ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА 9
1.1. Сущность и функции таможенной инфраструктуры в регионе 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение развития таможенной инфраструктуры в Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 33
2.1. Анализ таможенной инфраструктуры в Белгородской области 33
2.2. Направления развития таможенной инфраструктуры в Белгородской области 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность темы исследования. В современных условиях таможенная служба функционирует как сложная организационно-экономическая система, решающая сложную задачу оптимального сочетания мер по обеспечению стратегических интересов государства и интересов прочих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях постепенного перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников ВЭД».
При этом нередко уровень развития таможенной инфраструктуры и рынка околотаможенных услуг входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности. Вследствие этого возникают серьезные организационные и функциональные разрывы, диспропорции, конфликты, возрастают экономические потери, снижается эффективность действий по управлению таможенной службой. Перечисленные проблемы негативно отражаются на качестве и скорости таможенного обслуживания участников ВЭД, наполнении доходной части бюджета, создают предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличения числа преступлений.
В ходе модернизации таможенная служба столкнулась с необходимостью методологической и методической проработки направлений совершенствования таможенной инфраструктуры и развития рынка околотаможенных услуг. В изменившихся условиях становится актуальным поиск модели инфраструктурного обустройства таможенной службы России в соответствии с масштабами и значимостью таможенной деятельности и новых подходов к управлению ею.
Особое значение вопросы развития таможенной инфраструктуры имеют для приграничных территорий Российской Федерации, которые характеризуются в современных условиях большой протяженностью, сложностью использования транзитных коммуникаций, нередко - экономической отсталостью. Мировые процессы глобализации привели к негативным процессам развития приграничных территорий, что требует решения задач модернизации инфраструктуры (магистрализации трансграничных путей сообщения, развития таможен- но-логистической инфраструктуры, повышения информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов и пр.).
Вышеперечисленные обстоятельства говорят о необходимости дальнейших исследований проблем управления таможенной инфраструктурой, научного поиска и обоснования направлений их совершенствования и развития, и особенно - на приграничных территориях.
Анализ степени изученности темы. Тематика таможенной политики, регулирования и контроля в России в настоящее время является довольно разработанной в научной литературе. Однако особенностям реализации таможенной политики в приграничных регионах посвящено относительно небольшое количество работ, в их числе труды Н.Г. Казанцевой, Н.Г. Савосиной, В.С. Смирновой, С.А. Чудаковой, А.В. Шемелина, В.М. Юрицина .
Вопросы развития околотаможенной инфраструктуры и рынка околота- моженных услуг в России и странах Евразийского экономического союза исследуют в своих работах такие авторы, как И.Н. Банных, Т.А. Вериш, Д.О. Иванова, В.Ф. Коробова, М.В. Коробова, Е.В. Филатова, М.Б. Худжатов, И.В. Шарощенко .
Проблемы совершенствования таможенной инфраструктуры как фактора социально-экономического развития территории рассматривают
И.А. Алейников, М.П. Власов, В.П. Добринский, М.В. Игнаток, С.С. Илюхина, Н. Коротаева, О.П. Матвеева, М.М. Минниахметова, А.К. Моденов, А.С. Плеханов, Е.Ю. Тимофеева .
Вопросам научного анализа таможенной инфраструктуры приграничных регионов России посвящено довольно незначительное число публикаций современных ученых, это работы В.С. Антонюк, И.Н. Банных, А.В. Смолич, Г.В. Эрлих .
Актуальность темы дипломной работы и представление об уровне ее изученности дают основание для формулировки проблемы исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью дальнейшего развития таможенной инфраструктуры в регионе и недостаточной научной разработанностью методов решения данной задачи.
Объектом исследования в данной работе выступает таможенная инфраструктура региона.
Предметом исследования являются особенности таможенной инфраструктуры Белгородской области.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по развитию таможенной инфраструктуры Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования таможенной инфраструктуры в регионе;
- рассмотреть организационно-правовые основы развития таможенной инфраструктуры в Российской Федерации;
- проанализировать таможенную инфраструктуру Белгородской области;
- обосновать направления развития таможенной инфраструктуры Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные идеи и теоретические положения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных экономистов, специалистов в области государственного управления, таможенного дела. В частности, в работе был использован содержательный подход, предполагающий рассмотрение сущности и содержания таможенной инфраструктуры, выявление составляющих ее компонентов, а также взаимосвязей между ними (труды И.А. Аксенова, И.В. Асеева, П.Ю. Королева, Р.А. Тимофеевой, Р.В. Федоренко, П.В. Чигак) .
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, анализ документов, статистических материалов.
