. Котельный
Амдерма
Диксон
Тикси
Уэлен
Анадырь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Русская Арктика и Заполярье представляют собой огромный интерес для экономики всей страны. На сегодняшний день Арктика является неоценимо стратегически важным объектом. На территории Заполярья проживает большое количество людей, строятся новые промышленные и военные города, аэропорты и морские порты, развивается туризм и прокладываются разнообразные транспортные пути. Изучение Арктического региона открывает множество новых горизонтов для РФ. Северный морской путь имеет все шансы стать главной транспортной артерией в России и обеспечивать скоростную коммуникацию практически во всем мире.
В ходе данной работы были изучены факторы, влияющие на продолжительность навигации. Достижение круглогодичной навигации на Северном морском пути является одной из наиболее обсуждаемых тем в РФ. Деятели науки, политики, юриспруденции и многие другие, объединившись, смогут основательно подойти к проблеме и совместными силами решить ее. На изучение и развитие региона выделяются ресурсы научного обеспечения, ведь Арктика настолько стратегически и экономически важный регион, что отсутствие исследований может привести к кризису в стране, а наиболее подробное изучение может, наоборот, остановить кризис. Так же в данной работе было проведено сравнение температуры воздуха XVII-XIX вв. с новейшими данными по температуре воздуха XX века на выбранных станциях Северного морского пути. Отклонения, полученные в ходе исследовательской работы, указывают не только на изменчивость климата, но и на его изменение в целом, так как был выбран очень объемный диапазон данных. Стремительное изменение климата, а в особенности повышение температуры воздуха, значительно влияют на сокращение площади льдов в арктическом регионе. Данная проблема носит междисциплинарный характер и может понести необратимые последствия для жизни множества людей и экономической составляющей страны в целом. Своевременное и внимательное изучение Арктического региона, экологический мониторинг окружающей среды и урбанизация территорий поможет исключить фатальные последствия изменения климата и не допустить начало кризиса. Не смотря на множество проблем, сопутствующих повышению температуры воздуха, выделяется и неоспоримо важный шаг, ведущий к достижению круглогодичной навигации. За последнее десятилетие парк ледоколов России значительно вырос и навигация стала доступна на более продолжительные сроки. Освоение Заполярья - одна из самых актуальных проблем современности и достижение круглогодичной навигации подарит миру новую, наиболее выгодную и короткую, относительно уже существующих, транспортную артерию. Именно эти причины определяют актуальность представленной работы.
Целью проведенного исследования является анализ термического режима Арктического побережья территории РФ.
В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи:
1. Изучение климата и его формирования в полярных регионах Северного полушария и физико-географических и климатических особенностей региона
2. Сбор данных о температурном режиме прибрежных станций Арктического побережья РФ
3. Изучение особенностей температурного режима станций на побережье Северного Ледовитого океана.
Представленная работа состоит из введения, заключения и трех глав. В первой главе описывается климат и его формирование в Полярных регионах Северного полушария. Во второй производится подробное физикогеографическое и климатическое описание выбранного региона. Третья глава содержит в себе исследование температурного режима станций Арктического побережья территории РФ.
