УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ (НА МАТЕРИАЛАХ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 12
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ ПО
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 38
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В условиях динамично меняющегося социума под воздействием социальных, культурных, экономических и политических факторов от государственных служащих требуется не только знание специфики находящейся в их подчинении сферы, но и умение выстраивать эффективную социальную коммуникацию, внося адекватные изменения в стиль и методы взаимодействия с гражданским обществом.
В настоящее время существует дефицит коммуникативных умений и навыков у государственных служащих. Это утверждение правомерно и для большинства работников правоохранительных органов. При этом подходы к управлению развитием коммуникативной культуры государственных служащих пока еще недостаточно изучены. Об этом свидетельствует, прежде всего, отсутствие фундаментальных и прикладных исследований, в которых рассматривались бы вопросы коммуникативного взаимодействия государственных служащих правоохранительных органов. Между тем, исследование способов и направлений формирования коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов приобретает принципиальную важность.
Сложности коммуникативного взаимодействия в органах власти объясняются отсутствием установки на сотрудничество. Разрешению указанной проблемы в органах исполнительной власти будет способствовать развитие коммуникативной культуры их работников, поскольку она призвана обеспечить качественное профессиональное взаимодействие сотрудников в процессе делового общения.
Процесс управления развитием коммуникативной культуры представляется достаточно сложным и в большей степени зависящим от личностных особенностей человека. Данное обстоятельство позволило сформулировать актуальность темы диссертационного исследования, которая заключается, в первую очередь, в поиске эффективных способов формирования коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью теоретического обеспечения развития коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов, поскольку от ее уровня зависит качество их профессиональной деятельности; во-вторых, целесообразностью создания благоприятных условий для формирования умений и навыков государственных служащих правоохранительных органов; в-третьих, необходимостью управления развитием коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов.
Степень изученности темы. В настоящее время в научных исследованиях недостаточно разработана процедура формирования и развития коммуникативной культуры применительно к профессиональным группам. Тем не менее, различные аспекты проблемы формирования коммуникативной культуры специалистов в последние годы все чаще становятся предметом анализа отечественных ученых.
Прежде всего, они рассматриваются в публикациях, посвященных подготовке специалистов различного профиля к профессиональной деятельности, развития у них профессионально важных качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми социальным окружением, в частности, в монографиях и статьях Ю.А. Бессоновой, А.И. Горбачева, Н.А. Кузнецовой, А.В. Оболонского, в которых рассмотрены проблемы служебного поведения представителя власти, а также специфика формирования коммуникативной культуры государственного служащего .
Ряд российских авторов (О.В. Дивненко, E.H. Журавлева, Н.П. Сабельфельд, С.Ф. Сизикова, П.С. Таранова и др.) уделяют в своих исследованиях особое внимание формированию навыков делового общения, а также теории и практике коммуникации .
Большую роль для диссертационного исследования сыграли работы теоретиков и практиков, проанализировавших условия формирования принципов общекультурных и профессиональных компетенций представителей власти в условиях трансформации российского гражданского общества: Г.В. Атаманчука, А.В. Зайцева, С.Э. Зелинского, А.Н. Курюкина, А.А. Маркина 2.
Вопросы подготовки высококвалифицированных кадров для государственной службы и перспективных направлений ее модернизации исследуются в монографических работах и публикациях в научной периодике Т.В. Зайцевой, П.А. Меркулова, В.А. Сулемова и др. .
Для раскрытия темы важное значение имело изучение работ В.П. Беспалько, С.С. Бубновой, A.A. Деркача, В.Г. Зазыкина, Е.А. Климова, Н.Б. Крыловой, JI.B. Мардахаева, А.К. Марковой, А.П. Чернышова и др .
Однако анализ литературы показал, что на сегодняшний день не нашли отражения вопросы развития коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов.
Проблема исследования обусловлена противоречием между потребностью в повышении уровня коммуникативной компетенции государственных служащих правоохранительных органов и дефицитом концептуальных разработок процесса формирования их коммуникативной культуры.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что современное состояние коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов не соответствует вызовам, предъявляемым к ним динамично меняющейся общественной ситуацией.
Объектом исследования является коммуникативная культура
государственные служащие правоохранительных органов .
Предмет исследования - методы управления развитием коммуникативной культуры государственных служащих
правоохранительных органов Белгородской области.
