ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы работы над развитием связной речи в 7 начальной школе
1.1. Определение дефиниций «речь» и «речевая деятельность» 7
1.2. Понятие связной речи 11
1.3. Типология текстов. Текст-описание 14
Глава 2. Методика работы по обучению учащихся начальной школы 17 составлению текстов описательного характера
2.1. Аспектный анализ программ и учебников 21
2.2. Обзор методической литературы (обобщение педагогического 26 опыта)
2.3. Развитие связной речи у учащихся экспериментального класса 31
(на примере текстов-описаний)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
В ФГОС НОО отмечается, что при освоении учащимися образовательной области «Филология» реализуются две цели: познавательная, предполагающая знакомство обучающихся с основами науки о языке; и социокультурная, направленная на формирование коммуникативной компетенции, способствующая развитию устной и письменной речи обучающихся.
Для достижения поставленных целей при изучении русского языка в начальной школе необходимо решить ряд практических задач, среди которых, по мнению Лебединцева, важнейшими можно считать развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения, а также формирование первоначальных умений правильно писать и читать, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты.
При этом не вызывает сомнения тот факт, что грамотная, четкая, логичная речь, доказательная и образная является показателем умственного развития человека. Поэтому умение правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, употреблять их нужной последовательности и форме, умение согласовывать и строить связной высказывание - одна из важнейших задач обучения, в том числе и в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призывает к тому, чтобы после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети овладели навыками «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» (ФГОС НОО, 2010, 12).
Этим определяется актуальность темы и позволило сформулировать проблему исследования: каковы методические условия, способствующие развитию связной речи младших школьников при составлении ими текстов - описаний.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития связной речи младших школьников при обучении составлению текстов-описаний.
Предмет исследования - методические условия, направленные на развитие связной речи обучающихся при составлении текстов-описаний.
Гипотеза исследования. Мы исходим из предположения о том, что развитие связной речи младших школьников будет успешным
1) в качестве единицы развития речи выбран текст-описание;
2) работа над текстом этого типа ведется поэтапно;
3) используются разнообразные методы и приемы, способствующие развитию связной речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить лингводидактическую и психолого-педагогическую литературу для определения методологии исследования.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Провести экспериментальную работу по развитию связной речи учащихся при обучении составлению текстов-описаний.
Методологическую базу исследования составляют работы педагогов, психологов, психолингвистов по теории речи и текста (JI.C. Выготский, Н.И. Жинкин, А. А. Залевская, И. А. Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, И.П. Гальперин, С.Л. Рубинштейн); коммуникативно-
деятельностный подход к процессу обучения младших школьников связной речи в рамках методики преподавания предмета «Русский язык» (работы Е.В. Архиповой, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик).
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Изучение и анализ лингвометодической литературы по обозначенной проблеме; предположение о необходимости учёта методических условий для обучения учащихся начальной школы составлению текстов-описаний. Были также проанализированы программы и учебники по русскому языку с точки зрения отражения в них материала о развитии связной речи детей.
Второй этап. Обработка и осмысление данных констатирующего эксперимента, их анализ. Разработка программы констатирующего этапа эксперимента с целью определения исходного уровня развития речи учащихся экспериментального класса.
Третий этап. Теоретико-обобщающий. Проведение формирующего эксперимента, обобщение, систематизация результатов, разработка и апробация методических материалов и конспектов уроков, анализ опытноэкспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных. Оформление исследования в виде квалификационной работы.
Во введении обосновывается актуальность темы.
В первой главе «Теоретические основы работы над развитием связной речи в начальной школе», опираясь на изученную теоретическую литературу мы рассмотрели понятия «речь» и «речевая деятельность», определили дифференциальные признаки теста, в том числе и текста-описания.
Во второй главе «Методика работы по обучению учащихся начальной школы составлению текстов описательного характера» мы описали отражение материала о тексте в учебниках по русскому языку, проанализировали передовой педагогический опыт по развитию связной речи младших школьников и описали свою экспериментальную работу.
В заключении обобщены результаты выпускного исследования.
Анализ современных достижений в области создания системы обучения связной речи показывает, что усилия ученых направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах, на совершенствование методики обучения.
