Введение 3
Глава 1. Формирование государственно-церковных отношений в РФ в 1991¬2016 гг 14
1.1. Г осударственная политика в сфере государственно-церковных
отношений в 1991-2000 гг 14
1.2. Формирование государственно-церковных отношений в РФ в 2000-
2016гг 31
Глава 2. Возрождение православной жизни в Ракитянском районе
Белгородской области 46
2.1. Открытие храмов 46
2.2. Освещение событий православной жизни в районной периодической
печати 52
Глава 3. Православное просвещение 59
3.1. Духовно-просветительский центр имени Серафима Тяпочкина и
сохранение памяти об архимандрите Серафиме (Тяпочкине) 59
3.2. Православное образование в светских учебных заведениях 63
Заключение 71
Источники и исследования 79
Приложение 89
Актуальность данной работы обусловлена тем, что религия во все времена играла важнейшую роль в системе общественных связей и отношений. Она регулирует как взаимные отношения людей, так и жизнь отдельного человека, поэтому общество не должно относиться равнодушно к религиозным вопросам и движениям.
Если оценивать религиозную ситуацию в российском обществе в настоящее время, мы можем увидеть 2 тенденции: во-первых, это готовность вернуться к религиозным истокам национального самосознания, это для русского человека крепко связано с Православием, во-вторых, необходимо выйти за рамки культурно-исторической жизни своего народа в поисках иной духовности.
Православная церковь тесно связана с историческим развитием традиционной культуры России и поэтому после нескольких десятилетий безбожия, народ с большим желанием стал возвращаться в церковь. Это обуславливает значимость православия для русских людей.
В Белгородской области огромное внимание уделяется духовному развитию. Это явление показывает, как строятся отношения светских и духовных властей. Общие цели стоят у государства и церкви, благосостояние общества в целом и его граждан в частности.
Данная работа представляет собой исследование такой проблемы как освящение возрождения православной жизни в Ракитянском районе Белгородской области в 1991 - 2016 гг. В настоящее время в Российской Федерации стали активно проходить политические, социально-экономические, культурные изменения, которые охватили многие уровни и сферы общественной жизни. Демократизация общественной и государственной системы в России полностью захватил религиозную сторону жизни общества, так же привел к возникновению относительно новой религиозной ситуации по сравнению с советским периодом. После распада СССР в Ракитянском районе начинает налаживаться церковная жизнь. Возводят храмы, приобщаются к культурно-исторической жизни.
Объектом исследования история государственно-церковных отношений в 1991-2016 гг.
Предметом исследования является возрождение православной жизни в Ракитянском районе Белгородской области в 1991-2016 гг.
Целью исследования является изучение государственной политики в сфере государственно-церковных отношений в России, возрождения православной жизни в Ракитянском районе Белгородской области в 1991 - 2016 гг.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:
1. Описать государственную политику в сфере государственно-церковных отношений в 1991-2000 гг.
2. Изучить формирование государственно-церковных отношений в РФ в 1991-2016 гг.
3. Показать значение открытие храмов
4. Проанализировать освещение событий православной жизни в районной периодической печати
5. Изучить работу духовно-просветительского центра имени Серафима Тяпочкина и сохранение памяти об архимандрите Серафиме (Тяпочкине)
6. Рассмотреть православное образование в светских учебных заведениях
Хронологические рамки охватывают период с 1991 года до настоящего времени. В 1991 году в Свято-Никольский храм п. Ракитное на службу переводится протоиерей Николай (Германский), начинается строительство и ремонт храмов на территории Ракитянского района и духовное возрождение общественности.
Географические рамки исследования охватывают территорию Ракитянского района Белгородской области Российской Федерации.
Источниковую базу исследования составили официально опубликованные документы, источники личного происхождения, которые впервые введены в научный оборот.
Неопубликованную источниковую базу составили материалы интервью жителей Ракитянского района, принимавших активное участие в жизни церкви в исследуемый период.
Протоиерей Николай Германский - благочинный Ракитянского района1, начал свое служение в Свято-Никольском храме п. Ракитное в 1991 г. Он является главным очевидцем всех событий в жизни церкви и государства после распада СССР. Отец Николай рассказал о становлении церкви после нескольких десятилетий атеистического режима.
