Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА К ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Работа №177047

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА К ТРУДОУСТРОЙСТВУ 11
1. 1. Психосоциальная готовность к трудоустройству: сущность и структура 12
1.2. Особенности формирования психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству 26
2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА К ТРУДОУСТРОЙСТВУ 33
2.1. Диагностика психосоциальной готовности выпускника вуза к Трудоустройству 35
2.2. Модель психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в российской экономике происходит трансформация рыночных отношений, разрыв устоявшихся экономических связей. Экономические и организационные изменения влекут за собой изменения во взаимоотношениях между высшими учебными заведениями и компаниями, государственными и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. Отсутствие системы государственного распределения студентов при выпуске из вуза, целевое обучение, носящее формальный характер, самостоятельное определение работодателями кадровой политики предприятия, ставит вопрос о трудоустройстве выпускников по специальностям, полученным в вузе.
«Региональные рынки труда предъявляют новые требования к специалистам, получающим высшее образование: работодатели, делая упор на молодые кадры, хотят получить максимум выгоды от новоиспеченного выпускника, требуя от него не только профессиональных умений и навыков, но и наличия таких личностных характеристик, как стрессоустойчивость, ответственность, работоспособность, коммуникативность, креативность, самостоятельность в принятии решений» .
Профессиональная готовность будущего специалиста сегодня зависит не только от уровня сформированное™ профессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом, но и от уровня психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству. Для современного молодого специалиста необходимо наличие не только четких представлений о полученных им знаниях, умениях и навыках в профессиональной сфере, но и умение ориентироваться в реалиях профессии, умение работать в команде, обладание коммуникабельностью, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью, умение проявлять инициативу и творчески подходить к решению проблем.
Однако эти требования вступают в противоречие с уровнем профессиональной готовности сегодняшнего выпускника, отсутствием у него необходимого социального и трудового опыта, а также умений и навыков успешной адаптации на рынке труда.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказывается одной из самых социально незащищенных групп населения [31, 370]. Как показывает практика, одна из первых трудностей, с которыми встречаются современные выпускники - это поиск работы и успешное трудоустройство.
В настоящее время отсутствие гарантированного трудоустройства приводит молодых людей к необходимости самостоятельно решать проблемы с поиском работы. Молодые специалисты после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе. Отсутствие навыков самопрезентации, незнание основных требований при трудоустройстве, необоснованная амбициозность или, наоборот, повышенная неуверенность в себе провоцируют проблемы у большинства молодых людей, даже успешно окончивших учебное заведение. «Эти проблемы ведут, во-первых, к росту уровня безработицы среди молодого населения, и во-вторых, в результате вынужденного выбора профессии («лишь бы куда-нибудь устроиться»), молодые люди начинают испытывать разочарование и переоценку ценностей» .
Следствием этих процессов является нравственная и профессионально-квалификационная деградация части молодежи как субъекта труда, которая чаще всего приводит к депрофессионализации и различного рода социально - психологическим проблемам [26], вследствие ощущения невостребованности, неоправданности ожиданий, конфликта между уровнем притязаний и сложившимися самооценкой и окружающей действительностью [27].
Степень научной разработанности проблемы. Проблема готовности к трудоустройству в целом и психосоциальной готовности, в частности, начала разрабатываться в середине прошлого столетия, и продолжает быть актуальной по сегодняшний день. Изучению и социальной, и психологической готовности к деятельности посвящено немалое количество работ, но некоторые аспекты проблемы формирования готовности еще не исследованы в достаточной мере, например, вопросы содержания психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения студентов в вузе, структуры компонентов психосоциальной готовности к профессиональной деятельности, взаимосвязи психосоциальной готовности к профессиональной деятельности с профессиональным развитием, и психологической готовности с конкурентоспособностью студентов на рынке труда.
Теоретический анализ общей готовности к профессиональной деятельности представлен в трудах таких отечественных ученых, как Гинзбург М.Р., Пряжников Н.С., Абдульханова - Славская К.А., Климов Е.А. и др. Профессиональная готовность, как сложное многоаспектное личностное образование, изучена в исследованиях Зеер Э.Ф., Павловой А.М. и Садовниковой О.Н., Дьяченко М.И., Кандыбовича Л.А., Пономаренко В.А. и других ученых. Психологическая готовность - как психический феномен, обуславливающий деятельность человека рассмотрен в работах Платонова К.К., Котик М.А., Сосновского В.А., Санжаевой Р.Д., Захаровой Л.И., Краснорядцевой О.М. и других. В нашей работе мы опирались на практические исследования феномена социально-психологической готовности, описанные в работах Зиятдиновой Ф.Г, Полдолиной М. Л., Ефимовой Т. Е. и других.