Развитие связной речи учащихся - важнейшая задача начальной школы. Учащиеся испытывают трудности в выражении своих мыслей, в создании высказываний. В последние годы по всем программам предусмотрено изучение текстов, его типов. Из года в год с учетом преемственности учащимся даются все новые и новые знания, связанные с лингвистикой текста. Предусмотрена и практическая работа по обучению детей созданию текстов разных типов.
Анализ научной и методической литературы показал, что методистами и учителями обращается внимание на проблему изучения текстов, предлагаются различные методы и приемы. Практически выполняется требование текстоцентричности уроков русского языка. Серьезное внимание уделяется и рассмотрению имени прилагательному как части речи. Однако работе над обогащением речи детей именами прилагательными в процессе создания текстов-описаний не уделяется должное внимание.
Нами организована и проведена экспериментально-методическая работа по проблеме исследования и разработана система уроков с заданиями и упражнениями по обучению особенностей текстов-описаний в начальной школе. Прежде всего мы изучили научную литературу по проблеме исследования и пришли к выводу, что понятия речь, речевая деятельность - многоаспектные, сложные, рассматривались учеными - психологами, лингвистами, педагогами. Мы определили теоретическую базу нашего исследования.
Имеются пособия, статьи, посвященные проблемам развития связной речи учащихся, но таких материалов недостаточно. Учителями недооценива-
ется изучение текстообразующих функций частей речи при создании учащимися текстов. Так, учащиеся экспериментального класса недооценивали роль имен прилагательных в создании текстов-описаний.
Мы проводили как специальные уроки по обучению детей созданию текстов-описаний, так и работали над текстом при изучении других тем курса, используя задания, направленные на развитие связной речи учащихся.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Овладение речью как средством общения предполагает формирование умения воспроизводить текст, воспринимать его и создавать собственное высказывание. Общим для формирования всех речевых умений является необходимость отработки их содержательной и операционной сторон, при этом необходимым условием эффективности овладения умением становится осознание учащимися связи между его содержательной и процессуальной сторонами. В этом случае овладение умением осуществляется на более высоком уровне осознанности, так как выполнение той или иной операции будет мотивированным.
Экспериментальная работа, проведенная нами, позволила выявить некоторые проблемы. При разработке системы обучения связной речи учащихся необходимо учесть связи между умениями воспринимать текст и передавать содержание готового текста и создавать собственный. Низкий уровень развития связной речи некоторых учащихся свидетельствует о недостаточном учете этого соответствия.
1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов // - СПб.: Златоуст, 2009. - 256 с.
2. Алмирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка/Т.А. Алмирова - М.: Наука, 2005. - 287 с.
3. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению- описанию животного/ Т.Ю. Балашова // Начальная школа. - 2008.-№ 10 . - С.70.
4. Буслаев Ф. О преподавании отечественного языка /Ф.О. Буслаев - Л.: Учпедгиз, 1941. - 117с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - 5-е изд. М.: Лабиринт, 2000.- 352 с.
6. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энцикл. слов.-справ. /под ред. А. П. Сковородникова. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 479 с.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин - М.: Наука, 2001.- 139 с.
8. Жесткова Е. А., Формирование речевых умений младших школь¬ников при создании сочинения-описания / Е.А. Жескова, К.Н. Стрижева //Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 173-176.
9. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие ре-чи в школе/ Н.И. Жинкин - М.: Знание, 1969. -204с.
10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность/Ю. Н. Караулов. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 262 с.
11. Караулов Ю.Н. Русский язык и русская языковая личность /Ю.Н. Караулов - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 251с.
12. Концепция и программы для начальных классов в 2 -х частях «Школа России». - М.: Просвещение, 2010.
13. Коростелева Е.Ю. Технология формирование у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи /Е.Ю. Коростелева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №1. - 2011. - С.92-97.
14. Купров В. Д. Образно-эмоциональное описание предмета / В.Д. Купров // Начальная школа. - № 2. - 2009. - С. 20-23.
15. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка/ Т. А. Ладыженская - М.: Просвещение, 2001.- 187с... 54