Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование свободной конвекции под действием термобарботажа

Работа №177053

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гидрология

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема замерзающих портов и ее решение 5
1.1. Проблема замерзающих портов 5
1.2. Опыт использования барботажных установок 8
1.3. Описание барботажной установки 14
Глава 2. Материалы и методы исследования 17
2.1. Математическое описание процесса барботажа 17
2.1.1. Зависимость параметров воздушно-пузырьковой завесы от величины
объемного расхода воздуха 17
2.1.2. Аналитическое решение уравнения баланса сил, действующих на
воздушный пузырь 19
2.1.3. Уравнения для скорости свободного всплытия воздушного пузыря в
воде в стоксовом, переходном и турбулентном режиме 21
2.2. Описание 2Э-модели пристеночного барботажа 24
2.3. Валидность модели 27
Глава 3. Численные эксперименты 32
3.1. Исходные данные и постановка задачи 32
3.2. Эксперимент №1 34
3.3. Эксперимент №2 40
3.4. Эксперимент №3 45
Заключение 57
Список источников 59


В данной работе исследуется проблема замерзающих портов, то есть портов, в которых круглогодично в холодный сезон образуется лед, препятствующий привычной навигации. Таким образом, возникает ситуация, которая требует дополнительных действий со стороны администрации порта, направленных либо на разрушение ледяного покрова, либо на предупреждение его образования.
С этой проблемой сталкиваются множество стран, которые территориально расположены в умеренном, субарктическом и арктическом климатических поясах. Это Россия, Канада, Норвегия, Финляндия и т.п.
Одним из решений является использование пузырьков воздуха вдоль линии причала для разрушения или предупреждения образования льда, который нарушает привычные условия стоянки и навигации судов. Ключевым моментом является тепловой запас водной массы.
Таким образом, система, состоящая из источника подаваемой теплой воды и барботажной установки у стенки причала, может решить исследуемую проблему.
Целью данной работы является исследование динамики конвективного перемешивания, возникающего вследствие термобарботажа в замерзающих портах Арктического региона, с помощью численного моделирования в рамках мелкомасштабной изменчивости.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методы использования барботажных установок в ряде акваторий и их специфику;
2. Описать структуру негидростатический модели циркуляции воды под действием барботажа;
3. Выполнить численные эксперименты, направленные на исследование возникающей конвекции и ее влияния на поля температуры и солености;
4. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования является покрытая льдом часть замерзающего порта. Предметом исследования - образовавшийся под действием системы источника подаваемой воды и барботажной установки конвективный обмен.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было проведено исследование динамики конвективного перемешивания, возникающего вследствие термобарботажа в замерзающих портах Арктического региона, с помощью численного моделирования в рамках мелкомасштабной изменчивости.
Было выдвинуто предположение, что система, состоящая из источника подаваемой теплой воды и барботажной установки у стенки причала, может решить исследуемую проблему. С 1962 года наращивалась база численных и натурных экспериментов по исследуемой проблеме, что является хорошим подспорьем для данной работы. В работе учтены исследования, проведенные в акваториях Хельсинки [1, 2], Канадской Арктики [4, 5], Гренландии [6] и США [7, 8]. Анализируя в совокупности результаты использования
барботажных установок, можно сделать вывод о том, что данный метод борьбы с образованием льда в портах является перспективным и экономически эффективным.
Используемая в работе численная негидростатическая модель реализована в статье [16] для акватории порта Сабетта, где на одном из причалов была установлена экспериментальная барботажная установка. Начальное распределение отражало устойчивую вертикальную стратификацию, на поверхности образован сплошной лед.
На основе этой модели проведен ряд численных экспериментов, направленных на варьирование параметров модели, а также исходных данных, что позволило сделать следующие выводы:
1. С начала действия системы образуется факел теплой и соленой воды, который распространяется с течением времени в горизонтальном и вертикальном направлении, вглубь расчетной области, вытесняя исходные значения в сторону свободной границы и повышая среднюю температуру. Образовавшиеся скорости создают восходящий вертикальный поток в области причала, который распространяется в горизонтальном направлении на поверхности, далее трансформируясь в нисходящий поток. То есть возникает циркуляционная конвективная ячейка;
2. Изменение исходных данных (повышение температуры, понижение солености) мало влияет на общую картину. Однако можно заметить, что значения скорости течения несколько ниже, что позволяет сделать вывод об образовании менее интенсивного конвективного перемешивания;
3. С помощью такого параметра как температура воды источника помимо влияния на теплосодержание бассейна мы можем повлиять на скорость конвективных процессов, увеличивая ее с помощью больших значений температуры вливаемой воды и наоборот;
4. Уменьшение глубины источника или барботажной установки
влияет на горизонтальные процессы, убыстряя их, а увеличение - на вертикальные, также увеличивая скорость распространения тепла в этом направлении. При разной постановке задачи можно эффективно
использовать варьирование глубины установки системы в акватории порта, либо делая упор на прогрев боковой стенки пирса, либо используя для подогрева всей толщи;
5. К наиболее эффективным изменениям приводит увеличение давления воздуха в барботажной установке, в результате которого увеличивается частота отрыва воздушных пузырьков. Это форсирует движение воды, приводит к ускорению потоков течения. То есть происходящие процессы, включая образование циркуляционной ячейки в результате конвекции, будут происходить быстрее.



