Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Телесное и духовное в романе Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей

Работа №177034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Аспекты конструирования понятия «телесное» в XIX-начале XX вв.
1.1. Развитие проблематики тела в философии XIX в.
1.2. Развитие идей тела в психоанализе З. Фрейда .
1.3. Влияние идей психоанализа на литературу начала ХХ века: творчество Д. Г.
Лоуренса в контексте английского модернизма
Выводы по главе 1
Глава 2. Телесное и духовное в романе Д. Г. Лоуренса «Любовник леди
Чаттерлей»
2.1. Система персонажей как выражение основного конфликта в романе .
2.1.1. Образ Клиффорда Чаттерлей и идея деградирующей цивилизации в романе
2.1.2. Природное начало в образе Конни Чаттерлей
2.1.3. Телесные желания как возрождение естественной природы человека на
примере образа Оливера Меллорса
2.2. Способы выражения телесного в романе
2.3. Выбор Конни Чаттерлей как разрешение конфликта телесного и духовного в романе
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы

Д. Г. Лоуренса можно назвать одной из ключевых фигур английской литературы XX столетия. Его творчество занимает особенное место в художественном пространстве модернизма, так как в своих произведениях писатель не только представляет новое, универсальное видение жизни, раскрывающее внутренний потенциал и индивидуальность человека, но и объясняет несовершенство современной реальности, вызванное особенностями послевоенного периода.
Д. Г. Лоуренса не случайно называют «больным сыном цивилизации». Его вклад в английский модернизм заключается в создании своеобразного натурфилософского учения: выступая против механической цивилизации, он предлагает программу «возрождения естественных начал человеческой личности, где машинизации жизни противопоставляется свобода чувств и страстей, непосредственность их проявления» [18, c. 28]. Чувства, на которые писатель делает акцент в своих произведениях, такие как страсть, влечение, сексуальное желание тела, он относит к физиологии человека и даже преувеличивает её сущность: «зовом плоти и крови», велением полового инстинкта пытается он объяснить всю сложность взаимоотношений между людьми и своеобразие поведения каждого человека в его личной и общественной жизни» [18, c. 29].
Ярким проявлением такой позиции писателя является его роман «Любовник леди Чаттерлей», где писатель-модернист выдвигает собственный идеал гармонии тела и духа, впервые в литературе отдавая приоритет телесному началу, а не духовному: «Моя великая религия заключается в вере в плоть и кровь, в то, что они мудрее, чем интеллект. Наш разум может ошибаться, но то, что чувствует, во что верит и что говорит наша кровь, — всегда правда» [13, c. 34]. Вместе с тем, в своей статье «По поводу романа «Любовник леди Чаттерлей» (1929), Д. Г. Лоуренс подчёркивает, что гармония в жизни присутствует только тогда, когда тело и душа находятся в единстве друг с другом, но выполняют разные функции, создавая равновесие. Следуя его теории, подсознательное (телесное) восприятие создает сенсорные репрезентации мира, а душа или разум отвечает за оценку, определение целей наших действий и поступков и их контроль.
Актуальность работы вызвана фактом построения культуры рубежа XX-XXI вв. и современной культуры на принципе сублимации телесного и нивелировании духовного. Нарушение баланса между этими концептами в современной культуре делает актуальным возвращение к соотношению этих начал в творчестве Д. Г. Лоуренса.
Актуальность также объясняется возможностью иного прочтения последнего итогового романа Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» в свете соотношения телесного и духовного, а не цивилизационного и природного, что характерно для отечественного литературоведения.
Цель исследования: проанализировать конфликт телесного и духовного начал в человеке в произведении Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» (1928).
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Осветить историю развития проблематики тела в работах философов XIX в.
2. Выявить особенности понимания феномена сексуального тела в учении
З. Фрейда и его влияния на творчество Д. Г. Лоуренса.
3. Проанализировать систему персонажей в романе «Любовник леди Чаттерлей» с точки зрения конфликта телесного и духовного.
4. Выявить зависимость основного конфликта от проблемы телесного и духовного на примере выбора героини.
Объектом исследования является проблема телесного в западной культуре XIX-начала XX вв. и английском модернизме.
Предметом исследования является проблема телесного и духовного в романе Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей».