Целью диссертационного исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления развитием
коммуникативной культуры государственных служащих
правоохранительных органов Белгородской области.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы исследования развития коммуникативной культуры государственных служащих;
2) проанализировать практику управления развитием
коммуникативной культуры государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области;
3) предложить направления совершенствования управления развитием коммуникативной культуры государственных служащих.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили теоретические исследования российских ученых (С.В. Бориснёв, Т.Э. Гринберг, Е.А. Запорожец, Н.А. Кузнецова, И.В. Чичикин и др.) , посвященные вопросам развития коммуникативной культуры государственных служащих, инновационным подходам к организации взаимодействия органов власти и населения.
В работе используются следующие общенаучные методы познания: анализ и синтез, структуризация, сравнение и обобщение, а также прикладные: социологические - анкетный опрос, вторичный анализ
социологических данных, анализ документов.
Эмпирическая база диссертации включает:
- нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня, регламентирующие деятельность государственной службы ;
- нормативно-правовыми акты Следственного комитета РФ ;
- материалы авторского экспертного опроса «Развитие коммуникативной культуры государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области» (N=25), проведенного в ноябре 2018 года.
Научная новизна диссертационного исследования:
- определено понятие коммуникативной культуры как неотъемлемого свойства профессиональной деятельности государственных служащих правоохранительных органов, которое через систему специальных знаний, умений, навыков, норм и ценностей регулирует внутренние и внешние коммуникации, и выступает гарантией установления эффективного социального взаимодействия как между властью и гражданами, так и между самими служащими;
- определены механизмы, позволяющие эффективно управлять развитием коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов в современных условиях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Коммуникативная культура является неотъемлемым свойством профессиональной деятельности государственных служащих, которое через систему специальных знаний, умений, навыков, норм и ценностей регулирует внутриорганизационные коммуникации и выступает гарантией установления эффективного социального взаимодействия между властью и гражданами. Коммуникативная культура является частью профессиональной культуры государственного служащего, определяющей его подготовленность строить взаимоотношения с субъектами управленческой деятельности, обеспечивать прохождение управленческой информации и ее реализации в процессе профессиональной деятельности. Управление развитием коммуникативной культуры государственных служащих является залогом успешной профессиональной деятельности и необходимо для того, чтобы иметь возможность на практике реализовать все имеющиеся у них профессиональные знания.
2) В предъявляемых сегодня в рамках аттестационных процедур
профессиональных требованиях к государственным служащим важное место занимают компетенции, предполагающие высокоразвитую
коммуникативную культуру: способность к публичным выступлениям и коммуникациям, готовность реализовывать тот стиль общения, который соответствует ситуации, способность к убедительному, лаконичному и структурированному изложению своей позиции и т.д. Однако в ходе проведения структурированного профессионального интервью зачастую выясняется, что немногие государственные служащие Следственного комитета РФ по Белгородской области знают основы организации связей с общественностью в правоохранительных органах, сотрудники не до конца представляют коммуникативную специфику современного социума.
Наблюдение за профессиональной деятельностью государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области, а также оценки, полученные в ходе опроса экспертов, позволяют утверждать, что большинство государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области обладает средним (нормативным) уровнем коммуникативной культуры. Однако существуют проблемы, связанные с недостаточным знанием современного русского литературного языка, базовых характеристик региональной культуры и особенностей региона, с неготовностью применять инновационные способы взаимодействия с гражданским обществом, например, посредством социальных сетей. Кроме того, обозначенная проблематика слабо отрефлексирована самими государственными служащими Следственного комитета РФ по Белгородской области, в связи с чем существует необходимость совершенствования существующих форм и методов управления развитием коммуникативной культуры государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области.
3) В рамках управления развитием коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов нами предлагается целесообразным внедрение технологии «Коммуникативные инструменты руководителя». Основной акцент реализации данной технологии связан с развитием коммуникативной компетентности руководителей структурных подразделений Следственного комитета РФ, которая в значительной мере зависит от их опыта взаимодействия в условиях непосредственного участия в решении задач профессиональной деятельности, а также управления персоналом. Модель компетенций государственного служащего должна включать в перечень профессиональных специфических компетенций так называемую как PR-компетенцию, которая предполагает, в том числе, владение технологиями формирования общественного мнения, а также использование механизмов создания и продвижения имиджа правоохранительных органов. Необходимо включить компетенцию «Организация связей с общественностью» в перечень профессиональных специфических компетенций государственных служащих и сделать их обязательными для моделей компетенций категорий должностей «руководители» и «помощники (советники)».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его выводов в работе по управлению развитием коммуникативной культуры государственных служащих
правоохранительных органов в методической работе Следственного управления Следственного комитета РФ по Белгородской области.
