Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТА РФ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №176983

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО¬
АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11
ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ИНФОРМАЦИОННО¬
АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 35
РАЗДЕЛ III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Среди условий современного этапа, направленных на обеспечение высокого уровня экономического развития государства, выделяется организация государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственного имущества.
Особую значимость вопросы совершенствования государственного финансового контроля, включая развитие государственного аудита, приобретают в условиях мирового экономического кризиса и проблем формирования сбалансированных бюджетов разных уровней, которые обеспечивают поступательное развитие социально -экономических систем по всем направлениям. От решения указанных вопросов, во многом зависит эффективность деятельности органов исполнительной власти в отношении качества и темпов экономического развития, его безопасности, уровня социального благополучия и качества жизни населения и многое другое.
Созданию необходимых условий для эффективного использования бюджетных ассигнований способствовала бюджетная реформа, принятая в 2014 году и внедрившая бюджетирование ориентированное на результат. В рамках ее реализации, наиболее перспективным инструментом результативности государственных расходов и повышения эффективности бюджетной политики, в целом, стал программный бюджет, формирующийся в соответствии с принятыми государственными программами.
С целью контроля исполнения программных бюджетов и реализации государственных программ применяется аудит государственных программ, выступившим новым инструментом государственного аудита и направленным на оценку качества их формирования и реализации, а также
достижения заявленных показателей.
Значимость аудита государственных программ значительно возрастает, что обусловлено его нацеленностью не только на контроль за финансовыми потоками, но и на эффективность и результативность использования средств программного бюджета.
Всё обозначенное выше актуализирует тему диссертационного исследования и ставит задачу перед органами государственного управления в финансовой сфере дальнейшего совершенствования методологии государственного аудита государственных программ.
Степень изученности темы исследования. Теоретические основы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, включая описание его понятия, задач, а также обоснования актуальности государственного контроля за использованием бюджетных средств представлены в исследованиях П. А. Авдеева, З. А. Альбекова, О. И. Карепиной и Т. Ф. Романовой, Л. А. Ахмедовой, Х. Н. Замбаева, А. Ю. Ильина, В. В. Котова и М. А. Моисеенко, Г. Б. Личутиной, Н. П. Макаркина, Н. Н. Семеновой и С. М. Макейкиной и др.
Вопросы осуществления аудита эффективности использования государственных средств, как одного из видов государственного финансового контроля, организации повышения эффективности использования бюджетных средств рассмотрены в работах Е. В. Арской, И. В. Шейко и С. Г. Лукьянчикова, О. В. Белицкой, Т. В. Павлюшкевич и Е. В. Фоменко, М. В. Васильевой, М. П. Владимировой, И. А. Волкова, Л. Г. Кузнецовой и Н. И. Шалаевой, В. А. Головиной, В. А. Жукова, Е. В. Калинкиной, Ю. А. Колесникова, И. Б. Лагутина, Д. М. Пименова и др.
Различные аспекты оценки результативности государственных программ на основе методологии аудита и контроля эффективности представлены в трудах О. И. Беляевой, О. Е. Вагановой, Т. А. Голиковой, Л. С. Голубоцких, С. В. Калининой и А. А. Моруковой, А. О. Любченко, Е. А. Минаевой, Ю. В. Сафрыгина и Е. О. Мессель и др.
Проблема диссертационного исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования государственного аудита государственных программ и недостаточным развитием информационно-аналитических инструментов обеспечения данного направления государственного аудита.
Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование информационно-аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ будет способствовать повышению качества, результативности и эффективности организации аудита госпрограмм.
Объектом исследования выступает механизм государственного аудита государственных программ.
Предмет исследования - система информационно-аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ Белгородской области.
Цель диссертационного исследования - разработать рекомендации по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы формирования информационно-аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ;
- проанализировать практику информационно-аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ Белгородской области;
- предложить направления совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ.
Теоретико-методологические основы диссертационного
исследования. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам организации государственного финансового контроля (В. В. Бурцев, Р. В. Колесов, А. В. Юрченко) и государственного аудита (Т. В. Антипова, Е. И. Иванова, С. В. Степашин) как составных частей финансового механизма социально-экономической системы государства, а также научно-исследовательские работы по проблемам реализации программно-целевого подхода в экономике (Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко) . Основой методологии диссертационного исследования стали: общие методы научного познания (методы статистического и эмпирического исследования, синтеза теоретического и практического анализа); принципы диалектического подхода и формальной логики; программно-целевые и экономико-статистические методы. При обработке и систематизации материала для исследования применялись методы системного подхода, а также классификация группировок.
Эмпирической базой диссертационного исследования явились:
- нормативные правовые акты, регламентирующие организацию государственного финансового контроля и государственного аудита ;
- правовые акты, регламентирующие формирование и реализацию государственных программ ;
- аналитические данные Контрольно-счетной палаты Белгородской области.