В складывающейся ситуации вузы должны оказывать содействие своим выпускникам в трудоустройстве, причем эта задача может решаться не только через распределение на производство, но и путем формирования социально- психологической готовности выпускника к будущему трудоустройству, путем обучения студентов технологиям достижения успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере. Начиная со старших курсов обучения необходимо ориентировать студентов на получение ими знаний, умений и навыков, необходимых при решении вопроса о трудоустройстве и адаптации в профессиональной деятельности, которые будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Обозначенные выше противоречия между тенденциями современного рынка труда и профессиональной готовностью молодого поколения специалистов легли в основу изучения проблемы социально-психологической готовности выпускника вуза к трудоустройству.
Объект исследования - готовность выпускника вуза к трудоустройству.
Предмет исследования - особенности психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству.
Цель исследования - раскрыть особенности психосоциальной
готовности выпускника вуза к трудоустройству и разработать ее модель.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- осуществить теоретический анализ проблемы психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству;
- выявить особенности психосоциальной готовности к трудоустройству студентов, обучающихся на последнем курсе вуза.
- разработать и обосновать модель психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, была выдвинута гипотеза исследования: формирование психосоциальной готовности выпускника вуза будет эффективным при следующих условиях:
1. определены сущностные характеристики психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству и этапы ее формирования, содержательно объясняющие логику этого процесса и представляющие механизм целенаправленного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов;
2. разработана модель, системно и целостно раскрывающая особенности психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству во всех ее составляющих (целевой, содержательной, операционно-деятельностной, оценочно - результативной);
3. при реализации модели будет осуществлено взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также привлекаемых партнеров- работодателей, специалистов психологических служб и служб занятости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход, при котором обучение студентов вуза представляет собой целостный набор взаимосвязанных компонентов: цели, субъекты, содержание, дидактические средства и результаты (Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Загвягинский В.И., Ильин В.С., Кузьмина Н.В. и др.); компетентностный подход в профессиональном образовании, который сосредоточен на обучении навыкам профессиональной квалификации (Байденко В.И., Блинов В.И., Зимняя И.А., Лейбович А.Н., Д. МакКлелланд, Новиков А.М., Новиков П.Н., Ромек В.Г., Хуторской А.В. и др.); личностно-ориентированный подход к обучению, основанный на восприятии учащихся как активных обучающихся в образовательном процессе (Белухин Д.А, Бондаревская Е.В., М. Боуэн, К. Роджерс, Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.); положения, представляющие компонентный состав готовности к труду: трудовая мотиворованность (Полукаров Д.А., Полянина А.К., Фомина В.Н.), профессиональная установка (Ватульян М.А., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Узнадзе Д.Н. и др.); профессиональные способности (Ананьев Б.Г., Гарбер Е.И., Завалишина Д.Н., Карпов А.В., Ковалев А.Г., Климова Е.А., Крутецкий В.А., Кузьмина Н.В, Левитов Н.Д., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Озеров В.П., Петровский А.В., Платонов К.К., Рубинштейн Л.С., Теплов Б.М., Уманский Л.И., Шадриков В.Д и др.);
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. методы общетеоретического исследования: анализ документов
(специальной литературы, нормативно-правовых, статистических,
периодических источников), позволившие осуществить теоретическое обоснование сущности и содержания социально-психологической готовности выпускника вуза к трудоустройству;
2. психодиагностические методики: методика диагностики социально-психологических установок личности Потемкиной О.Ф.; методика направленности Б. Басса, заполнение резюме; тест-тренинг «Собеседование при приеме на работу», опросник ВСК; методика диагностики самооценки Дембо- Рубинштейна в модификации Прихожана A.M., психологический тест Снайдера М. «Оценка самоконтроля в общении».
3. методы обработки первичного эмпирического материала (описательная статистика, метод психодиагностической семантики), которые позволила получить необходимые данные для разработки модели социально-психологической готовности выпускника вуза к трудоустройству.
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые акты в области подготовки
профессиональных кадров и их трудоустройства, в частности, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые устанавливают задачи профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда; Федеральный закон «О занятости населения в российской Федерации»; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг; приказ Минобрнауки России от 16 октября 2001 г. № 3366 «Об утверждении программы «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования»;
- результаты социального исследования «Диагностика социально-психологической готовности выпускника вуза к трудоустройству», проведенного автором в апреле - мае 2018 г. на базе Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» (N = 80);
- вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме (Зиятдиновой Ф.Г., Белокрыловой Г. М., Пряжникова Н. С., Полдолиной М. Л.).
Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «психосоциальная готовность выпускника вузов к трудоустройству»; разработке модели психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству, реализация которой предполагает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также привлекаемых партнеров- работодателей, специалистов психологических служб и служб занятости.
На защиту выносится следующее положение: психосоциальная готовность выпускника вуза к трудоустройству - это целенаправленное проявление целостной личности, выражающаяся в совокупности качеств, свойств, знаний и умений потенциального субъекта трудоустройства, определяющих его мотивацию, установки и направленность на самостоятельную деятельность по выполнению задач, обеспечивающих успешное решение проблемы устройства на работу в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием.
Разработанная модель психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, операционально-деятельностный, оценочно-результативный. Предложенная модель является синтезом образовательного процесса и социально - психологического сопровождения, способствующим постепенной адаптации студентов еще в период обучения в вузе к будущей профессиональной деятельности и вхождению в социально-профессиональную среду.
Научно-практическая значимость работы исследования заключается в определении сущности и специфики психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству; выявлении ее особенностей и компонентов; обосновании модели психосоциальной готовности выпускника вуза к трудоустройству.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в ходе разработки программ по формированию социально¬психологической готовности выпускников вуза к трудоустройству с целью повышения их конкурентоспособности в современных условиях труда; в работе с обучающимися вузов Белгородской области; материалы и результаты исследования могут быть полезны работникам центров занятости, молодежных организаций, психологам, педагогам, студентам.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены IX Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 2017г.), X Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 2018г.), Международной научно-практической конференции «Формирование готовности к профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза» (г. Нижний Тагил, 2019).
По теме диссертационного исследования опубликовано 3 научных статьи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 84 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 80 страницах и включает 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социально-психологической готовности личности к трудоустройству актуальна на всех этапах и во все периоды ее развития. Студенческий возраст считается наиболее подходящим для формирования основных подструктур личности, для достижения зрелости студента как субъекта общения, познания и деятельности, развития собственной индивидуальности, а значит, и для формирования психологической готовности к трудовой деятельности, профессиональному и карьерному росту.
В настоящее время вопрос трудоустройства выпускников вузов является наиболее острым, так как проблемы с безработицей среди молодых людей влекут за собой рост уровня недовольства и нестабильности в обществе. Выпускникам вузов, как будущим работникам, сложно трудоустроиться, во - первых, из-за высоких требований, предъявляемых работодателями, во- вторых, из-за собственных амбиций и профессиональных ценностей молодых специалистов и в третьих, из-за общей экономической нестабильности в стране. При этом на рынке труда постоянно меняются критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики, и возникают потребности в обеспечении конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда, который определяет эффективность трудоустройства выпускника.
При решении проблем трудоустройства молодых специалистов важно уделять внимание не только качественной подготовке выпускников к будущей профессиональной деятельности, но и созданию условий для успешного процесса вхождения их в профессиональную среду и социум в целом. Поэтому в научной среде проблемы готовности выпускников к трудоустройству начинают рассматриваться не только с точки зрения профподготовки, но и в контексте мотивированного выбора профессии и профиля обучения, осознания взаимосвязи между получаемой квалификацией и будущей профессиональной деятельностью, умения планировать собственный карьерный путь, развивать в себе необходимые качества характера, умения и навыки, которые в будущем будут полезны в процессе трудоустройства. Чем успешнее будут сформированы компетенции эффективного трудоустройства выпускников, тем больше они будут востребованы работодателями и, в дальнейшем, трудоустроены.
Готовность выпускников высших учебных заведений к трудоустройству является многокомпонентной структурой, которая включает в себя связанные элементы, такие как мотивированность работы (целостная система психологической подготовки личности, которая работает в различных рабочих ситуациях и регулирует поведение выпускников высших учебных заведений), профессиональные установки (система карьерных ожиданий и ценностных ориентаций выпускников, которые готовы выйти на рынок труда), профессиональная определенность (осознание будущих профессиональных проектов, ведущих к реализации обучения, достижений и профессиональных намерений), профессиональные знания и навыки.
Проведенный анализ литературы показал, что психосоциальная готовность выпускников вузов к трудоустройству - это целенаправленное проявление целостной личности, выражающаяся в совокупности качеств, свойств, знаний и умений потенциального субъекта трудоустройства, определяющих его мотивацию, установки и направленность на самостоятельную деятельность по выполнению задач, обеспечивающих успешное решение проблемы устройства на работу в соответствии с профессиональной подготовкой и образованием.