Наталья Владимировна Курова - методист духовно-просветительского центра имени архимандрита Серафима (Тяпочкина) . Начала свою деятельность с момента открытия духовного центра в Ракитянском районе, ее основная работа связана с воскресной школой и выпуском православной газеты «Православный вестник».
Татьяна Александровна Вагнер - директор Ракитянской общеобразовательной школы №2 имени А.И. Цыбулева , которая тесно взаимодействовала с церковью.
Евгения Максимовна Зинич - с детства является прихожанкой Свято- Никольского храма , она поведала о жизни прихода во время перемен в церковной жизни.
Среди опубликованных источников можно выделить несколько групп документов.
К первой группе документов можно отнести нормативно правовые акты: Конституция Российской Федерации1, федеральный закон от 26
сентября 1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями , федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» . Эти документы показывают государственное направление в сторону религии.
Во вторую группу можно отнести материалы официального делопроизводства. Постановление Правительства РФ от 30.06.2001 №490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» 21.04.2011,
распоряжение Президента РФ от 24.04 1995 г. № 192-рп «О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями» 17.03.2001, указ Президента РФ от 14.03 1996 г. №378 «О мерах по
реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» 1.04.2012, официальная информация
отношения государственной власти к церкви: «Поручение Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 2 августа 2009 г»1 07.04.2012, «Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах РФ института воинских и флотских священнослужителей» 21.04.2012, «Новодевичий монастырь передан РПЦ» 02.04.2012.
Очень важны материалы, показывающие отношение церкви к государству: «Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви» ; «Инструктивное письмо Алексия II №5925 от 9 декабря 1999 г.» ;
«Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и епископата Русской Православной Церкви к Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину» ; «Патриарх Кирилл призвал бороться с клеветой в адрес Церкви» ; «Патриарх Кирилл: против Церкви ведется информационная война» ; «Письмо юбилейного собора Президенту РФ В. Путину» , «Алексий II (Ридигер), патриарх. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения» , «Указания об организации уроков православной культуры»2 патриарха Алексий (Ридигера)
Следующую группу опубликованных источников составили материалы периодической печати. К ним отнесено региональное издание «Журнал Московской Патриархии»3, «Белгородские Епархиальные ведомости»4
Официальный печатный орган Ракитянского района газета «Наша жизнь» издается с ноября 1930 года. Статьи посвященные возрождению православной жизни до 1991 г. выходили не часто, только по особым случаям «К столетнему юбилею со дня рождения отца Серафима»5, «Возрождение храма в п. Дмитриевка»6. После 2000-х годов, все чаще выходят статьи на церковные темы: «Строительство храма в с. Нижние пены»7, «Возрождение храма с. Венгеровка»8, «Престольный праздник»9, «Уроки православия в школах»10.
В п. Ракитное с 2006 года издается газета «Православный вестник», в котором затрагиваются религиозные темы: «Арест архимандрита
Серафима» и последние новости церковной жизни: «Престольный праздник в Ракитном»12, «Церковь с. Нижние Пены»13. Издается она в духовно¬просветительском центре - это детище протоиерея Николая (Германского), здесь постоянно проходят литературные вечера, встречи с высокопоставленными лицами, школьниками и прихожанами, а так же собрана церковная библиотека.
Степень изученности темы. В современной историографии существует ряд работ, которые посвящены анализу и разностороннему изучению отечественных историков, касающихся в своих научных трудах истории государственно церковных отношений в современном мире.
Главным проводником в мир христианской жизни является «Православный словарь»1, здесь почерпнуты основные понятия в Православии.
Важными источниками информации в изучении государственно- церковных отношениях с 1991-2016 гг. являются исследования А. В. Логинова, «Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности» , А.И. Щипкова «Христианская демократия в России» , Е. В. Бабошина «Современная модель конфессиональной политики в Российской Федерации» , О. Е. Казьмина «Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России». Данные исследования дают оценку современной религиозной ситуации в России.
Ряд работ посвящен исследованию отношения государственной власти к религиозным группам. В частности это публикации С. А. Авакьян «Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт» , Н.В. Володина «Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России»1, К. Каариайнен, Д. Фурман «Религиозность в России в 90-е годы» , А. И. Кудрявцев «Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века» .
