Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕНТАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛАТИНСКИХ ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ IV-VI ВВ.)

Работа №177051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗДНЕАНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА КАК
ОСНОВНОЙ ФАКТОР МЕНТАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 19
1.1. Политическая ситуация в римском мире в IV-VI вв. 19
1.2. Влияние религиозного фактора на социальную и духовную обстановку в позднеантичный период 28
Глава II. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНТАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ ЛАТИНСКИХ ХРИСТИАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ IV-VI ВВ. 51
2.1. Жизнь и труды позднеримских писателей IV-VI вв. 51
2.2. Синтез светского и христианского начал в мировоззрении и трудах позднеантичных авторов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74


Актуальность. Поздняя Античность является одной из самых актуальных и обсуждаемых в исторической науке проблем. Этот период является переходным от античности к средневековью, где происходили кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, и главным образом, трансформация в сознании людей. Рассматривая данный период, исследователи проводят некие параллели с миром сегодняшним, который также переживает нестабильность в развитии общества, а в раздумьях современников той эпохи видят созвучное нам настроение.
После выхода в свет научной монографии Питера Брауна «Мир Поздней античности», термин «Поздняя античность» входит в научный обиход как обозначение самостоятельной эпохи, субцивилизации, и устанавливаются условные границы данного периода - II-VIII вв. В этот промежуток времени наблюдается падение Западной Римской империи и реорганизация Восточной (Византийской) империи вплоть до арабо-исламских завоеваний.
В период поздней античности также произошла массовая трансформация политической и социальной основы жизни в Римской империи и вокруг нее. Это нашло также отражение в повседневной жизни римлян, их мировоззрении, в появлении нового законодательства, где, с одной стороны, остро ощущается нарастающее расхождение между нормами поведения, традиционными ценностями, а с другой - повседневной реальностью. В современной историографии данный вопрос разработан явно недостаточно, ведь большое количество источников, отражающих духовную культуру позднеантичного общества, ранее не привлекали внимание исследователей. Несомненно, данный факт обусловливает актуальность настоящей работы.
Основной целью нашего исследования является выявление элементов античной и христианской традиции, повлиявших на ментальную трансформацию сознания человека позднеантичного общества в IV-VI вв.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. выявить характерные черты позднеантичной эпохи как особого периода в исторической науке;
2. изучить политическую систему домината в Римской империи с целью рассмотрения государственного устройства общества Поздней Античности и его кризисных явлений;
3. проанализировать социальное развитие позднеантичного общества в IV-VI вв. с целью выявления факторов, стимулировавших ментальные сдвиги;
4. рассмотреть изменения в образовательной системе Римской империи в период домината;
5. изучить биографии латинских христианских писателей IV-VI вв. для выявления элементов классической традиции, повлиявших на мировоззрение авторов данного периода;
6. определить основные элементы светского и христианского начал в мировоззрении человека поздней античности.
Объектом исследования является духовная сфера позднеантичного общества IV-VI вв.
Предмет исследования - сочинения латинских христианских писателей IV-VI вв., где отражена повседневная жизнь и мировоззрение римлян периода поздней античности.
Хронологические рамки исследования - конец IV-VI вв., так как именно в этот период государственное образование Римской империи постепенно прекращает своё существование. Данный период охватывает время правления Феодосия (379-395 гг.), на протяжении которого
христианство укрепляет свои позиции, а к VI веку доминирует во всем Западном Средиземноморье. В изучаемый период классическая латинская культура в IV-VI вв. продолжает сохраняться. Это прослеживается в первых работах Павлина Ноланского (353-431 гг.) и заканчивая трудами Фульгенция (вторая половина V- первая треть VI века).
Территориальные рамки исследования определяются границами Римской империи IV-VI вв., а именно Западным Средиземноморьем. В данном исследовании мы акцентируем внимание на политических и культурных событиях, а также на жизни и творчестве известных христианских деятелей Западной Римской империи, и только для сравнения сопровождаем свидетельствами из Восточной Римской империи.