Научная новизна исследования состоит в развитии методологии государственного аудита государственных программ, в части совершенствования аналитического обеспечения предварительного, оперативного и последующего аудита в целях повышения его качества, результативности и эффективности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснованы специфические признаки государственного аудита как формы государственного финансового контроля при переходе к программному бюджету, присущие и аудиту государственных программ. Среди таких признаков выделяются: совокупный контроль за расходованием бюджетных средств, их законность, целевое назначение, целесообразность и эффективное использование, а также достижение программных целей и индикаторов. Также конкретизированы особенности государственных программ как новых объектов государственного аудита.
2. Раскрыто содержание государственного аудита при оценке
государственных программ субъекта Российской Федерации, заключавшегося в оценке качества их формирования и реализации в части: соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям; обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении; соотношения результатов с затраченными государственными ресурсами, на основании которого определены экономическая и социальная эффективность использования бюджетных ассигнований.
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию информационно - аналитического обеспечения проведения государственного аудита
государственных программ на стадиях предварительного аудита, оперативного анализа и последующего контроля. Обоснован подход к оценке рисков при формировании государственных программ, основанный на классификации рисков по вероятности проявления, величине ущерба, степени воздействия, области возникновения и видам рисков. На основании представленных направлений совершенствования выработаны практические рекомендаций по качеству и результативности государственных программ.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в работе рекомендации могут быть использованы в целях дальнейшего развития методологических основ государственного аудита государственных программ, осуществляемого Счетной палатой и другими контрольно-счетными органами в условиях реализации программного бюджета.
Апробация результатов исследования. По основным положениям диссертационной работы опубликовано 2 научные статьи, общим объемом 1,0 п.л .
Структура магистерской диссертации представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С целью контроля исполнения программных бюджетов и реализации государственных программ применяется аудит государственных программ, выступившим новым инструментом государственного аудита и направленным на оценку качества их формирования и реализации, а также достижения заявленных в государственным программах целевых показателей.
Значимость аудита государственных программ значительно возрастает, что обусловлено его нацеленностью не только на контроль за финансовыми потоками, но и на эффективность и результативность использования средств программного бюджета.
Государственные программы являются неотъемлемым инструментом долгосрочного планирования, направленным на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития, закрепленных в стратегиях и прогнозах и рассматриваются как система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Для каждой государственной программы, как правило, составляется паспорт, включающий в себя следующие основные разделы: ответственный исполнитель; соисполнители; участники;
подпрограммы; цель программы; задачи программы; целевые индикаторы и показатели; этапы и сроки реализации программы; объемы бюджетных ассигнований; ожидаемые результаты реализации программы.
Одним из важнейших элементов практической реализации государственных программ выступает оценка их эффективности. Так, в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ оценка эффективности реализации всех государственных программ проводится ежегодно. Среди инструментов совершенствования государственного финансового контроля в части повышения его целесообразности и результативности выступает государственный аудит, направленный на выявление отклонений в управлении финансовыми ресурсами по вопросам законности, эффективности и результативности. Государственный аудит представляет собой конституционно установленная система внешнего, независимого контроля от имени общества за деятельностью органов государственной власти по управлению национальными ресурсами страны (финансовыми, материальными, интеллектуальными), является одним из современных институтов социального контроля, который возникает в условиях распространения идей гуманизма и свободы как институциональный отклик на изменение представлений людей об иерархии взаимоотношений между государством, обществом и человеком.
Государственный аудит государственных программ, реализуемый Счётной палатой применяется для оценки качества их формирования и реализации в части: соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям; обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении; соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами. В настоящее время государственный аудит государственных программ осуществляется в соответствии со Стандартом внешнего государственного аудита (контроля) - СГА 104 «Аудит эффективности». Задачами такого аудита выступают: определение или оценка эффективности использования федеральных и иных ресурсов; повышение эффективности использования федеральных и иных ресурсов на основе подготовленных по результатам аудита эффективности рекомендаций и их внедрения в деятельность объектов аудита (контроля); информирование пользователей информации о результатах аудита эффективности о том, насколько результаты использования федеральных и иных ресурсов обеспечивают удовлетворение общественных потребностей, а также в какой степени достигаются цели и решаются задачи социально - экономического развития Российской Федерации.
Информационно-аналитическое обеспечение представляет собой распределенную информационно-управленческую систему,
обеспечивающую сбор, обработку и представление информации, предназначенной для достоверного информационно-аналитического
обеспечения принятия управленческих решений. Главной целью такого вида обеспечения для государственного аудита является эффективное функционирование целостного комплекса, обеспечивающего
информационно-технологическую поддержку реализуемых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на всех этапах государственного аудита государственных программ, а также организацию взаимодействия между всеми его участниками на базе современных информационных технологий, и осуществляется в рамках разработки и внедрения двух крупных информационных систем, направленных на повышение эффективности государственного финансового аудита и контроля: информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты (ИАС УВГА); государственная информационная система для размещения информации о проведении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений.
