Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Работа №176966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 11
1.1 Теоретическое обоснование проблемы развития
коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью 11
1.2 Опыт решения проблемы развития коммуникативной
компетенции будущих организаторов работы с
молодежью 19
1.3 Анализ законодательства в области развития
коммуникативной компетенции будущего организатора работы с молодежью 24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ
ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 29
2.1 Проблемное исследование целевых групп 29
2.2 Паспорт проекта по организации дебатного клуба
«Брейнсторм» для организаторов работы с молодежью на базе НИУ «БелГУ» 37
2.3 План управления проектом по организации дебатного
клуба «Брейнсторм» для организаторов работы с молодежью на базе НИУ «БелГУ» 45
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕБАТНОГО КЛУБА «БРЕЙНСТОРМ» ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ НА БАЗЕ НИУ «БЕЛГУ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО
ЭФФЕКТИВНОСТИ 59
3.1 Показатели реализации проекта по организации дебатного
клуба «Брейнсторм» для организаторов работы с молодежью на базе НИУ «БелГУ» и его социально-экономической эффективности 59
3.2 Описание мероприятий проекта по организации дебатного
клуба «Брейнсторм» для организаторов работы с молодежью на базе НИУ «БелГУ» 63
3.3 Условия коммерциализации проекта по организации дебатного клуба «Брейнсторм» для организаторов работы
с молодежью на базе НИУ «БелГУ» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 89


Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическими, социокультурными и психолого-педагогическими факторами общественного развития. Процессы формирования социокультурного пространства невозможны без участия кадрового ресурса организаторов работы с молодежью. В настоящее время для организатора работы с молодежью требуются новые возможности для совершенствования своей коммуникативной компетентности в условиях реальной динамики общества, его социокультурного развития.
Профессиональная подготовка выпускника направления подготовки организация работы с молодежью, усвоившего образовательную программу высшего учебного заведения, предусматривает им освоение необходимых уровней коммуникации. К данным специалистам предъявляются особые требования в направлении коммуникативной компетентности, как профессионалам, работающим с молодежью, а значит, владеющим педагогическими, психологическими, социологическими,
культурологическими знаниями, методиками, технологиями, которые становятся в их руках средством развития социально-культурной среды.
В настоящее время проблема развития коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью стоит более остро, чем в предыдущие годы. Это связано со снижением в последнее время качественного уровня преподавания гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе, а также с отсутствием прямой межпредметной связи между общенаучными и специализированными дисциплинами в высших учебных заведениях. Такова общая проблема, требующая немедленного решения.
Ответственность за наполнение и качество содержания досуга молодежи, развитие молодежной социально-культурной сферы ложится на специалиста, организующего работу с молодежью, который также обеспечивает реализацию социально-значимых целей, качество воспитания молодого поколения. Его образование осуществляют высшие учебные заведения, которые обобщают концепцию развития будущего работника и реализуют ее модель с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Однако вопрос о том, насколько продуманной и эффективной является работа вуза в выполнении требований данного документа и, как следствие, в развитии коммуникативной компетенции будущих специалистов остается все еще не до конца изученным. Данные положения и определяют тему настоящей выпускной квалификационной работы.
Степень изученности темы. Проблема развития коммуникативных способностей изучалась представителями различных наук - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, дефектологии, лингвистики и других.
В современном образовании все шире распространяется компетентностный подход. Проблема развития компетентности для России стала актуальной с момента присоединения страны к Болонскому процессу в 2003 г. Термин «компетенция» лег в основу Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., а также в проекты
«Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы современными ключевыми компетенциями1.
И.Р. Алтунина, И.И. Барахович, Ю.А. Емельянов, Ю.М. Жуков, В.И. Кашницкий и др. рассматривают трактовку данного феномена.
В исследовании Л.А. Петровской коммуникативная компетенция определяется через качества, способствующие успешности протекания процесса общения, причем автор отождествляет эти качества с коммуникативными способностями человека1.
А.В. Мудрик в своем исследовании вместо понятия «коммуникативная компетенция» вводит понятие «компетенция в общении», определяя ее как некоторую совокупность знаний, социальных установок, умений и опыта, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативных процессов человека .