Основные методологические подходы, использованные в настоящем исследовании, цивилизационный, микроисторический, «история
повседневности и быта», историческая психология, истории ментальностей.
В настоящее время с теорией цивилизаций связано большинство научных концепций, которые отличаются в основном друг от друга подходами к изучению истории. Теорию локальных цивилизаций, разработанную А. Дж. Тойнби , многие историки считают наиболее соответствующей истине. Согласно А. Дж. Тойнби цивилизации следует рассматривать как уникальные этнические или исторические общественные образования, которые имеют определенную территорию локации, обладают характерными и уникальными чертами социально-экономического и культурного развития. Особое внимание следует уделить изучению географического положения, климатическим условиям региона, которые в совокупности определят этнопсихологические и культурные особенности людей, а также их менталитет. В данном случае под менталитетом понимается мировосприятие и мироощущение, которое формируется на уровне коллективного сознания. Рассматриваемые нами социальные отношения являлись неотъемлемым элементом ментальности позднего римского общества.
Однако ментальная трансформация в сознании жителей Поздней Античности рассматриваются в нашей работе в качестве концепция истории повседневности и быта. Данная концепция на протяжении многих лет разрабатывалась зарубежными исследователями (Дж. Кокка, В. Ульрих и др .) и отечественными авторами (Гуревич А.Я ., Кром М.М ., Лелеко ВД5 и др.). От конкретного участника событий обыденной жизни зависит ряд факторов повседневности: время и пространство, особенность события или явления, сама бытовая, материальная, предметная среда. В данной концепции субъектами повседневной действительности выступают как индивид, так и семья или малая группа. При различных подходах историки могут рассматривать в качестве субъектов повседневности и быта относительно большие социальные общности: нации, народности, классы, сословия, конфессиональные или профессиональные группы; а также социально - территориальные общности: страны или группы государств, города, поселения или населения деревни.
Специалисты научного направления микроистория (Д. Леви , К. Гинзбург ) долгое время занимались рассмотрением малых исторических феноменов с целью изучения повседневной жизни и ментальности «маленького человека», который затерялся в истории. Микроисторический анализ предполагает изучение частных явлений, которые происходили в жизни людей прошлого, с целью выявления господствующих представлений и тенденций в обществе в целом. Нам весьма полезен данный подход, поскольку выявляемые нами тенденции трансформации менталитета, мы рассматриваем на примере отдельных представителей интеллектуальной элиты позднеантичного общества.
Для нас также важно понять социально-психологические аспекты жизни человека Поздней Античности. Следовательно, целесообразно обратиться к исторической психологии (В. Дильтей , Р. Коллингвуд , Е. Боброва , В. Шкуратов , Р. Тарнас ) - направлению исследований на стыке психологии с историческими науками, которая изучает психологию людей различных исторических эпох, а также изменения психики личности в процессе истории.
После Первой мировой войны развитие исторической психологии осуществлялась в русле исторических наук, культурно-исторической психологии и анализа. Возникшая в 1920-1930 гг. во Франции история ментальностей создала новую область исследований: история
повседневности и быта, обыденного восприятия, групповые и семейные отношения. Поэтому для познания и понимания человека Поздней Античности мы обращаемся к трудам основоположников истории ментальностей (М. Блок , Ж. Дюби и др.).
В исследовании применяются методы историко-филологического анализа (лексико-терминологического, герменевтического), нацеленные на адекватное понимание и истолкование текста. Также применимы собственно исторический метод комплексного анализа источников, системный подход, необходимые для систематизации работы с имеющимся материалом.
В данном исследовании также применяем биографический метод. Предметом его изучения является отдельные личности, их жизненный путь и события окружающей их действительности.
При работе с текстом источников и литературой применяем общие научные методы исследования, такие как анализ, синтез, мыслительное моделирование. Всё это необходимо для отображения политической и социальной обстановки в римском обществе конца IV-VI вв.
Источники.
Нарративные источники по данной теме разделены на языческие и христианские, согласно религиозным воззрениям их авторов.