Эмпирическую базу дипломной работы составляют сведения, содержащиеся в:
- нормативно-правовых актах, регламентирующих реализацию государственной политики в отношении таможенной инфраструктуры в Российской Федерации ;
- материалах ранее проведенных исследований по проблемам развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры в приграничных регионах ;
- материалах Федеральной службы государственной статистики ;
- аналитических и отчетных данных Белгородской таможни .
Научно-практическая значимость дипломной работы заключается в приращении научного знания о сущности и особенностях таможенной инфраструктуры в приграничных регионах России. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных автором выводов и рекомендаций в работе таможенных органов РФ для оптимизации таможенной и околотаможенной инфраструктуры на приграничных территориях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Таможенная инфраструктура представляет собой важнейший компонент общего устройства таможенного дела, при этом выполняет вспомогательные, обеспечительные функции и способствует решению задач таможенных органов. Вполне очевидно, что от состояния и степени развития таможенной инфраструктуры во многом зависят такие параметры эффективности таможенной деятельности, как скорость совершения импортно-экспортных операций, пропускная способность пунктов пропуска, объем бюджетных поступлений от таможенных пошлин и сборов, уровень коррупции в таможенных органах.
В соответствии с ТК ЕАЭС и ФЗ «О таможенном регулировании», к таможенной инфраструктуре относятся здания, сооружения, помещения, открытые площадки, оснащенные техническими средствами таможенного контроля, инженерными, информационными, телекоммуникационными системами и средствами их обеспечения, и объекты социального назначения, обеспечивающие деятельность таможенных органов. Кроме того, с точки зрения функционального предназначения, элементы таможенной инфраструктуры принято делить на производственную инфраструктуру; информационно-техническую и транспортную инфраструктуру; околотаможенную инфраструктуру; социальную инфраструктуру.
Особое значение наличие развитой таможенной инфраструктуры имеет для приграничных регионов. С одной стороны, это обеспечивает рост инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, расширение возможностей ВЭД, содействует занятости населения, стимулирует развитие региональной экономики, тем самым способствует росту ВРП и доходов бюджета. С другой стороны, проявляется ряд отрицательных эффектов в приграничных регионах, в том числе: рост транспортной нагрузки на приграничные города; чрезмерные встречные товарные потоки; сокращение транзитных возможностей территории; усиление неравномерности инфраструктурного обеспечения между внутренними и приграничными субъектами страны.
Развитие таможенной инфраструктуры в России осуществляется на основании комплекса международных, национальных, ведомственных правовых актов. В первую очередь, это Таможенный кодекс ЕАЭС и ФЗ «О таможенном регулировании», устанавливающие общую характеристику и единые типовые требования к таможенной инфраструктуре. Типовые требования к обустройству и техническому оснащению элементов таможенной инфраструктуры в местах перемещения через таможенную границу Союза, определяются Евразийской экономической комиссией; требования к обустройству таможенной инфраструктуры таможенных органов государств-членов устанавливаются в соответствии с внутренним законодательством стран-участниц ЕАЭС. На федеральном уровне принят ряд концептуальных документов подзаконного уровня, определяющих, в том числе, векторы дальнейшего развития таможенной инфраструктуры: Стратегия и Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ.
Белгородская область является приграничной территорией, обладающей высоким промышленном потенциалом, представлен горнометаллургическим и агропромышленным кластерами, предприятиями строительной и пищевой промышленности. Вышеназванные факторы, а также благоприятный инвестиционный климат определяют значительную роль ВЭД в региональной экономике. Практически все крупные и средние предприятия области являются субъектами ВЭД и ежегодно расширяют свое присутствие на внешних рынках. География внешнеэкономических связей области включает около 120 стран дальнего и ближнего зарубежья, а Белгородская таможня входит в десятку по объему таможенного оформления грузов по ЦФО. В ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, в Белгородской области реализован значительный комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию структур и мест нахождения таможенных органов, созданию таможенной и околотаможенной инфраструктур на территориях ТЛТ, смещению объемов таможенного декларирования товаров и таможенного контроля в приграничные районы.
Объекты таможенной инфраструктуры, расположенные в регионе деятельности Белгородской таможни, включают 11 таможенных постов; 8 автомобильных пунктов пропуска; 6 железнодорожных пунктов пропуска; 1 воздушный пункт пропуска. 4 автомобильных пунктов пропуска являются многосторонними (Нехотеевка, Грайворон, Ровеньки, Шебекино). Многосторонние автомобильные пункты пропуска обустроены по постоянной схеме, оснащены современными техническими средствами контроля, в том числе мобильными ИДК. Это способствует не только ускорению, оптимизации совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении граждан, товаров и транспортных средств, но и создает значительные удобства для участников ВЭД, связанные с планированием и реализацией транспортной логистики в регионе. Помимо трех ТЛТ (Белгород, Шебекино, Грайворон), около- таможенная инфраструктура Белгородской области включает также 24 склада временного хранения; 2 таможенных склада; 5 магазинов беспошлинной торговли.