И.А. Зимняя рассматривала вопрос отождествления понятий «компетентность» и «компетенция», выделяя основанный на компетенции подход. Данный подход подчеркивает «практическую, действенную сторону «компетенции», тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», которое включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования» .
Г.А. Кудрявцева, В.М. Погольша, О.П. Санникова, Е.И. Холостова и др. исследуют личностные составляющие коммуникативной компетенции.
Ю.М. Жуков, В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева и др. определяют структуру и уровни коммуникативной компетенции.
И.И. Барахович, Ю.А. Емельянов, В.В. Охотникова1 анализируют источники приобретения коммуникативной компетенции.
И.Р. Алтунина, Ю.А. Емельянов, Ю.М. Жуков, Ю.А. Конев, Л.А. Петровская и др. характеризуют средства коррекции коммуникативной компетенции.
Ю.А. Емельянов, В.И. Кашницкий и др. выделяют факторы, обусловливающие или блокирующие развитие коммуникативной компетенции.
Научных работ, посвященных проблеме развития коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью, недостаточно, что свидетельствует о низкой разработанности проблемы, остающейся открытой для научно-педагогических исследований.
В качестве проблемы выпускной квалификационной работы выступает противоречие между предъявляемыми профессиональными требованиями к уровню коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью и недостаточно эффективным обеспечением этого социального заказа традиционной системой подготовки специалистов в вузе.
Объектом выпускной квалификационной работы является коммуникативная компетенция будущих организаторов работы с молодежью.
Предметом выпускной квалификационной работы выступает развитие коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект, направленный на развитие коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью в образовательном процессе вуза.
Цель выпускной квалификационной работы обуславливает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования коммуникативной компетенции будущего организатора работы с молодежью;
- проанализировать проблему развития коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью;
- описать мероприятия проекта по организации дебатного клуба «Брейнсторм» для организаторов работы с молодежью на базе НИУ «БелГУ» и обосновать его эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись следующие методы исследования:
- библиографический метод применялся при изучении теоретических аспектов темы выпускной квалификационной работы;
- метод анализа использовался для более тщательного исследования компонентов понятия коммуникативная компетенция;
- метод сравнения был задействован при рассмотрении различных подходов к проблеме исследования;
- метод анкетирования позволил получить эмпирическую информацию о проблемах целевой группы исследования в сфере формирования их коммуникативных компетенций.
Особый интерес для исследования представляют работы таких авторов как: Л.Н. Горобец, Ю.Н. Емельянова, В.И. Кашницкий,
В.А. Сластенин .
Л.Н. Горобец выделяет компоненты профессиональных коммуникативных умений студентов.
В трудах Ю.Н. Емельяновой, Ю.С. Моздоковой, нас интересуют основные понятия, связанные с формированием коммуникативных компетенций.
В.И. Кашницкий рассматривает факторы, обусловливающие или блокирующие развитие коммуникативной компетенции.
В.А. Сластенин предлагает структуру критериев анализа
коммуникативных компетенций студентов.
Эмпирическая база исследования:
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)1.
2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.02.2018 г. № 77 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью» .
3) Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с молодежью» (подготовлен Минтрудом России 24.05.2018 г.) .
4) Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»1.
5) Закон Белгородской области от 03.10.2013 г. № 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области» .
6) Распоряжение Правительства Белгородской области от 15.05.2017 г. № 219-рп «Об утверждении Плана реализации государственной программы Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы» на 2017 год» .
7) Постановление Правительства Белгородской области от
31.05.2010 г. № 202-пп «Об утверждении Положения об управлении
проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях» .
Научно-практическая значимость исследования:
- практика по развитию коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью может быть учтена и использована в образовательном процессе других направлений подготовки и специальностей;
- инструментарий проведенного социологического исследования применим для решения иных исследовательских задач развития коммуникативной компетенции специалистов других социальных сфер профессиональной деятельности.