Важными источниками являются исторические произведения IV-V вв., в частности, «История» Аммиана Марцеллина , где освещаются политические процессы, проводимые правительством Констанция II и Валента, а также мероприятия языческой аристократии в римском сенате, которые поддерживали языческих культов. В роли ведущих историков V в. могут рассматриваться три греческих автора - Евнапий , Олимпиодор и Зосим . Сочинения первых двух авторов, как известно, сохранились лишь во фрагментах. Следовательно, труд Зосима, который сохранился практически целиком, является для нас более ценным источником. Историк Зосим раскрывает проблемы кризиса и падения Рима.
Богатейший исторический материал, позволяющий охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику империи в 361-363 гг., противостояние язычников и христиан в восточных провинциях Римской империи представлен в сочинениях императора Юлиана Отступника .
Группу христианских литературных памятников изучаемого периода открывает Павлин Ноланский (356-436 гг.), который будучи наместником провинции Кампания на юге Италии оставляет почётную службу. Причиной тому становится ранняя смерть сына Павлина и желание теперь посвятить жизнь церковному служению. В 409 или 411 гг. он стал епископом в городе Нола . За годы своей деятельности Павлином Ноланским было написано множество сочинений, однако до наших дней дошло 32 гимна и 50 писем разного характера, в которых отражаются взгляды на различные факторы и события того времени.
О жизни другого христианского писателя Сульпиция Севера нам известно, что он происходил из знатной, хотя и несенаторской, аквитанской фамилии. Нам неизвестна точная дата его рождения. Определенно можно сказать лишь то, что он был младшим современником Павлина Ноланского (354-431 гг.). Его труды о Мартине Турском, «Хроника», письма не дают представления о частной жизни писателя. О периоде с 395 по 404 г. мы еще можем получить достоверные и четкие сведения благодаря письмам Павлина к Сульпицию. Следует заметить, что как раз этот период является важнейшим временем жизни Сульпиция. Так как именно это на время приходится его обращение к церковной жизни и написание его главных литературных трудов.
Гай Соллий Аполинарий Сидоний (430-485 гг.) - это латинский писатель из Галлии города Лугдун. Он был из высшей провинциальной знати и занимал должность префекта Рима. В 470 году стал епископом Клермона. До наших дней сохранились 24 стихотворения и IX книг писем. В данных источниках мы можем увидеть в качестве ведущих мотивов языческие идеи и представления.
Труд «Исповедь» Аврелия Августина, его жизненный путь, может рассматриваться нами как источник субъективного отражения общества Поздней Античности, расколовшегося между противоположными полюсами разнузданной чувственной природы и аскетической святости. Таким образом, данные произведения являются важными истоками по проблеме исследования, так как хронологически принадлежат позднеантичному периоду.
Иларий Арелатский (ок.401-449 гг.) - галло-римский аристократ, образованный молодой человек. Он никогда не стремился к активному участию в общественной жизни, однако начал в сознательном возрасте вести аскетический образ жизни, о чем есть упоминание в «Слове о жизни св. Гонората» и в «Житии Илария» .
К христианским авторам относится и Иоанн Златоуст (ок. 347 - 407 гг.) - богослов, архиепископ Константинопольский. Ему принадлежит более 900 сочинений, которые подразделяются на катехизические и пастырские, экзегетические, догматико-полемические, нравственно-аскетические,
праздничные, автобиографические, панегирики. В экзегетических сочинениях рассматриваются Иоанном Златоустом педагогические вопросы. Здесь представлены его взгляды на воспитание детей и молодёжи, которые были актуальны для западной и восточной христианской традиции. Им были изучены основные аспекты педагогики - место семьи и воспитания подрастающего поколения. Работы Иоанна Златоуста интересны нам для сравнения исторических событий в Западной и Восточной Римской империи.
Также мы воспользовались нормативными источниками, из которых наиболее ценны Кодекс Феодосия (действовал от 429 или 438 до середины VI в.) и Кодекс Юстиниана (с середины VI в.). Данные источники уже стали главными правовыми сборниками христианской империи.