Материалы со стороны церковной власти показаны в работах: В.И. Коновалова «Патриарх Алексий II: Жизнь и служение на переломе тысячелетий» . Сьюэлл «Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций» . Данные работы показывают отношение православных священников и мирян по отношению к государственной власти. Особую роль во описании взаимоотношений государства с церковью описано в исследовании «Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003-2004 гг.» .
Возвращение народа к духовной жизни описано в книге «Духовная жизнь начинается с покаяния» .
Более подробно изучить русский православный быт помогают материалы из книги «Русские» , здесь описаны традиционные религиозные обряды и верования, особенно выделены праздники в сельских местностях.
Особую роль в исследовательской работе составила книга «Храмы святого Белогорья» составленную под редакцией архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Здесь полностью описаны и проиллюстрированы храмы Белгородской области.
Важными источниками информации Ракитянского края в изучении возрождения православной жизни района являются исследования Н. Германского «Праведник наших дней»1, здесь полностью описаны все события из жизни и после смерти старца Серафима (Тяпочкина). По крупицам собраны и записаны многие проповеди батюшки, его письма из заключения, свидетельства очевидцев чудес, совершенных старцем.
Материалы по канонизации архимандрита Серафима (Тяпочкина) показаны в «Отзывах архиереев о возможной канонизации отца Серафима» , каждый человек, который столкнулся со старцем, не мог не признать его святым. Прихожане Свято-Никольского храма п. Ракитное во главе с протоиереем Николаем (Германским) занимаются этой деятельностью.
Немало важными являются интернет-ресурсы, в которых была почерпнута информация о «Престольных праздниках сел Ракитянского района» , «Свято-Никольском храме сл. Ракитной» , «Храме Николая Чудотворца п. Ракитное»
Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и историзма, предусматривающие беспристрастный и объективный анализ собранной информации в контексте конкретной исторической обстановки, широкий охват всех доступных исследователю источников и литературы. В процессе исследования были использованы:
— историко-генетический метод, при рассмотрении православной жизни в Ракитянском районе Белгородской области в 1991-2016 гг.;
— сравнительно-исторический метод, при рассмотрении государственно церковных отношений в исследуемый период.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— в данном исследовании был произведен сбор и структуризация фактов, касающихся истории государственно-церковных отношений в РФ в 1991-2016 гг.;
— была изучена история православной жизни в Ракитянском районе Белгородской области в 1991 - 2016 гг.;
— была исследована деятельность по канонизации старца Серафима (Тяпочкина);
— проведена работа по исследованию внедрения православной компоненты в учебных заведениях Ракитянского района;
— введены в научный оборот источники личного происхождения, собранных автором в результате интервьюирования жителей Ракитянского района.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности его использования для изучения религиозной жизни постсоветского периода истории Ракитянского района, а так же Белгородской области в целом. Результаты данной работы могут быть востребованы при дальнейшей научной разработке региональных проблем истории православной жизни.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы в 1 статье и 1 тезисах.
Материалы данной работы были представлены в III научно-практической конференции «Карамзинские чтения» 14 декабря 2018 г.
На основе материалов данного исследования было подготовлен доклад «Духовная жизнь Ракитянского района в 1991-2016 гг.» представленный на тематической выставке «Ракитное — часть духовной жизнь России» (Ракитянская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Цыбулева, 23 марта 2018).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и исследований, приложений.
Исследуя государственно-церковные отношения в РФ в 1991 г. по 2016 г. можно заметить положительную тенденцию в развитии государственных законов, касающихся церкви, а с другой стороны священнослужители активно поддерживали действующую власть. Изучая стадии
взаимоотношений Русской Православной Церкви с государственными структурами РФ можно сделать несколько выводов относительно того, какие перемены сопровождали эти отношения после формирования новой российской государственности.