Апробация. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Особенности
формирования коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов» (Белгород, 2018); «Формирование PR- компетенции в системе профессиональной подготовки государственных служащих правоохранительных органов» (Белгород, 2018) .
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Коммуникативная культура является неотъемлемым свойством профессиональной деятельности государственных служащих, которое через систему специальных знаний, умений, навыков, норм и ценностей регулирует внутриорганизационные коммуникации и выступает гарантией установления эффективного социального взаимодействия между властью и гражданами, а также между самими служащими. Коммуникативная культура является частью профессиональной культуры государственного служащего, определяющей его подготовленность строить взаимоотношения с субъектами управленческой деятельности, обеспечивать прохождение управленческой информации и ее реализации в процессе профессиональной деятельности.
Важнейшими компонентами коммуникативной культуры являются: опыт общения; владение богатством речи (языковая компетентность), позволяющее выразить субъекту различные нюансы и оттенки действительности; способность человека понимать смыслы и значения, заключенные в слове и поведении окружающих и дающей возможность ориентироваться в различных ситуациях; а также информационная грамотность субъекта, определяющая не столько наличие у него знаний в области информации, сколько его умение с ней работать.
Управление развитием коммуникативной культуры государственных служащих является условием успешной профессиональной деятельности и необходимо для того, чтобы иметь возможность на практике реализовывать все имеющиеся у него профессиональные знания. Опираясь на различные подходы к формированию профессиональной компетентности государственных служащих, мы считаем, что коммуникативная культура является одной из важных составляющих деятельности государственного служащего. Таким образом, низкий уровень развития коммуникативной культуры государственными служащими может рассматриваться как препятствие, барьер для всей системы института государственной службы. Вполне очевидно, что проблема коммуникативной культуры государственных служащих является актуальной для современного российского общества с учетом не только стремительных динамических изменений и усложнений общественных отношений, но и их трансформации, а это, в свою очередь, предъявляет высочайшие требования к речевой образованности, коммуникативной культуре чиновников.
Сегодня происходит качественное изменение информационной и социокультурной среды, что влечет за собой необходимость представителям власти осуществлять служебное общение в нестандартных информационно - коммуникативных ситуациях, обусловленных целями и задачами правоохранительных органов. Анализ нормативных правовых актов Следственного комитета РФ показал, что требования к профессиональной компетентности государственных служащих отражают необходимость высокого уровня их коммуникативной культуры. Развитые коммуникативные навыки, с одной стороны, должны обеспечить государственному служащему эффективное выстраивание отношений с другими служащими, с другой - должны позволить довести необходимую информацию до населения, обеспечить ее восприятие и реализацию гражданами.
В предъявляемых сегодня в рамках аттестационных процедур профессиональных требованиях к государственным служащим важное место занимают компетенции, предполагающие высокоразвитую
коммуникативную культуру: способность к публичным выступлениям и коммуникациям, готовность реализовывать тот стиль общения, который соответствует ситуации, способность к убедительному, лаконичному и структурированному изложению своей позиции и т.д. Однако в ходе проведения структурированного профессионального интервью зачастую выясняется, что немногие государственные служащие Следственного комитета РФ по Белгородской области знают основы организации связей с общественностью в правоохранительных органах, многие сотрудники не до конца представляют коммуникативную специфику современного социума.
Наблюдение за профессиональной деятельностью государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области, а также оценки, полученные в ходе опроса экспертов, позволяют утверждать, что большинство государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области обладают средним (нормативным) уровнем коммуникативной культуры. Однако существуют проблемы, связанные с недостаточным знанием современного русского литературного языка, базовых характеристик региональной культуры и особенностей региона, с неготовностью применять инновационные способы взаимодействовать с гражданским обществом, например, посредством социальных сетей. Кроме того, обозначенная проблематика слабо отрефлексирована самими государственными служащими Следственного комитета РФ по Белгородской области, в связи с чем существует необходимость совершенствования существующих форм и методов развития коммуникативной культуры государственных служащих Следственного комитета РФ по Белгородской области.