В кодексы нет эдиктов, которые соответствовали официальной идеологии Римской империи V-VI веков, а также была необходимость в редакторской правке некоторых законов, которые были сокращены или переработаны, что, разумеется, повлияло на объективности их данных. Кроме того, невозможно с уверенностью говорить и о территориальной сфере применения права. Однако, эдикты, входившие в состав кодексов, позволяют нам проследить эволюцию взаимоотношений представителями разных конфессий с государством.
Таким образом, латинские христианские писатели IV-VI вв. оставили различные источники (письма, трактаты, поучения и др.), которые отражают их собственные идеи и взгляды и оценку событий, а также их современников. Нормативные источники дают нам представления о новых моделях поведения позднеантичних граждан, о проблемах в обществе, которые требовали решения. Следовательно, данные источники помогут нам проследить ментальную трансформацию в сознании человека Поздней Античности.
Историография
На протяжении XIX-XXI вв. зарубежная историография отличалась большим количеством работ, в которых затрагивались проблемы падения Западной Римской империи (Э. Гиббон ), давались оценки деятельности её правителям (М. Грант ), анализировались крупные общественные явления (Г. Буассье ).
В работе Майкла Гранта «Крушение Римской империи» рассказывается о нарастающем разладе в Римской империи, об ошибках, пороках, расколовшие великую империю на две части и не позволившие выстоять перед внешней варварской агрессии. Исследователь начинает повествование от правления императора Валентиниана I (364-375 гг.) до 476 года. Именно в это время Ромул Августул, последний император Западной Римской империи, был низложен.
В книге Якоба Буркхарда «Век Константина Великого» даётся описание переходному периоду от Античности к Средневековью, который ознаменовался приходом и укреплением в Римской империи новой религии - христианства. Исследователь даёт оценку исторической роли императора Константина Великого. По его мнению, сначала император завоевал римский мир, и только потом обратил его в новую религию, при этом сохранил языческие культы. Благодаря такой тактике Константин Великий провёл последовательно централизацию государственного аппарата.
Во второй половине XX века в научной историографии появились первые работы, посвященные новому периоду в истории - Поздняя Античность II-VIII вв. Данный период представляется если не в полной мере самостоятельной цивилизацией, то, по крайней мере, субцивилизацией, постклассическим миром. Авторами новой концепции (Postclassical World; Late Antiquity) являются такие историки Поздней Античности, как Питер Браун, Алан Кэмерон, Эврил Кэмерон, Гленн Бауэрсок.
Питер Браун (род. 1935) - является профессором истории в Принстонском университете. К его научным интересам относится сфера перехода от античности к средневековью, а также рост влияния христианства. Его исследования посвящены разным темам. Сюда можно отнести, римская риторика, культ святых, бедность и богатство. Следует отметить, что П. Браун один из первых исследователей, кто высказал идею о новом периоде - Поздняя Античность.
Аверил Кэмерон (род. 1940) - профессор позднеантичной и
византийской истории в Королевском колледже Лондона, где она также была первым директором Центра греческих исследований. Он является президентом Совета британских исследований в Леванте и председателем Оксфордского центра византийских исследований. К сфере его интересов относится изучение литературы, истории Поздней Античности, Ранней Византии, особенно акцентирует внимание на религиозных темах.
Новое в исследовании позднеантичной эпохи связывается с восприятием её как отдельного целостного периода истории, а не просто транзитивного (переходного) времени.
В отечественной историографии до конца XX века приоритетными были два направления исследования: работы, посвященные истории Римской империи, её крушению, и работы, посвященные истории Византии, как преемнице Римской империи.
Первая группа исследований (работы, посвященные истории Римском империи, её деятелям, событиям) является самой актуальной среди учёных. Ещё в начале XX века вышли в свет крупные труды о падении Римской империи (П.М. Бицилли , Н.А. Васильев ). К началу XXI темы стали разнообразнее: от политических событий до частной жизни римлян (И.А. Покровский , С.С. Аверинцев ).