Апробация результатов исследования происходила путем публикации следующих научных статей:
1. «Формирование коммуникативной компетентности будущего организатора работы с молодежью». Принята к публикации в международном научно-практическом журнале «Форум молодых ученых» № 1 (29) 2019 г.
2. «Использование проектного подхода в решении проблемы развития коммуникативных компетенций будущих организаторов работы с молодежью». Принята к публикации в электронном научно-периодическом издании «Мировая наука» № 6 (27) 2019 г.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Будущему специалисту по работе с молодежью необходимо уметь рассуждать, анализировать полученную информацию, быстро находить нужные решения и ориентироваться в любой сложившейся ситуации в своей профессиональной деятельности. Существующая система образования требует от современных специалистов обладать готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном быстро меняющемся мире.
Умение выстраивать коммуникации с представителями общества является одним из важнейших профессиональных качеств в современном мире. Коммуникативная подготовка по-прежнему больше ориентируется на передачу формальных знаний, а не на непосредственную отработку практических умений в этой области.
Для будущего специалиста по работе с молодежью максимально важно уметь находить подход к молодежи, а также быть способным аргументированно отстаивать собственную позицию и излагать свою точку зрения при осуществлении организаторской и управленческой деятельности. Поэтому существующая проблема в виде противоречия между предъявляемыми требованиями общества к уровню коммуникативной компетенции будущего организатора работы с молодежью с одной стороны, и недостаточно эффективным обеспечением этого социального заказа традиционной системой подготовки специалистов в вузе с другой, требует проведения дополнительных исследований и поиска решения .
В ходе проделанной работы по написанию выпускной квалификационной работы были получены следующие выводы:
1. Анализ теоретической базы в сфере развития коммуникативной компетенции будущих специалистов по работе с молодежью позволил нам выявить недостатки, связанные с проблемами переноса специалистами полученных теоретических знаний в области коммуникаций непосредственно на практику в своей профессиональной деятельности. Это связано с недостаточной реализацией целостного подхода, который базирует на единстве общей и профессиональной подготовки. Низкий уровень междисциплинарных связей между общенаучными и специальными дисциплинами учебной программы приводит к тому, что будущий специалист по работе с молодежью обладает недостаточным уровнем умений в сфере профессионального общения.
Анализ опыта решения проблемы в Российской Федерации показал, что есть достаточно большое количество проектов и мероприятий разного формата, которые ставят своей целью совершенствование коммуникативной компетенции молодых люди, в том числе отдельно студентов, но при этом отсутствуют проекты, целевой аудиторией которых являются именно обучающиеся на направлении подготовки «Организация работы с молодежью». Объектом работы организаторов работы с молодежью является молодежь, достаточно неустойчивая социальная группа, которая отличается повышенной восприимчивостью и неустойчивостью, что говорит о необходимости подбора особенного подхода при общении с ней. При этом правовые акты РФ ставит задачей государства развитие образования и повышение уровня профессионализма молодого поколения .
Нормативно-правовая база Российской Федерации на разных своих уровнях оказывает содействие и поддерживает развитие образования и повышение уровня профессионализма у молодежи, а Федеральные государственные образовательные стандарты направления подготовки «Организация работы с молодежью» отдельно выделяют коммуникативную компетенцию как важный элемент в характеристике будущего специалиста по работе с молодежью. Отсюда следует, что существует необходимость реализации проектов по совершенствованию коммуникативных компетенций будущих организаторов работы с молодежью.
2. По итогу проведенного среди будущих специалистов по организации работы с молодежью социологического исследования, было выяснено, что молодые люди выбрали приоритетными компетенциями своей профессии те, которые напрямую связаны с овладением коммуникативными навыками и развитием коммуникативной компетенции. К тому же молодые люди считают роль коммуникативной компетенции в своей профессии очень значимой. При этом основная часть опрашиваемых молодых людей в среднем оценивает свой уровень владения коммуникативной компетенцией на пять баллов из десяти, а превалирующее большинство считает необходимым повышать свой уровень профессиональной компетенции. Отсюда следует вывод, что будущие специалисты по работе с молодежью признаются в том, что их владение коммуникативными навыками находится на среднем уровне, при этом признавая важность этой составляющей в своей работе и необходимость работы над ее совершенствованием.