Смягчение прохождения кризисного периода, связанного с началом профессиональной карьеры, является важной социально-психологической составляющей работы высшего учебного заведения, в котором обучается молодой человек, социальных и психологических служб вуза, города, района и т.д. Помощь в данном направлении должны оказывать учащимся вузов не только преподаватели, но и специалисты вузовских агентств по трудоустройству, социальные работники, сотрудники центров занятости населения и будущие работодатели.
Своевременная и квалифицированная помощь современному студенту и будущему успешному профессионалу может заключаться в различных векторах профориентационной и психосоциальной работы, что может существенно поднять уровень информированности молодых людей о желаемой профессии, помочь им визуализировать «себя в профессии», а значит, сделать их выбор индивидуальным, осознанным и результативным и, следовательно, предотвратить многие проблемы и ошибки при трудоустройстве.
Для эффективной подготовки студентов к дальнейшему трудоустройству в процессе обучения необходимо сформировать у них устойчивую мотивацию к получению систематизированных знаний в избранной области и на основе теоретических знаний сформировать практические навыки и умения построения карьеры. Кроме того необходимо формировать целостное представление о ситуации на рынке труда в регионе, чтобы студент имел возможность получить не узко направленную специальность, а применить свои профессиональные знания, умения и навыки в различных профессиональных областях.
Для повышения конкурентоспособности необходимо формировать навыки поиска наиболее эффективных путей, средств и методов достижения успеха и повышения профессионального мастерства.
В качестве ресурса может быть использована модель социально - психологической готовности выпускника вуза к трудоустройству, в которой сочетаются целевой, содержательный, операционально-деятельностный, оценочно-результативный компоненты. Данная модель должна
реализовываться в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса, а так же привлекаемых партнеров-работодателей, специалистов психологических служб и служб занятости.
Предложенная модель является неким синтезом образовательного процесса и социально - психологического сопровождения - это процесс постепенной адаптации студентов еще в период обучения в вузе к будущей профессиональной деятельности и вхождению в социально-профессиональную среду.
Результатом реализации данной модели должны стать:
- готовность и желание овладения профессией, ее содержанием и формой на уровне, достаточном для самостоятельной работы;
- психологическая готовность к роли не только специалиста предприятия, но и потенциального организатора и руководителя отдела, организации и т.п.
- социально - психологическая готовность к вхождению в трудовой коллектив и сформированные навыки успешной коммуникации;
- психологическая готовность к мобильному и эффективному реагированию на изменения в социально-профессиональной среде, стрессоустойчивость;
- осознание собственной определяющей роли в достижении жизненных целей, принятие ответственности за свой жизненный и профессиональный выбор;
- готовность к реализации личностного и профессионального потенциала, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.



1. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Текст]: приказ Минобрнауки России от 05 апреля 2017 г. № 301 // Собрание законодательства. - 2017. - № 23. - Ст. 2994.
2. О занятости населения в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 19 апреля 1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) // Российская газета. - 2018. - № 84 - 6 мая.
3. Об утверждении программы «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 16 октября 2001 г. № 3366 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901806433 html.
4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 // Российская газета. - 2015. - № 67. - 28 мая.
5. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации [Текст]: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03 июня 1993 года № 5090-1 // Вестник Верховного Совета Российской Федерации. -1993. - № 14.
6. Аврамова, Е.Д. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции / Е.Д. Аврамова, Ю.В. Верпаховская, Е.А. Кулагина. - М.: Изд-во Проспект, 2007. - 8 с.
7. Авдеева, А.П. Некоторые психологические и социально- психологические аспекты готовности к деятельности / А.П. Авдеева. - М.: Омега-Л, 2010. - 46 с.
9. Аксенова, Н.М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе [Текст] / Н.М. Аксенова // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 128-132.
10. Артюшина, И.В. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда [Текст] / И.В Артюшина //Социологический журнал. - 2006. - № 4. - С. 6.
11. Ахмерова, Д.Ф. Диагностика профессиональной адаптации выпускника образовательного учреждения [Текст] / Д.Ф. Ахмерова // Педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 122-129.
12. Ахмедова, С.Х. Формирование адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Х. Ахмедова. - Астрахань,
2011. - 204 с.
13. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст] / В.И. Байденко, Б. Оскарсон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М., 2002.
14. Безработица в России: молодежь в группе риска [Электронный
ресурс] // Человек и образование. - 2018. - № 1. - Режим доступа:
http: //pan.md/news/Bezrabotitsa-v-Rossii-molodej i-v-gruppe-riska/3 3536.
15. Безработица, ее причины, формы и последствия [Электронный
ресурс] // Человек и образование. - 2018. - № 1. - Режим доступа:
http: //www.textreferat.com/referat-2255-4. html..84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