Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Работа №177059

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся 5-6 классов 8
1.2 Особенности развития познавательных универсальных учебных
действий у школьников 5-6 классов 17
1.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий,
обучающихся 5-6 классов средствами нестандартных задач при обучении математике 22
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ» 33
2.1 Содержание элективного курса 33
2.2 Элективный курс «Решение нестандартных задач для 5-6 классов» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48


В настоящее время довольно быстро развиваются различные научные и технические стороны, сформовываются новейшие информационные технологии, благодаря которым меняется жизнь людей. Главная цель и задача современного образования - воспитать грамотную личность, которая способна на принятие самостоятельного решения, совершение самостоятельных поступков, готовая брать на себя ответственность и творчески решать образовавшиеся проблемы. Решить эту одну из основных задач вне образовательного пространства практически невозможно.
Когда дети приходят в школу, каждый хочет чему-то научиться, стать успешным и добиться определенных образовательных целей, но зачастую происходит так, что жажда знаний со временем пропадет. Как же сделать так, чтобы это желание никогда не угасло?
Когда ребенок переходит рубеж средней школы, он уверен, что учёба принесет ему лишь радость, успехи и похвалу учителей. Ведь именно все это вдохновляет ребенка на новые достижения. Ощущать себя умным, успешным и сообразительным в учебе, вот что нужно для счастья ученика. Развивать духовный потенциал легче у счастливого и уверенного в себе и своих возможностях ребенка. У каждого с детства свой «арсенал» различных способностей, их стоит лишь заметить и помочь развить, не боясь долгой и кропотливой работы.
Современные подходы к обучению и воспитанию предполагают знания психолого-педагогический основ общения и обучения, дидактический и методических умения, соответствующих приемов организации учебного процесса. В любой процесс образования необходимо вкладывать определенные усилия. Работа познавательной деятельности, сознательное участие в учебном процессе и воздействие учителя на ученика невозможны без эмоционального, интеллектуального и волевого напряжения.
Всем известно, что модернизация системы образования в большей части зависит от знаний, мастерства педагога и активной позиции учителя. Именно поэтому знания в педагогике и психологии очень важны для современного учителя. Ведь на переднем плане модернизации школы выдвигается задача воспитать ученика и всесторонне развить его. Для того, чтобы правильно и в полной мере изучить ученика, учителю необходимо знать общие закономерности развития ребенка, способности, интересы, склонности, индивидуальные, личные и психологические особенности.
Средняя школа, а именно 5-6 класс - важный этап в становлении личности ребенка. Постепенно появляется чувство взрослости, лавной ведущей деятельностью становится деятельность общения, ребенок старается установить доверительно дружеские отношения со сверстниками. Социальные нормы, которые установлены взрослыми уходят на второй план. Этот возраст характеризуется с начальным этапом полового созревания, происходит полная переоценка всех ценностей, смена социального окружения, появляются внутренние переживания, стремление к самостоятельности, отгороженность, упрямство. Учителя необходимо подготовиться к смене роли в глазах ребенка, принять на себя роль старшего товарища, ведь зачастую у учеников происходит угасание духа интеллектуального соперничества, и именно в этот момент необходим человек, который объяснит и поможет в принятии правильно решения.
Учитель должен помочь в развитии универсальных учебных действий ученика, то есть развивать умение учиться, помимо этого ему необходимо научить ученика самостоятельно развивать свои способности, и усваивать новые знания, при этом осуществляя их на практике. Задачи развития УУД могут быть достигнуты путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. Активная роль обучающегося одно из основных достижений в развивающих целях обучения, где ребенок сам выстраивает знания в процессе познавательной деятельности, вместо того, чтобы эти знания передавались в готовом виде.
Все это делает задачу развития универсально учебных действий у обучающихся 5-6 классов более актуальной, они помогут достичь метапредмет- ных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
В метапредметных универсальных учебных действий одно из важных аспектов, конкретно для учеников имеют познавательные универсальные учебные действия, именно будущее образование зависит от их развития и становления.
Благодаря тому, что познавательные УУД содержат в себе общеучебные и логические действия, а также действия постановки и решения проблем готовят ученика к решению различных проблем и задач. Такую подготовку можно усилить благодаря введению определенных заданий, а именно нестандартных задач. Эти задачи позволят развить логику, мышление, показать ученикам совершенно иные пути решения ситуаций и откроют уникальные способы решения поставленных задач.
Но некоторые педагоги сомневаются в возможности совмещения учениками текущего учебного материала и специальной работы по развитию УУД, иные же педагоги затрудняются с процессом организации этого совмещения.
Выявленная проблема по изучению возможностей уроков математики в развитии у обучающихся 5-6 классов познавательных универсальных учебных действий параллельно с изучением текущего учебного материала привели к выбору темы выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательных универсальных учебных действий, обучающихся 5-6 классов средствами нестандартных задач при обучении математике».
Объект исследования: учебно-познавательный процесс в 5-6 классах.
Предмет исследования: особенности развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся 5-6 классов средствами нестандартных задач при обучении математике.
Цель исследования - разработать программу элективного курса «Решение нестандартных задач для 5-6 классов».
Поставим следующие задачи исследования, для достижения цели.
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, для определения принципов разработки элективных курсов.
2) Проанализировать ведущий педагогический опыт и выявить педагогические условия развития познавательных УУД обучающихся 5-6 классов средствами решения нестандартных задач при обучении математике.
3) Разработать программу элективного курса «Решение нестандартных задач для 5-6 классов».
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) анализ ведущего педагогического опыта;
3) теоретическое обоснование и разработка программы элективного курса.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в аналитическом исследовании различных аспектов данной проблемы.
Практическая значимость результатов исследования работы заключается в том, что был составлен элективный курс «Решение нестандартных задач для 5-6 классов», который может быть использован учителями при выборе 6
программы для элективного курса. Данная разработка может помочь учителю развить у детей в большей мере познавательные универсальные учебные действия.
Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из:
• введения (включает в себя актуальность, предмет, объект, цель исследования, задачи исследования, методы исследования)
• первая глава (в нее входит три параграфа, которые раскрывают всю значимость развития познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов)
• вторая глава (в нее входит два параграфа, в которых говорится о содержании элективного курса и присутствует сам разработанный элективный курс)
• заключение
• список литературы
• приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог можно сказать, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, где развитие каждого вида учебной деятельности взаимосвязано. Развитие познавательных универсальных учебных действий определяет развитие психологический способностей, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. В основе развития познавательных УУД лежит «умение учиться», оно предполагает полноценное освоение учебной деятельности, а также является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Развитие познавательных универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как развитие познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике.
При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит передо мной, как учитель математики - научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо создавать образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.
Программа элективного курса ориентирована на развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов средствами нестандартных задач. Но также, стоит помнить, чтобы достигнуть развития познавательных УУД, необходимо концентрировать внимание учеников при изучении материала, повышать инициативность учеников к изучению большого количества материала, создавать положительную эмоциональную обстановку и положительное состояние ученика. Все это достигается благодаря разработанному элективному курсы, включающему в себя задания, которые заинтересуют и вовлекут ученика в учебный процесс.
Благодаря тому, что элективный курс строится на решении нестандартных задач, поставленная цель достигнута, ведь чтобы решить нестандартную задачу, необходимо составить план решения, он может быть не точным и с полным перечнем действий. По большей части это всего идея по решению, и все остальные способы решения возникнут при разборе материала. Но ведь именно это и необходимо, ребенок должен самостоятельно подойти к решению задач, перепробовать несколько способов, но по итогу найти верный.
Подведя итог можно сказать, что развитие универсальных учебных действий остается приоритетной задачей педагога. И развитие познавательных УУД далеко не на последнем месте и тем более на уроках математики. Для профилактики и устранения трудностей на уроках математики учителю необходимо поддерживать интерес учащихся к предмету, а в этом очень хорошо помогает использование нестандартных задач. Они развивают и формируют познавательные универсальные учебные действия, позволяют всем учащимся принять участие в поиске ее решения и научиться креативно мыслить в любой ситуации.