В работе Л.П. Карсавина показаны некоторые эпизоды истории духовной культуры римского общества. Автор обращается к трудам галло¬римского поэта и писателя Сидония Аполлинария, обращаясь к произведениям, который отразил в своих работах настроения галло-римской аристократии периода падения Западной Римской империи. Для историка особенно ценными являются письма, где говорится о событиях завоевания вестготами Галлии, культурных и общественно-политических отношений данного периода.
Монография М.М. Казакова «Христианизация Римской империи в IV веке» освещает вопросы христианизации Римской империи. Анализируя источники и литературу, исследователь выявляет основные причины принятия Римской империи в IV веке христианства, указывает основные решения Константина Великого и его сподвижников в пользу христианства. Автор считает, что процесс христианизации был прямолинейным и ровным процессов, так как в IV веке были значительные отклонения в религиозной политике. Процессы и решения, которые были начаты Константином, только при императоре Феодосии получили своё логическое завершение. В работе также рассматривается проблема борьбы внутри церкви, уделяется внимание церковным лидерам той эпохи. Особый интерес вызывает глава, которая посвящена вопросам о территориальном распространении христианской религии, и её проникновению в социальные слои римского общества.
Монография И.О. Князького «Император Диоклетиан и закат античного мира» посвящена важному историческому периоду Римской империи - Античности. Император-реформатор Диоклетиан произвел глубокие преобразования, которые привели к началу нового периода в Римской империи. Принципат - это государственный строй, который сложился в годы правления Августа, в годы царствования императора Диоклетиана превращается окончательно в Доминат. «Монархия в республиканских одеждах» является теперь неограниченной монархией. Исследователь анализирует эволюцию императорской власти, её новую систему, экономическую политику и государственное управление Диоклетиана. Историк обращает внимание на религиозную политику императора, последнему великому гонению на христиан в Римской империи.
Историк С.М. Власов в своей работе «Константин Великий» повествует о жизнеописании этого римского императора. Исследователь, анализируя все явления прошлого, приходит к выводу о необходимости и важности изучения уроков, которые были преподаны историей Византии. В приложении работы опубликовано «Жизнеописание блаженного василевса Константина», которое принадлежит современнику великого императора, его сподвижнику, епископу Евсевия Памфила (Евсевия Кесарийского).
Ко второй группе научных работ относятся исследования, посвященные истории Византии, её политической, социальной и духовной жизни.
В книге Г.Л. Курбатова «История Византии (От античности к феодализму)» представлены основные вопросы развития и генезиса Византии, показ её переход от античного мира к феодализму. В другой его работе «Ранневизантийские портреты: к истории общественно-политической мысли» описываются биографии и труды деятелей ранневизантийского общества IV-VI вв. В книге можно увидеть характеристику деятельности известного проповедника, одного из создателей византийской церкви, Иоанна. Также здесь описывается жизнь представителя муниципальной аристократии IV в. Либания и философа и провинциального аристократа начала V в. Синесия. Особый интерес представляет описание жизнедеятельности крупнейшего историка VI в. Прокопия, который выражал интересы старой сенаторской аристократии, а также биография императора Юстиниана. Проанализировав данные произведения, можно выявить особенности, которые были характерны для общественно¬политической системы, практики и взглядов общества Ранней Византии.
В книге Н.Н. Болгова, Т.В. Смирницких, Ю.Н. Сбитневой «Частная жизнь женщины в Ранней Византии» впервые в отечественной науке даётся описание истории частной жизни женщин в Ранней Византии через ментальный переворот и призму психосоматических рефлексий, которые связаны с христианизацией. В работе уделяется внимание исследованию античный традиций, а также производится соотношение христианского и античного в обществе Ранней Византии.