Материалом исследования послужил роман Д. Г. Лоуренса «The Lady Chatterley’s Lover» (1928). При переводе цитат был использован перевод И. Багрова и М. Литвиновой - «Любовник леди Чаттерлей» (2018).
Методы исследования: историко-литературный с элементами сравнительно-сопоставительного и герменевтического.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов в семинарах и спецкурсах, посвященных творчеству Д. Г. Лоуренса, а также истории английской литературы эпохи модернизма, истории зарубежной литературы ХХ в.
Структура работы. Содержание исследования изложено на 50 страницах текста и включает введение, 2 главы, сопровождающиеся выводами, заключение, список использованных источников. Список библиографической литературы состоит из 31 наименования, из них 5 на иностранных языках.
Апробация работы. Основные положения работы излагались в сообщении на тему «Тело и телесное как объект изучения в гуманитарных науках XX в.: от философии экзистенциализма к культурологическим исследованиям рубежа XX-XXI вв.» на студенческой научной конференции ГПА (г. Санкт- Петербург, 2022 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переосмысление культуры человека под влиянием идей Ч. Дарвина привело к изменению социальных и политических идей своего времени и получило дальнейшее распространение в социологии в виде социал-дарвинизма. Новая теория, объясняющая связь общественных отношений и закономерностей биологии человека, выводит понимание личности на новый уровень: теперь человек не является только биологическим субъектом, но имеет индивидуальное количество различий, помогающих ему в борьбе за существование, откуда появляется объяснение факта преимущества сильного над слабым с социальной точки зрения.
Различия в поведении, мотивы поступков теперь объясняются законами природы и инстинктов, что оказывает огромное влияние на идеи философов XIX в. Попытки рассмотреть человека как индивидуальность делают А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и З. Фрейд, взяв за основу человеческое тело. Философы выводят новую концепцию: именно тело помогает человеку в его проявлениях и является неким посредником желаний. Оно подчинено индивидуальному бессознательному процессу или Воле, которые не всегда находятся под контролем человека, о чём пишет А. Шопенгауэр. Воля для него - новая идейность о теле как неотделимом источнике познания человека. Это эмоции, чувства и инстинкты телесного характера, которые берут верх над человеком. Таким образом, человеческим бытием руководит не только разум, но бессознательные проявления, желания и ощущения, связанные с телом, которые являются неотъемлемой составляющей человека.
Идею Воли продолжает философ Ф. Ницше, выводя новое понятие Воли к власти и говоря об огромном спектре чувств и желаний человека, которые порываются одержать власть. Философ возвращается к определению тела и объясняет стихийные бессознательные желания понятием «телесность». Телесные проявления помогают не только испытывать неизведанные ранее эмоции, но также становятся проявлением внутреннего характера, переживаний и даже способом восприятия времени, подтверждением чему служит теория А. Бергсона о непрерывности связи пространства и времени, именуемой длительностью.
Примечательно, что бессознательное отождествляется с организмом и может даже влиять на него, что доказывает З. Фрейд: исполнение телесных желаний напрямую связано с состоянием человека. Однако, зависимость может проявляться не только к внутренним проявлениям, но и внешним: З. Фрейд говорит о принадлежности тела к знаково-символической форме пережитого опыта социализации и подавлении обществом сексуальных импульсов бессознательного у человека. Эту идею развернули в своих произведениях писатели-модернисты, для которых внедрение в творчество концепции бессознательного (эмоций, чувств, желаний) было способом противостояния устоям послевоенного периода начала XX века, где человеческие чувства находились под запретом, а предпочтение отдавалось культуре реализма.
Идея управления бессознательного человеком стала основополагающей для творчества Д. Г. Лоуренса, который попытался развить концепцию в своём нашумевшем романе «Любовник леди Чаттерлей». Он обозначил конфликт телесного (инстинкты) и духовного (разум) на примере разнообразия персонажей - Клиффорда Чаттерлей, лишённого возможности полноценно существовать ввиду травмы после войны, его жены Конни Чаттерлей, страдающей от отсутствия физической близости с мужей, и лесника Оливера Меллорса, выражающего протест обществу через отстранение от социума.
