Введение 4
Глава 1. Вокализм современного французского языка 7
1.1. Система гласных французского языка 8
1.2. Проблемные зоны французского вокализма 12
1.2.1. Гласные двойного тембра 12
1.2.2. Носовой гласный / о/ 13
1.2.3. Г ласный / а/ заднего ряда 14
Выводы по Главе 1 15
Глава 2. Проблемы реализации гласного /а/ заднего ряда в 16
современном французском языке
2.1. Возникновение гласного / а / заднего ряда 16
2.2. Нормативные правила употребления / а / заднего ряда 18
2.3. Сдвиг в употреблении / а / заднего ряда в современном 21
французском языке
2.4. Гласный / а / заднего ряда в региональных и территориальных 25
вариантах французского языка
Выводы по Главе 2 33
Глава 3. Реализация / а / носителями французского языка: 34
фонетический анализ
3.1. Реализация заднего / а / в речи политических деятелей середины 35
XX - начала XXI вв.
3.1.1. Текст 1: речь генерала Ш. де Голля, 16 июня 1946 года, Байе 36
3.1.2. Текст 2: речь президента Франции Э. Макрона 7 мая 2017 года, 39
Париж
3.2. Реализация заднего /а/ в речи носителей языка 41
3.2.1. Текст 3: упражнение на звук /а/, нормативный дикторский текст, 42 запись 1980 годов.
3.2.2. Текст 4: упражнение на звук /а/, чтение современными 43
носителями французского языка, запись 2017 года.
Выводы по Главе 3 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения 56
Главными характеристиками любой языковой системы можно считать изменчивость и непостоянство. Язык - это живой организм, который находится в постоянном развитии.
В современном мире любой литературный язык, в нашем случае французский, подвергается постоянному влиянию внешней среды. Под влиянием достижений технического прогресса появляется все больше новых понятий, механизмов и предметов, которым надо давать названия, что обогащает лексическую сферу языка. Влияние международного языка - английского - приводит к упрощению грамматической структуры французского языка. Новые информационные технологии увеличивают скорость передачи информации, что приводит к увеличению скорости жизни, а вместе с ней и скоростью речи, что вызывает отклонения в напряженной артикуляции французского языка, выпадению звуков и даже целых слогов, увеличению темпа.
В развитии лингвистики как науки главным стратегическим направлением исследований конца XX - начала XXI вв. является перенос внимания исследователей на человека как носителя языка. Человеческий фактор, который игнорировался по многим причинам ранее, становится основным для ученого-лингвиста. Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена возрастающим с начала XX века интересом ученых к человеку как к создателю и носителю языка и, как следствие, повышением значимости человеческого фактора, который значительно недооценивался.
В последнее время публикуется большое количество работ прагматического плана, в которых человек - «центральная фигура языка и как лицо говорящее, и как главное действующее лицо мира, о котором он говорит» [Алижманова Г.М.: 112]. Таким образом, принцип антропоцентризма является основой для большинства перспективных научных исследований в области лингвистики и культурологии, задачей которых можно считать интеракцию индивидуума и языковых средств, которые он выбирает для реализации тех или иных коммуникативных намерений.
В связи с вышеизложенным актуальность данной работы «Реализация гласного /а/ заднего ряда в речи носителей современного французского языка» очевидна: современный французский язык переживает период не только внешних, но и системных изменений, и анализ данных изменений на материале аутентичных речевых образцов внесет определенный вклад в развитие изучения произносительных особенностей носителей языка.
Объектом данного исследования можно считать особенности вокалической системы современного французского языка, подходы к ее описанию и изучению на примере реализации гласного /а/ заднего ряда в речи носителей современного французского языка.
Предметом исследования являются различные реализации гласного /а/ заднего ряда в различных ситуациях коммуникации в речи носителей языка.
Цель работы - путем исследования различных устно представленных речевых образцов определить, при каких условиях наблюдается реализация гласного /а/ заднего ряда носителями языка.
Для достижения заявленной цели предполагается решить ряд задач:
• обратиться к истории изучения вопроса в трудах русских и зарубежных исследователей;
• рассмотреть проблемные зоны французского вокализма, выявив причины системных изменений, которые происходят в современное время;
• подвергнуть анализу речевые образцы с точки зрения реализации/нереализации гласного /а/ заднего ряда;
• определить и описать условия реализации гласного /а/ заднего ряда в речи носителей современного французского языка.
...
Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что поставленные цели и задачи данной работы были достигнуты.