В ходе проведенного исследования было получено подтверждение того, что годовой ход температуры воздуха неумолимо повышается. По данным ученых есть вероятность, что к концу столетия множество прибрежных зон и городов будет затоплено. Повышение температуры характеризуется изменением климата. Разница экстремумов, как показано в проведенном исследовании, также довольно значительная. Увеличение рассматриваемого параметра ведет к возможности осуществления более продолжительной навигации. Повышение температуры воздуха в холодные сезоны наиболее значимо влияет на расширение границ осуществления навигации в Заполярье и дает ученым новые старты и возможности. Достижение круглогодичной навигации на Северном морском пути станет настоящим открытием для стратегической составляющей РФ. Северный морской путь имеет все шансы заполучить звание «главной артерии» в транспортной коммуникации России. Безопасность навигационных операций в Арктическом регионе всегда ставится в приоритет при проведении исследовательской деятельности, в том числе и ходьба на Атомных ледоколах на более долгие временные промежутки. По данным с конференций, ученых советов и съездов уже довольно большое количество стран, в том числе и крупнейшие азиатские, рассматривают Северный Морской пути как Альтернативу Суэцкому каналу, страдающему от перегрузок. Создание нового высокоскоростного коридора между Азией и Европой подарит многим гражданам РФ уверенность в завтрашнем дне, отсутствие кризиса и межгосударственных конфликтов. Однако таяние льдов может также понести и необратимые последствия. Народы крайнего Севера по самым неутешительным прогнозам имеют шансы практически полностью лишиться ресурса пресной воды. Наука не стоит на месте и с каждым днем виден прогресс. Правильный и точный анализ климатических процессов позволит оценить происходящие изменения и наметить пути взаимодействия представителей науки, управления, бизнеса и общественности для предотвращения кризисных явлении, связанных с последствиями климатических изменении. На сегодняшний день как никогда актуально совершенствование региональных систем экологического мониторинга. Подробное исследование Арктического региона является одним из главных вопросов нового десятилетия. Достижение досконального изучения и освоения региона начнет сверхновую главу для открытого и равноправного диалога во всем мире.
1. Rp5.ru расписание погоды - гр5.ги/Погода_в_мире
2. Диагностический анализ состояния окружающей среды
Арктической” зоны Россиискои Федерации (Расширенное резюме). - Отв. редактор Б.А. Моргунов. - M.: Научный мир, 2011. - 200 с.:ил.
3. Бышев В.И., Неиман В.Г., Романов Ю.А. О разнонаправленности изменений глобального климата на материках и океанах // Доклады АН. 2005. Т. 400, No 1. С. 98—104.
4. NASA earth observatory - earthobservatory.nasa.gov
5. Справочник специалиста, Научно-прикладной справочник по климату СССР Серия 3 Многолетние данные Части 1-6 Выпуск 2, Мурманская область, Ленинград Гидрометеоиздат 1988
6. Справочник специалиста, Научно-прикладной справочник по климату СССР Серия 3 Многолетние данные Части 1 -6 Выпуск 1, Архангельская и Вологодская области, Коми АССР, Ленинград Гидрометеоиздат 1989
7. Справочник специалиста, Научно-прикладной справочник по климату СССР Серия 3 Многолетние данные Части 1 -6 Выпуск 21, Красноярский край, Тувинская АССР, Ленинград Гидрометеоиздат 1990
8. Справочник специалиста, Научно-прикладной справочник по климату СССР Серия 3 Многолетние данные Части 1 -6 Выпуск 1, Тюменская и Омская области, Ленинград Гидрометеоиздат 1998
9. Справочник специалиста, Научно-прикладной справочник по климату СССР Серия 3 Многолетние данные Части 1 -6 Выпуск 24, Якутская АССР, Гидрометеоиздат 1989
10. Справочник специалиста, Научно-прикладной справочник по климату СССР Серия 3 Многолетние данные Части 1 -6 Выпуск 33, Чукотка, Магаданская область, Чукотский Автономный округ Магаданской области, Ленинград Гидрометеоиздат
11. Состояние арктических морей и территории” в условиях из- С66 менения климата: сб. тезисов Всероссиискои конференции с международным участием / сост. С.В. Рябченко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 199 с.
12. Глобальные климатические изменения : региональные эффекты,
модели, прогнозы : Материалы международной научно-практическои конференции (г. Воронеж, 3-5 октября 2019г.) / Под общ. редакцией С.А. Куролапа, Л.М. Акимова, В.А. Дмитриевои. - Воронеж: Издательство
«Цифровая полиграфия», 2019. - Том 2. - 444 с.
13. Нигматулин Р.И. Заметки о глобальном климате и океанских течениях // Известия РАН. Физика атмосферы и океана. 2012.Т. 48, No 1. С. 1—8.
14. Хон В.Ч., Мохов И.И., Анализ ледовых условии” в арктическом бассеине и перспективы развития северного морского пути в XXI веке. Проблемы Арктики и Антарктики. 2008. No 1 (78). С. 59—65.