Середина 1990-х ознаменовалась принципиально новой фазой взаимоотношений РПЦ МП с государством. В XX в. впервые возник прецедент формирования политического влияния, пусть и опосредованного, РПЦ на государственную политику и политический курс страны. Постепенно церковь увеличивала степень своей свободы, начиная от празднования 1000- летия Крещения Руси и избрания патриархом Алексия II на первых свободных выборах, а заканчивая возвратом религиозного имущества, изъятого советской властью, и законодательным оформлением нового статуса РПЦ МП и православия в РФ. Государственная власть в постсоветский период стремилась опереться на РПЦ как на традиционный институт российского общества, обеспечивая самые благоприятные условия для возрождения православных норм в общественной жизни. В результате этой политики РПЦ существенно возросла, за 20 лет было удвоено число епархий по сравнению с дореволюционным временем, а митрополий стало в 7 раз больше, количество архиереев стало таким же, как и до революции, кроме того дореволюционному уровню вполне соответствовало число монастырей и открывшихся церковных учебных заведений всех форм.
Г осударственная власть существенно расширила полномочия РПЦ МП, предоставив ей возможности заниматься помимо богослужебно-ритуальных практик и другими видами деятельности, не характерными для нее в СССР: к
относятся благотворительность, религиозное образование
просвещение, вопросы милосердия, обслуживание военных и заключенных, коммерция и предпринимательство, культурно-просветительская
деятельность и т.д. Все это привело к значительному повышению ее престижа в глазах простых людей, и усилило ее влияние на различные области общественной и государственной жизни.
Церковь добилась того, что лидеры РПЦ на равных взаимодействуют с госструктурами, ведя конструктивный диалог, иногда даже диктуя собственные условия. Порой церковь даже открыто угрожает государству в своем программном документе «Основы социальной концепции РПЦ», указывая на возможность применить в его отношении активных противодейственных мер вплоть до призыва к акциям гражданского неповиновения, о чем ранее не могло быть и речи. Вес последних Патриархов - Патриарха Алексия II (1990-2008 гг.) и Патриарха Кирилла (с 2008 г. по настоящее время) - в политике очень высок. Согласно ежемесячным опросам они обязательно входят в первую десятку среди ста ведущих политиков в современной России. Законодательные инициативы РПЦ пользуются поддержкой среди политической элиты нашей страны, которая одобрила введение в школах «Основ религиозных культур и светской этики» в качестве обязательной дисциплины, учреждение института Военных Капелланов, возврат религиозной собственности. В настоящее время РПЦ все больше проявляется и в международной политике. Кроме того, как государственная идеология, так и общественное мнение в РФ обладают ярко выраженной проправославной ориентацией, считая, что православие играет государствообразующую и культурообразующую роль в России, оказывая поддержку РПЦ МП в экономическом, политическом и моральном аспектах.
В целом роль и место РПЦ в политике нашего государства еще находится в динамике и не стабилизировались. Однако можно уверенно констатировать, что РПЦ стала весомым игроком на политической арене нашей страны с которым необходимо считаться. Хотя формально церковь отделена от государства, вряд ли можно сомневаться в силе влияния православия и его концепций на политический климат нашей страны, как на высшем уровне органов власти, так и на конкретные политические группы и партии, которая приобретает все большую значимость в XXI.
В настоящее время в Белгородской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Социально-нравственная сфера, национальные духовные ценности культурообразующей религии России - православия - являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного
самосознания, самоидентификации русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций
Не случайно наш край называют Святым Белогорьем: христианство имеет здесь тысячелетнюю историю. Православные ценности стали основой формирования мировоззрения и культуры русского человека, жившего на границе православного мира сначала с язычеством (печенеги и половцы), а затем с представителями исламской (турки, крымские татары) и римско- католической (поляки и литовцы) цивилизаций.
В Ракитянском районе с каждым годом открываются новые храмы, увеличивается количество прихожан, освящаются родниковые источники и купели. В каждом приходе есть воскресная школа. Все это показывает, что с 1991 года и на сегодняшний день духовная жизнь возрождается, общество возвращается к православным ценностям, а так же чтит свою культуру и традиции. Не остаются в стороне главы поселения и администрации Ракитянского района, генеральный директор крупного агрохолдинга БЭЗРК Белгранкорм. Они всячески способствуют и помогают материально сельским храмам, активно участвуют в конференциях «Серафимовские чтения» и в целом духовной жизни района.
Русская Православная Церковь и Белгородская епархия со времен Крещения Руси (Х в.) имели важное значение в истории Ракитянского края, оказывая всестороннее влияние на общественно-политическую, культурную и духовно-нравственную сферы жизни региона. Белгородчина является родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной.