В конце XX-начала XXI вв. у отечественных исследователей возникает интерес к вопросам истории Поздней Античности, её событиям и личностям, ранее не привлекавших внимание историков. Появляются первые статьи и монографии, посвященные позднеантичному обществу. Данным периодом в настоящее время в России занимаются (с достаточно четким различением латинского Запада и Ранней Византии) - В. И. Уколова , А. А. Чекалова , П. П. Шкаренков (Москва) , И.Ю. Ващева (Нижний Новгород),
Г.Е. Лебедева (Санкт-Петербург), Н. Н. Болгов , Е. В. Литовченко
(Белгород) . Новая историческая концепция только недавно стала интересовать отечественных ученых. Среди них существует ещё разделение - византинисты и антиковеды.
В монографии В.И. Уколовой «Античное наследие и культура раннего средневековья» рассматривается проблема перехода от античности к средневековью как к важному процессу истории Западной Европы и его значения на судьбу европейской культуры. В работе имеется анализ деятельности и произведений философа Северина Боэция, государственного деятеля Флавия Кассиодора, писателя Вивария, ученого и просветителя Исидора Севильского. Историк показывает влияние данных личностей на последующее развитие европейской культуры.
Среди работ отечественной историографии, посвященных деятельности Сульпиция, наиболее ценным для нас является труд А.И. Донченко «Сульпиций Север и его произведения» . В основу данного издания положена первая научная публикация сочинений Сульпиция Севера и произведений, приписываемых ему, осуществленная немецким ученым Карлом Хальмом в 1866 году. Все произведения, кроме «Хроники», на русском языке публикуются впервые.
Работа В.С. Дурова «Латинская христианская литература III-V веков» состоит из серии разных очерков об латиноязычных авторах христианской античности от Тертуллиана до Драконтия, Данные сочинения рассматриваются согласно их своеобразия стиля и языка, художественной выразительности. Частично затронуты вопросы христианской теологии, схиме и ересям. Об этом пробно можно узнать из списка приложения.
«Золотой век» патристики IV- первая треть V прославлен именами писателей Отцов Церкви Аврелия Августина, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского, поэтов Павлина Ноланского и поэтов Пруденция.
Именно в этот период оформляются основные жанры христианской литературы: послание, проповедь, житие, хроника, гимн, трактат.
В работе Е.В. Литовченко «Последние интеллектуалы» позднеантичной эпохи: традиция и транзитивность» описываются проблемы специфики менталитета интеллектуальной элиты Поздней Античности на основе анализа произведений избранных латинских авторов - Сидония Аполинария, Павлина Ноланского, Драконция, Фульгенция и др. Эти авторы ранее не привлекали особого внимания историков, так как их труды принадлежали к сложному переходному периоду, который был на стыке античного мира и средних веков. В книге содержится краткий обзор позднеантичной эпохи как целостной фазы развития античной цивилизации, характеристика
ментальности представителей позднеримского нобилитета, а также
интересные факты из жизни и деятельности вышеозначенных персоналий.
Таким образом, зарубежная литература представлена большим количеством работ, посвященных истории Римской империи, а главное вопросам и проблемам нового периода - Поздняя Античность. Первые статьи и монографии о позднеантичном обществе в отечественной историографии появляются только в 70-х гг. XX вв. Они лишь частично затрагивают духовные процессы общества Поздней Античности.
Недостаточная разработанность и изученность данной проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что данный материал может быть использован в дальнейших научных исследованиях по широкому кругу вопросов, касающихся переходных эпох Античности. Возможно использование результатов данной дипломной работы при изучении вопросов позднеантичного общества.
Структура дипломного проекта включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях автора на международных научных конференциях «Классическая и византийская традиция» (Белгород, 2018), «Белгородский диалог» (2019) по итогам участия, в которых, имеются публикации, посвященных непосредственно указанной тематике.
1. Шматко Ю.Н. Личность как отражение переходного характера эпохи Поздней античности // Классическая и византийская традиция. 2018: сборник материалов XII научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 156-160.