На примере образа Клиффорда Чаттерлей отслеживается уподобление духовной жизни: герой выбирает жить духовно, развивая промышленный бизнес, читая журналы и ведя интеллектуальные беседы. Клиффорд считает, что счастлив в браке и любим женой, Конни Чаттерлей, однако огромное желание телесного удовольствия у Конни противостоит их браку. С самого начала совместной жизни их сексуальная жизнь находится в затруднительном положении из-за разницы во мнениях и вере в важность физической близости, которую так жаждет Конни под управлением собственных инстинктов. Между ними есть связь, но не телесная, а духовная. Отсутствие межличностных 44 отношений приводит к тому, что Конни становится беспокойной. Ее супружеская жизнь с Клиффордом, в которой отсутствует сексуальная активность и фигурирует интеллект и машинизация, вынуждают ее думать, что она станет несчастна как женщина на всю жизнь. Героиня решается на связь с лесником Оливером Меллорсом, во внутреннем мире которого видит искренность, чувства, гармонию и жизнь.
Через образ Оливера Меллорса показан конфликт с точки зрения телесного. Телесная близость Конни и Оливера говорит об единстве их душ, объединившихся против механизированного общества и духовности. Сексуальный опыт Конни с Меллорсом заставляет ее осознать свои сексуальные потребности. Его нежность к ней и то, как он пробудил ее сексуально, подводит ее к осознанию важности телесных проявлений. Это не только физическое желание, но и крепкая, эмоциональная связь, которой ей не хватает в связи с Клиффордом. Физическая близость для неё - чувство связи с телом человека, их телесное общее, рождение новой, эмоциональной духовности.
Учитывая тот факт, что телу отведена важная роль, Д. Г. Лоуренс проводит аналогии между телами Клиффорда и Оливера, указывая на символичность данного сравнения: увечье Клиффорда - увечье всего интеллектуального духовного общества, здоровое тело Оливера - возрождение чувств человека, гармонии природы и естества. Стоит отметить и стиль описания тела в романе, его поэтизацию: описание частей тела, таких, как руки, грудь, половой член осуществляется через внедрение в повествование элемента цветов и их роста, что относится к идее деторождения, вдохновения, процветания; методом использования лексики, выражающей психологические состояния человека, описываются дома в поместье, в котором живет Конни.
Итак, конфликт телесного и духовного в романе осуществляется путём выбора Конни двух сторон духовности: интеллектуальной или эмоциональной. Героиня выбирает второе: с помощью телесной связи и удовольствий тела, Конни возрождает внутреннюю гармонию, и вместе с Оливером они предаются новой духовности, выраженной в физической близости и ощущении их крепкой 45
связи в виду интимного процесса, что вдохновляет их на новые свершения и придает жизни смысл.
Оливер делает Конни полноценной, разумной женщиной с ее телом, которым она может пользоваться для получения удовольствия, и ребенком, который должен родиться. Физическая близость, которая открывает новую духовность, взывает к чувству любви у героев. Телесное желание снова пробуждает их желание и заставляет их бороться за совместную жизнь.
Конни больше не может игнорировать желания своего организма - она понимает, что половая жизнь является важнейшим элементом для поддержания здорового тела. Героиня решает начать новую жизнь с Оливером, чтобы обрести счастье через осознание жизненной силы чувственной жизни и природной духовности.



1. Бандровская, О. Т. «Синдром Чаттерли» в английском модернистском романе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - №1-2 (43). - С. 34-36.
2. Белан, Е. А. Философская проблематика сущностных характеристик бессознательного в психоанализе З. Фрейда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №10 (1). - С. 184-187.
3. Белозерова, А. В. Мотив адюльтера в романах Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» и С. Фолкса «И пели птицы...» // ФилоЕОСОЗ. - 2020. - №1 (44). - С. 5-11.
4. Бергсон, А. Материя и память / А. Бергсон // Творческая эволюция. Материя и память. - Минск: Харвест, 1999. - 1408 с.
5. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма : монография / В. Г. Новикова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород : Университетская книга, 2013. - 370 с.
6. Денильханова, Р. Х. Западноевропейские идейные и философские истоки русской мысли XVIII-XIX вв. // Ценности и смыслы. - 2014. - №6(34). - С. 111-118.
7. Духан, И. Н. Искусство длительности: философия Анри Бергсона и художественный эксперимент // Логос. - 2009. - №3 (71). - С. 185-202.
