Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №176968

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Характеристика связной письменной речи 7
1.2. Особенности связной письменной речи младших школьников с
общим недоразвитием речи 17
1.3. Анализ методических подходов к формированию связной
письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬН^1Е АСПЕКТЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 31
2.1. Изучение нарушений связной письменной речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи 31
2.2. Направления логопедической работы по формированию связной
письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49


Нарушения связной письменной речи младших школьников, имеющих речевые нарушения, является одной из актуальных проблем логопедии.
Овладение письменной речью является необходимым условием для овладения программой общеобразовательной школы, поскольку является «базовым» навыком успешного обучения. Достаточно часто у младших школьников возникают различные трудности при овладении письменной речью, что отрицательно сказывается не только на результатах обучения в школе, но и на социальной адаптации ребенка.
Письменная речь представляет собой сложную форму психической деятельности человека, которая на сегодняшний день является необходимым условием полноценной повседневной жизни. Она представлена двумя формами: непосредственно письмом, предполагающим передачу своих мыслей средствами какой-либо письменности, и чтением, основанном на восприятии и понимании написанного (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Первые элементы связной письменной речи рассматриваются уже в младших классах, когда дети знакомятся с написанием изложений и сочинений.
Проблема формирования связной письменной речи младших школьников значительно возрастает, когда мы имеем дело с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Это связано со спецификой развития их речевой и познавательной сферы. К таким выводам пришла Р.Е. Левина, которая установила, что недостаточный уровень сформированности устной речи, а также особенности развития психической сферы свойственные младшим школьникам с общим недоразвитием речи являются причиной затруднений в овладении связной письменной речью.
Исследования таких ученых как О.Е. Грибова, Р.Е. Левина,
Н.А. Никашина, Е.Н. Российская, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская,
Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др. позволили выявить наиболее типичные проблемы младших школьников с общим недоразвитием речи в письменной речи: нарушения композиционного построения высказывания,
ограниченность словаря, несоответствие лексических средств, бедность арсенала синтаксических конструкций, наличие большого количества дисграфических и дизорфографических ошибок и др.
Современная система обучения младших школьников с общим недоразвитием речи в условиях общеобразовательной школы не позволяет решить проблему формирования их связной письменной речи. В связи с этим встает вопрос о необходимости логопедической помощи этим детям. Исходя из этого, тема нашего исследования «Формирование связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно- педагогической работы по формированию связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты логопедической работы по формированию связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты логопедической работы по формированию связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: для младших школьников с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень сформированности связной письменной речи, обусловленный особенностями их языкового и когнитивного развития; логопедическая работа по формированию связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной, если будет учитывать специфику этого вида речи и идти поэтапно от мотивационно-целевого к операционально-деятельностному и
оценочно-контрольному компоненту деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
теоретически обосновать проблему исследования.
2. Изучить особенности связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и определить основные направления совершенствовании коррекционно-педагогической работы по формированию связной письменной речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования явились: концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); фундаментальные положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина), исследования в области связного письменного высказывания учащихся с нарушениями речи (Т.А. Алтухова, О.Е. Грибова, Е.Н. Российская, Л.Ф. Спировой и др.), разработки методик развития связной письменной речи (Н.Г. Андреева, Т.А. Ладыженская, А.В. Ястребова и др.).
Методыисследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи в рамках констатирующего эксперимента;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Валуйская общеобразовательная школа-интернат № 1».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило утверждение о том, что связная письменная речь является залогом успешного усвоения программы общеобразовательной школы.
Овладение связной письменной речью зависит от уровня развития устной речи, психических процессов, сформированности знаково-символической деятельности, техники письма.
Специфика речевого и когнитивного развития младших школьников с общим недоразвитием речи приводит к значительным затруднениям в формировании у них связной письменной речи.
Результаты проведенного нами исследования предоставили сведения о недостаточном уровне сформированности у младших школьников с общим недоразвитием речи письменно-речевой деятельности. У этих детей были зафиксированы низкие показатели по всем обследуемым параметрам связной речи (кроме цельности). Эти данные явились свидетельством того, что для успешного формирования связной письменной речи младшие школьники нуждаются в систематической целенаправленной логопедической работе в данном направлении.
В теории и практике логопедии есть ряд разработок, посвященных методическим аспектам проблемы формирования связной письменной речи у младших школьников с речевой патологией. На основе этих работ нами были разработаны методические рекомендации. Наши рекомендации опираются на поэтапность работы по формированию связной письменной речи и ориентированы на реализацию ключевых направлений в развитии письменно- речевой деятельности: развитие мотивации письменно-речевой деятельности; формирование функциональных предпосылок письменной речи; совершенствование операционально-деятельностных компонентов
письменной речи; преодоление трудностей и нарушений языкового оформления письменного высказывания.
Логопедическая работа по формированию связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи строится на основе следующих моментов:
1. письменная речь является видом речевой деятельности, включаеющей в себя, как любая деятельность, мотивационно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-контрольный компоненты;
2. дети с общим недоразвитием речи имеют особенности языкового и когнитивного развития, влияющие на формирование функционального базиса письменной речи, и, как следствие, на формирование письменно-речевой деятельности;
3. работа по формированию навыков связной письменно речи (в частности изложения) должна строиться поэтапно, учитывая структуру письменно-речевой деятельности, на основе сочетания традиционных и специальных приемов работы.


1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. - М., 1955 - С. 104-148.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. - М., 1989. - 213 с.
3. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. М., 1973. - 37 с.
4. Бондаренко А. И. Пути преодоления нарушений письма в процессе обучения родному языку: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1980. - 17 с.
5. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика/ Под ред. А.М. Шахнаровича. - М., 1976. - 366 с.
6. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. - М., 2017. - 257с.
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у учащихся с системным недоразвитием речи. - М., 2009.- 158с.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений. Т.3. - М., 1983.- 237 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование. - М., 1932. - 285 с.
10. Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. -214 с.
11. Ганькина М.В. Грамматическая аптечка: неотложная помощь в правописании. - М., 2010. - 232 с.
12. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Ипатов Н.Л. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1992. - 95 с.
13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2011. - 203 с.
14. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М., 1972. - 198 с.
15. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся. - М.,1959. - 78 с... 42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