Выбранная для проекта форма организации (дебатный клуб) представляет интерес для будущих организаторов работы с молодежью, и большая часть из них готова принять участие в таком дебатном клубе. Таким образом становится понятно, что проектная идея по организации дебатного клуба «Брейнсторм» для организаторов работы с молодежью на базе кафедры социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ» необходима и интересна для специалистов по организации работы с молодежью, так как они получат возможность не только осваивать теорию по дебатным турнирам и эффективным коммуникациям, но и отрабатывать ее на практике, что позволит развивать их коммуникативную компетенцию.
3. Ведущий социальный эффект от реализации проекта по организации дебатного клуба для будущих организаторов работы с молодежью «Брейнсторм» - это совершенствование уровня знаний и отработка практических навыков, способствующих развитию коммуникативной компетенции участников клуба. Необходимая теоретическая база позволит участникам оттачивать свои коммуникативные компетенции в практических занятиях и дебатных турнирах, что поможет им справляться с трудностями изложения собственной точки зрения в различных вопросах и ситуациях, развить толерантность и терпимость к чужим мнениям, отличным от их собственного, а также позволит научиться анализировать ситуацию с различных сторон и поспособствует развитию логики, системного и аналитического мышления.
Кроме того, изучается вопрос о повышении уровня осведомленности будущих организаторов работы с молодежью в сфере тех тем, по которым они будут готовиться к дебатным турнирам, привлекается их внимание к различным актуальным проблемам, существующим в Российской Федерации. Это также позволяет развивать профессиональные компетенции будущих специалистов.
Все мероприятия, осуществляемые в рамках проекта, тесно взаимосвязаны между собой и направлены на получение обозначенного социального эффекта проекта и его целевых показателей.
Первостепенной работой является составление и проработка теоретической и практической частей программы дебатного клуба, поскольку именно качество их содержания позволяет достичь результатов, направленных на совершенствование коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью.
Перспектива коммерциализации проекта состоит либо в установлении членского взноса участников за вступление в клуб, либо в организации отдельных платных мастер-классов, турниров и занятий. Однако оба пути будут осуществимы только при значительном повышении качества преподаваемого материала и приглашении компетентных специалистов для обучения участников.
В заключение следует отметить, что представленные результаты позволяют говорить о том, что цель выпускной квалификационной работы по разработке проекта, направленного на развитие коммуникативной компетенции будущих организаторов работы с молодежью в образовательном процессе вуза, была достигнута.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/420237592. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.02.018 г. № 77 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью» Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789378/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с молодежью» (подготовлен Минтрудом России 24.05.2018 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56653795/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Закон Белгородской области от 03.10.2013 г. № 223 «О
поддержке молодежи в Белгородской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/469023887. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
6. Распоряжение Правительства Белгородской области от 15.05.2017 г. № 219-рп «Об утверждении Плана реализации государственной программы Белгородской области «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы» на 2017 год» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/450225240. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
7. Постановление Правительства Белгородской области от
31.05.2010 г. № 202-пп «Об утверждении Положения об управлении
проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях, предприятиях и организациях» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/424080691. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
8. Алехина, И. Имидж и этикет делового человека [Текст] /
И. Алехина. - М.: Дело, 2001. - 112 с.
9. Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия [Текст] /
Д.Н. Александров. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 304 с.
10. Андреев, В.И. Коммуникация [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Звезда, 1993. - 280 с.
11. Анисимова, Т.В. Современная деловая риторика: Учебное пособие. [Текст] / Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 432 с.
12. Анохина, Н.В. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах [Текст] / Н.В. Анохина // Вестник образования. - 2011. - № 11. - С. 51-58.
13. Аннушкин, В.И. История русской риторики. Хрестоматия: учеб. Пособие для студ. Гуманитарных факультетов вузов [Текст] / В.И. Аннушкин. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998. - 416 с.
14. Аннушкин, В.И. Риторика: учебное пособие [Текст] /
В.И. Аннушкин. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 122 с.
15. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст] / пер. с англ. под общ. ред. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с... 64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