Развитие Белгородская область осуществляется в рамках актуализированной Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Результаты анализа стратегических мероприятий позволяют утверждать, что основными
инструментами достижения целевых результатов выступают программно-целевой и проектный подходы управления регионом. Реализации основных стратегических документов обеспечивается выполнением 15
государственных программ. Реализация комплекса мероприятий государственных программ направлена на достижение приоритетных целей и задач социально-экономического развития, установленных Стратегией социально-экономического развития области, а также учитывает положения государственных программ Российской Федерации.
Ежегодно проводится мониторинг реализации государственных программ региона. Оценку эффективности осуществляет департамент экономического развития области совместно с департаментов финансов и бюджетной политики, а также департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области. По итогам 2017 года была проведена оценка всех 15 государственных программ, включая 85 подпрограммы и 273 основных программных мероприятия. Оценка эффективности осуществлялась по четырем критериям: достижение показателей конечного и непосредственного результата, освоение средств областного бюджета и реализация проектов. По результатам анализа 844 показателей 88,7% показателей достигнуты в полном объеме, остальные выполнены с небольшими отклонениями от плана.
Государственный аудит государственных программ области Контрольно-счётную палату (КСП) Белгородской области в соответствии со Стандартом внешнего государственного финансового контроля КСП области - СФГК КСО 1.4 «Проведение и оформление результатов аудита эффективности и использования государственных средств». Объектом государственного аудита со стороны КСП области в 2017 году стала эффективность исполнения следующих государственных программ: «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы», «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 - 2020
годы», «Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды на 2014 - 2020 годы», «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014 - 2020 годы». Установлено, что в отчетах о реализации отдельных государственных программ Белгородской области имело место несоответствие плановых показателей финансирования (за счёт средств областного и федерального бюджетов) показателям бюджетной росписи, а также показателей фактического финансирования данным отчёта об исполнении областного бюджета, а также технические ошибки, так и некорректные формулировки показателей, несоответствие финансовых показателей законам о бюджете, несогласованность текстов и приложений, дублирование формулировок показателей (индикаторов) государственных программ и подпрограмм. В ходе проведения экспертиз большинство замечаний Контрольно-счетной палаты были устранены.
По результатам проведенного исследования практики информационно - аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ Белгородской области были выявлены следующие проблемные вопросы: при проведении аудита практически отсутствует информация о влиянии на смежные госпрограммы; в основном не применяется рисковая методика учитывающая различные внутренние и внешние факторы, в частности - полноты финансирования; ключевые проблемы информационно - аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ и управления в целом заключаются в дефиците качественной (достоверной) и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений, а также обострении проблемы межведомственного информационного взаимодействия на региональном (муниципальном) и федеральном уровне; неоправданно большой остается информационная нагрузка на объекты управления, доведенная административным путем, а ее стоимость во внимание практически не принимается (затраты не сопоставляются с результатом и эффективностью принятых решений).
Развитие инструментов государственного аудита государственных программ позволит обеспечить экономию бюджетных ресурсов, повысит эффективность их использования, и приведет к расширению перечня стратегических задач, решаемых органами государственной власти на региональном уровне. Среди направлений дальнейшего совершенствования информационно-аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ можно выделить: смещение акцентов с последующего на предварительный контроль; организация бюджетного мониторинга на регулярной основе; переход к риск-ориентированному подходу в планировании и осуществлении контрольной деятельности; введение в законодательство понятия «ущерб публично-правовому образованию»; внедрение классификатора нарушений в сфере бюджетных правоотношений в части реализации государственных программ; совершенствования системы санкций за совершение нарушений в финансово - бюджетной сфере, учитывающих наличие и масштаб ущерба.
С целью повышения эффективности управления государственными программами следует: доработать типовую методику оценки эффективности государственной программы; запретить корректировку элементов государственной программы в течение финансового года, что снижает качество ее планирования и не стимулирует ведомства к повышению эффективности использования бюджетных средств; предусмотреть
закрепление промежуточных результатов подпрограмм (с поквартальной или полугодовой разбивкой), что позволит проводить мониторинг реализации государственной программы и учитывать его результаты при формировании федерального бюджета на следующий бюджетный цикл, а также повысит открытость исследуемого бюджетного инструмента для широкой общественности.