Замечена положительная тенденция в освещении православной жизни в региональной периодической печати. Стали чаще писать статьи на религиозные темы. К 2016 году Православие стало на столько естественно в обиходе людей, что практически в каждом выпуске газеты «Наша жизнь» затрагивается данная тема.
В п. Ракитное с 1961 года в Свято-Никольском храме служил известный старец Серафим (Тяпочкин). После распада СССР его известность достигла широкого масштаба. В Ракитянский храм на постоянной основе приезжают паломники к могиле старца из разных уголков России и стран ближнего зарубежья.
В поселке ведется активная деятельность по канонизации русского старца XX века архимандрита Серафима (Тяпочкина). Отец Николай еще в 2000 году подал прошение в комиссию РПЦ, на сегодняшний момент это дело находится на рассмотрении.
Ежегодно в п. Ракитное проводятся: конференция «Серафимовские чтения», где с докладами выступают духовенство и профессора многих университетов; православные дни молодежи, на которых о. Николай германский выступает с поучительными словами к молодому поколению, а так же проходит патриотический концерт. все это наполняет духовной составляющей жизнь ракитянцев.
На базе Свято-Николаевской церкви работает духовно-просветительский центр, где издаются газеты, книги религиозного характера. А так же проводятся воскресные школы для детей и взрослых.
В образовательных учреждениях Белгородской области изучается ряд религиоведческих дисциплин - «Основы и ценности православия», «Основы православной культуры» и другие. Учащиеся имеют возможность изучать данные дисциплины по своему желанию, они введены в вариативную часть учебного плана. Введение данного курса в ракитянские школы направило в верное русло патриотическое воспитание многоконфессиональную Россию, уважительно относящихся к законным интересам и правам всех соотечественников и сограждан вне зависимости от их отношения к религии, этнической и конфессиональной принадлежности
Усилиями местного благочинного протоиерея Николая Германского в п. Ракитное возродилась православная жизнь.
1. Александр (Тимофеев), архиепископ. Русская Православная Церковь в новых исторических условиях // Журнал Московской Патриархии. - 1997.— № 11. - С. 32.
2. Алексий (Ридигер), митрополит. Выступление на II съезде народных депутатов СССР // Журнал Московской Патриархии. - 1990. - №4. — С. 25.
3. Алексий (Ридигер), митрополит. Русская Православная Церковь и проблемы разоружения // Журнал Московской Патриархии. - 1984. - №9. —С. 31.
4. Алексий (Ридигер), патриарх . Кто и чем заполнит образовавшийся вакуум // НГ_Религии. - 2000. - №6. — С. 19
5. Алексий II подтвердил, что РПЦ не требует от государства возврата церковного имущества - Электронный ресурс. - URL: http://www.newsru.com/religy/09apr2008/restitution.html (Дата обращения: 02.04.2017).
6. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1990 // Журнал
Московской Патриархии. -1991. - №14. — С. 23
7. Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает // Православная Москва. - 2007. - №7. — С. 20
8. Белавенец С. Монах от юности. Памяти покойного Патриарха Пимена. // Московский церковный вестник. - 1991.- №18. С. 24
9. Белгородская область. Основы православной культуры теперь будут преподаваться во всех школах - Электронный ресурс. - URL:- http://www.regions.ru/news/851670 (Дата обращения: 30.03.2017).
10. Борисенко М.С. Возрождение храма в п. Дмитриевка// Наша жизнь. - 1999. - 23 июня.
11. Борисенко М.С. Строительство храма в с. Нижние пены// Наша жизнь.
- 2012. - 1 августа.
12. Борисенко М.С. К столетнему юбилею со дня рождения отца Серафима//Наша жизнь. - 1996. - 3 августа
13. Введение института военных капелланов буксует, считает протоиерей РПЦ МП Димитрий Смирнов - Электронный ресурс. - URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=90611 (Дата обращения: 21.04.2017).
14. Встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом - Электронный ресурс. - URL: http://kremlin.ru/news/9640 (Дата обращения: 02.04.2017)
15. Германский Н. Арест архимандрита Серафима//Православный вестник.
- 2006. - 15 июля... 43