2. Шматко Ю.Н. Образование в период Поздней Античности // Белгородский диалог-2019: материалы Международного молодежного научного Форума молодых историков. (в печати)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Появление концепции Поздней Античности привело к корректировке многих принятых и устоявшихся оценок данного периода. Эпоху II-VIII веков теперь все больше воспринимают не как упадок и разложение традиций античного мира или эпоху смут и варварских переселений, но как самостоятельный мир, разнообразный и богатый, полный специфики и оставивший миру огромное наследство.
Анализ общей картины социально-политической и духовной жизни Поздней Римской империи показывает, что в этот переходный период ситуация практически во всех сферах была явно нестабильной. Под влиянием новых факторов, в частности из-за социально-политических изменений, в сознании человека привычное восприятие повседневной жизни стало меняться на противоположное.
К таким факторам относятся реформы, принятые императорами Диоклетианом и Константином, которые не смогли предотвратить впоследствии разделения Римской империи в 375 году на Западную со столицей в Риме и Восточную, ставшую Византией со столицей в Константинополе. Римские граждане болезненно воспринимали все события, которые меняли их повседневную жизнь, привычный бытовой уклад. В связи с этим они стали менять представления об общественных ценностях, престиже и успешности карьеры, а вследствие этого менялись их модели поведения. В IV веке перед римскими властями возникла задача систематизации законов, которые отражали современные реалии жизни. В итоге появляются единые государственные своды - кодексы, которые включали в себя конституции императоров и классические труды юристов.
Следующим важным фактором, повлиявшим на ментальную трансформацию позднеантичного человека, являлось религиозная политика Константина Великого в отношения христианства. Если рассматривать с политической точки зрения, то за время правления императора Константина выгода союза с христианством еще не имеет серьезные обоснования. Христианские служители имели не много административных полномочий, а император в рамках своих обязанностей мог вмешать в дела в церкви. Однако, с точки зрения христианства, данные изменения являлись кардинальным поворотом и революцией в истории. Отныне христианское население получило от императора патронаж и покровительство, и вследствие этого взяла новую роль - административный союз с Римской империей. Император гарантировал обеспечение единства и сохранения церкви, что дало начало новому этапу Римской империи - массовой христианизации. К началу IV века церковная организация становится мощной и влиятельной, которая могла стать для государства либо сильным союзником, либо опасной оппозицией. Римские аристократы видели в Церкви новый сильный социальный институт, заменявшие имперские привилегии и возможности. В результате этого римские и галло-римские аристократы меняли светскую карьеру на церковную, считая её более престижной.
Следовательно, через судьбы известных христианских личностей IV-VI вв., таких как Аврелий Августин, Иоанн Кассиан, Сульпиций Север, Павлин Ноланский, Сидоний Аполлинарий, Иларий Арелатский, Цезарий Ареласткий мы изучили ментальную трансформацию человека Поздней Античности. Язычники по рождению и воспитанию, римские аристократы в осознанном возрасте принимают заветы христианства.
Рассмотренные нами личности имели схожее традиционное аристократическое воспитание, привычки, образование, любовь к классической литературе. Данные христианские писатели переосмыслили всю свою жизнь, дали оценки современным римским нравам с уже другого ракурса, приобрели новых кумиров. По нашему мнению, на изменение их сознания, поведения повлияли главным образом масштабные исторические события и процессы: распад государства, варварские вторжения,
религиозные и социальные конфликты, принятые и переосмысленные модели и христианские ценности. Однако полученные в детстве знания и навыки не забывались, а использовались христианскими писателями на протяжении всей жизни. Главную роль здесь, конечно, играет образование, которое отражало тенденции поздней латыни - риторика, лексика, поэтика. Им удалось сохранить и передать последующим поколениям лучшее из традиционной античной системы ценностей. Параллельно, вследствие ментальной трансформации в искусстве и литературе этого периода происходит замена или преобразование классических греко-римских стандартов через христианские формы и темы, создаётся особый характерный стиль, который также имеет восточные влияния.