8. Кондраков, С. А. Д. Г. Лоуренс и З. Фрейд: культура и/или утопия // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - №4¬2. - С. 158-162.
9. Кондрахина, Н. Г. Традиции примитивизма в литературе модернизма // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2009. - №2. - С. 90-99.
10. Конопасевич, П. П. Коммуникация в психоанализе: Фрейд и Лакан // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №37. - С. 1579-1586.
11. Косорукова, А. А. Проблема телесного бытия человека в этике Ф. Ницше // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2015. - №2. - С. 31-36.
12. Лоуренс, Д. Г. Любовник Леди Чаттерлей : перевод с английского / Дэвид Герберт Лоуренс ; общая редакция И. Багрова, М. Литвиновой. - Рига : Кондус, 1994. - 349 с.
13. Лоуренс, Д. Г. По поводу романа «Любовник леди Чаттерли» / Собр. соч.: в 7 т. М.: Вагриус. Т. 1. Любовник леди Чаттерли, 2006. - 496 с.
14. Муратова, И. А. Телесность как доминанта культуры постмодерна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 1¬1(27). - С. 143-146.
15. Ницше, Фр. Антихрист. Проклятие христианству / Фр. Ницше // Собрание сочинений в 5 т. Т. 5. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.— С. 263-330.
16. Петрова, Л. А. Единичное бытие в философии Шопенгауэра и Ницше // Начало: журнал института богословия и философии. - 2018. - Т. 35. - С. 89-108.
17. Рогачевская, М. С. Влияние психологии на литературу в контексте рубежа веков и модернизма // Гуманитарные науки. Литературоведение - 2015. - №10. - С. 59-64.
18. Савелова, Е. В. Проблема телесности в кризисном пространстве современной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - №1. - С. 26-31.
19. Серякова, А. Ю. Осмысление телесности в неклассический
философии. // Гумаштарш студй. - 2007. - №1. - С. 135-141.
20. Торопова, А. А. Конструирование телесности в культуре постмодерна : специальность 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры» : диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук / Торопова Анастасия Александровна ; Волгоградский государственный университет. - Волгоград, 2018. - 157 с.
21. Фокс, Р. Роман и народ: перевод с английского / Р. Фокс ; общая редакция Т. Хмельницкая и Н. Макшеева. - Ленинград : Художественная литература, 1939. - 234 с.
22. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл / З. Фрейд // Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. - М.: Фирма СТД, 2006. - 608 с.
23. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд // Сб. произведений / ответственный редактор М.Г. Ярошевский. - М. : Просвещение, 1990. — 448 с.
24. Хлыстова, А. В. Аспекты развития личности в контексте зарубежной литературы и психологии XX века // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - №4. - С. 47-53.
25. Чикин, А. А. Артур Шопенгауэр и открытие тела как философской проблемы // Философские науки. — 2013. — №5. — С. 22-37.
26. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 496 с.
27. Anjar, D. A. The influence of Lady Chatterley’s sexual experience on the development of her view about sexual needs in D. H. Lawrence’s «Lady Chatterley’s lover» / speciality C0397001 «Letters and fine arts» : thesis for competition of the Sarjana Sastra’s Degree / Anjar Dwi Astuti ; Sebelas Maret University. - Surakarta, 2003. - 121 р.
28. Balzer, D. Thinking sex : D. H. Lawrence, Radclyffe Hall and the socialization of modern texts / speciality «Arts» : thesis for competition of the Master of Arts’s degree / David Balzer ; McGill University. - Montreal, 2011. - 106 p.
29. Hester, V. M. D. H. Lawrence: Misoginy as ideology in his later works of fiction and nonfiction / speciality «Arts» : thesis for competition of the Master of Arts’s degree / Vicki Martin Hester ; University of North Texas Libraries. - Denton, 1991. - 151 p.
30. Lawrence, D. H. Lady Chatterley‘s Lover / David Herbert Lawrence. - London : Penguin Popular Classics, 1997. - 314 p.
31. Trejling, M. Discontent with Civilization in D.H. Lawrence's Lady Chatterley's Lover / speciality «Language and Culture» : thesis for competition of Bachalor degree / Maria Trejling ; Linkoping University. - Linkoping, 2014. - 33 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