В работе были рассмотрены в сравнении системы гласных французского языка, предлагаемые учеными, а также уточнены проблемные моменты французского вокализма, которые лежат у истоков существующих внутрисистемных сдвигов.
В работе подробно изучается проблема гласного /а/ заднего ряда, его роль в дисбалансе системы гласных французского языка и современная реализация звука в речи носителей.
Анализ данной проблемы изучался на реализации оппозиции /а/ и /а/. Мы можем сделать вывод, что ее практически повсеместное отсутствие предопределяется историческими факторами: изначальным лингвистическим различием северных и южных регионов страны (langue d’oil / langue d’oc), а также неравномерным использованием французского языка на всей территории страны еще со времен укрепления государственности Франции.
Исходя из нашего обзора использования гласного звука /а/ заднего ряда в разных регионах Франции, а также в других франкоязычных странах, можно сказать, что произношение данного звука преобладает в восточных и северных регионах Франции, присутствует в Швейцарии и Канаде. Восточные французские департаменты и Швейцария географически и исторически тесно связаны с Германией, и, следовательно, с немецким языком, который оказал значительное влияние, в том числе и на произношение французского языка в этой местности.
Северные департаменты Франции так же неразрывно связаны с Англией и английским языком. Учитывая, что как в немецком, так и английском языках существенную роль играет долгота гласных звуков, в том числе и звуков сопоставимых с /а/, а помимо этого и вариации тембра в немецком языке, нельзя не признать, что в настоящее время сохранение и даже иногда увеличение случаев реализации звука /а/ заднего ряда именно в этих географических зонах предопределено английским и немецким произношениями.
Ученые также отмечают, что активное употребление заднего /а/ в Канаде и Швейцарии является архаизирующей тенденцией.
Практический анализ образцов звучащей речь был проделан в двух плоскостях: анализ реализации гласного /а/ заднего ряда в речи политических деятелей середины XX в. и начала XXI в. и сравнительный анализ образца нормативной дикторской речи с тремя фрагментами речи носителей языка, записанными в мае 2017 года.
По окончании анализа необходимо сделать вывод, что употребление гласного /а/ заднего ряда практически отсутствует в речи носителей. Он заменяется либо передним /а/, либо средним /А/.
Тем не менее, при обучении будущих специалистов в лингвистике и учителей французского языка нам представляется необходимым сохранить дидактическую работу по постановке данного звука у студентов: поскольку феномен окончательно не исчез из системы, то его нельзя игнорировать.
1. Алимжанова Г.М. Сопоставительная лингвокультурология:
взаимодействие языка, культуры и человека. Алматы, 2010. - 300 с.
2. Барышникова К.К. Вводно-коррективный курс французского языка. Москва, 1974. - 98 с.
3. Бородина М. А. Проблемы лингвистической географии (на материале диалектов французского языка). Ленинград: Наука, 1966. - 218 с.
4. Бубнова Г.И. Фонетика французского языка. СПб., 2011. - 172 с.
5. Гак В. Г. Языковая ситуация во франкоязычных странах. Москва, 1994. - 232 с.
6. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» - 2-е изд. Москва 1983. - 287 с.
7. Гордина М. В., Белякова Г. А. Практическая фонетика французского языка. Учебное пособие. СПб., 2003. - 336 с.
8. Кирилловская Н.В. Звуки французского языка. Москва, 1951.
9. Ладыгина Е.В. Французский язык в Швейцарии. Москва, 2014. - 227 с.
10. Литкенс К.Я. Современные тенденции французского произношения. Учебное пособие к спецкурсу. Москва, 1985. - 94 с.
11. Раевский В.М. Фонетика немецкого языка. Москва, 1997. - 312 с.
12. Рапанович А.Н. Фонетика французского языка. Курс нормативной фонетики и дикции. Москва, 1973. - 286 с.
13. Томашпольская З.И. Романские языки и диалекты. Москва, 2000. - 328 с.
14. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. Перевод с нем. Москва, 1960.
15. Щерба Л. В. Фонетика французского языка. 7 е изд. Москва, 1963.
16. Юрова И.В., Зеленина Т.И., Адиба Ф. Практическая фонетика французского языка [Электронный ресурс]: учеб. пособие /И.В. Юрова, Т.И. Зеленина, Ф. Адиба; под ред. В.А. Козуевой. - 3-е изд., стер. Москва, 2013. - 64 с.
17. Boyer H. Langues en conflit: Etudes sociolinguistiques. Paris: L’Harmattan, 1991. - 274 p.
... всего 50 источников