Знание специфики связей с общественностью, владение навыками управления общественными отношениями и формированием имиджа государственных служащих правоохранительных органов становится сегодня обязательным условием их успешной деятельности. Модель компетенций государственного служащего, по нашему мнению, должна включать в перечень профессиональных специфических компетенций так называемую как PR-компетенцию, которая предполагает, в том числе, владение технологиями формирования общественного мнения, а также использование механизмов создания и продвижения имиджа правоохранительных органов. Необходимо включить компетенцию «Организация связей с общественностью» в перечень профессиональных специфических компетенций государственных служащих и сделать их обязательными для моделей компетенций категорий должностей «руководители» и «помощники (советники)».
Одним из значимых компонентов коммуникативной компетентности является наличие потребность в коммуникативных навыках. Поскольку основным видом стимулирования остается денежное поощрение, постольку реальные результаты работы и непрерывный профессиональный рост должны определять материальное вознаграждение специалистов. Однако не стоит отказываться от использования и традиционных моральных методов стимулирования. Наряду с традиционными методами морального и материального стимулирования необходимо активно использовать возможности воздействия на сознание и поведение сотрудников через систему показателей результативности.
В рамках управления развитием коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов нами предлагается целесообразным внедрение технологии «Коммуникативные инструменты руководителя». Основной акцент реализации данной технологии связан с развитием коммуникативной компетентности руководителей структурных подразделений Следственного комитета РФ, которая развивается и в значительной мере зависит от его опыта взаимодействия в условиях непосредственного участия в решении задач профессиональной деятельности, а также управления персоналом. Она определяется уровнем сформированности личностных и профессиональных качеств руководителя, которые необходимы для успешного выполнения функций руководителя.
Проведенный анализ показал целесообразность процесса управления развитием коммуникативной культуры государственных служащих правоохранительных органов и позволил нам сформулировать следующие рекомендации в адрес Следственного комитета РФ по Белгородской области:
1. Для формирования потребности в применении коммуникативных технологий государственными служащими Следственного комитета, руководству необходимо внедрить в систему материального и морального стимулирования показатели результативности, позволяющие оценить безупречную и эффективную службу в Следственном комитете, выполнение заданий особой важности и сложности.
2. Создать на сайте Следственного управления Следственного комитета РФ по Белгородской области блог и.о. руководителя Следственного комитета РФ по Белгородской области, полковника юстиции Д.Н. Левченко.
3. Обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта Следственного комитета РФ по Белгородской области.
4. Организовать направление государственных служащих на курсы повышения квалификации по формированию и развитию коммуникативных компетенций.
1. О системе государственной службы Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. О Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 14 Января 2011 года № 38 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О совершенствовании приема граждан в системе Следственного
комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ
Следственного комитета Российской Федерации от 21 Января 2011 года №13 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об организации работы с общественными помощниками
следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Следственного комитета Российской
Федерации от 4 Мая 2011 года №74 // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью [Электронный ресурс]: Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 Августа 2011 года №127 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. О вежливом и внимательном отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам [Электронный ресурс]: Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 Января 2011 года №7 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Методический инструментарий по установлению
квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/420322468.
10. Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/labour/publicservice/71.
11. Абрамова, Л.П. Этика государственной службы в условиях общественных трансформаций [Текст] / Л.П. Абрамова // Управленческое консультирование. - 2010. - № 2. - С. 42-51.
12. Аверин, А. Н. Профессиональная подготовка кадров [Текст] /
А.Н. Аверин. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 120 с.
13. Безлепкин, М.Н. Влияние организационной культуры на инновационную активность персонала [Текст]: дисс... канд. социол. наук / М.Н. Безлепкин. - СПб., 2008. - 23 с.
14. Бессонова, Ю.А. Гуманитарная культура личности
государственного служащего: коммуникативный аспект [Текст] /
Ю.А. Бессонова, О.Н. Дровникова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 3. - С. 14-19.
15. Богатырева, М.Р. Совершенствование профессиональной
подготовки государственных и муниципальных служащих [Электронный ресурс] / М.Р. Богатырева, Л.И. Мустафина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. - Выпуск 2. - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru... 72