В сочинениях позднеантичных авторов образы, заимствованные из светских, «языческих» пластов позднеантичной культуры, начинают служить сугубо литературным целям, утрачивая свой прежний идейный, религиозно¬мифологический смысл. Также в античные в жанровом отношении дружеские письма латинские писатели вводят христианские сюжеты. Следовательно, данное взаимопроникновение идейных, жанровых компонентов нехристианской и христианской литературных традиций — характерная черта сочинений Поздней Античности.
Таким образом, на ментальность позднеантичных писателей повлияла не только материальная сторона быта, художественное и эмоциональное восприятие мира, но и имеющиеся знания, мировоззренческие основы, общественные настроения - религиозные, политические.



1. Августин. S. Aurelii Augustini. Confessiones. - Rec. P. Knoll. - Wien, 1896. Рус. пер.: Творения Блаженного Августина. - Тт. I-XI. - Киев, 1880-1908 (2-е изд. - Киев, 1901-1915 - кроме трех последних томов). Также: Исповедь. - М., 1991. - Пер. М.Е. Сергеенко. - 488 с.
2. Аммиан Марцеллин. Римская история. - СПб.: Алетейя,1994. - 578 с. (переизд. 1996 и др. стереотипно).
3. Арелатские проповедники V-VI вв.: Сб. исследований и переводов. - М.: Империум пресс, 2004. - 392 c.
4. Григорий Турский: Gregorii Turonensis. Opera omnia / Ed. W. Arndt, B. Krush // MGH. SRM. - Hannoverae, 1884-1885. - T. 1. Рус. пер.: Григорий Турский. История франков. - М., 1987. - Пер. В.Д. Савуковой. - 462 с.
5. Дигесты Юстиниана / Пер. Д. Литвинов, А. Смысляев, А. Щеголев, Е. Ляпустина, Д. Афиногенов. - М: Статут, 2008. - 584 с.
6. Евнапий. Жизни философов и софистов / Пер. с греч. Е.В. Дарк, М.Л. Хорькова // Римские историки IV века / Отв. ред. М.А. Тимофеев. - М.: РОССПЭН, 1997. - 384 с.
7. Император Юлиан. Полное собрание творений / Пер. Т.Г. Сидаша. - СПб: Квадривиум, 2016. - 1084 с.
8. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам / Репринтное
воспроизведение издания: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоустаго Архиепископа Константинопольскаго в русском переводе. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. - 864с.
9. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений: В 12 т. - М.: Златоуст, 1994. - Т.4, Кн.1. - 468с.
10. Зосим. Новая история. / Под ред. Н. Н. Болгова. - Белгород : Издательство Белгородского государственного университета, 2010. - 344 с.
11. Кодекс Феодосия: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus
sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes / Ed. Th. Mommsen, P. Meyer. - B., 1905. - Vol. I-II. - 318 p.
12. Павлин Ноланский: Pontius Meropius Anicius Paulinus episcopus Nolanus. Opera / Ed. W. Hartel // CSEL. - V. XXIX-XXX. - Pars. 1-2. - Wien, 1894. - 236 с. Рус. пер.: Павлин Ноланский. Послание к Авзонию // Памятники средневековой античной литературы IV- IX веков. Отв. ред. М. Е. Грабарь- Пассек и М. Л. Гаспаров. М.: Изд-во «Наука», 1970. - С. 80-87.
13. Олимпиодор. История. Текст и пер. Е.Ч. Скржинской. - СПб.: Алетейя, 1999. - 234 с.
14. Плиний Старший. Рус. пер.: Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О
сельском хозяйстве. - М., 1957. - Пер. М.Е. Сергеенко (то же: Ученые
земледельцы Древней Италии. - М.-Л., 1970. - С. 77-113); Плиний. Естествознание. Об искусстве. - М.,1994. - Пер. Г. Тароняна. - 924 с.
15. Раннехристианские жития галльских святых / Пер. с латинского, исследования и комментарии Банникова А. В., Каспарова А. И., Пржигодзкой О. В. - СПб: ЕВРАЗИЯ, 2016. - 278 с..115


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