В рамках реализации государственного аудита государственных программ следует расширить взаимодействие с правоохранительными органами. Так как, сегодня, существует множество госпрограмм различного уровня, принятых в разные годы, а также сложная схема и процедура оформления и освоения бюджетных средств, то в этих условиях усложняется и система контроля за финансовыми потоками, увеличиваются возможности для злоупотреблений. Для решения вопроса мониторинга угроз экономической безопасности, необходимо: предусмотреть возможность
доступа подразделений, отвечающих за экономическую безопасность к информационным базам данных в режиме реального времени. Решение данной проблемы возможно лишь углубив межведомственное взаимодействие; внедрять автоматизационные системы учета расходования бюджетных средств, как в государственных органах, так и у лица осваивающего финансы выделяемые на реализацию государственных программ; применять научные знания и экономические программы в моделировании развития событий с целью выявления теневых взаимоотношений между участниками госпрограмм.
Рекомендовать в рамках совершенствования информационно -
аналитического обеспечения данного вида государственного аудита внести дополнения в алгоритмы аудита эффективности исполнения бюджетных обязательств по реализуемым государственным программам. Так, на предварительном этапе аудита формирования бюджета в программном формате следует производить расчет интегральной оценкой качества формирования самих бюджетов. На этапе оперативного анализа за использованием бюджетных ассигнований на государственную программу включить в ежеквартальную оценку эффективности программ расчет таких критериев как: анализ исполнения бюджетных расходов за соответствующий период; уровень контрольных событий, предусмотренных планом -графиком реализации государственной программы. На этапе последующего контроля алгоритм аудита за исполнением государственной программы следует дополнить оценкой эффективности реализации госпрограммы и уровня выполнения целевых показателей программы.
Немаловажным мероприятием по совершенствованию информационно¬аналитического обеспечения государственного аудита государственных программ должно стать внедрение в практику аудита риск-ориентированного подхода. С этой целью следует сформировать карты риска по следующему процессу: формирование реестра рисков; составление карты рисков;
ранжирование по каждой соответствующей карте риска всех рисов по двум направлениям: вероятность наступления и масштабы возможного ущерба.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать ряд рекомендаций:
- создать условия для перехода к риск-ориентированному подходу в планировании и осуществлении контрольной деятельности;
- обеспечить условия для развития межведомственного
взаимодействия с правоохранительными органами;
- внести дополнения в алгоритмы аудита эффективности исполнения бюджетных обязательств по реализуемым государственным программам (на этапе предварительного, оперативного и последующего анализа);
- внести рекомендации по доработке типовой методики оценки эффективности государственной программы.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 года). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Об аудиторской деятельности [Текст] : федер. закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 1. - Ст. 15.
3. О Счетной палате Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 05 апреля 2013 года № 41-ФЗ (ред. от 07 февраля 2017 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1649.
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 года) // Собр.законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.
5. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [Текст] : Постановление правительства Российской Федерации от 02 августа 2010 года (в ред. от 25 декабря 2018 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 32. - Ст. 4329.
6. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). СГА 104 «Аудит эффективности» [Электронный ресурс] : Постановление коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 4ПК. - Режим доступа : http://www.ach.gov.ru/about/document/CGA_104.pdf.
7. Авдеев, П. А. Государственный финансовый контроль как основной способ обеспечения финансовой безопасности государства [Текст] / П. А. Авдеев // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 3 (20). - С. 57-59.
8. Аветисян, И. А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2005. - № 29. - С. 9-19.
9. Аландаров, Р. А., Тархановский, К. О. Оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных сельскохозяйственных программ (на примере Краснодарского края) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 9. - С. 38-46.
10. Альбеков, З. А. Развитие государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] : монография / З. А. Альбеков, О. И. Карепина, Т. Ф. Романова. - Ростов - на - Дону : РГЭУ (РИНХ), 2015. - 375 с.
11. Антипова, Т. В. Теория и методология государственного аудита получателей федеральных бюджетных средств [Текст] : автореф. дис. ... док. экон. наук / Т. В. Антипова. - М., 2008. - 32 с.
12. Арская, Е. В. Аудит эффективности как форма государственного финансового контроля [Текст] / Е. В. Арская, И. В. Шейко, С. Г. Лукьянчиков // Белгородский экономический вестник. - 2015. - № 2 (78). - С. 118-122.
13. Ахмедова, Л. А. К вопросу о государственном финансовом контроле и аудите в Российской Федерации [Текст] / Л. А. Ахмедова // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. - 2015. - № 1. - С. 15-21.
14. Белицкая, О. В. Аудит эффективности - вид государственного финансового контроля в рамках социальнозначимых интересов общества [Текст] / О. В. Белицкая, Т. В. Павлюшкевич, Е. В. Фоменко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2015. - № 1 (65). - С. 210-217.
15. Беляева, О. И. Аудит государственных программ как инструмент повышения их эффективности [Текст] / О. И. Беляева // Вестник АКСОР. -
2015. - № 3 (35). - С. 218-222... 61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