1. Методика обучения математике в школе: Учебное Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Гриф МО. - СПБ.: Питер, 2008. - 299 с.
3. Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике / А.Б. Василевский. - М.: Просвещение, 2001. - 406 с.
4. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н.В. Видинеев. - М.: - 2006. - 173 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
6. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики / Н.Б. Истомина. - Пособие учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 64 с.
7. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г Асмолов, Г.В. Буреванская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
8. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение / Н.В. Репкина. - Научно-популярный.: Пеленг, 1993. - 60 с.
9. Егорова Л.Л. Структура программы элективного курса / Л.Л. Егорова. - Биология: Прил. к газ. «ПС»,2006. - №16. - 5 с.
10. Кондакова Я.А. Возрастные особенности детей 5 и 6 класса. [Электронный ресурс]/ Я.А.Кондакова. - Режим доступа: http://kondakova844.blogspot.com/ (дата обращения: 2.04.2019).
11. Дмитриева Ж.И. Роль нестандартных задач в развитии УУД [Электронный ресурс]/ Ж.И. Дмитриева. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9897/ (дата обращения: 4.04.2019).
12. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова. - СПб.: Реноме, 2012. - 173 с.
13. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике / Г.В. Керова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
14. Крайг Г. Психология развития / Г.Крайг. - СПБ.: Питер, 2005. - 940 с.
15. Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий / С.Е. Царева. - 2004. - №4. - 49-51 с..28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