1. Pan Huachen, EsaEranti. Applicability of Air Bubbler Lines for Ice Control in Harbours // China Ocean Engineering, Vol. 21 , No. 2 , pp. 215 - 224, 2009.
2. Pan H., Eranti E. Flow and heat transfer simulations for the design of the Helsinki Vuosaari harbour ice control system // Cold Regions Science and Technology 55, 2009. PP. 304-310.
3. Чанцев В. Ю. Анализ вертикального движения воздушнопузырьковой завесы в воде // Ученые записки РГГМУ №46, 2017, с. 64-70.
4. Ince, S. (1962). Winter regime of a tidal inlet in the Arctic and the use of air bubblers for the protection of wharf structures: Eighth International Conference on Coastal Engineering, Mexico, pp. 521-£32.
5. Simon Ince. A guide to the design of air bubblers for melting ice. // Hydraulics Section, National Research Council. Ottawa, Canada. - Chapter 39, 2001
6. E. Hulgard, Torben Serensen, Hostrup-Schultz. Ice cover prevention by means of air bubbles, Nassaq, Greenland. // Port and ocean engineering under Arctic conditions. Technical University of Norway, 2003.
7. ASHTON.G.D. 1974. Air bubbler systems to suppress ice. U.S. Army Cold Regions Research and Engineering Laboratory, Hanover. NH. Special Report 210.
8. Ashton, G. D. (1978). Numerical simulation of air bubbler systems. Canadian Journal of Civil Engineering, 5(2), 231-238. doi:10.1139/l78-027
9. Елисеев В.И., Толстопят А.П., Флеер Л.А. Частота отрыва пузырей от газового прифурменного объема // Вестник Днепропетровского ун-та. Сер. «Механика». Т. 1, вып. 17, 2013. - С. 86-94.
10. Маленков И.Г. О движении больших пузырей газа, всплывающих в жидкости // Журнал прикл. мех-ки и техн. физике, 1968. № 6. - С. 130-134.
11. Кутателадзе С.С., Стырикович М.А. Гидродинамика газожидкостных систем. - М.: Энергия, 1976. - 296 с.
12. Козлов Б.К., Мологин М.А. О скорости подъема и гидравлическом сопротивлении газовоздушных пузырей в жидкости // Изд - во АН СССР, 1951. № 8. - С. 47-62.
13. Лодыженский Р.М. Исследование движения воздушного пузырька в воде при высоких значениях Re // Прикладная химия. Т. 27, вып. 1, 1954. - С. 103-119
14. Сахаров В.А. Экспериментальное определение относительной скорости движения газового пузыря в потоке жидкости // Изв. вузов; Нефть и газ, 1966. № 6. - С. 84-102.
15. Krevelen D.W., von Hoftizer P.I. Studies of gasbubble formation. Calculation of interfacian agrea in bubble contactors // Chem. Engng. Progr., vol. 46, № 1, 1950. PP. 72-88.
16. Чанцев В. Ю. 2D моделирование пристеночного барботажа в замерзающем порту // Ученые записки РГГМУ №49, 2017, с. 89-98.
17. McPhee M.G., Kikuchi T., Morison J.H., Stanton T.P. Ocean-to-ice heat flux at the Nort Pole environmental observatory // Geophys. Res. Lett. 2003. V. 30 (24). 2274. doi:10.1029/2003GL018580.
18. Shaw W.J., Stanton T.P., McPhee M.G., Morison J.H., Martinson D.G. Role of the upper ocean in the energy budget of Arctic sea ice during SHEBA // J. Geophys. Res. 2009. V. 114 (C06012). doi:10.1029/2008JC004991.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