Задачи по обеспечению таможенных органов объектами таможенной инфраструктуры в Белгородской таможне возложены на отдел тылового обеспечения. Его основные функции заключаются в обеспечении учета и паспортизации основных средств и фондов объектов таможенной инфраструктуры, их эксплуатации и текущего ремонта, выявлении потребностей таможенных органов региона в объектах инфраструктуры, а также обеспечении таможни и таможенных постов вещевым имуществом, продовольствием, печатной продукцией, оружием, боеприпасами, снаряжением и экипировкой, специальными средствами и оборудованием, расходными материалами, организации жилищного обеспечения, страхования должностных лиц, развитии социальной базы, медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения, обеспечении работы здравпункта. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через тыловые подразделения таможенных постов.
В целом, в настоящее время таможенная инфраструктура в Белгородской области находится в удовлетворительном состоянии. Однако проведенный нами анализ позволил выявить ряд проблем в данной сфере, в том числе: относительно низкий уровень финансирования текущего и капитального ремонта инфраструктурных объектов; сокращение штатной численности сотрудников, отвечающих за эксплуатацию, техническое состояние и ремонт объектов таможенной инфраструктуры; недостаточную оснащенность современной компьютерной техникой, а также интеграцию данных контрольно-кассовой техники в систему прослеживаемости товаров; необходимость дальнейшего развития сети ТЛТ и транспортно-логистической инфраструктуры в регионе деятельности Белгородской таможни; недостаточное количество высококвалифицированных специалистов в сфере таможенной логистики.
Перспективным направлением развития таможенной инфраструктуры в Белгородской области целесообразно считать, в первую очередь, оптимизацию таможенно-логистической составляющей. Речь идет о создании в узлах транспортной сети региона мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения; развитии системы подготовки высококвалифицированных кадров в области логистики и таможенного менеджмента; создании единого информационного центра по координации процессов в таможеннологистической инфраструктуре. Кроме того, дальнейшее развитие сети ТЛТ является важнейшей задачей не только с позиций таможенного оформления и контроля, но также в рамках развития приграничных территорий и формирования позитивного имиджа Белгородской области. При этом с целью обоснования предложений по развитию сети ТЛТ, целесообразным представляется использование набора индикативных показателей.
На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес органов исполнительной власти Белгородской области и Белгородской таможни по развитию таможенной инфраструктуры:
- обеспечить развитие сети транспортно-логистических терминалов в регионе деятельности Белгородской таможни, на основе системы экономических индикаторов, включающих: уровень вовлеченности региона во внешнеторговые отношения; коэффициент локализации отраслевой структуры хозяйства; коэффициент локализации отдельных направлений таможенных услуг; уровень логистического сервиса; доля таможенного органа в общем объеме таможенных платежей;
- обеспечить рост качества и доступности таможенно-логистических услуг при осуществлении грузоперевозок путем оптимизации загрузки системы таможенно-логистических терминалов;
- создать единый региональный информационно-логистический центр, выполняющий функции координации процессов в таможенно-логистической инфраструктуре;
- развивать в регионе сеть мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, обеспечивающих транспортно-экспедиционные, информационные, консалтингово-аналитические, сервисные и коммерческие услуги;
- внедрить прогрессивные технологии организации транспортного процесса, включая терминальную технологию, информатизацию системы грузо- движения;
- обеспечить развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров в области логистики и таможенного менеджмента;
- разработать специальный электронный ресурс для участников ВЭД, включающий информацию о таможенных постах, месте хранения товаров, располагающихся в непосредственной близости от государственной границы и пунктов пропуска, условиях помещения товара на СВХ и количестве места, свободного для их расположения.
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
2. О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 [Электронный ресурс] : Протокол от 16.12.2011 // Официальный интернет- портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О таможенных органах государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющих взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 73 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О Единых типовых требованиях к оборудованию и материальнотехническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 (ред. от 03.03.2017) // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционнодосмотровыми комплексами и их использования [Электронный ресурс] : Рекомендации коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2016 № 7 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Справочно-правовая система «Кон- сультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 31.10.2008 № 1349 (ред. от 31.05.2012) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. Об утверждении требований к обустройству, оборудованию и месту нахождения складов временного хранения и прилегающей к ним территории, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов или их структурных подразделений, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 19.08.2014 № 1600 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. Об утверждении положения о Главном управлении тылового обеспечения [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 26.11.2018 № 1918 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме обеспечения таможенных органов Российской Федерации материально-техническими средствами [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 14.03.2012 № 476 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. О контрактной службе ФТС России [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 18.04.2018 № 544 // Справочно-правовая система «Кон- сультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»..62